Христианские чудотворцы ч. 2-4-1

Владимир Бровко
                ч.2-4-1
          Христианские Чудотворцы-Змееборцы!

( работа имеет 13  редких фото. их посмотреть можно тут:http://h.ua/story/440783/# )


       Продолжаем наше исследования христианских святых которые наряду с другими своими заслугами перед Богом, были признаны еще и «ЧУДОТВОРЦАМИ». И в этой части, мы с вами займемся выяснением вопроса о том, как двум   христианским святым Федору Стратилату и Георгию Победоносцу пришлось в своей земной жизни сразится с невиданном в наши дни диким зверем, и я бы сказал чудовищем, которое принято называть «ДРАКОНОМ или ЗМЕЕМ»!
       Но, я начну не с них, а с рассказа, о том действительно ли водились в нашем МИРЕ «Драконы» или «Змеи», с которыми приходилось, если поверить рыцарским средневековым романам постоянно сражаться не только рыцарям, но другим людям менее благородного происхождения.
     Тем более мне как автору книги «Город Змиев и его тайны» эта тема достаточно хорошо известна. А вы уважаемый читатель в качестве вводного в тему материала теперь   должны  будете сами познакомится  вот с этими частями вышеназванной  книги: http://h.ua/story/339526 / и http://h.ua/story/339663/ .
      А теперь, когда вы уважаемый читатель уже как я надеюсь достаточно много знаете о «змеях и драконах» и можете как я думаю уже на правах специалиста и сами отличить миф от правды! мы и сможем перейти к описанию жизни и деяний нашего первого героя.
      Но для этого нам нужно будет мысленно перенестись в поздний период Римской империи (IV век н. є.) и посмотреть на жизнь и деяния некого христианского подвижника по имени «Федор» получивший в богословской литературе прозвище «Стратилат». «Стратилат» в римской армии это командир пехотного отряда. А в случае с Федором Стратилатом –командир городского гарнизона.
                И в этом погружении в древнюю историю более чем на 1600 лет тому назад нам поможет православное «ЖИТИЕ»! Существует несколько разных житий Ф. Стратилата. Но то что я далее привожу есть русский вольный перевод, сделанный в конце XVI века с греческих Житий.
 
                ЖИТИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
                Дни памяти: 8 февраля, 8 июня
      Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.
     Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.
     За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников.
      Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия".
     Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.
     В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор.
     Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
     Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим.
      Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.
      Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина.
       Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей".
      Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь:
      Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь.
       Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение.
      Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами".
       Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому".

        Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов.
         По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.
       Перед смертной казнью он сказал Уару:
      "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
      Итак, подводим итоги чудес, совершенных Ф. Стратилатом

1. Он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита.
2. По своим молитвам перед Богом был исцелён после пыток и снят с креста. Но не предпринял попытки к бегству и престал перед судом императора Ликиния.
3. Принял мученскую смерть путем отсечения головы, но перед смертью получил дар Божий на исцеления и успел исцелить много горожан г. Гераклея от психических и нервных заболеваний (освободил от БЕСОВ)!
       А теперь по очереди все перепроверим. И начнем мы с истории г. Евхаита и евхаитского дракона!
   И тут оказалось г. Евхаит а правильно он назывался «ЕВХАИТЫ» находился на той территории что сейчас занимает Турция.
     Справка: Евхаиты (этот ромейский (римский) город и крепость, ныне Бейузю, деревня в Турции, в составе Меджитёзинского района Чорумского ила.
   Расположены в долине реки Ирис (;;;;, ныне Ешил-ырмак), в Еленопонте, в области Ваваномон (;;;;;;;;;), к западу от Амасии.
       Город располагался на дороге, связывавшей Константинополь с Амасией через Никомидию, Гангры и Помпеиополь, и являлся почтовой станцией.
    Кроме того, как родина мученика Феодора Тирона, являлся местом паломничества христиан со всей империи. В празднование святого в городе проходила крупная ярмарка по продаже скота. Но об этом святом, мы далее тоже поговорим, а пока я продолжу описание города. А там уже в V веке был основан монастырь во имя святого Ф.Тирона. В так же с этого времени городе располагалась архиерейская кафедра.
Святые жившие в городе:
Мч. Феодор Тирон (+ ок. 306) – родился и похоронен в городе
Мч. Феодор Стратилат (+ 319) – родился в городе
Свт. Македоний II, патриарх Константинопольский (+ 516) – сослан в город
Свт. Иоанн (XI в.) – епископ Евхаитский

