Как час потехи государю Петру 1 службу сослужил

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Фото автора - памятник Петру 1 на холме Гремяч, вид на Плещеево озеро;   бот "Фортуна" в музее "Ботный дом";    якоря с Потешной флотилии Петра 1 возле "Ботного дома";   Озеро Плещеево, Переславль Залесский, Ярославская область.




Оказавшись на берегу красивейшего озера Плещеево, что в 120 км на север от Москвы, вспомнилась история создания потешной Флотилии Петра Великого. Недалеко от того места в устье реки Трубеж, где строилась флотилия, на холме Гремяч, сегодня находится музей-усадьба "Ботик Петра 1".

Это место было облюбовано юным Петром, куда он перебрался вместе с помощниками и корабелами после Стрелецкого бунта зимой 1691 года, и где были выстроены потешный дворец, деловой двор, кузницы, поварни, походная церковь.

Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра, в надежде обуздать юного царя, оторвать от военных потех, решила его рано женить. Но Петра всё же больше волновали другие вопросы - создание флота, который мог бы стать прообразом будущего, и смог бы научить служивых морскому ремеслу.

На "деловом дворе" изготавливались малые суда, большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, к которой были пришвартованы уже готовые корабли.

До этого момента приезжавший в Переславль молодой царь жил в настоятельских покоях Горицкого и Никитского монастырей. Но Гремяч холм был ближе к месту строительства флотилии, отсюда было удобно спускать суда со стапелей прямо на воды озера.

Следует сказать, что в 16-17 веках озеро было полноводным, и береговая черта проходила выше, в том месте, где сейчас проложена автодорога. Его площадь тогда составляла около 70 квадратных км, тогда как сейчас около 51.

Будучи уже императором со стажем, Великий Преобразователь в феврале 1722 года, проезжая через Переславль Залесский, обнаружил, что корабли, построенные корабельных дел мастерами 33 года назад, как прообраз Русской Флотилии, находятся в плачевном состоянии.

Царь издал специальный указ, которым повелевал "беречь остатки кораблей, яхт и галер".

Петровскую потешную флотилию собрали под навесы в центре города (центр тогда располагался вдоль реки Трубеж), составили их опись, назначили охрану.

Но судьба потешной флотилии была решена пожаром 1783 года, который уничтожил детище юного царя.

Оставшиеся в целости детали судов и предметы строений были собраны в амбаре бывшего "делового двора".

Среди этих остатков владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков в 1802 году обнаружил и бот "Фортуна" - единственное уцелевшее судно. Говорят даже, что в его строительстве принимал участие сам Пётр.

При финансовой поддержке всех жителей города губернатор строит каменное здание на горе Гремяч, куда переносятся остатки дома Петра и ботик "Фортуна"

Надо сказать, работы проводились не в один день, требовались многие усилия. Для этого был вырыт специальный ров, который наполнили водой, и ботик волоком вытащили на гору, поместив в здание.

"Ботный дом" стал одним из первых провинциальных музеев России.
   
Чтобы детали ботика дольше сохранились, здание музея не отапливается зимой, и по сей день. А деревянные части от порчи жучком обработаны специальным ядовитым раствором. Об этом говорят экскурсоводы детям, чтобы не трогали руками: видимо, были желающие "оторвать" кусочек от бота, на память.

Чем дальше от момента постройки потешной флотилии, тем больше к потомкам приходило понимание того, какую огромную роль это событие сыграло в истории Россиийского государства.

В 1850 году на горе Гремяч был установлен гранитный обелиск в виде усечённой пирамиды, на гранях которого вырезаны в камне надписи о значимых в истории усадьбы событиях.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых сюда приезжал и царь Николай 11.

***

Недооценивать значение, которое потешная флотилия и потешные войска сыграли в становлении личности Петра Великого, невозможно. Раздираемая на части соседями Россия нуждалась в военной реформе. Нужна была жёсткая рука, способная обеспечить обороноспособность государства.

Но вот вопрос: кто сыграл ключевую роль в этом становлении. Ведь отец Петра Великого, второй царь дома Романовых, Алексей Михайлович Тишайший, скончался от сердечного приступа на 47-м году жизни. Когда маленькому Петру было всего четыре года.

