Отдых в Сочи и сложные проценты, спустя...

Владимир Байков
В 1973 году отдыхал в Сочи. Знакомства, пляжи, бары, рестораны. Деньги как-то быстро кончились. Вроде пора было и уезжать, как следует не отдохнув.

 Но тут пригодилась моя хорошая зрительная память и опыт игры в преферанс. Ходил по пляжу и присматривался, где среди играющих в карты  нет картежных шулеров. Выбирал солидных отдыхающих и понемногу, не сразу, но начал выигрывать.

Когда появились приличные деньги, отложил на сберкнижку в местную сочинскую сберкассу сумму в рублях, в те годы, равную примерно двумстам долларам. На всякий случай.  Опять пошли девчонки, рестораны, шампанское. Короче говоря, в драке получил сотрясение мозга. И об этой сберкнижке начисто забыл.

А тут все начали говорить: Сочи, Сочи, Олимпиада. И у меня что-то такое помню с Сочи связано было, а что - вот не помню. А тут залез на даче на чердак и там, перетряхивая старые вещи нашел в шортах, которые я уже лет сто не надевал, эту вот сочинскую сберкнижкку. Ёлки-палки, а вдруг у нас сберкасса, ныне сбербанк,  честным окажется и мне весь мой вклад пересчитает.

А как будет пересчитывать? Там же проценты на проценты за сорок лет должны сумасшедшим образом нарасти. Я, кстати, в Википедию об этом целый раздел написал в статью "Капитализация процентов". Не о себе, конечно, а о бедной вдове притчу - притчу о вдовьей копейке. А потом и в английский раздел Википедии об этом же материал поместил: "Известная евангельская притча"
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сложные_проценты

Короче говоря, вот я честность наших финансовых органов и проверю. Самое сейчас для меня пенсионное время для этого.

===================


Еще один пример.
Еще в советское время издали мою книгу. Тираж, кстати, был пятьдесят тысяч. Аванс издательство мне выплатило, а вот оставшуюся часть замотали.

Прошли годы. Минула перестройка, да и период постперестройки тоже плесенью покрылся. А я все обещанного жду.

И вдруг от них заказ поступает на переработку  той старой книги. Я им: "А за прошлое доплатить?"  Они мне: "Сколько бы вы хотели?"

И тут я начал соображать. Доллар в то время оценивался в 60 копеек. Должны они мне оставались шестьсот рублей.  Значит, по тому курсу тысячу долларов.

Но они мне: "Мол, цена доллара,  вы же понимаете, тогда была искусственной. За шестьдесят копеек его было не купить. Да и опасное это было дело!  Давайте как-то более реально смотреть на вещи."

"Хорошо, - я им отвечаю, - тогда возьмем гораздо более мирный товар - "Столичную". Стоила бутылка "Столичной" в то время  ровно "три ноль семь". Значит, грубо говоря, 600 рублей делим на три рубля  и получим 200 бутылок.  То есть, мне недоплатили тогда стоимость двухсот бутылок водки.

Сегодня бутылка "Столичной", этой вечной национальной валюты, стоит 300 рублей.
Значит, чтобы купить   двести бутылок водки мне нужно заплатить 60 тысяч рублей.
Переводим в евро: 60 тысяч,  деля на сегодняшние 43 рубля за евро. Получаем
Одну тысячу 395 евро.

Вот и получается, что куда ни кинь - всюду клин!
==============

А вот еще один  пример из доперестроечной и даже из дореволюционной жизни.
Одна бедная вдова при рождении Иисуса Христа принесла в жертву в храм последнее, что у неё было — две самых мелких монеты, лепты. Отсюда, кстати, и пошло выражение «внести свою лепту».
Если представить себе, что в то время существовали банки, и она внесла бы одну монетку в банк, то какая сумма накопилась бы на банковском счёте к сегодняшнему дню, учитывая, что банк обеспечивает капитализацию процентов в сумме, скажем, пять процентов годовых?

Последующие расчёты  иллюстрируют применение сложных процентов. Нам легче будет говорить, не о лепте, а о копейке. Если ставка составляет 5 % годовых, то после первого года хранения капитал составил бы копейку плюс 5 % от неё, то есть возрос бы в (1+0,05) раза. На второй год 5 % рассчитывались бы уже не от одной копейки, а от величины большей её в (1+0,05) раз. И, в свою очередь, данная величина увеличилась бы тоже за год в (1+0,05) раза. Значит, по сравнению с первичной суммой вклад за два года возрос бы в
(1 + 0,05) в квадрате  раз. За три года — в (1 + 0,05) в кубе  раз.

К 2012 году первичный вклад вырос бы до величины в (1 + 0,05) в степени {2012} раз больше первоначальной.  При первоначальном вкладе в одну копейку к 2012 году сумма составит 4,29 умножить на 10 в степени {40} рублей. Для сравнения укажем, что бюджет России составляет число рублей с тринадцатью нулями, а здесь мы имеем число с сорока нулями!

Первоначальная идея применения к старинной притче оценок в сложных процентах принадлежит польскому математику Станиславу Ковалю и опубликована им в начале семидесятых годов в книге «500 zagadek matematycznych»
==================