Апология на Первую и Вторую книги Царств. Часть 1

Николай Старовойтов
Первая и Вторая книги Царств: общее
 Книги Самуила и книги Царств составляли первоначально один большой исторический труд. В Септуагинте он был разделён на четыре книги, названные "книги Царств". В латинском переводе, в Вульгате, переводчик Иероним назвал их "книги Царей". Позднее они были снова разделены на две парных книги: Самуила и Царей. В русском переводе они называются "4 книги Царств".

 Период времени
 Книги Самуила относятся к переходу от смутного времени судей к временам царей. Они начинают повествование снова с истории теократии с того места, когда она обрывается в книге Судей (то-есть во время власти филистимлян), и продолжают её до восстановления этой теократии при Давиде.

 Составитель
 Составитель нигде не называется. Однако, должна была быть основательная причина, чтобы приписать эти книги Самуилу. Возможно поэтому, что Самуил по крайней мере составил часть этих книг. Разумеется, вторая часть не может принадлежать ему, потому что его смерть упоминается уже в 1 Цар.25:1. Но по 1 Пар.29:29 мы знаем, что Самуил, провидец, так же как и пророки Нафан и Гад писали в это время книги. В то время были также писцы и секретари. Поэтому более чем вероятно, что эти писцы - или Нафан, Гад, Иеремия или Ездра - продолжали начатую Самуилом запись.
 Время составления ни в коем случае нельзя считать до разделения государства (930 г. до н.э.), поскольку речь идёт о царях Иудейских (1 Цар.27:6). Поскольку же книги Царств заканчиваются разрушением Иерусалима Навуходоносором, то последние записи были сделаны во всяком случае после этого.
 Подлинность книг подтверждается рядом цитат: Мф.12:3-4; Деян.13:20-23; Евр.1:5 и т.д.

 Содержание
  Главная тема книг - Божие обетование верности. Оно остаётся нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу этой верности Своему обету Господь заменяет неверного священника (Илию) и царя (Саула) верным Ему священником (Самуилом) и царём (Давидом).

 Разделы
 Первая книга Царств
 1.Самуил гл.1-7
 История юности Самуила...........гл.1-3
 Гибель дома Илии.......................гл.4
 История ковчега..........................гл.5-6
 Судоправление Самуила.............гл.7
 2.Саул гл.8-15
 Самуил возглашает права Царя.гл.8
 Призвание Самуила царём..........гл.9-10
 Деяния Саула................................гл.11-14
 Отторжение Саула........................гл.15
 3.Давид гл.16-31
 Избрание и призвание Давида....гл.16
 Давид и Голиаф............................гл.17
 При дворе Саула (Ионафан)........гл.18-20
 Странствия Давида......................гл.21-30
 Поражение и смерть Саула..........гл.31
 Ключевые слова: Самуил и Саул
 Вторая книга Царств
 1.Развитие власти царства Давидова гл.1-10
 Благородное поведение Давида при смерти Саула гл.1
 Борьба Давида за государственное единство: Иевосфей, Авенир гл.2-5
 Борьба Давида за религиозный порядок: ковчег, планы построения храма гл.6-7
 Борьба Давида со внешними врагами: филистимляне, моавитяне, сирийцы гл.8
 Великодушие Давида к Мемфивосфею гл.9
 Победа Давида над аммонитянами и сирийцами гл.10
 2.Унижение царства Давидова гл.11-20
 Преступление и раскаяние Давида гл.11-12
 Борьба Давида против Авессалома гл.13-18
 Новоприобретённая власть Давида гл.19-20
 3.Дополнение к истории царства Давида гл.21-24
 Искупление Давида гаваонитянам гл.21
 Благодарность Давида и победная песня гл.22-23:7
 Герои Давида гл.23:8-39
 Самовозвеличивание Давида и унижение его гл.24
 Ключевое слово: Давид

