Еврейский нос

Иветта Дубович Ветка Кофе
   Когда я родилась, мамина подруга , Линка Кринштейн,
еврейка по национальности ,
сказала маме :"Это не твой
ребёнок, это НАШ ребёнок ,
у неё будет крупный нос!"

   Да , такое не забудешь!

   Надо сказать , нос'ы у всего
семейства нашего были "картошечкой" , а у мамы вообще
"пуговкой". А у отца нос
соответствовал мужскому лицу ,
крупный он или некрупный , маме
было не понять.

   Тогда чьи гены во мне будут
проявляться ,если права Линка?

   Время пошло. До моего шестого класса оно шло тихо.

   И вдруг я...выросла!

   Никто бы не заметил ,
всем было некогда!

   Отец работал , приходил
с работы , читал.У нас было море подписных изданий. Книги
были его страстью.

   Мама , педагог, вся была
поглощена школой ,уроками ,
учениками ; нерадивых посещала
на дому .
   Ещё она занималась младшим
братишкой , тот пошёл в первый
класс.

   У нас были разные смены ,
и я была самостоятельной , без
хлопот.

   Именно с шестого моего класса мы стали жить в городе ,
юном городе нефтяников.

   Преподаватель физкультуры
углядел , что у меня  сильная
толчковая нога ,и записал во
все секции.Возможно , поэтому
я резко выросла ,за каких - то
два месяца!

   Обнаружилось это внезапно.

   Ноябрь. Мела метель . Надо
было переходить на зимнюю
одежду.

   Мама достаёт пальто ,купленное в августе ," на
вырост". И я предстаю во всей
красе : пальто  к'оротко ,
рукава - по локоть!

   Мама , не веря ,вчитывается
в этикетку ,только что срезанную...Как кадры немого
кино!

   Видимо ,именно тогда мама
разглядела меня. Я,синяя от
худобы ,да ещё и вытянулась!
Нос , видимо ,тоже. Но я об этом не знала...

   Конечно , мама пальто
поменяла , жизнь потекла своим
чередом.Участившийся пристальный мамин взгляд я
воспринимала как взгляд
учительницы...

   А однажды , зайдя в дом ,
услышала обрывок разговора :
"...да, отличница , да, слушается , растёт , но у неё
такой огромный нос!"

   (К нам, в гости ,приехали
родственники. Они сидели на
диване , мама рассказывала ,как
мы живём.)

   Как тут не догадаться , что
это про меня !

   Ладно , один раз.

   Ну, ладно ещё...

   Но как - то так получилось ,
в нашем доме , маминым голосом
стало  часто звучать имя Линки
Кринштейн! История моего рождения всплывала и обрастала
подробностями.И хотя у меня не было привычки вертеться у зеркала, теперь уж я находила
время , чтобы рассматривать
свой профиль.

   Мой нос был только моим ,
ещё и горбинка появилась!

   Мамины рассказы так угнетали, что я стала плакать ,
в подушку. По существу , ученица шестого класса - ещё
ребёнок. ( Мне жаль ту девочку ,которой была я.Но ничего не
поделаешь , не изменить того,
что написано на роду. Видимо ,
так приобретался опыт выживания
от отчаяния.)

   О, как изобретателен человек!

   Когда мы в классе собирались
в кружочек , поговорить о том ,
о сём , я умудрялась вертеть
головой так , чтобы лицо моё всегда было анфас! К каждому!
Цирк!

   И уж тем более , если подходил тот , кто мне нравился,независимо,мальчик ,
девочка или преподаватель, я
старательно прятала профиль.

   Только Эльверке, моей подруге, которая была как
сестренка ( наши соседи в селе,
соседями оказались и в городе),
только ей я доверила свою боль.

   Она махнула рукой:" Ты просто дави на кончик носа,
чтоб остановить рост.На уроках
удобно.Я делаю вот так,"-  и
показала, приподнимая нос кверху.

   "А тебе зачем?" - спросила я.

   "А вдруг , как у папы ,
будет загибаться!"

   Мудрая Эльверочка, оказывается,спокойно вмешивалась в область генетики
таким простым способом!

   У дяди Абдуллы ,её отца,действительно, носик
"опадал", и это было неплохо,
но не мне судить!

   И началась моя практика!На
всех устных уроках я выполняла
наставления подруги.

   Но,помогало ли? Только
подушка знала, сколько слёз
ещё вылилось на неё...

   Жизнь берёт своё! "Пришла
пора,она влюбилась!"

   Да, я влюбилась!И вся Вселенная распахнула передо мной свои сказочные владения;звёзды сверкали так,
что я забыла про всё на свете!

   ( В детстве очень любила
сказку " Крошечка - Хаврошечка". "Спи , глазок, спи, другой " - а про третий - то
она забыла! И мачехина дочь
все-все узнала!..На этом месте
сердце моё всегда обрывалось!..
Вот так же я забыла про свой
нос!)
   Но однажды... мой Любимый,
глядя на меня,вдруг сказал:
"Какой у тебя нос!"

   У меня похолодела спина.
Стало страшно, заморочало.

   Когда Он говорил про голос,
про ноги - ну,наверное,это всем
говорят, можно поверить,ведь
любовь.
   А тут про нос! Запрещенный
приём, да? Но Он не знал!

   Я подумала :" Ну,всё! Конец
нашим встречам, нашей любви..."

   И такая нашла на меня тоска...

   Но Любимый, взяв меня за
подбородок, поднял мою голову и
развернул в профиль...

   "Какой у тебя нос!" - повторил Он - и Его глаза
плавились от нежности!

   И хотя это было не по
правилам...я поверила!

   Дома,потрясенная таким неожиданным поворотом Судьбы ,
я всматривалась в зеркало, в себя.

   И , впервые за много лет , не видела ужасов.

   Наоборот, нос,как будто
смущаясь, что он такой красивый,смягчал до тихой
мелодии линию профиля.А я
удивлялась:"Это мой нос?!
Такой изящный, с горбинкой - и
он мой?!"

   Неуправляемые, неисчезаемые
улыбки бессонницы - и счастья
вообще - слетались на подушку
по ночам!

   А днём, теперь, я везде
выставляла свой нос!Сокровище
моё!

   И иногда, вспоминая Линку
Кринштейн,которую ни разу в
жизни не видела, шептала: "Линка! Он любит мой нос!Мой
такой прекрасный еврейский нос!"

   P.S. Когда я узнала про
геноцид народов, в частности, и
евреев,сила сострадания, жалости и обожания их увеличилась! Я чувствовала себя
избранницей этого народа, я
чувствовала, что это мои корни.

   P.P.S. Когда старший сын
учился ( и хорошо учился!)
в ВУЗе ,преподаватель, еврей
по национальности, выбрал из
всей аудитории именно его.
Он сказал, что у моего сына
настоящие еврейские уши ,
аккуратные и красивые!

   Дух захватывает, но это так!