Физиология и психология справедливости

Аникеев Александр Борисович
      Справедливость всегда была основой выживания народа Российской империи и стремление к ней значительной части населения России обусловлено сложными природными условиями. Во время голода, а голод в разных регионах Руси был регулярно вплоть до 20 века, выжить можно было только объединившись. И чаще  выживали те общества, для которых  солидарность, взаимопомощь и справедливость были не пустым звуком.

      Исходя из этого, большевики успешно совершили правительственный переворот под  лозунгами «Землю - крестьянам», «Заводы рабочим»,  «Власть - советам рабочих и крестьян».  А на производимые трудящимися средства для жизни, вместо справедливого распределения, как предлагали Маркс, Чернов и прочие, по количеству и результатам квалификации труда, большевики сохранили буржуазный рынок с товарно-денежным распределением, а себе буржуазные привилегии через кремлёвский распределитель.

      Но обобществление средств производства, не меняя форму распределения производимых трудящимся народом средств для жизни, не делает их доступными всем по количеству и квалификации труда! Меняется только характер собственности средств производства, а распределение средств для жизни сохраняется прежним – через рынок, а деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого присвоения в ущерб тем, у кого их недостаточно. 

      Рыночное распределение характерно только для буржуазного, капиталистического общества с монополией финансового, материального или административного капитала, а не закона о социальных гарантиях базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике общества.  А это ещё раз доказывает, что сохраняя буржуазные условия товарно-денежных отношений при распределении средств для жизни говорить о социальной справедливости для всех так же нелепо и бессмысленно, как и говорить о справедливости для всех при рабстве.
 
       Большевики предполагали, что все люди одинаковые и их мировоззрение и мироощущение зависит только от суровости законов и от воспитания. На самом деле, всё оказалось намного сложнее...

       У человека есть несколько нейромедиаторов, которые напрямую определяют его поведение: дофамин (и его производные адреналин и норадреналин), окситоцин, серотонин. Причём дофамин, окситоцин и серотонин являются антагонистами друг другу (не могут действовать на организм человека одновременно). Как правило, у каждого человека один из этих нейромедиаторов является преобладающим.

       Для большинства людей основным нейромедиатором является дофамин и именно он ориентирует человека на достижение определённого социального статуса по своим способностям.  Когда в случае сильной стрессовой ситуации у людей проявляется  активная фаза, то это дофамин активизирует выброс норадреналина, гормона ощущения активного всесилия, а затем появляется страх и паника, активизируется выброс адреналина и именно этот гормон мобилизует силы и помогает быстро найти решение для выживания на интуитивном уровне. Именно это свойство является феноменом адреналина. Статус в обществе существенно корректируется продолжительностью норадреналиновой фазы. Дофамин самый древний социальный нейромедиатор, его действие можно изучать даже на поведении обезьян в стаях, иерархия доминирования практически идентична.

      Именно дофамин заставляет покупать "статусные вещи", заставляет искать новые удовольствия (скачок уровня дофамина есть реакция нашего мозга на новую информацию о незнакомых позитивных ощущениях). Также заметим, что в чисто дофаминовой иерархии почти невозможна справедливая внутренняя торговля: доминант просто стремится забрать всё, что ему нравится.

      Второй нейромедиатор - окситоцин. В животном мире выступает как основа для заботы о потомстве, потребность кормить их, так как дети слабее и явно не способны прокормиться сами. Примерно для 5-10% процентов людей (оценка из процента невосприимчивых к "статусной" рекламе) окситоцин является основным нейромедиатором и именно у таких людей проявляется высокий общественный инстинкт и именно у таких людей часто проявляется потребность помогать более слабым.

      В обычных условиях (при неизменных внешних природных условиях) окситоцинщики находятся в худшем положении по сравнению с дофаминщиками: у них нет норадреналиновой ярости, у них нет дофаминового стремления к власти. Как следствие, они почти всегда попадают на нижние ступени статусной иерархии.