     При императоре Анастасии Дикоре на рубеже V-VI веков город был местом ссылки: сюда были сосланы в том числе патриархи Евфимий и Македоний, несогласные с монофизитской ересью императора.
     В 515 году в область вторглись гунны, в связи с чем городские стены были значительно укреплены. В конце VII века город вошел в состав фемы Армениаков. В 811 году - подвегся нападению арабов.
      Ко второй половине X века относится упоминание о нахождении в городе павликиан.
       В конце XI века ранее лишь вторгавшиеся в регион турки начали активно ставить свои кочевья к западу и юго-западу от города. Чинимый ими разбой быстро привел к упадку и исчезновению города.
       Однако, небольшое поселение на этом месте сохранилось, переместившись несколько южнее от прежнего местоположения города. Развалины городской крепости получили название Кале-тепе (тур. "крепость на холме"), а сама деревня до 2-й трети XX века деревня сохраняла историческое название в отуреченном виде Авкат, после чего была переименована в Бейузю.
    Но вот с Драконом, что терроризировал жителе г. Евхаиты под которым что у греков, что у римлян подразумевалась «большая и страшная змея, чудовище необыкновенной силы, величины, ядовитости, с крыльями и пастью, изрыгающею пламя и обитающая то в морях, то на суше, особенно в пустынях», у нас как-то не получилось!
    Ибо совершенно нет никаких достоверных данных о том, что такой ДРАКОН был!
     Ни одна историческая греческая или римская хроника периода жизни Ф. Стратилата нам ничего не сообщает о жестоком и кровожадном Драконе и почти национальном герое Федоре Стратилате г его убившем!
      В связи с чем, все то, что мы прочитали в ЖИТИИ Федора Стратилата о «ДРАКОНЕ» есть такой детский по своей наивности пассаж: "Святой, с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его…" Итак, герой народного эпоса Иван-царевич оказывается жив. Вернее, у него есть христианский прототип!
   Но мы с вами уважаемый читатель живем уже 1600 лет спустя описываемых тут событий и поверить этому сказочному житийному наследию Христианства нам людям сегодняшнего века, с нашим уровнем развития науки и техники!  не оставляющими при этом ни малейшего, тебе, места чуду, мифу или путь религиозной, но сказке! приходится в своем мозгу постоянно сомневаться в этой истории, делая поправки на мифологичность прошлого!
     Само же Христианство - должно было из мифологии (детский мифологический период) - выйти в философию - потом разорвав рамки - выйти в науку.
    То есть найти четкие научные обоснования тем или ином пропагандируемому на страницах разных ЖИТИЙ чудесам.
    А христианство, по личному мнению, автора как бы застряло на мифологическом уровне поздней античности!
      Причем это особенно заметно в православии его российского варианта! Которое даже на удосужилось официально перейти на «Грегорианский календарь», не говоря уже про все остальное, что хотя и вынуждено но сделала римско-католическая церковь!
      Скажем сделать признание что это Земля вращается вокруг Солнца и что она не есть Центр Мироздания, а всего лишь песчинка, затерянная на отдалённых задворках КОСМОСА!
   
     Разобравшись с мифическим Драконом, нам теперь надо   мысленно перенестись в г. Гераклея где находился римский легион, которым командовал наш Федор Стратилат, который к тому времени правда неизвестно от кого, но принял христианскую веру.
      И вот тут у нас первая сенсация! В период, описываемый нами, в Римской империи существовало 9 городов с названием Гераклея.
             Гераклея Понтийская — на территории современной провинции Зонгулдак (Турция).
• Гераклея Линкестис — в современной Македонии.
• Гераклея Кибистра — на территории провинции Конья, Турция.
• Гераклея Синтика — в современной Благоевградской области (Болгария).
• Гераклея Луканийская — на территории провинции Базиликата, Италия.
• Гераклея Минойская — древнегреческая колония на юго-западе Сицилии.
• Гераклея (Ираклия) Фракийская — на территории провинции Текирдаг, Турция.
• Гераклея — древний город на Крите, ныне Ираклион.
• Гераклея — древний город в Колхиде, ныне Анаклия.
           Спрашивается так где же служил и был убит Ф. Стратилат? На этот счет ни одно из его Житий не дает нам никакого ответа или даже косвенного намека!
     И вот тут вашему автору пришлось применить все свои таланты и большой опыт аналитической работы, чтобы «методом перебора всех вариантов» все же установить его.  Приняв при этом во внимание, что Федор Стратилат у нас является первым из известных нам христиан в Гераклеее прийти к выводу, что речь идет о г. Гераклеее Понтиской расположенной на турецком берегу Черного моря.

