Мамонтовая речка с комментариями

Анатолий Шишкин
     Как попала в мои руки заветная тетрадь и краткий пересказ записей с моими комментариями.
       Окончание. Начало http://www.proza.ru/2017/10/11/433
     В самом начале восьмидесятых я приехал в город Архару для работы на глубоко таежной гидрометеостанции Хара. Это значит, что на данной метеостанции еще проводят наблюдения не только за погодой, но и за расходом воды и её температурой в рядом протекающей речке (Хара). Из Архары на Хару я мог попасть двумя способами:
    -нанять местного лодочника с лодкой и по реке Архара доехать до её притока Хара и там еще где-то около сорока километров вверх до гидрометеостанции (ГМС).
   -Или дождаться оказии с вертолетом от местных летающих пожарников. Тоже за свой счет и даже немного дешевле.
      С пожарниками разговор был коротким. Начальник выслушал меня и изрек, что я «сухо говорю». Двух литров водки вполне хватило и на будущий перелет и заодно на койко место в штабе, прямо на территории аэродрома. Штабом и заодно по всей хозяйственной части заведовал родной брат начальника. Вечерами он мне выдавал спальный мешок и матрас. Мы сдвигали к стенкам столы и стулья, чтоб не мешали смотреть телевизор и укладывались на ночь прямо на полу.
До границы с Китаем было по прямой километров сорок и если слегка повернуть антенну на крыше, то можно было смотреть еще и китайское телевидение. Китайцы гнали голливудские фильмы, хоть и на английском, но смысл обычно был понятен и без перевода. Брат начальника был на редкость хорошим и деловым человеком. Он мне помог достать ружьишко. Познакомил с местным токарем, который мне сделал пыжерубку и прочий инвентарь на будущее. А когда увидел, что я заскучал, подарил мне ту самую тетрадь. Может быть, он что-то и рассказывал про автора, но уже забылось. Из тетради уже были вырваны несколько листков. Пожарники брали тетрадь с собой на пожары в тайгу и кто-то не постеснялся выдрать листок другой для особого случая. Для меня тогда было откровением, что все люди относятся к книгам и написанному двояко. Одни видят в книгах драгоценный источник знаний, а другие лишь бумагу. Молодой еще был, непонятливый. Одни всю жизнь учатся, другие живут и поучают. Всегда так было и будет. Прочитал написанное,  я быстро и если честно, был не в восторге от прочитанного, слишком много необычных приключений.  Тетрадь потом забрал с собой на ГМС Хару, решил в свободное время и от нечего делать сверить по картам и записям в тетради маршрут описываемой экспедиции. Точных карт у меня так и не оказалось, тогда все подробные географические карты были из разряда  особо засекреченных. Маршрут экспедиции проходил  где-то на территории правых притоков реки Лена, от Учура и Алдана на юге и до Колымской низменности на севере. До самой Лены экспедиция не выходила и на востоке за перевалы и хребты к Охотскому морю тоже. Тогда мне такой точности вполне хватило. Сегодня, если верить картам, это территория Франции, а может и поболее. Единственно, что я еще тогда уразумел, так это все помеченные коричневым цветом территории не только горы и горные хребты, а  в основном долины и иногда весьма обширные, с большим количеством озер, речушек, болот и кочкарника с относительно редкими, торчащими скалами-хребтами.
      На метеостанции была богатейшая библиотека с техническими справочниками на все случаи жизни и само собой художественной литературой. По справочникам я еще узнал, что бассейн реки Лена непредсказуем по геосейсмической активности и прочим геологическим параметрам. В любом месте может быть землетрясение до десяти баллов. Вечная мерзлота с мощностью до нескольких сотен метров вглубь запросто граничит с горячими источниками и грязевыми вулканами. Нередки мощные отложения известняков и прочих осадочных пород. Подземные реки и ручьи пробивают пещеры и образуют карстовые провалы на поверхности почвы, реки выходят в неожиданных местах на поверхность и уходят также неожиданно вглубь земли. Из местного населения в большинстве представители малых народностей и якуты. Основное занятие оленеводство, попутная охота на пушного зверя и промышленная рыбалка. От Якутска до Магадана есть круглогодичная грунтовая дорога. Остальное грузовое общение по дорогам зимникам. Передвижение по рекам для грузовых судов возможно чаще всего лишь по большой воде. Широко используется малая авиация. Чуть ли не возле каждого поселка построен примитивный аэродром или есть несколько вертолетных площадок.
