Этическое и эстетическое в человеке

Наташа Шевченко
                Здесь лапы у елей дрожат на весу…
                В.Высоцкий


     Стоит ли говорить, что делясь своими мыслями по заданной теме, я сообщаю о своем субъективном видении?
     А та или иная система общественных отношений? Разве они не субъективны на разных этапах существования человечества?
     Общественное сознание, традиции, моральные и нравственные нормы, человеческий фактор каждого художника – как все это взаимодействует и как влияет на формирование нравственности и восприятие красоты человеком?
     На все эти вопросы давным-давно даны ответы. Потому, не стану отвлеченно философствовать.
     Но у меня есть один вопрос к человеку, с которым шапочно знакома, общалась лицом к лицу, но все время знакомства не позволяла себе задать его. Из уважения и какого-то благоговения. Знаете, когда человек велик, трудно подойти к нему со своими мыслями, в переживании, что до меня ли ему будет?
     Этот очерк обязательно передам Сергею Ковалю, о нем речь. Наконец-то решилась спросить. И если получу ответ, обязательно помещу здесь. Думаю, что не одна я захотела бы увидеть его отклик.
     Красота спасет мир. Кто не знает этой фразы из «Идиота» Ф.Достоевского? А кто верит в это?
     Вся наша жизнь говорит о том, что красота хрупка и нежна. И не до нее совершенно, когда рушится мир. Ее нет в тех, кто направляет оружие. Или?..
     Знаменитому фото французского фоторепортера Марка Рибу, сделанному на антивоенной демонстрации хиппи в Лето любви 1967 года перед зданием Пентагона, 21 октября исполнится 50 лет. На ней девушка (Jan Rose Kasmir) вставляет цветок в дуло винтовки, направленной на демонстрантов. Тогда не произошло ни одного выстрела. Случайно? Или?   
     На самом деле, знаменитая фраза Ф.Достоевского не об эстетическом восприятии, а о духовной красоте. И если подытожить ВСЕ его мысли на эту тему, то получается, что с одной стороны, красота спасет мир, а с другой, красота есть объект, а не сила спасения.
     «Красота спасет мир, если мы спасем красоту» - эту надпись на латыни волшебник Сергей Коваль отразил на одном из источников красоты его маленького, но такого огромного мира. О его волшебстве ничуть не преувеличиваю. И счастлива за саму себя, что случаю было угодно познакомить меня с ним и его творениями.
     Но все по порядку.
     Проезжая через белорусскую деревню Литовка, не могли не остановиться в восхищении от увиденного. В нескольких метрах от дороги строилась сказка.
     Схватив фотик, оставив уставшую семью любоваться происходящим издали, помчалась в Нее.
     Представьте общую картину: живописное небольшое озеро, питаемое родником, расположенное между дорогой и лесом. Слева от озера простирается долина, обрамленная высоченными деревьями. На ней несколько зон отдыха с художественно оформленными кованными мангалами с лопаточками на цепи, с великолепными железными рукомойниками, с деревянными столами и навесами над ними, и конечно, с необходимым обязательным благом цивилизации. Справа – комплекс-хуторок из нескольких построек и архитектурно-скульптурных малых и больших форм. Расположены они на пригорке, как бы над озером.
     Ну а вдоль дороги, удивительная автобусная остановка со стоянкой.
     На комплексе кипит работа, крутится бетономешалка, снуют строители, художница расписывает огромное полотно, и всем этим действом руководит мужчина в красной футболке, я подумала, что прораб. Спросила у него, могу ли фотографировать чудеса, которые вижу, а он… улыбнувшись сумасшедшей улыбкой, просто таки протащил меня по всему тому, что я и не мечтала увидеть. Мне казалось, что отвлекаю его, все пыталась сказать, что, спасибо, и так много увидела, но нет!
     Это была экскурсия с рассказами, что было, что есть, что будет. Очень эмоционально, с перескакиванием из исторического в задуманные планы, Сергей увлеченно пел о своей сказке. В удивлении смотрела на то, как он этим живет, слушая, порой, не понятные для меня вбрасываемые фразы, перемежающиеся с фактами и утверждениями, которые на тот момент ставила под сомнение. Но молчала и запоминала. С тем, чтобы позже проверить в инете. Куча информации, сумасшедший напор чудного экскурсовода, увиденные парадоксальные сочетания произведений искусства заставляли мое сознание витать в удивительном и нереальном мире почти сюра.
     Это потом, я узнала, что экскурсию для меня проводил великодушный хозяин поместья, он же волшебник, он же бизнесмен, он же меценат Литовки, Беларуси да и всего мира. Это несомненно.
     Объясню почему.
     Долина у озера, с местами для отдыха, о которой написала выше, обустроена для людей бесплатно. На озере всегда отдыхали люди, но отсутствие цивилизации сказывалось. Оставлялся мусор, не всегда соблюдались правила поведения в обществе. И Сергей дал им эту цивилизацию. За собственные средства организовал прекрасное место отдыха, что само по себе уже великое дело. Единственным условием стало только одно – не мусорить.