***

На время правления Алексея Михайловича пришлись тяжкие годы войны с Польшей, двадцатилетняя война с Турцией, подавление бунта Степана Разина, освоение Сибири, церковная реформа Никона и множество бунтов, с этим связанных.

Всё чаще это заставляло царя задумываться об укреплении военной мощи государства. И хотя сам Алексей Михайлович от рождения отличался мягкостью характера, был общителен, легко поддавался чужому влиянию, за годы своего правления не раз проявлял твёрдость, доводил задуманное до конца.

Примером может служить хотя бы разрыв его отношений с Патриархом Никоном после того, как тот выступил с идеей первенства церковной власти и соправительства, Патриарха и Царя.

Царь понимал, что Россия патриархальная держава, но не признание прогрессивных знаний, в том числе в армии и на флоте, может привести к полной потере самостоятельности. Были нужны новые вооружения, новые тактики ведения боя. Для этого понадобится государь, который сможет реформировать Россию.

Оценивая возможности своих сыновей, Алексей Михайлович остановился на младшем - Петре. С первых месяцев жизни мальчик проявлял незаурядные способности. Он был жизнерадостен, крепок телом, развивался быстрее своих собратьев.

Вот как об этом периоде пишет историк Б.Б.Глинский: "Уже шести месяцев он начал ходить по своим хоромам один или с помощью ходячих кресел на колесах, обитых на хлопчатой бумаге атласом с серебряными галунами. Но, наряду с быстрым развитием физических сил, в царевиче заметен был и поражавший всех рост сил духовных. Все свидетельствовало, что маленький Петр - ребенок необычайный, совершенно не похожий на остальных братьев и сестер, кроме Софии, с которой у него сказывалось нечто общее в характере."

Время книжного учения и писания наступило для Петра Алексеевича очень рано. Уже в 1675 году, при жизни еще Алексея Михайловича, к царевичу для этого дела был определен "подьячий тайных дел" Григорий Гаврилов, который крупным почерком, от руки, написал своему маленькому ученику азбуку и часослов.

Смерть Алексея Михайловича и наступившее смутное время в жизни Нарышкиных помешали продолжению занятий, однако уже весной 1676 года к царевичу в качестве учителя был приставлен подьячий из челобитного приказа, Никита Моисеев Зотов.

Специально для царевича художники рисовали картинки с изображением городов, стран, воинских учений, кораблей, битв. Огромную роль в становлении Петра-военачальника сыграл Зотов, рассказывая мальчику о военных подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, других видных деятелей.

В возрасте 10 лет, когда Петр стал соправителем Государства Российского, его интерес к военным наукам не ослаб. Напротив, его потешные игры переросли из просто забавы в школу обучения военным искусствам.

"Он рано научился смотреть смерти в глаза и сознавать безграничность своей власти. Насилия стрельцов, козни Милославских и все действия сестры Софии показали ему пример, что перед силою и властью все преклоняется и безмолвствует; неповинующимся же и прекословящим всегда могут быть противопоставлены самые крутые меры, где нет ни чувства жалости, ни милосердия" - так описывает историк Б.Б.Глинский этот сложный период в жизни юного царя. Что ещё больше подожгло в нём интерес к изучению военных наук для оснащения армии новыми вооружениями и строительства мощного флота.

После того, как в одном из амбаров юноша Пётр увидел старый английский бот, его интерес к строительству потешной флотилии разгорелся. Вот тогда-то он и приступил к освоению ещё одной профессии - кораблестроения. Разумеется, призвав в учителя голландцев из Немецкой слободы во главе со стариком Брантом.

Первые попытки построения парусного флота в России были предприняты ещё при Алексее Михайловиче Тишайшем, приказавшем соорудить морские суда на Каспийском море. Тогда и был с помощью Бранта построен первый корабль "Орёл", который во время бунта Степана Разина сгорел.

Занятый другими важными делами, царь Алексей Михайлович не возвращался более к этой теме, строительства мощного парусного флота. Но понимал, что будущее время будет иным. Для этого он поставил цель - воспитание своего сына Петра в духе военачальника, в духе развития самодеятельности, умения в том числе даже в забаве искать полезность и поучение. И это успешно воплотилось в жизнь с помощью мудрых и грамотных учителей, приставленных к молодому царевичу. .




Август 2017 г.

Продолжение "Святыни озера Неро" - http://www.proza.ru/2017/11/15/1527