      Но всё меняется, как только случается кризис (похолодание, истощение кормовой базы, неурожай). В иерархии вожак до последнего считает (точнее чувствует подкрепление дофамином) свою власть важнее, чем выживание стаи. Также для социализированных по дофаминовому типу подчинённых особей любые внешние невзгоды заставляют только больше сплотится вокруг вожака. Но если дофамина в организме мало, то человек чувствует, что в этой иерархической структуре он всё равно лишний (так как не принадлежит к властной верхушке) и чтобы не погибнуть уходит (или провоцирует конфликт и его изгоняют). Потом эти изгои находят друг друга и объединяются для выживания. Но часто именно знания и опыт позволяют человеку быть мудрым, ибо именно ум и знания с добром есть мудрость, а без добра только хитрость.

      Так как окситоцин - гормон доверия, то в общине окситоцинщиков иерархия доминирования не выстраивается и та мыслительная энергия, которая обычно тратится на достижение или подтверждение статуса позволяет изобрести новый способ для выживания и это стало характерным способом жизни, например, для жителей Финляндии, где честность и взаимопомощь стали основой жизни этого народа. Также изобретательству новых способов выживания способствует то, что в отличие от иерархической структуры, где результаты изобретения можно использовать только после вожака, а вожаку западло повторять за тем, кто ниже по социальной лестнице, в неиерархической общине любой новый опыт достаточно быстро распространяется по всей общине. В частности, по такой же схеме образовывались средневековые города-коммуны Швейцарии. Для окситоцинщиков внутри группы естественной является экономика справедливого прямого и полупрямого, кредитного беспроцентного потребления по общинным принципам справедливости, а с чужаками - торговля.

      Но как только кризис проходит и община становится достаточно большой, и члены общины уже не знают хорошо каждого (предел Данбара), появляется потребность в представительной власти и снова на сцену выходят дофаминщики. Именно поэтому государства организованные по типу небольших социально-экономических общин  или коммун даже с разными внутренними законами, являются более социально стабильными и консолидированными, если есть сплачивающая всех общая мудрая идеология.

      Третий нейромедиатор - серотонин. Сдерживает агрессию, а в больших количествах делает человека социофобом.  Примерно для 1% людей (оценка из количества "хиппи" на пике их популярности) является основным нейромедиатором. Серотонинщики в целом не делят людей на "своих" и "чужих", а относятся ко всем или одинаково хорошо или одинаково плохо и поступают так, как им более выгоднее.
      Но здесь есть две проблемы.


      Первая: люди с разными доминирующими нейромедиаторами не могут поставить себя на место другого человека.  Дофаминщик не верит в дружбу, если нападает, то ожидает в ответ увидеть или ярость или страх. Окситоцинщик считает наоборот, что дружба важней власти и, что главное, чтобы "свои" победили, даже если за это придётся отдать жизнь. Серотонинщик вообще не понимает, зачем нужно воевать и как чужие интересы могут быть важнее жизни. Да, благодаря определённой культуре поведения, мало кто честно и публично выскажет своё мнение. Но если общественно приемлемое мнение не соответствует внутреннему мироощущению, то человек уверен, что все вокруг лицемерят.

     Вторая: сменить доминирующий нейромедиатор воспитанием невозможно. Всё равно, что воспитанием пытаться выработать у курильщика отвращение к никотину.

     Поэтому, когда в начале 20 века, после войны, революции и гражданской войны в обществе получилась достаточно большая доля окситоцинщиков, большевики решили, что достаточно взять под контроль образование и пропаганду, и население примет коммунистические идеалы. Но уже в Великую Отечественную большая часть окситоцинщиков погибла на фронте, а после войны образовалась классическая бюрократическая структура, где каждый в лицо знает только маленький кусочек структуры вокруг себя и жизнь других членов сообщества их уже мало интересует.

      И следующее поколение, желания которого уже в основном управлялись дофамином, стремилось к статусу и власти. Но при этом официальная пропаганда по-прежнему призывала стремиться к равноправию и социальной справедливости, общественная мораль порицала карьеристов. Это всё воспринималась дофаминщиками как крайняя степень лицемерия и отказ от коммунистической риторики с демагогическим принципом - от каждого по способностям каждому по потребностям, который каждый понимал по-своему, в основном как уравниловку, был только вопросом времени.

     Для дофаминщика жизнь при уравниловке была бы адом: всем всё одинаково, нет стремления быть лучшим и нет престижного потребления; старая статусная иерархия сломана, а новая ещё хорошо не прижилась, но в гражданском обществе унижать тех, кто ниже по статусу не разрешалось; конкретной иерархической пирамиды почти не стало, а когда у общества «нет цветовой дифференциации штанов, то нет и целей!)))».   А если таковых 90% населения, то зачем создавать общественный строй, который 90% населения делает несчастными, то есть недовольными жизнью?

