Смерть наспор

Филипп Буланин
- Ну вот смотри, - сказал Вова, глядя на меня осоловевшими от алкоголя глазами. Он начал зачем-то вычерчивать на столе какие-то геометрические фигуры, совсем не связанные с темой нашего разговора, рассыпая по нему пепел с уже дотлевающей сигареты. – Смотри, - повторил он, в очередной раз пытаясь привлечь мое внимание. – Ты приходишь и говоришь: «Хочу умереть», с подробностями или без, не важно. А тебе такие: «Да, конечно». И все. Понимаешь?
- Понимаю, – ответил я. – А дальше-то что?
- Ну как что? Умираешь. – Ответил Вова, затянулся, кажется только второй раз, и расплылся в дымной улыбке. – Раз и все. Без каких-либо вопросов и, что самое главное, ответственности.
- Вова, ну при чем тут ответственность? Ну неужели ты думаешь, что это действительно единственное, что останавливает людей от суицида? – Я уже сбился со счета, который раз мы ведем этот разговор. И почти каждый раз он начинается у меня на кухне после того, как добрая половина бутылки уже выпита.
- Конечно! А что еще?
- Ну, страх, например. Инстинкт самосохранения. Да желание жить, в конце концов! – Я потянулся к Вовиной пачке сигарет, не потрудившись спросить у него разрешения. Он было покосился на мою руку, но тут же забыл о ней, вернувшись к теме.
- Вот инстинкт аргумент, конечно, а остальное – чушь собачья!
- Да почему же чушь?! – Выкрикнул я, поднося зажигалку к сигарете и делая первую за вечер затяжку, слегка прикрыв глаза от удовольствия.
- Да потому что, Илья, если бы люди хотели жить – они бы жили! А так они всю жизнь просто очень хотят умереть, но, во-первых, боятся себе в этом признаться, а во-вторых, не хотят брать на себя ответственность за свою смерть. Другое ли дело какая-нибудь судьба, в лице болезни, пьяного водителя, случайной пули, старости, дальше придумай сам. Или, например, специальное место, где можно просто умереть. Точней тебя «умрут» за тебя. Ты тут как бы и не при чем.
- С чего бы это люди не хотят жить? Давай, мне нужны аргументы.
- А ты посмотри, что ты в руках держишь? Это ли не доказательство?
Я понимал, к чему он ведет, но мне хотелось, чтобы он развил мысль.
- Продолжай, - ответил я.
- Что на пачке написано?
- «Курение убивает». – Скорчив суровую гримасу и понизив голос ответил я.
- Ты это знаешь?
- Знаю.
- И все равно куришь?
- Курю.
- Ну и вот.
- А что вот-то? Мне то все равно, сам знаешь. – Сказал я, сделав затяжку посильней и пустив Вове в лицо клуб дыма.
- Знаю, но все ведь поступают точно так же. – Вова тоже полез в пачку за следующей сигаретой. – У меня есть теория, что это единственная, самая настоящая причина, по которой люди курят. Это не никотин, не успокоение нервов, не еще какая-нибудь из тысяч причин, которыми люди оправдывают свои привычки. Просто люди хотят как можно скорей умереть. – Вова многозначительно посмотрел на меня, с таким лицом, словно я слышу эту его версию впервые.
- Вова, мы с тобой это уже сто раз обсуждали. Даже если так, то что?
- Ну как это что? Бедные люди страдают из-з своего неудовлетворенного стремления к саморазрушению! Нужно им помочь.
- Бред это все. Ты как напьешься, так дурак дураком. – Все эти разговоры внезапно испортили мне настроение, и я сунул окурок в пепельницу.
- Илюх, ты чего загрустил? Не устраивает тебя такая концепция мира?
- Не устраивает. Хочу «поней» и «радуг». – Вова рассмеялся.
- А давай поспорим? – Вова придвинулся ко мне, всем весом облокотившись на стол.
- О чем поспорим?
- Что я прав.
- И как ты это проверять решил?
- Как это как? Вполне известным тебе способом.
- Ну говорю же, дурак дураком. Ты совсем охренел?
- Ну а что такого? Не получится - и ладно. А получится – сколько людей осчастливим.
- И ладно? Это тебе не на фантики кто дальше плюнет спорить, Вова. Это серьезные вещи…
- Илья, ты с каких пор такой серьезный стал? И где твой азарт? Затеять войну – это запросто, а как поспорить о таком пустяке, так сразу на попятную.
- Миллионы жизней — это пустяк?
- Ага! – Возликовал Вова. – Значит ты все-таки признаешь, что желающих будет много?
- И ничего я не признаю. Мало ли дураков. Вот ты, например. Сидишь весь такой пьяный, могущественный и дурак. А что с людей взять…
- Боишься проспорить, значит?
- Да не боюсь я. Просто спор глупый. И на что ты поспорить хочешь?
Вова оглядел стол и комнату глазами и выдал.
- Да вот, например, на пачку сигарет!
- Ну это не серьезно. – Я даже как-то расстроился.
- А ты чего ожидал? На что нам с тобой еще спорить? Символизм – наше все. Нам больше ничего и не остается, кроме таких вот изящных радостей.
- Вова – ты дурак. И я вместе с тобой дураком стану. Ладно, уговорил. И как осуществлять будем?
- Да как – очень просто. Натыкаем по всему миру будочек таких, и пусть думают, что они всегда были.
- Ну закрутил. – Я закатил глаза. – Я думал ты просто эвтаназию легализуешь.
- Не, это волокита. Никто не захочет с бамажками возиться. А так пришел, сказал хочу и все. И нет тебя больше. И ответственность на исполнителях, ты чист. Ну наскучила жизнь – бывает. Обычное дело.
- То есть как, сидишь такой дома, говоришь жене: «Знаешь, что-то я заколебался, завтра домой не приду, умирать буду»?
- А почему нет?
- А она что?
- Ну это, конечно, от жены зависит. Может плакать начнет, отговаривать, а может спросит: «А почему аж завтра?». Дело житейское. Самое главное, чтобы люди не считали это чем-то из ряда вон. Как за хлебом сходить.
- Хорош хлебушек… - Я откинулся на спинку стула и задумался. Часть моих размышлений занимал вопрос брать ли еще одну сигарету. Подумал секунду и потянулся за следующей.
- Имей совесть, - сказал Вова, пододвигая пачку к себе.
- Тебе что, жалко? – Я достал свою пачку из кармана и закурил.
- Жалко у пчелки. Ты согласен? – Вова протянул мне руку.
- Да черт с тобой, согласен. – Я протянул свою руку в ответ.

***
- Знаешь, честно говоря, я сам такого не ожидал. – Вова сидел и крутил, разглядывая, новую пачку сигарет. – В мавзолей таких очередей не было.
- Так там только смотреть можно было. – Вова усмехнулся моей не самой удачной шутке.
- Да уж. И что теперь делать? Будем возвращать обратно, как было?
- А смысл? Люди получили то, что хотели. Так что, выходит, мы свою работу выполнили.
- Выходит, что так. – Вова все так же не отрывал глаз от пачки сигарет. – Но все равно, дальше то что?
- Да ничего. Будет так, как будет. Люди ненасытны, в конце концов. Может получив желаемое, наконец захотят получить что-то другое?
- Что, например? – Спросил Вова, наконец подняв взгляд на меня.
- Ну не знаю. Жизнь?
- Да, посмотрим.
- Посмотрим.
- Илюха.
- Что?
- А давай курить бросим?