 Типология

 Ионафан
 Прообраз Христа (хотя и не совершенен, Его любви, Его божественного дружелюбия.
 Сын царя не стыдится сделать своим другом сына пастуха. Так же и Христос: Он не стыдился назвать нас братьями.
 Душа Ионафана привязалась к душе Давида. Так же и Иисус: как Он любил Своих то любил их до конца.
 Ионафан заключил с Давидом вечный союз (1 Цар.18:3; 20:42 и т.д.). Так же и Христос: Он заключил с нами союз Нового Завета.
 Ионафан снял свой плащ и дал Давиду свои одежды, даже меч, лук и пояс. Так же и Иисус: Он сложил с Себя славу Свою, облёк нас в одежды справедливости и вооружил и препоясал нас на борьбу веры.
 Ионафан укреплял Давида в его слабости. Так же Иисус: Сила Его сильна в слабых.
 Ионафан, с опасностью для себя, служил посредником между своим отцом и Давидом. Так же и Иисус: это Посредник между Богом Отцом и людьми.

 Давид,царь-пастырь
 Как пастырь и как царь Давид служит прообразом Иисуса Христа.
 Вифлеем: место рождения Давида и также Сына Всевышнего. Мирная подготовка в жизни и Давида и Иисуса.
 Давид многократно рисковал своей жизнью ради своих овец. Христос - Пастырь добрый оставил жизнь Свою ради овец.
 Будучи "помазанником" Божиим, Давид подвергался преследованию, презрению, отторжению. Ср.Ис.53.
 Возвращение царя (после преследования Авессаломом). Царь Христос вернётся во Втором Пришествии.

 Особый признак
 Пробуждение прорицания
 Со времени Иисуса Навина повидимому не было больше видений и явлений (кроме как в случаях с Гедеоном и Маноем). С появлением Самуила снова появляются пророки и прорицания, и продолжаются до времени изгнания (вавилонское пленение).

 Первая книга Царств: содержание
 Книга является жизнеописанием последнего судьи Израиля Самуила. В ней описывается нравственное банкротство священства под руководством Илия, а также неудачная попытка Самуила сделать должность судьи наследственной (1 Цар.8:1). В своём пророческом служении Самуил был верен Богу. От него берёт начало ряд пророков, передающих письменно Божьи указания. С этого времени видное положение стал занимать в Израиле не судья, а пророк. Теократическое управление судей кончается (8:7) и Саулом начинается линия царей.

 Апологетический комментарий: Историчность Илия и Самуила
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский признал историчность первосвященника Илия и пророка Самуила[1].

 Главы 1-2:11. Рождение Самуила
 Родители Самуила происходили из левитского рода (1 Пар.6:33-38). Великая честь принадлежит его матери Анне. Она служит весьма великим примером разумного материнства. Её сын Самуил был одним из благороднейших и честнейших людей в истории мира.
 
 Апологетический комментарий: Силом
 Иисус Навин поставил в Силоме скинию (Иис.Н.18:1). Из года в год Израиль приходил в Силом для совершения жертвоприношений (1 Цар.1:3). Давид перенёс ковчег завета в Иерусалим (2 Цар.6:15) около 1000 г. до н.э. Иеремия (Иер.7:12-15) около 600 г. до н.э. говорил о разрушении Силома.
 Из вышесказанного видно, что Силом был весьма важным городом от дней Иисуса Навина до Давида, а после, где-то около 600 г. до н.э., был разрущен и перестал существовать.
 В 1922-1931 гг. Датская экспедиция обнаружила в руинах Силома черепки, датируемые 1200-1050 гг. до н.э., свидетельствующие об израильской культуре, без признаков более ранней или позднейшей вплоть до 300 г. до н.э. В.Ф.Олбрайт относит разрушение филистимлянами Силома к 1050 г. до н.э., что совпадает с библейским повествованием и «Библейской хронологией» Российского Библейского Общества (1998).