     Для выравнивания условий жизни и для снижения влияния иерархической пирамиды в жизни людей оказались важными в неприятии советской идеологии не столько требования строгого соблюдения закона для каждого члена общества, строгого запретительного характера ко всем в отношении нарушения предлагаемого порядка для его обеспечения и за нарушение которого к любому будут применены жёсткие судебные санкции, сколько двойственность психологического воздействие на каждого человека, что не подчиняет всех адекватных граждан требованиям закона, а только травмирует центр, ведающий чувством справедливости, заставляя каждого чувствовать себя чем-то ущемлённым в правах и свободах.

     Поэтому очень важно, чтобы формы убеждения и принуждения не позволяли толковать ЗАКОН как кому вздумается, ибо это всегда играет двойственную роль и либо заставляет искать лазейки, чтобы обойти запрещение,  либо побуждает к борьбе с несправедливостью. Когда одним что-то разрешается, а другим запрещается, то это всегда не позволяет мириться с несправедливостью. Особенно это касается социально-экономических взаимоотношений граждан в распределении вознаграждения за труд. В любом случае такая двойственность ВСЕГДА плохо влияет на психику человека и не способствует развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости в обществе.


     Именно поэтому провозглашенная К. Марксом (1818 — 1883) идея бесклассового социально справедливого общества равноправных людей с общенародной собственностью на средства производства вместо частной собственности и которое должно быть основано при диктатуре сплочённого в свою партию пролетариата и прочих трудящихся масс, что в своем реальном воплощении при диктатуре тоталитарной партии и при монополии товарно-денежных отношениях в распределении базовых средств для жизни в России и в других странах, где пошли по этому пути, в конечном итоге обернулось фарсом и трагедией для миллионов людей. Но если настоящий коммунизм в чистом виде – это общество, где один для всех и все для каждого, и каждый пользуется всем необходимым от общей массы производимых социальных базовых средств и средств коммуникации для счастливой жизни, (а это кроме благоустроенного жилья, полноценного и сбалансированного питания и добротной одежды ещё и энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт) количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством от результатов его квалификации на рабочем месте в экономике страны, то капитализм в чистом виде – это яма с крысами, где сильный поедает слабого. Не желая быть съеденными, многие часто объединяются против сильных и жирных, проявляя смекалку выбираются из ямы и организуют новое сообщество на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  И, оказывается, на это способны даже крысы…

    А ведь более 150 лет назад Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

      Как будто до Маркса об этом никто не догадывался.

       Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о естественных правах человека иметь социальные гарантии на базовые средства для жизни по количеству и квалификации своего труда как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, которые сделали своим законом планомерное производство общими усилиями средств для своей счастливой жизни и справедливое их потребление. Каждый расходует свои индивидуальные физические силы в относительно равное для всех рабочее время как одну общую рабочую силу и потребляет необходимые ему средства для ежедневного и благополучного продолжения жизни.  Весь продукт труда союза этих людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания, фактуры для одежды и прочего членами союза, что становится индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих потребностей. Именно поэтому общая масса необходимых каждому средств для жизни должна быть непосредственно распределена между ними по потребностям каждого количеством относительно равномерно от относительного равенства общего для всех рабочего времени как относительно равного количества труда, а качество потребления средств для жизни у каждого будет от зарплаты по результатам от своих трудовых навыков и степени мастерства на своём рабочем месте в экономике общества. Формы такого распределения будут изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества. А товарное производство сохраняться вне необходимых норм необходимых каждому базовых средств потребления.

       Лишь для того, чтобы провести параллель со всеобщим товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения своих потребностей. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде базовых средств для жизни необходимых каждому, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм для благополучия каждого. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социальное и справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

        Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий до гениальности простое!
        От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества! Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость! И чем вам не нравится такой социализм???


       Где налажена такая система, то общество стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья! И только при таком принципе система может быть саморазвивающейся!

