История на слух

Дмитрий Гостищев
Мыслю, следовательно существую.
Декарт

      Думаю, не я один замечаю, что наш язык всё больше «обрастает» свежими заимствованиями из других языков или давно знакомыми словами с новым смыслом. Например, «парк»... Раньше мы гуляли по паркам культуры и отдыха, ходили в зоопарки, знали о существовании таксопарков и т.д. Сегодня это слово используется для обозначения загадочных объектов или учреждений: индустриальный парк, исторический парк... Такой недавно открылся и в Ставрополе – как подарок горожанам к 240-летию города! Если сказать по-русски, это нечто среднее между музеем, лекционным залом и квестом (без тарабарщины не обойтись!) плюс обширная прилегающая территория. В рамках федерального проекта исторические парки, объединённые общим названием «Россия – моя история», появятся в 20 городах нашей страны. Мы, читатели Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих, решили не оставаться в стороне!
 
     Со мною, как всегда, были мама и брат. В сентябре мы несколько раз приезжали на вымощенную плиткой площадь с памятником князю Владимиру – копией Московского - и амфитеатром для проведения концертов, однако по лабиринту мультимедийного музейного комплекса путешествовал один Паша. С прошлого года у меня сохранилась рельефная иллюстрация с изображением скульптуры, благодаря чему я хорошо представляю длиннополое одеяние князя, крест и меч в его руках. Подойдя к молчаливой кучке экскурсантов, я назвался, обменялся с кем-то репликами и снова порадовался тому, что мои близкие рядом: большинства добрых знакомых из числа библиотекарей и членов ВОС здесь не оказалось... Фойе «храма истории» встретило нас многоголосьем и запахом хорошего кофе! Администратор, сновавшая между группами посетителей, предложила сдать плащи и ветровки в гардероб; дескать, предстоит что-то трогать и руки должны быть свободны.
 
     К нам подошла девушка-экскурсовод, Римма, о которой я, человек незрячий, мог сказать одно: у неё был слабый бесцветный голос... Потом уже мне пояснили, что одета она была стильно, но не броско, вдобавок – распущенные волосы, умеренный макияж. «Как же она будет перекрикивать шум сражений, колокольный звон и рёв пожаров? – усмехнулся  я. – Сюда бы моего учителя истории: объясняя мне тет-а-тет новый материал, он переносился в описываемые место и время, увлекал и увлекался сам, хотя не обладал зычным или басовитым голосом...» Ещё припомнил всех известных мне представительниц слабого пола по имени Римма. Точно, Римма Иванова! Сестра милосердия, участница Первой мировой войны, единственная в Российской империи женщина, получившая Георгиевский крест IV степени, – всё о ней, уроженке города Ставрополя! Кстати, она окончила Ольгинскую женскую гимназию, ставшую впоследствии родной для меня общеобразовательной школой №1.
 
     Нас ждали Рюриковичи, история многовекового правления которых охватывается первой из четырёх экспозиций! Три другие названы так: «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе» и «Россия – Моя история».  Я знал со слов брата, что в новом музее нет как таковых артефактов... Старинные украшения, оружие, предметы быта и многое другое можно увидеть на сенсорных экранах. Поэтому морально подготовился к необычному (для слепого – вдвойне) формату экскурсии. Мы постоянно пребывали в движении! Я попеременно оказывался то лицом к лицу с Риммой, и тогда благодарно ловил каждое слово, то – позади всей группы, когда мы поворачивались на 180 градусов... Очень мешал постоянный фон! Электронные светящиеся стенды издавали еле уловимый свист, вдобавок откуда-то лилось не то церковное, не то оперное пение... Такой звуковой фон отвлекал и, скажем прямо, действовал на нервы... «Уж лучше бы посадили нас на стульчики, - иронизировал я, - и раздали наушники: всё равно не оценим этого визуального великолепия!»
 
     История России – любимый школьный предмет нашей семьи. Выбрав его как дополнительный на ЕГЭ, Паша предложил родителям не тратиться на репетитора и совместно заняться подготовкой (впоследствии он набрал максимальные 100 баллов!), так что в музей мы пришли с тайной целью проверить не только свои, но и чужие знания. Экскурсовод не лезла в дебри... Последовательно рассказывала про каждого Рюриковича, строго придерживаясь общепринятых версий, отдельно касалась «местечковых» событий. Внутренне, надеюсь только внутренне, я скучал...  В какой-то момент мама шепнула мне на ухо, что сейчас перед нами - образ Дмитрия Донского. Позднее, работая над этой статьёй, я узнаю, что к лику святых он был причислен на Поместном соборе РПЦ только в 1988 году; а через пять лет отец купит у батюшки, посещавшего клинику, где я проходил лечение, иконку: понадеется, что святой поможет мне, своему тёзке. Когда мы дошли до Василия II, ослеплённого от имени «Господаря земли русской» Дмитрия Шемяки в месть за то, что сам великий князь лишил Василия Косого, брата того, одного глаза, Римма невольно или нарочно не назвала его Тёмным, ведь перед ней стояли такие же слепые люди. Я мысленно поблагодарил девушку за тактичность, хотя и понимал, что окружающие остались в неведении.
 
     Было забавно играть с Риммой в этакие догонялки: она  не успеет перейти к Ивану III, как я уже думаю о Стоянии на Угре (помню со школьных лет, что татаро-монгольское владычество закончилось в 1480-м году – век спустя после Куликовской битвы), она говорит о венчании Ивана IV  Васильевича на царство, как я уже перебираю в голове судебник Ивана Грозного, присоединение Казанского ханства, Опричнину... В зале наличествовали интерактивные карты, мультимедийные пол и потолок, «живая» книга, призванные усилить у экскурсантов эффект присутствия и дополнить их представления о торговых путях, мужском и женском платье того времени, строении избы и т. д... Но не хватало мне камерности краеведческого музея, где мы бывали не раз, не хватало исторических справок, напечатанных по брайлю..

     В фойе не смолкало многоголосье. «А люди-то идут!» - порадовался я. Школьники, студенты – вот для кого этот музей! В стороне высились многоэтажки микрорайона «Перспективный», население которого состоит в основном из молодёжи. Тоже потенциальные посетители! Об этом размышлял я, в то время как мама и брат хором убеждали меня в пользе от нашего культпохода.

     Что ж, польза есть! Наравне с большинством горожан побывал в открывшемся музее. Повторил историю нашего Отечества. Узнал кое-что новое для себя: Исидор стал последним русским митрополитом из греков, открыто симпатизировал Католической церкви; его действия, направленные на утверждение неприемлемой для Московского княжества Флорентийской унии, послужили одной из причин фактического провозглашения независимости Московской Митрополии.

                ***
     Застёгивая на ходу куртку, подумал: «Так и не довелось что-нибудь потрогать. А ветер по новой площади гуляет! Одевайтесь потеплее, если решите посетить наш исторический парк!»