Из будней арбузолитейного института

Алехандро Атуэй
    Кафедра прикладного кувшиноизлияния без малого 75 лет сеяла разумное, доброе, вечное и была на лучшем счету арбузолитейного института. Последний, в свою очередь, вот уже третий год боролся за звание университета. Образовательный процесс шёл своим чередом. Новость пришла как снег на голову. Преподавательский состав (в основном за сорок пять) собрали у декана.

- Попрошу только не перебивать и не комментировать. Все уже решено на высшем уровне. Так что надо отнестись серьёзно, с пониманием. Вы знаете, кто нам платит зарплату, а поэтому не нужно лишних разговоров о том, какую «музыку нам заказали играть». В общем, там, - и декан показал указательным пальцем вверх, подняв его выше головы, – считают, что система нашего образования устарела, и пора произвести её ключевую трансформацию. Цитирую дословно: «Мы сегодня переходим от школы знаний к школе навыков. Время показывает, что навыки доминируют над знаниями».

    Преподаватели загудели. В массах чувствовалось полное недоумение и недовольство.

- Я понимаю ваше негодование и в некоторой степени даже разделяю его, но иного пути у нас нет. Либо мы приспосабливаемся к новым реалиям, либо ищем себе другую работу. К тому же, только так наш институт сможет стать университетом…

   Гул потихоньку начал спадать. Видимо, каждый уже стал включать мозг, осознавая, как он будет воплощать в жизнь новые директивы. Расходились все с тяжёлым сердцем, прорабатывая в голове план реакции на вдруг обозначившуюся концепцию современного образования с учётом вызовов 21-го века.

   На другой день уже подъехали методисты, которые стали втирать преподавательскому составу суть реформ. Преподаватели пытались сначала спорить, доказывать свою правоту, но вскоре поняли, что методисты непрошибаемы, а точнее, они могли делать свою работу, но рассуждать о ней в принципе не были способны. Кафедре оставалось только покориться судьбе и выполнять волю посланников сильных мира сего.

   Как ни странно, студенты очень даже быстро приспособились к новым реалиям и показывали значительные успехи, осваивая на раз-два наборы навыков. Одни только преподаватели негодовали, как можно не задумываться над тем, что льёшь из кувшина. По новым веяниям важно было только, как лить, а что лить, совсем не имело значения. А этому научиться не так и сложно. Студенты, не разбирая, лили хорошо отточенными движениями из кувшинов молоко и компот с тем же энтузиазмом и оптимизмом, с которыми лили вино, сок или уксус. Им было абсолютно всё равно, что лить, а как лить они научились очень быстро.

   Вскоре на учёном совете института было решено заменить все жидкости водой, раз уж суть процесса, в части наполнителя, сводилась к формальностям. Вода была признана идеально подходящей под все случаи жизни субстанцией, а главное дешевой и общедоступной. Студенты с удовольствием лили воду, можно даже сказать «лили воду», получая за это отличные оценки. Уровень образования стремительно взлетел. Почти все стали круглыми отличниками, и ректорат уже не знал, как в создавшейся ситуации распределять лимит стипендий.

   На «тревожный сигнал» в институт из столицы прибыли эксперты, проверяющие работу своих методистов. Те, конечно, пришли в ужас от содеянного их подопечными, но предъявить методистам ничего не смогли – по сути-то, была запущена система, не противоречащая обозначенным тезисам.

   Эксперты стали убеждать методистов, что модель высшей школы, которую надо было поменять в корне, предполагала обучение студентов не просто навыкам, а навыкам принятия решений. Методисты тупо смотрели на экспертов и не понимали, что от них хотят. Преподаватели института с усмешкой смотрели на новоиспечённых методистов, как на первый аборт новой системы образования, и понимали, что последним не дано вникнуть в проблемы глобального вызова человечеству. Экспертам было невдомёк, что навык принятия решений не может существовать отдельно от области знаний. Уж кто-кто, а преподаватели-то знали, что любое решение, принятое без учёта багажа знаний, будет абсурдным.

- Эх! – сказали преподаватели. – Где наша не пропадала.

   И засучив рукава, взяли кувшины и пошли воплощать в жизнь новые тенденции, понимая, что никто кроме них не осилит очередную образовательную реформу …