       Другой известный исследователь и теоретик в решении проблем справедливости, Дж.Роулз (1921 - 2002) утверждает, что целью общества является достижение социальной справедливости в естественных условиях честного и справедливого неравенства. Система его взглядов очень привлекательна для социально ориентированных партий, поэтому заслуживает пристального внимания интересующихся этой проблемой. В его системе главное место принадлежит двум определяющим принципам – «принципу свободы» и «принципу отличия». Первый – «принцип свободы» - означает, что каждый человек имеет право на свободу при соответствующих законах, которые не противоречат и не мешают свободе других, что перекликается с Золотым Правилом Нравственности, которое известно более трёх тысячелетий - «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!».  Второй – «принцип отличий» - распространяется на распределение доходов и производимых социальных благ необходимых каждому от естественного неравенства и отличия разных людей по способностям и по ответственности перед обществом.
   
        По Роулзу, общество распределяется на две основные группы людей. Одни имеют лучшие способности, таланты и более ловкие в делах, другие - менее одаренные, имеют менее обеспеченное положение в обществе и практически это формируется уровнем квалификации в труде.  Исходя из "принципа отличий" Роулз формирует порядок отношений между этими двумя основными социальными группами людей. Исходя из факта профессионального отличия, он считает, что вознаграждение людей при социально-экономическом неравенстве должно быть организовано таким образом, чтобы они не вели к ещё большему обнищанию наименее обеспеченных граждан.  При различиях в способностях к общественно необходимому труду социальные условия жизни всем должны определяться честно и справедливо качеством по условиям уровня способностей к труду или по результатам квалификации труда, а количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда. 

       Практически это можно реализовать так, что базовые средства для жизни в виде жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды распределяются относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды возможно и по зарплате от категории квалификации труда по нормативному законодательству определения квалификации на рабочих местах для увеличения эффективности экономики общества при сохранении рынка вне социальной сферы. Именно это в своё время в некоторой степени реализовал Роберт Оуэн на своих мануфактурных фабриках в Нью-Ланарке.  И именно так выглядит равноправие и социальная справедливость по Роулзу, когда он доказывает, что справедливое социальное неравенство организованное другим образом, вызовет нежелательную социальную напряженность и протест в менее успешных слоях общества. Но как во времена Роберта Оуэна не было желающих среди правительств разных стран и предпринимателей внедрять эти принципы у себя на предприятиях, так и сейчас мало желающих среди власть и богатство имущих лишаться своих буржуазных привилегий жить трудом своего народа.

        С нравственной точки зрения, концепция Оуэна склонялась к ответственности каждого человека участвующего в экономических отношениях по удовлетворению потребностей общества и в основе этой концепции лежали справедливые похвала и порицание,  вознаграждение и наказание,  что во все века  было в основе воспитания и развития всей сущности человека.

        С экономической точки зрения доктрина Оуэна была, конечно, социалистической, ибо обеспечение за добросовестный труд по социальным потребностям как в доме отдыха для нормального развития населения своего рабочего посёлка по способностям к труду это не денежное вознаграждение при капитализме, которого многим и сегодня иногда не хватает на самое необходимое, хотя денежное вознаграждение на всякую мелочь почти равное для всех рабочих там тоже выплачивалось типа денежного довольствия солдат и сержантов в Советской Армии.  А разве солдатам при трёхгодичной службе в СССР не выплачивалось равное для всех денежное довольствие в размере трёх рублей восьмидесяти копеек?  А ведь служба у всех солдат была разная! Сержантскому составу немного больше…
        А сегодня многие российские пенсионеры были бы рады такой жизни с общей столовой и сбалансированным питанием, если у каждого будет отдельная комната с туалетом и ванной, бесплатный проездной и телефон пусть и с определённым лимитом, с отделением милосердия с добросовестными санитарками и врачом для помощи совсем немощных вместо офицеров и сержантов...