      Справка: Гераклея Понтийская (др.-греч. ;;;;;;;; ; ;;;;;;;, тж. ;;;;;;;; ;;;;;; или ;;;;;;;; ;; ;;;;;) — мегарская колония на южном побережье Чёрного моря, около устья реки Киличсу (в древности — Лик или Ахеронт).
       На территории древней Гераклеи сейчас расположен турецкий город Эрегли (тур. Karadeniz Ere;li) и одноимённый район в провинции Зонгулдак, Турция. Река называлась так же, как река в царстве мёртвых — Ахеронт. Здесь, по верованиям древних, находился один из спусков в преисподнюю, естественно, что здесь было и прорицалище, где вызывали и вопрошали души умерших.
            История города
    Гераклея Понтийская была основана дорийцами из Мегар. Единственная дорийская колония в Северном Причерноморье — Херсонес Таврический — была основана выходцами из Гераклеи Понтийской.
…..
   В начале III века до н. э. Зипойт — царь Вифинии — развернул агрессию против Гераклеи; воспользовавшись ослаблением этого полиса в период господства Лисимаха, он отторг большую часть гераклейской хоры и даже серьёзно угрожал самому городу.
      Гераклея входила в состав так называемой «Северной лиги» (Византий, Гераклея и Калхедон). Вифинский царь Никомед I, по договору с лигой, вернул гераклеотам (правда, за значительную денежную сумму) их прежние владения.
    В конце 190-х годов до н. э. вифинский царь Прусий I предпринял поход против гераклеотов, завоевав Киер и Тиос и едва не захватив саму Гераклею. Далее у города обычная история….