 Глава 2:12-36.Перемена в священстве
 Кажется, что 1 Цар.2:31-35 имеет прямое отношение к Самуилу, который занял место судьи и священника (1 Цар.7:9; 9:11-14), а также имеет отношение и к священству «во все дни», вечному (1 Цар.2:35).
 Слова эти исполнились, когда Соломон заменил Авиафара из дома Илия Садоком из другой линии священства (3 Цар.2:27; 1 Пар.24:3,6).
 Но окончательное исполнение этих слов выразилось в вечном священстве Христа. В 1 Цар.8-10 говорится, как Самуил произвёл перемену правления от судей к царству. По царской системе служения царя и священника стали раздельными.
 И как в 1 Цар.2:35 Бог обещал вечное священство, так во 2 Цар.7:16 Бог обещает вечное Царство. Вечное священство и вечное Царство принадлежат Мессии, в Котором они объединяются. Христос стал Священником всего человечества и вечным Царём.
 Временное объединение служения судьи и священника в личности Самуила в этот переходный период времени от судей к царям является историческим пророчеством окончательного соединения во Христе Священника и Царя.

 Глава 3.Пророческое призвание Самуила
 Самуил «удостоен быть пророком Господним» (1 Цар.3:20). Он также служил священником, совершая жертвоприношения (1 Цар.7:9). Он «судил» Израиль (1 Цар.7:15-17): Вифлеем, Галгал, Массифу и Раму, где «был дом его». Он был последним «судьёй» и первым «пророком» в Израиле и основателем «монархии», единовластным правителем в промежуток времени между Илием и Саулом. Его главное служение заключалось в устроении государства.
 Форма правления судьями была весьма неудовлетворяющей (см.выше раздел «общее» к книге  Судей). По этой причине Бог выдвинул Самуила объединить народ избраонием царя (см. 1 Цар.8-10).

 Место служения Самуила
 Самуил родился в Раме, которая была в 10 км на север от Иерусалима. Там же находилась его судейская «резиденция» и место погребения (1 Цар.1:19; 7:17; 25:1).
 Вефиль, 8 км севернее Рамы, был его вторым северным местом, где он судил Израиль. Вефиль находился на одном из четырёх самых высоких холмов в стране. Другие были: гора Гевал, Хеврон и Массифа. С Вефиля открывался прекрасный вид на всю страну. За 8 веков до этого здесь в видении видел лестницу с неба до земли.
 Массифа была расположена в 5 км от Рамы на запад. На горе Нево было западное судейское место Самуила. Здесь Самуил поставил камень и назвал его «Авен-Езер» (1 Цар.7:12). На северной стороне был расположен Гаваон.
 Гива (современное название Телль-Эль-Фулл) была расположена на полпути между Рамой и Иерусалимом. Здесь родился Саул.
 Вифлеем, место рождения Давида, а позже рождения Иисуса Христа, был расположен в 19 км на юг от Рамы.
 Силом, в 24 км от Рамы на север, был местом стоянки скинии от времён Навина до Самуила, когда он прислуживал в храме ещё ребёнком.
 Кириаф-Иарим, где стоял ковчег завета после возвращения филистимлянами, был в 13 км на юго-запад от Рамы.

Пророки
Слово «наби» (пророк по-древнеевр.) иногда встречается в Библии ещё до времени Самуила, как например: Бытие 20:7 и Исх.7:1. Но от Самуила началось более определённое призвание и служение пророка, от основания пророческой школы, сначала в Раме (1 Цар.19:20), а потом в Вефиле, Иерихоне и Галгале (4 Цар. 2:3,5; 4:38). Служение священников пришло в упадок одновременно с основанием царства. Самуил основал пророческие школы как средство морального воздействия на священников и царей.
 Служение этих пророков продолжалось около 300 лет, а после них начался пророческий период времени, в который были написаны заключительные 17 книг Ветхого Завета. Этих первых пророков называют «устными» пророками, в отличие от «письменных» пророков, которые писали свои книги.
 Ведущими «устными» пророками были: Самуил, организатор монархии, Нафан, советник Давида, Ахия, советник Иеровоама, Илия и Елисей, которые вели сильную борьбу против идолопоклонства.