       Несмотря на некоторую буржуазность теории Роулза, нельзя отрицать его последовательность, где очень интересен сам его подход к решению проблем социально-экономической несправедливости. Вся его концепция ориентирована, с одной стороны, на минимизацию социальной напряжённости, а с другой - на стимулирование общественного развития. Своё устройство "справедливого неравенства" он пытается организовать таким образом, чтобы были довольны все члены общества, но выгода "более удачливого" должна существовать лишь до тех пределов, пока от этого в определённой степени  может выигрывать и "менее удачливый" для стабильности социально-экономических отношений в обществе. Справедливость Роулз усматривает в том, что все социальные блага надо распределять поровну лишь в том случае, если неравное распределение по труду никому не даёт пользу. Все это возможно лишь на основе политического консенсуса и в экстремальные моменты жизни общества, когда все другие способы менее эффективны. Несмотря на все различия в подходах к решению вопросов социальной справедливости, все они провозглашают отказ от идеи "уравнительного распределения", поскольку это вообще мешает социально-экономическому прогрессу общества.

       Кстати, и Чернов (1873-1952), лидер российских эсеров начала века, тоже предлагал нечто подобное, но ни тогда, ни сейчас никто в России пока не предлагал реализовать их предложения по устройству общества -

       http://www.proza.ru/2017/01/25/2275 

       По экономической программе эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть сторонниками хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться после свержения монархии не только через партийный парламентаризм, но и через представительство организованных производителей (профсоюзы и союзы кооператоров), и организованных граждан в лице общественных организаций. Их основные требования отразила Программа, принятая на Первом учредительном съезде партии в конце декабря 1905 – начале января 1906 года.

       Эсеры считали, что надвигающаяся социальная революция в России должна совершаться организованными в партию трудящимися массами, которые объединяются для прогрессивных революционных изменений социально-экономических взаимоотношений в обществе, чтобы после свержения монархии и победы на демократических выборах при поддержке народа стать правящей  и вместе с избравшим её народом реализовать свою программу и направить все силы на осуществление коренных социальных преобразований на благо всего народа при постепенном сокращении монополии капитала и его эксплуататорской сущности в виде наёмного, кредитного и прочего экономического или финансового рабства и морального угнетения.

      Главной задачей этой партии была более прогрессивная организация труда и более справедливое распределение производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни. Это предполагалось сделать при замене товарно-денежной формы распределения самых необходимых базовых средств для жизни на более справедливое, уравнительно-трудовое при прямом или полупрямом распределении через беспроцентные кредиты по потребностям населения при гарантиях на социально-бытовые условия жизни, чтобы средства для жизни необходимые каждому распределялись количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда сложившегося при развитии капитализма, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи или изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда, сохраняя рынок вне социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм для благополучной жизни, отдыха и восстановления своих сил после работы. Чтобы уровень благосостояния каждого зависел от качества труда, а не только от неизвестно как добытых денег. Именно это необходимо было сделать для уничтожении социального деления общества на противоборствующие антагонистические классы угнетателей и угнетённых, чтобы независимо от выполняемой работы или службы необходимой для блага всего народа, каждый имел право на нормальные социально-бытовые условия жизни без какой-либо дискриминации по профессии, полу, возрасту, национальности и прочее, если человек добросовестно выполняет свои обязанности на рабочем месте в экономике страны. 

        Сделать это необходимо для того, чтобы у каждого были условия для благополучного и здорового состояния своего организма, нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуального-духовного развития как человека способного к творчеству во многих областях деятельности, чтобы у человека с детства воспитывались все положительные человеческие качества. Именно с распределением достойно труда необходимых каждому средств для жизни понимал Чернов справедливость экономики и как идеолог партии социалистов-революционеров связывал  положение в обществе той или иной социальной группы, класса или сословия. Именно в этом содержится существенное расхождение с марксизмом, в основе которого был пресловутый способ производства с отменой частной собственности и с диктатурой пролетариата.   

        Подобное предлагали некоторые народники и анархисты, Бакунин, Кропоткин, Лавров и другие -

        http://www.proza.ru/2014/06/18/736 


        Сегодня у человечества уже достаточно знаний для правильной постановке задач для решения и гармонизации многих социальных проблем развития человечества. В частности и по состоянию ресурсной обеспеченности, что позволяет разрабатывать эффективные механизмы для защиты биосферы и ограничить антропогенное давление на природные факторы для предотвращения или замедления процессов деградации условий  жизни на Земле.  Уже есть возможности позволить миллиардам людей вздохнуть свободнее, понять своё  место и назначение в этом мире, увидеть новые горизонты и цели для своих потомков, ради достижения которых можно мобилизовать и консолидировать все наличные социальные ресурсы человечества.  Исследования и наработки в этой области должны быть положены в основу разработки принципов и механизмов нового социального миропорядка на Земле и в ближайшее время стать практически повесткой дня для мирового сообщества.  Если это не делать, то прогнозы по поводу будущего человека на Земле станут ещё более мрачными.


