Мемуар - 21

Александр Ивашкевич
      Жизненная зарисовка... Как-то спонтанно пришло из памяти...
      В 1962-1967 годах мой отец служил в звании подполковника в Туркво (Туркестанский военный округ) в городе Душанбе.
      У нас в классе 39 школы учились 12 или 14 немцев. Их родители работали на бетонном заводе. Откуда они там я не знал. Таджиков в классе  было 2 или три человека. Остальные - представители СССР.
      Душанбе тогда был русским городом... Но по пацанским понятиям - очень опасный. Опасно было пацану ходить по чужим улицам. На войне как на войне - вот чувство нормального  пацана тех времён в городе Душанбе. Я жил за рекой душанбинкой на улице Нигмата Карабаева...   
      В классе я  сидел за третьей партой первого ряда у окна с Вовой Фишером. За мной сидел Леннер или Лайнер - отлично рисовал...
      Были в классе и Визер, Шван, Герб, Эбберт, Герберт и т.д. Всех не помню... Может и препутал некоторые фамилии...
      В 1967 году моего отца перевели служить в Казахстан - в Алма-Ату. Присвоили звание полковника. В  Саво (Среднеазиатский военный округ).
      В 1971 году в городе Минске мы встретились с Володей Фишером на Всесоюзной олимпиаде по химии: он от Таджикистана, я от Казахстана... Оба заняли призовые места. Получили почётные грамоты. Можно было поступать в любой вуз СССР. Без проблем. Но, как всегда... Разве может Россия жить без проблем???
      Он закончил Таджикский государственный университет. Потом уехал в ФРГ...
      А в 6-м классе мне пришлось бороться за честь и достоинство - ставить на место одного из этих сосланных немцев - Герба. Плюнул мне, этот  говнюк, - довольно симпатичный, но высокомерный малый, - как-то во время занятий в классе прямо  в лицо. Я не понял... Но, как знающий правила, воспитанный, интеллигентный пацан, сын офицера, сразу вызвал его "постукаться" после школы - так тогда называлась обычная драка пацанов для выяснения кто прав.
       У нас в классе был "пахан" - второгодник Алтынбаев. "Золотой человек" - как его называл наш учитель музыки Иван Харлампиевич. Играл на мандолине...
       Алтынбаев был неформальным судьёй. В те времена в нашей среде имелось два способа определить победителя: до первой крови или до терпения. Решили "до терпения"...
      Я, честно, не помню, что и как было. Дрался самозабвенно. Был уверен в победе, но контролирующее сознание тогда отключилось. Это было первый раз в жизни 13-го летнего пацана.   Единственный раз в жизни!  Мне потом рассказывали, что этого Герба я измахрячил по полной...
      Алтынбаев спросил у Герба: будешь дальше драться? Тот отказался. Я победил...
      В дальнейшем  этот Герб стал очень вежливым человеком...
      На фото мои друзья по тем временам. Фотографируя я. Фотоаппаратом "Смена - 8". Сам проявлял и сам печатал фотографии.
      Я в нашем дворовом междусобойчике друзей считался одним из самых сильных. Поднимал штангу своего веса. Дальше всех прыгал с места ( это было очень важно при игре "в отмирнова"). Делал на турнике "клёпку... Хорошо  играл в футбол. Делал самокаты,  самолёты, воздушных змеев...  Ракеты. Взрывы...   И всегда во всё шёл первым. У нас там было куда идти залезть...  Проводили  подземную теплотрассу, было навалом военных свалок, новостроек...  Я из свинца аккумуляторов выплавлял себе гантели...
      Представляете, - сейчас я это не представляю, -  идём мы как-то по улице и находим 50 рублей! По тем временам - это половина месячной зарплаты. Огромные деньги! Можно было купить футбольный мяч и майки с трусами... Мы тогда очень увлекались футболом.
      Я, как "правильный пацан", настоял чтобы мы это отнесли в милицию... Ну и дурак же я был...
      До сих пор удивляюсь - почему поступили по моему? Могли бы пацаны настоять и на другом. Но в те времена мы, многие, хотели жить правильно.. По книжкам и кино... Невзирая из какой ты семьи...
      Потом эта "милиция" нам по башкам стучала...
      Но я , наверное, вовремя покинул этот двор... Отца перевели в Алма-Ату.
      А то бы "Бригада" точно возникла в Душанбе пораньше чем в Москве...