Рассказы моей мамы. Родник моего детства

Маргарита Морозова 3
Родник моего детства.

«…Недалеко от города, в четырёх километра от него, была деревня, в которой жила мамина сестра. К ней я ходила с моей двоюродной сестрой.
Дом тёти стоял напротив заброшенного сада бывшего колхоза. «Лицом» он смотрел на сад и на грунтовую дорогу, тоже заброшенную.

Ночевали мы на сеновале: на сене – простыня, в наволочке – тоже сено. Большое слуховое окно смотрит на родник, который закрывают заросли терновника, ежевики, крапивы.
С нами на сеновале спал младший сын хозяйки, наш двоюродный братец. Вот он-то и пугал нас байками про родник…
В нашем воображении рисовались призрачные видения: растущее облако над родником, чьи-то шаги… «Идёт, идёт, идёт»…
Темнота, тени, плеск воды в ключах, и наш влажный страх, смешанный с любопытством!

Родник был большой. Сруб вокруг него - полтора на два метра, сложенный из брёвен в четыре наката. В один угол был положен камень, из-под него и сочилась вода, образуя ручеёк. Наружу она вытекала из отверстия в стене сруба. А дно родника – это чистый белый песок, всклокоченный бьющими ключами.
Я прямо лежала на брёвнах, свешиваясь с них, рассматривая эти живые ключи. Я так любила на их смотреть!

А вода настолько прозрачная, что её и не видно! Только пульсирующие ключи да взлохмаченный песок напоминали о ней.
Сколько раз мы ходили к роднику!  Это место было для нас свято – мы ничего не бросали в него, даже лепестка цветка. Мальчишки ходили по брёвнам, но мы, девчонки, боялись этого.

…Я ложилась на сруб грудью, ноги на земле, руки скрещивала под подбородком, и смотрела, смотрела, смотрела…
…Кажется, что воды вовсе нет, настолько она прозрачна… Но песок вихрится, как будто кто-то под землёй дышит, выдувая песчинки… Невозможно было оторваться от этого видения.

И этот ручеёк превращался в речку, становился шире и шире, лился по всему саду, там впадал в другую речку…

В одном заболоченном месте было что-то вроде озерка. Там, словно поставленная в хрустальную вазу с прозрачной водой, сплошь росла «ледяная» мята… Мы её так называли из-за того, что вода была такая холодная, просто ледяная! Невозможно было даже зайти в неё, не то, что стоять. Но нам так хотелось именно эту мяту! Мальчишки, кто посмелее, заходили в воду и рвали её, а нам, девчонкам, это было невозможно! Да и взрослые ругались: «Не заходите в воду! Ноги никто вам лечить не будет»!»

Два берега ручья были совсем разные. Один – это ровное поле. На нём, там, где протекал родник, сажали капусту, которую поливали прямо из прорытых от него канавок – арыков. Воды в ручейке-речке было чуть выше щиколотки, но её хватало полить огромное поле капусты…

А другой берег – на конце села - это отвесная стена из серого, всех его оттенков, пластинчатого песчаника. Прямо из трещинок в пластинках сочилась прозрачная вода. Она была такая же холодная и чистая, как в самом роднике. Мы подставляли ладошки – боком – иначе не исхитриться – и пили это живое волшебство.

Вы только представьте себе это чудо: берег высотой в два наших роста, и по всей его протяжённости из него сочится чистая, прозрачная, холодная вода!

Уже став взрослой, я побывала в этих местах: родник мой цел, но стал совсем маленький, чуть побольше пригоршни. Везде запустение.
Над берегом проходит дорога, а дальше всё распахано под дачи… Берег совсем сухой… И только в одном месте, по железной трубе, вмонтированной в берег, течёт вода родника моего детства».

07.10.17