                Мифы
Гераклея Понтийская — один из наиболее известных городов, которые посетили аргонавты. Согласно мифологии, Ясон, Орфей, Геракл и другие приплыли на судне «Арго» по пути в далёкую страну Колхиду за Золотым руном. Именно тут Геракл совершил один из своих 12 подвигов: он победил пса, охранявшего вход в пещеры, ведущие в подземное царство бога Хадеса, и спустился в царство мёртвых.
    В первые века нашей эры эти пещеры использовались как тайное место поклонения первыми христианами!
    Разобравшись как бы с Гераклеей Понтийской как местом гибели Федора Стратилата, мы теперь переходим к изучению личности «императора Ликиния» -так он назван в ЖИТИЕ! Но, увы такого императора в Римской империи никогда не было, но зато был другой и звали его «Флавий Лициний»! И он как раз и есть тот император что казнил Федора Стратилата!
     И вот его краткая биография:
    Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний (лат. Flavius Galerius Valerius Licinian Licinius; около 250—325) — римский император в 308—324.
            Лициний происходил из Дакии и был с давних пор знаком с императором Галерием, особенно со временивойны против персидского царя Нарсеса.
           В 307 году Галерий сделал Лициния своим соправителем с титулом Цезаря и оставил его для обороны Иллирика и Фракии.
           Сам Галерий двинулся в Италию против Максенция. По возвращению в 308 году он провозгласил Лициния Августом и отдал под его власть Рецию и Паннонию(Виктор Аврелиан, «О Цезарях»; 40) .
           После смерти Галерия началась война между Лицинием и Максимином, который владел Сирией и Египтом.
           Войска обоих претендентов встретились в Вифинии, но императоры сумели договориться о разделе власти. Лициний получил европейские провинции императора Галерия, а Максимин — азиатские.
           В 313 году Лициний женился на Констанции, сестре императора Константина I.
           В это время Максимин решил начать войну и переправился с большим войском в Европу. Лициний поспешил обратно, но из-за внезапности нападения сумел собрать лишь небольшую армию.
           Неподалеку от Геллеспонта произошло сражение, где Максимин был полностью разбит и вынужден был бежать в Азию.
          После того как тот умер в Тарсе, все восточные провинции признали власть Лициния (Лактанций, «О смерте гонителей» 36, 45, 49).
         « Лициний был по своему нраву очень жаден. По своей натуре он превзошел всех, был очень властолюбив, был очень суров и раздражителен, и враждебно относился к наукам.
        Во всем он придерживался военной дисциплины» (Виктор Аврелиан, «О жизни и нравах римских императоров»; 41).
          После гибели всех остальных императоров, Лициний и Константин остались единственными владыками римского мира.
         Мир долго не простоял и сразу после смерти Максимина вспыхнула новая война, которая продолжалась десять лет.
         В 314 году Константин разбил Лициния у Цибала, и захватил у него Далмацию, Мезию и Македонию.
         В 324 война возобновилась. Лициний был опять разбит во Фракии и отступил к Халкедону (Виктор Аврелиан, «О Цезарях»; 41).
         Константин преследовал того в Малой Азии.
         В последней морской и сухопутной битве у Никомедии Лициний был побежден и сдался Константину. Он передал Константину своё царское облачение и отрекся от власти. Константин сослал Лициния в Фессалоники, но спустя некоторое время приказал задушить его.»
        Вот такая биография у Лициния. Оказывается, быть императором Римской империи это не всегда было большой удачей!
        Но, читатель сразу может риторически спросить:
       С Лицинием все ясно, а как же эпизод с казнью Ф. Стратилата?
        Ведь это случилось в 319 г. н. э в г. Гераклее Понтиской!?
       Но тут нас ожидала новая сенсация. Из биографии Лициния  видно, что он  никогда не был вэ
Том городе!
      Ибо с 314 по 324 года непрерывно вел войну с византийским императором Константином Первым и все военные действия шли на территории нынешней Болгарии, Греции и Македонии! А Гераклея Понтийская была глубоким тылом у Константина Первого!
    И раз так! то возможно Гераклея Понтиская и не была местом казни Федора Стратилата!,а это был один из тех 8 городов, что я указывал выше. Например, Гераклея Линкестис — в современной Македонии, Гераклея Синтика — в современной Благоевградской области (Болгария) или Гераклея (Ираклия) Фракийская — на территории провинции Текирдаг, Турция. Где точно воевал император Лициний!
                ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ
      « Гераклея; греч. ; город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), расположен на расстоянии ок. 90 км к западу от К-поля, центр митрополии К-польской Православной Церкви.
     В античности назывался Перинф (;;;;;;;;); переименован в И. Ф. имп. Диоклетианом в 286 г. по Р. Х.
    Город основан как древнегреч. колония выходцев с Самоса ок. 600 г. до Р. Х. Экономическому процветанию Перинфа в античности способствовало его расположение на важном для Др. Греции торговом пути в Чёрное м. (Понт Эвксинский).
   В 46 г. по Р. Х. Перинф стал столицей рим. пров. Фракия, а затем был отстроен имп. Веспасианом (69-79). Сохранению значения Перинфа в рим. период способствовало то, что через него проходили крупнейшие на Балканах рим. дороги - Эгнатиева дорога и путь, ведущий в Наисс (ныне Ниш, Сербия) и Сирмий (ныне Сремска-Митровица).
     Согласно древнему преданию, через Перинф проходил ап. Андрей Первозванный (Gregorius Turonensis. Liber de miraculis beati Andreai apostoli // MGH. Scr. Mer. Vol. 1. Fasc. 2. P. 831-832;
     Греческие предания о св. апостоле Андрее / Под ред. А. Ю. Виноградова. СПб., 2005. С. 44, 58, 62, 178, 313, 328). Первым епископом Перинфа, согласно церковной традиции, считается ап. Апеллий (SynCP. Col. 785).
     В Перинфе правителем Помпианом при имп. Домициане (81-96) была казнена мц. Севастиана, ученица ап. Павла, схваченная в Маркианополе.