     А автобусную остановку уже сейчас можно назвать музейным экспонатом. На ее стенах внутри и снаружи объемные картины эпического сражения, карта с замками Беларуси, отрывок из поэмы «Гражина» Адама Мицкевича, который воспел в своем произведении исторический момент на данном озере. Художественное мастерство поражает! Когда впервые увидела эту остановку, еще не знала тему ее мотивов, но высоким искусством прониклась с первого взгляда. Даже урна сделана так, что не возможно не оставить ее фото на память: из металла, в виде бревнышка с ветками.
     Но главное то, что заинтересовавшись и так поразившись увиденным, нашла информацию о тех исторических событиях, узнала больше об Адаме Мицкевиче, уроженце этих мест, о легендарной Гражине – жене князя Литавора, участвовавшей в битве в доспехах своего мужа.
     И важно то, что проезжая время от времени мимо этой, наверное, самой концентрированно-художественно-исторически-мастерски сделанной остановки, над которой трудились скульпторы, каменщики, кровельщики, художник… то ли из земли, то ли из временных порталов, то ли из моей души, каждый раз встают картины прошлых времен. Ну разве Сергей Коваль не волшебник?
     Будет ли светить солнце, будет ли лить дождь, будет ли снег укрывать все вокруг покрывалом, а уставшие путники, деревенские или городские жители, остановившиеся в ожидании транспорта, никогда в этом месте не заскучают. Сквозь них будет проходить национальная история, по карте они смогут наметить следующее место для посещения. А дети наверняка запомнят слова великого поэта, с такой любовью выписанные мастером на стилизованном пергаменте.
     И ведь это только небольшая часть ансамбля-причуды! 
     По направлению к усадьбе сказки, мост через ручей. И сам мостик, выложенный камнем, и арт-объекты вокруг него предваряют будущее волшебство: железный дракон парящий над яйцом у воды, фонарь, мостовое ограждение с уже навешанными на нем замками влюбленных пар, каменные ступени в озеро…
     На каждом шагу останавливаешься, чтобы полюбоваться, рассмотреть, запечатлеть на память увиденное.
     И дальше, вверх к нескольким большим и маленьким домикам с переходами, каменными стенами, массой удивительных скульптур, объемных настенных росписей и барельефов снаружи и внутри домов.
     Снова пишу об экскурсии. Не успеваю фотографировать, Сергей тащит дальше, приглашая в дом. Удивленно спрашиваю, неужели он приглашает незнакомого человека вот так просто? Улыбается.
     Я тогда еще не знала, что волшебник не только для себя это все ваяет. А вернее, вообще не для себя. Мне кажется, что его тут только эмоциональная составляющая проекта. Он живет созиданием.
     Находиться в его усадьбе можно в любое время, 24 часа в сутки, в том числе в помещениях. И это тоже бесплатно!
     Вот мы в комнате, на стене которой огромный барельеф Высоцкого. Почему? А потому, что это комната Владимира Высоцкого и Марины Влади. Еще не до конца сделанная. Практически здесь, в этом самом месте, но в предыдущем старом доме, они жили, когда проходили съемки фильма «Сыновья уходят в бой». И да, в Беларуси Высоцкий написал некоторые свои песни, в том числе и ту, что строчкой звучит в эпиграфе к этому рассказу.
     А в следующей комнате, в полуприлегшем положении на камине, под самым потолком, обнаженная скульптура женщины-ангела в человеческий рост с раскрытыми крыльями почти на всю ширину помещения, а на потолках роспись с ангелочками. Стены, окна, потолки, все будто идет к закруглению процесса, но еще делается. На мой вопрос, когда объект будет завершен, получила «никогда»! Все будет продолжать создаваться всегда. И это тоже вынос мозга.
     Я побывала в гостях у гномов, пока их не было дома, как сказал Сергей. Это отдельное обалденное строение и тема. Мы прошлись мимо разнообразных скульптурных композиций, некоторые из которых только намечались. А он все говорил и говорил. Удивительный сумасшедший художник жизни.
     И понимаете, Сергей мог бы тратить деньги на свои нужды, сами знаете, какими они бывают у бизнесменов. Но у него другая, особенная цель существования.
     Увидеть такое воочию, прочувствовать кожей величие создаваемого, попытаться понять, расшифровать задуманное, лететь клином вслед за лидером духа…
     Я уходила потрясенная. Мне неимоверно повезло стать на несколько мгновений причастницей необычайного длящегося и кипящего события. Попрощавшись, шла к машине, пытаясь переварить увиденное и услышанное, а оглянувшись, засмеялась.
     Сергей уже захватил в свой увлекательный плен парочку молодых людей, тоже остановившихся у одного из объектов, чтобы сфотографироваться.
     Я очень боюсь, что когда-нибудь, смена времен или эпох не пощадит этого рукотворного величия, этой совокупности красоты художественной и красоты духа человека.
     В маленькой точке на Земле, в деревне Литовка, так случилось, что встретились этика с эстетикой, поселились в одном человеке, который загорелся сам и осветил дорогу многим. И это не пафос, а констатация.
     Как это произошло?
     Это именно тот вопрос, на который мечтаю получить ответ у Сергея Коваля.


_____
На фото только часть остановки в деревне Литовка

Список сотоварищей по игре здесь: http://www.proza.ru/2017/10/13/1563

_____
К великой скорби тысяч людей, 01.01.2019 Сергея не стало
Я получила от него ответ на вопрос. Надеюсь, смогу отразить его через время