      Самое интересное пришлось логически домыслить. Так как местное население пасет оленей, то основное передвижение по дикой местности надо рассматривать передвижение людей со стадом оленей. Наверняка есть места неудобные или даже опасные для выпаса оленей. Тут вариантов море. Дикие олени могут угнать с собой домашних и пастухи ничего поделать не смогут. Из-за каменных россыпей или древесных завалов олени могут покалечиться. На территориях с постоянными туманами, на обширных болотах и т.п. олени могут потеряться… Все это в итоге оказывается под запретом для прохода. Отгадайте с первого раза, как такие территории будут называться? Правильно! «Гиблое место», «Чертово ущелье», «Смертельный брод», «Долина мертвецов»… В итоге большая часть территории от Чукотки и до Енисея, там где пасут северных оленей оказывается под запретом для выпаса оленей. А заодно и для людей.   Специфика выпаса северных оленей такова, что на одном и том же месте оленей можно выпасать только через несколько лет. За счет запретных мест места возможного  выпаса сохраняются как неприкосновенные. И получается, что местное население чуть ли не специально создает на своих родовых землях тысячелетние заповедники с общей территорией в половину, если не больше, всей используемой ими площади. Где и сами не знают, что там и как там. Но как оказалось что-то знают. Открытый «вымерший» медведь местному населению был хорошо знаком и даже считался священным. Они даже друг другу из-за многочисленных «табу» многого не рассказывают. Да и не заинтересованы местные жители привлечением чужих людей в свои родовые уделы. Так что есть предпосылки обитания на «вполне освоенных» местными жителями местах якобы давно вымерших или необычных животных. В тетради были описания встреч с горалами, горными баранами, обилием непуганых кабарожек… Ближайшая популяция горалов обитает на Сихоте Алине в Приморье. С баранами проще. Они есть и в Магаданской области, и в Хабаровском крае. С кабаргой тоже понятно. Кому они в те времена были нужны?  При таком обилии копытных просто обязаны быть крупные хищники. Молодые хищники, тигры, медведи, леопарды… в поисках своей территории могут прийти куда угодно. Это факт. А при достаточной кормовой базе могут образовать местную популяцию.
Всему этому вполне можно поверить. Реликтовые медведи для местных охотников в разряде ТАБУ. Может и шерстистые носороги с мамонтами тоже не из фантастических предположений? Ведь время от времени их видят, то там, то тут. Из логических рассуждений выходит, что пространства для встреч с ними более чем достаточно, от Енисея до Берингова пролива и от Ледовитого океана до БАМА.
     В тетради были описания долин «Вечных туманов». Вполне возможно, что в этих долинах были выходы термальных (горячих) вод. Разница температур окружающего воздуха и прогретой земли и были основой для образования вечных туманов и как следствие создания участков с особым  климатом, флорой и фауной отличной от обычной вокруг. В тетради были описания, как какие-то крупные животные утаскивали водоплавающих птиц под воду. Это могут сделать и крупные рыбы. Вот кто утащил плывущего оленя рогача уже неизвестно. Свидетелями были все участники экспедиции и местный проводник. Значит и это было.
     Этот случай можно объяснить так.
     Известно, что при копке глубоких ям, шурфов в мерзлоте, нередко выкапывали замерзших лягушек и тритонов. Как только они отогревались, так сразу оживали и начинали жить своей обычной жизнью.
     Недавно выяснилось, что птичье яйцо можно заморозить на века и зародышу это не принесет вреда. Достаточно яйцо согреть и поместить в инкубатор, и выведется вполне полноценный птенец. Это касается практически любых птиц и возможно с яйце несущими рептилиями, например крокодилами или змеями? В термальных источниках среди вечной мерзлоты очень может быть, что создадутся все условия для возрождения из яиц маленьких змеёнышей или крохотных крокодильчиков. Кстати, многие рептилии и земноводные, и во взрослом состоянии запросто выдерживают длительную заморозку. Земноводные тоже могут быть очень больших размеров и страшными хищниками. Науке не всё пока еще известно.
   Вот пожалуй и все основное содержание тетради. С легким намеком, что все описанное в тетради МЫ можем увидеть своими глазами.
                Конец.