      При имп. Антонине Пии (138-161) в Перинфе пострадала мц. Гликерия из Траянополя.
      В Житии святой говорится, что ее мощи были погребены Перинфским еп. Дометием.
      Традиционно его считают современником мц. Гликерии, но Д. Стьернон предположил, что скорее всего еп. Дометий был инициатором перенесения мощей святой в нач. IV в. (Stiernon. 1990. Т. 23. Col. 1324-1325).
      В 303 или 304 г. в Адрианополе пострадали Ираклийский еп. Филипп и его диакон Ермий (BHL, N 6834).
      Мч. Акакий сотник и сщмч. Мокий были подвергнуты мучениям в И. Ф. при Диоклетиане и затем обезглавлены в г. Византий.
      В И. Ф. особо чтился Доростольский мч. Дасий, также пострадавший при Диоклетиане и Максимиане.
       При имп. Лицинии (308-324) в И. Ф. были казнены Ираклийские мученицы (40) и Аммон диакон.
       И поскольку у нас появляются новые герои повествования то разрешите мне их и представить поскольку они как раз очевидно и были теми первыми христианами города которых обратил в христианство наш Федор Стратилат или который сам к ним примкнул».
    Эта дополнительная информация поможет нам лучше понять, как жилось христианам в городе и как император Лициний относился к ним! 
    Тем более что там нас ожидают новые и невиданные ранее ЧУДЕСА!
          ИРАКЛИЙСКИЕ МУЧЕНИЦЫ (40) И АММОН ДИАКОН
мч., (пам. 1 сент.), пострадали при имп. Лицинии (308-324). Сохранились пространное (BHG, N 2280), сокращенное (BHG, N 2281) и краткие синаксарные Жития этих святых.
        По приказанию имп. Лициния наместник Вавд отправился во Фракию разыскивать христиан, к-рых он заключал в темницы и предавал мучениям.
       Когда Вавд прибыл в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), мн. христиане скрылись в горах. Затем наместник отправился в г. Веррия (ныне Стара-Загора, Болгария).
       Один из знатных горожан, по имени Клавдиан, сообщил Вавду, что недалеко от города в аскитирии подвизаются 40 дев-христианок.
        Они отвратили многих жителей Веррии от идолослужения, в т. ч. Кельсину, знатнейшую из горожанок, которая присоединилась к подвижницам. Вавд призвал к себе Кельсину, но не смог убедить ее принести жертву языческим богам и дал ей 3 дня на размышление. Кельсина отправилась в аскитирий, рассказала о случившемся, и девы стали готовиться к исповедническому подвигу.
       Их наставником был А. д., к-рый призвал их быть готовыми принять мученический венец.
      На 4-й день Вавд послал за ними отряд и привел их к языческому храму, вокруг к-рого собрался народ.   
       По молитве И. м. произошло землетрясение, святилище рухнуло, идолы упали и разбились, а жрец Зевса был поднят огненными ангелами и долгое время оставался в воздухе, а затем упал на землю и умер.
      А 40 дев и А. д. вернулись в аскитирий, а наместник - в преторий
     Он созвал знатных граждан, чтобы узнать их мнение.
      Один из них, по имени Сильван, сказал, что храм обрушился, т. к. боги пришли в негодование из-за того, что им пришли принести жертвы девы, почитающие Христа, поэтому они покинули город и наказали жреца, собиравшегося принять жертвы из рук христианок.
      Знатный горожанин Руфин предложил сжечь И. м. вместе с аскитирием. Но Вавд решил сначала отправить донесение о случившемся имп. Лицинию.
       Затем он призвал И. м. и А. д., обвинил их в том, что они разрушили храм, и пообещал подвергнуть их пыткам, если они не принесут жертвы языческим богам.
        Дерзкое обличение А. д. идолопоклонства разгневало Вавда, и он приказал повесить его на дереве, строгать ребра и жечь свечами.
         Видя, что диакон остается непреклонным, наместник велел надеть ему на голову раскаленный шлем (в нек-рых списках Жития - щит) и бить мученика палками. По молитве А. д. шлем перенесся с его головы на голову Вавда, а затем огненные ангелы подняли наместника на воздух.
       Он стал просить А. д. пощадить его и был опущен на землю.
         Вскоре пришло приказание Лициния привести И. м. и А. д. в Гераклею (ныне Мармара-Эреглиси, Турция; см. Ираклия Фракийская).
        Там они поклонились мощам мц. Гликерии. Ночью она явилась И. м. и А. д. и ободрила их перед предстоящим мучением.
      Но кто такая эта мц. Гликерия?
      ГЛИКЕРИЯ  мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария.
      Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь.
        Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу.
     Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста.
   По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась.
   В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ.
   На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу.
      Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи.
       Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой.
         Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане.
         По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой.
            Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице.
             Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа.
       Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.
        Церковь во имя Г. в Ираклии в 591 г. посетил имп. Маврикий, о чем сообщает совр. ему историк Феофилакт Симокатта, к-рый также рассказывает о чуде от мощей Г.: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в к-рый стекало миро, на серебряный и купил последний в К-поле.
         Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху К-польскому свт. Иоанну IV Постнику.
          Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также имп. Ираклий, что свидетельствует о почитании Г. в Ираклии по крайней мере до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Г. были перенесены на о-в Лемнос. Однако глава мученицы, по нек-рым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в ц. вмч. Георгия Победоносца.