 Главы 4-7. Захват ковчега филистимлянами
 После захвата филистимлянами ковчега завета он больше не был возвращён в Силом. С этого времени Силом потерял свою важность. Ковчег стоял в филистимлянских городах 7 месяцев, во время которых филистимлян постигли великие страдания.
 После этого он был перенесён в Вефсамис, а ещё позже в Кириаф-Иарим, где он находился 20 лет (1 Цар.7:2). Царь Давид построил для ковчега скинию и перенёс ковчег в Иерусалим (2 Цар.6:12; 2 Пар.1:4). В скинии ковчег находился до перенесения в храм, который построил Соломон.
 После того как увезли ковчег из Силома, скиния оставалась некоторое время в Номве (1 Цар.21:1; Мар.2:26). Потом временно в Гаваоне (1 Пар.21:29), пока Соломон не поставил её в хоаме (3 Цар.8:4).
 После возвращения филистимлянами ковчега Самуил, с помощью от Бога, нанёс филистимлянам сильное поражение на том месте, где они захватили ковчег (1 Цар.4:1; 7:12).

Апологетический комментарий: Ковчег в храме Дагона и разрушение Силома
 В Первой книге Царств сказано, что когда филистимляне овладели ковчегом завета, то принесли его в город Азот и поместили в храме Дагона рядом со статуей этого языческого бога (Дагон являлся верховным божеством филистимлян; верхняя часть его туловища была как у человека, а нижняя — как у рыбы). На следующее утро они нашли его павшим ниц перед ковчегом. Филистимляне вновь поставили статую бога на прежнее место, но утром они опять увидели обезглавленного и обезображенного Дагона распростёртым на земле на том же самом месте. Вдобавок ко всему жителей Азота поразил мучительный недуг: на теле у них появились наросты. Всё это привело филистимлян в ужас, и они в конце концов возвратили ковчег завета израильтянам (1 Цар.5:1-4;6-7).
Археология пролила свет на это событие. В финикийском городе Угарите (который впоследствии стал называться Рас-Шамра) был найден храм Дагона. О том, что это сооружение имеет отношение к верховному божеству филистимлян, свидетельствуют надписи. Кроме того, были также обнаружены две колонны, посвящённые этому богу. Дагон упоминается как отец Ваала также и в табличках из Рас-Шамры[2].
Археолог Олбрайт утверждает, что в действительности Даган (от этого слова легко могло произойти имя Дагон) был одним из древнейших богов аккадцев, которому поклонялись племена в бассейне реки Евфрат с 2500 г. до н.э. Даган считался богом растительного мира, или плодородия, хотя первоначальное значение его имени остаётся пока неизвестным[3].
После того как ковчег был избавлен от рук филистимлян, израильтяне перенесли его в Кириаф-Иарим (14 км на северо-запад от Иерусалима) (1 Цар.7:1). Но Священное Писание не объясняет, почему ковчег не был возвращен в Силом. Почему же, в самом деле, израильтяне не вернули его в священное, предназначенное для него место? Причина в том, что Силом был разрушен. Возможно, это произошло после битвы при Авен-Езере (1 Цар. 7, 11-12) или немного позднее. Во всяком случае, пророк Иеремия ясно свидетельствует о том, что в его времена, т. е. около 600 г. до н.э., Силом лежал в руинах (Иер. 7, 12, 14; 26, 6, 9). Вполне вероятно, что его разрушили филистимляне около 1050 г. до н.э.[4]
И на этот раз археология предоставляет нам сведения, подтверждающие события, описанные в Священном Писании. Раскопки, проведённые датской экспедицией под руководством Аагера Шмидта в 1923— 1931 гг.[5], показали, что Силом был заселён с XIII по XI вв. до н.э. Этот вывод датских археологов полностью согласуется с Ветхим Заветом, так как израильтяне хранили ковчег в XIV или XIII вв. до н.э. в Силоме (Нав.18:1), который позднее был разрушен и лежал в руинах вплоть до времени Иеремии. Г.Л.Робинсон отмечает: «Действительно, все находки датских археологов в Силоме точно соответствуют тому, что как бы подразумевается в Ветхом Завете»[6]. Это вынужден признать и скептически настроенный Файфер[7].
Археологические находки в Силоме имеют большое значение, так как те, кто отрицал историческую точность Ветхого Завета, утверждали, что всё написанное в Библии о жертвеннике в Силоме, — позднейшая выдумка. Но датские археологи доказали, что Силом достиг зенита своей славы в период судей (о чём свидетельствует и Ветхий Завет) и что это святое место было истреблено огнём в дни священника Илия и судьи и пророка Самуила,[8] т.е. около 1050 г. до н.э. Таким образом, стало ясно, что мнение скептиков и рационалистов — это совершенная глупость![9]