       Что касается социальной справедливости в современном капиталистическом обществе, то для решения проблем большого социально-экономического расслоения общества на богатых и бедных многие буржуазные экономисты видят экономический механизм получения необходимых доходов в прогрессивном налогообложении. Человечество на протяжении всей истории своего развития постоянно ищет механизмы для разрешения противоречий между неравно одарёнными людьми и размером получаемого ими вознаграждения, с одной стороны, и желанием бедных людей жить не хуже других - с другой. Практическим механизмом, который применяется в различных странах, для выравнивания доходов, является прогрессивное налогообложение и разветвленная система государственной социальной поддержки беднейших граждан.

       Сущность так называемого "прогрессивного налогообложения" заключается в том, что с ростом абсолютной величины доходов растет и доля, которую государство забирает в централизованный бюджет для последующего перераспределения финансов. Но цель прогрессивного налогообложения заключается как раз в том, чтобы перераспределить часть финансовых доходов наиболее состоятельных граждан в пользу бедных слоёв населения, а не ради того, чтобы жировали чиновники, часто вороватые и бездарные в области социального развития. Поэтому в государствах с буржуазной демократией поддержка нетрудоспособных граждан-инвалидов детства, многодетных или неполных семей, всех, кто по объективным причинам не способен заработать себе на жизнь, осуществляется за счёт налогов, штрафов и других поступлений в государственный бюджет.

       Решение проблем социального неравенства - не самая острая для народов и правительств многих стран, ибо секретов создания справедливых условий жизни для народа любой страны давно не существует, существует только либо безграмотность населения, либо нежелание правительств это реализовать в своих государствах в страхе утратить свои буржуазные привилегии жить трудом своего народа. Там, где население сплочено для реализации справедливых условий жизни и народная партия побеждает в демократической, партийно-парламентской борьбе, они добиваются своего и живут по законам своей справедливости, а где народ разобщён и у него нет стремления к объединению для борьбы за лучшую жизнь, там диктуют свои законы люди бездушные и бесчестные. Но фокус такой проблемы именно в ответе народа на вопрос - что лучше, объединяться для обеспечения как можно большей социальной справедливости путем распределения средств для жизни по результатам общественно полезного труда каждого, или молча позволять обирать себя бездуховным властолюбцам, которые при помощи экономических рычагов капитализма постоянно будут стимулировать экономическую эффективность населения для развития капиталистического государства со всеми его негативными последствиями для народа?


      P.S. В современной экономической теории  преобладают четыре подхода по формированию социально-экономических взаимоотношений в обществе:
      уравнительный, когда все трудящиеся члены общества за свой труд получают поровну независимо от уровня квалификации выполняемой работы в общественно необходимом труде, что практикуется в некоторых кибуцах Израиля;
      скандинавский, когда уровень различия жизни между богатыми и бедными минимизируется за счёт внедрения прогрессивного налога и перераспределения доходов от более успешных и обеспеченных к менее успешным для снижения преступности и социальной напряжённости, что практикуется во многих социально развитых странах со смешанной экономикой;
      пропорциональный, когда количество и качество производимых средств для жизни и доходы от реализации продукции распределяются пропорционально количеству и результатам квалификации труда на рабочем месте, практикуется на некоторых предприятиях в разных странах мира;
      рыночный когда в основном распределяются денежные доходы от продажи результатов труда  и жизнь населения зависит от этих доходов, а также от количества, качества и цены на рынке средств для жизни, практикуется во всех капиталистических буржуазных государствах с рыночной экономикой.
 
       С одной стороны, степень социального развития той или иной страны определяется тем, насколько достойные условия существования она может обеспечить менее успешным слоям населения.  С другой – чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, работоспособных и трудолюбивых граждан, если вместо организации труда бедных для удовлетворения своих насущных потребностей и потребностей общества у более талантливых и успешных практически отбирают заслуженные доходы.  А это неизбежно приводит к снижению общего уровня социально-экономического развития страны. Эти реальные противоречия развиваются только от хитрости и бездуховности власть имущих, от политической безграмотности и безынициативности населения.   Все социально развитые страны мира все время пытаются найти ту грань, за которую социальная поддержка не должна выходить за пределы, когда подрывается основа основ любой экономики – желание человека трудиться для того, чтобы не только обеспечить себе и своей семье благополучное существование, но и чтобы каждый член общества мог гордиться своей страной!