      Сохранилось анонимное греч. Житие Г. в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Г. Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

   В греч. и зап. календарях память Г. отмечается 13 мая, однако в ряде визант. рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

    Мощи Г. привезены в Москву в 1604 г. архиеп. Феодосием Амиклонским от К-польского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг. (Христианские реликвии. С. 114).
  Ну а теперь продолжим историю с Ираклийскими мученицами:

    «Представ перед императором, И. м. и А. д. обличили почитание идолов. Лициний приказал отдать их на растерзание зверям на стадионе, но те не тронули мучеников. Святые предрекли приход к власти царя-христианина, к-рый воздвигнет множество церквей (т. е. равноап. имп. Константина I Великого).
          Тогда разгневанный Лициний приказал сжечь 10 дев на глазах остальных, 8 чел. обезглавить, 10 - пронзить большими вертелами сердца или головы, а остальным вложить в уста раскаленные железные шары.
       По молитве А. д. пламя в костре угасло, а брошенные в огонь девы безболезненно скончались. Затем остальные были казнены в соответствии с распоряжением императора. А. д. был в числе 8 обезглавленных.
      Согласно сокращенному Житию, 10 мучениц были сожжены на костре, а других обезглавили, закололи мечами или пронзили им уста раскаленными вертелами. Тела И. м. и А. д. были погребены благочестивыми мужами.

      В пространном и в сокращенном Житиях названы имена И. м.: Лаврентия диаконисса, Феоклия, Феоктиста, Дорофея, Евтихиана, Фекла, Аристенета, Филадельфа, Мария, Вероника, Евфимия (или Евлалия), Лампротата, Евфимия, Феодора, Феодота, Тетейя (или Тетесия), Акилина, Феодула, Аплодора, Лампадия, Прокопия, Павла, Юнилла (Иулиана), Амплиана, Персида, Полиника, Мавра, Григория, Кирия (Кириакия), Васса, Каллиника, Варвара, Кириана (Кириена), Агафоника, Юста, Ирина, Матрона, Тимофея, Татиана, Анна (Анфуса).
      Во всех греч. Житиях диакон назван Аммоном, а не Аммуном, как в современном календаре РПЦ.
       В Гераклее были и другие убийства первых христиан:
      В неизвестное время в И. Ф. принял мученическую кончину Агапит (Агапий), упоминаемый в греч. Синаксарях (19, 20 и 22 нояб.).
      Имена некоторых ираклийских мучеников не вошли в греч. календари, но сохранились в сир. и лат. источниках.
        В Сирийском Мартирологе (411) под 26 марта отмечена память «в Ираклии во Фракии из древних мучеников Маркиан», т. е. он пострадал ранее гонения Диоклетиана (Un Martyrologe et douze M;nologes syriaques / ;d. F. Nau. P., 1915. P. 14. (PO; T. 10. Fasc. 1)).
       В Мартирологе блж. Иеронима уточняется, что Маркиан был епископом (MartHieron. Comment. P. 162-163).
       В Сирийском Мартирологе также упомянуты претерпевшие мучения в Перинфе еп. Евтихий (29 сент.; его память включена и в Иеронимов Мартиролог - Ibid. P. 532), пресвитер Идист (13 нояб.; в Иеронимовом Мартирологе под этой датой к нему присоединены Евтихий и Фелиций - MartHieron. Comment. P. 598), пресвитеры Феодот и Димитрий (14 нояб.) (Un Martyrologe et douze M;nologes syriaques / ;d. F. Nau. P., 1915. P. 21-22. (PO; T. 10. Fasc. 1)).
    В Иеронимовом Мартирологе из мучеников, принявших кончину в Перинфе, также указаны Климентин, Феодот и Филомен с дружиной (14 нояб.), Кандид (5 и 7 янв.), Феликс и Ианнуарий (7 янв. и 14 февр.), Виктор (1 апр.) и Васс (5 авг.) (HieronMart. Comment. P. 26, 29, 92, 169, 418, 599).

       В 297 г. И. Ф. стала главным городом (митрополией) созданной Диоклетианом пров. Европа; после отречения Диоклетиана в 305 г. находилась под управлением имп. Галерия до 311 г., а затем его преемника Лициния.
    В 313 г., в ходе одной из междоусобных войн, И. Ф. была захвачена войском имп. Максимина Дайи, но после его поражения во Фракии Лициний возвратил ее себе. С осени 324 г., как и весь Восток Римской империи, перешла под власть имп. Константина.»
    Вот такая достоверная история г. Гераклеи Фракийской  .

    И там действительно был император Лициний и казнил там христианских мучеников!
    Но христианские хроники и мартирологи ничего на не говорят о воине Федоре Стратилате и его противостоянии с императором Лицинием!
    Хотя случай был явно необычный и дерзкий!
    В связи с чем, мы далее теперь разберемся с обстоятельствами мученической смерти Федора Стратилата!
    И тут,  у нас опять возникают противоречия с вышеуказанным ЖИТИЕМ!
    Ибо если говорить прямо, то Ф. Стратилат сам и чисто добровольно в порыве «фанатического христианского рвения» по сути  спровоцировал императора Лициния на свою казнь!
    И я бы назвал   все эти дествия  Ф. Стратилата -  крылатым выражением «Вызываю огонь на себя»!
     Ну и раз так, то его историю уже современным нам языком можно рассказать так.
    После того как Федор был назначен военачальником (стратилатом) и находился со своим подразделением в городе Гераклее, он вступил в местную христианскую общину.
     И не просто стал тайным христианином, а начал активно проповедовать христианство!
     Что уже само по себе явилось нарушением римского закона о оскорблении богов и императора за которое виновных как мы убедились на вышеприведенных многочисленных примерах всегда приговаривали к смертной казни!
     Но поскольку реальная власть в городе принадлежала ему и его солдатам, среди которых у него очевидно было много сторонников из числа «тайных христиан», то местная римская администрация отрыто не вмешиваясь в ход событий все же сообщила в Рим   о действиях Федора.
    А сам Федор  к этому  времени уже решил пойти, как нынче пишут «ВА-БАНК»  чтобы  встретится с императором Лицинием и убедить его прекратить преследования христиан.
    И это момент по мнению Федора настал, когда большая часть горожан Гераклеии Фракийской была якобы обращена им в христианскую веру и он надеялся на ее отрытую и активную его поддержку!
   В это же время в императорскую ставку пришло и сообщение от местной власти о принятии Стратилатом христианства.
     Когда это сообщение доложили императору Лицинию, то он сразу послал за Федором сановников, требуя явки Феодора к себе.
     В ответ, Феодор в свою очередь отрицая  жалоб как навет! пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам!
    Вот часть послания Феодора к императору.
   Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:
…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…
…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам:
1. чтобы усмирить мятежный народ;
2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной верее»!!!
    Отослав это письмо Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос:
Дерзай, Феодор. Я с тобою.
    Т.е.  религиозное самосознание Ф. Стратилата стало настолько фанатичным, что ему уже начали чудиться «голоса» приказывающие ему совершать те или иные дествия, которые он принимал как Голос Бога!
   Хотя современная медицина характеризует это состояние человеческой психики как «слуховые  галлюцинации»! Подробнее об этом виде заболевания рассказано тут ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Слуховая_галлюцинация)

                Мученическая кончина
     Император Лициний   не стал себя  долгог упрашивать и прибыл в Гераклей. Причем   им было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов.
     По прибытии  в город он был торжественно встречен Федором как начальником городского гарнизона.
    Затем Феодор попросил императора Лициния взять привезённые им изваяния римских богов на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно.   
    Но, сам ночью решился на крайне дерзкий и смертельно опасный поступок! 
    Он, разбив статуи богов, их драгоценные части раздал нищим.
    Однако это не осталось тайной, ибо на следующее утро уже императорский сотник Максентий (заместитель Федора Стратилата не являвшийся христианином) открыл обман Феодора императору:
Он сказал:
    «Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат..!»