       P.S. АДРЕНАЛИН - важнейший гормон, реализующий реакции типа «бей или беги». Его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях.

       Адреналин - не нейромедиатор, а гормон - то есть он не участвует напрямую в продвижении нервных импульсов. Зато, поступив в кровь, он вызывает целую бурю реакций в организме:
• усиливает и учащает сердцебиение
• вызывает сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек
• расслабляет мускулатуру кишечника, и расширяет зрачки. Да-да, выражение "у страха глаза велики" и байки о встречах охотников с медведями - имеют под собой абсолютно научные основания.

       Основная задача адреналина - адаптировать организм к стрессовой ситуации. Адреналин улучшает функциональную способность скелетных мышц. При продолжительном воздействии адреналина отмечается увеличение размеров миокарда и скелетных мышц. Вместе с тем длительное воздействие высоких концентраций адреналина приводит к усиленному белковому обмену, уменьшению мышечной массы и силы, похуданию и истощению. Это объясняет исхудание и истощение при дистрессе (стрессе, превышающем адаптационные возможности организма).


      НОРАДРЕНАЛИН - гормон и нейромедиатор. Норадреналин также повышается при стрессе, шоке, травмах, тревоге, страхе, нервном напряжении. В отличии от адреналина, основное действие норадреналина заключается исключительно в сужении сосудов и повышении артериального давления. Сосудосуживающий эффект норадреналина выше, хотя продолжительность его действия короче.

      И адреналин, и норадреналин способны вызывать тремор - то есть дрожание конечностей, подбородка. Особенно ясно эта реакция проявляется у детей возраста 2-5 лет, при наступлении стрессовой ситуации.

      Непосредственно после определения ситуации как стрессовой, гипоталамус выделяет в кровь кортикотропин (адренокортикотропный гормон), который, достигнув надпочечников, побуждает синтез норадреналина и адреналина.

      "Бодрящий" эффект никотина обеспечивается выбросом в кровь адреналина и норадреналина. В среднем достаточно около 7 секунд после вдыхания табачного дыма, чтобы никотин достиг мозга. При этом происходит кратковременное ускорение сердцебиения, увеличение кровяного давления, учащение дыхания и улучшение кровоснабжения головного мозга. Сопровождающий это выброс дофамина способствует закреплению никотиновой зависимости.

       Интересно, что у разных животных соотношение клеток, синтезирующих адреналин и норадреналин - колеблется. Норадреноциты весьма многочисленны в надпочечниках хищников и почти не встречаются у их потенциальных жертв. Например, у кроликов и морских свинок они почти совсем отсутствуют. Может, именно поэтому лев — царь зверей, а кролик всего лишь кролик?

      Считается, что норадреналин - гормон ярости, а адреналин - гормон страха . Норадреналин вызывает в человеке ощущение злобы, ярости, вседозволенности. Адреналин и норадреналин тесно связаны друг с другом. В надпочечниках адреналин синтезируется из норадреналина. Что ещё раз подтверждает давно известную мысль, что эмоции страха и ненависти родственны, и порождаются одна из другой.

      Без гормонов надпочечников организм оказывается "беззащитным" перед лицом любой опасности. Подтверждение этому — многочисленные эксперименты: животные, у которых удаляли мозговое вещество надпочечников, оказывались неспособными делать какие-либо стрессовые усилия: например, бежать от надвигающейся опасности, защищаться, или добывать пищу.

      А вот несколько иное мнение:   В условиях стресса адреналин способствует сверхмобилизации. Адреналин сужает сосуды, обездвиживая организм, норадреналин - расширяет, мобилизуя. При адреналиновой реакции - бледнеют и стопорят, при норадреналиновой - краснеют и ускоряются. Адреналиновая реакция свойственна жертвам, норадреналиновая - агрессорам. Когда говорят о любителях адреналина, на самом деле имеют в виду норадреналинозависимых.


            По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь то-то понравилось и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!