      Император был шокирован этими событиями!
     А вы бы уважаемый читатель на его месте не шокированы были бы?
     А вызванный для объяснения своего поведения Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов.
      В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора!!!
         По итогам этой встречи император Лициний был еще более оскорблён и велел немедленно как дело ясное и решенное быстро казнить непокорного военачальника.
        После этого Федора подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями.
      Затем его заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли.
       Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.
      «  Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте.
       Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде…»
          В результате этого чуда, уже  весь город уверовал во Христа, и жители пытались заступиться за своего стратилата.
       Стратилат Федор своей  проповедью прекратил междоусобицу между горожанами, по преданию он начал и исцелять больных.
      После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения и  добровольно пошёл на казнь.
          Он был усечён мечом 8 февраля 319 года.!
          Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.»
        И это все что мы можем взять из того или иного Жития Федора Стратилата.
        А в тоже время есть и другая важная проблема в почитании Федора Стратилата. И она состоит в том, что в самых первых Жития были уже допущены значительные ошибки и пробелы, а вот их перевод скажем на русский язык только усугубил первоначальную путаницу, что сложилась вокруг образа Ф. Стратилата как мученика!
     И тому виной то обстоятельство, что во-первых сам перевод греческих текстов часто приводил к смешению текстов, что являлось проблемой не только славянских переводчиков.
      Проблемой для  христианских богословов стала близость святых Феодоров — Тирона и Стратилата — они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего Змия, и оба были покровителями воинства Византийской империи!!!

   Во вторых к  тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

     В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя — «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона.
    Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

     Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата — по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

      Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:
Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери
— Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература
     Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.
     Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.
     При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными.
      А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:
«Феодор Стратилат и Тирон никогда не сливаются в одно лицо: повторяя в иконографии почти одни и те же черты… они остаются, однако, отдельными личностями.»
     Возможно это и так, но в конечном итоге это нисколько не развеивает те христианские мифы, что сложились, начиная с IV-XVI веков вокруг этих двух христианских мучеников….
      И современным христианским богословам надо бы вернуться к более тщательному изучению поднятой вашим автором темы, чтобы устранить все вопиющие исторические несуразности и прочие мифы!  из описания жизни обоих христианских мучеников. При этом отделив их при этом друг от друга или признав, что скажем тот же Федор Стратилат это и есть Федор Тирон!!! Просто средневековые монахи писавшие первое Житие Ф. Стратилата взяли за основу Житие Федора Триона и таким образом «искусственно» создали ранее неизвестного в христианстве святого мученика Ф. Стратилата»!

      А следующим после Федора Стратилата, в числе святых «чудотворцев-змееборцев» идет сам великомученик Георгий Победоносец.
     В самом кратком виде о нем можно сказать следующее: Великомученик Георгий Победоносец (IV в., 6 мая) родился в христианской семье в Каппадокии, исповедовал христианство и призывал всех принять христианскую веру.
      Император Диоклетиан повелел подвергнуть святого страшным пыткам и казнить. Великомученик Георгий погиб, не доживши до тридцати лет.
      Одним из чудес, совершенных святым Георгием, было уничтожения змия-людоеда, жившего в озере близ Бейрута.
     Георгию Победоносцу молятся как помощнику в скорби.
    Но Житие и прочите деяния Святого Георгия настолько я бы прямо сказал раздуты в своем мнимом величии официальной пропагандой, что в самой христианской церкви, что в ряде современных нам государств, что сам Георгий Победоносец стал по сути святым №1 после 12 апостолов Иисуса Христа!
    И поэтому такие» чудотворцы –змееборцы» как Федор Тритон и Федор Стратилат стоят и нервно курят в сторонке…