Апологетический комментарий: 1 Цар. глава 8
Когда Израиль пребывал в величайшей опасности из-за набегов филистимлян и постоянно требовал от состарившегося пророка Самуила поставить над ними царя, как у прочих народов, Самуил не хотел подчиняться этому требованию. В то же время он предупредил народ Израиля о таких действиях царской власти как обязательная воинская служба, реквизиция имущества подданных и т.д. (1 Цар.8). Сомневающиеся в историчности Ветхого Завета настаивают на том, что эти слова Священного Писания означают «осуждение и отрицание» института царской власти. Они полагают, что в этих словах отразился горький опыт бедствий, произошедших в результате царского правления, так что это место восходит к намного более поздней эпохе, чем та, в которую жил Самуил.
Но археология опровергает подобное мнение. Сравнение вышеупомянутого текста Ветхого Завета (1 Цар.8) с текстами, найденными при раскопках в Угарите и Алалахе, показывает, что Самуил открыл израильтянам Божию волю и одновременно известил их об обычных политических правах (не злоупотреблениях), которыми обладает земной царь в силу того, что является правителем. Он просто своими словами разъяснил израильтянам дорогую «цену» монархии, которая состоит в том, что народ сам себя обречет на обязательную воинскую повинность, принудительные работы и на исполнение других обязанностей, подвергнется конфискации имущества и будет платить налоги. Всё это подтверждается фактами из жизни угаритских и алалахских правителей, живших на территории современной Сирии задолго до времени Самуила. Следовательно, все эти явления имели место в том районе в течение многих лет. Кроме того, в табличках из Угарита и Алалаха указывается на некоторые установления, связанные с царской властью (главным образом, десятина, трудовая повинность и др.), которые точно соответствуют обязательствам, взятым на себя израильтянами в отношении своего царя[10].
 Сопоставление текста 1 Цар.8:11-18 с деловыми документами ||| тысячелетия до н.э. из сирийского города Эбла, || тысячелетия до н.э. из сирийских же городов Алалаха и Угарита, а также с тем (к сожалению, очень немногим), что известно о | тысячелетии до н.э., по материалам о финикийских городах-государствах, Иудейском и Израильском царствах, показывает, что в речи пророка Самуила нашли отражение порядки, существовавшими в сиро-палестинских обществах на протяжении тысячелетий.

 Главы 8-10. Начало устроения царства
До этого времени у Израиля форма правления была теократической (см.выше раздел «общее» к книге Судей). В жестоком мире, где признаётся только «закон джунглей», для того чтобы выжить, народ должен быть весьма сильным. Поэтому Бог приложил все старания, чтобы помочь Его народу объединиться под властью царя.

 Апологетический комментарий: Историчность Саула
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский пишет: «Первое древнееврейское государство образовалось в конце ХI в.до н.э. В ходе войны с филистимлянами израильские племена избрали общего царя: им стал Саул из племени Вениамина. Саулу удалось одержать несколько побед над филистимлянами, но в одном из сражений он и три его сына погибли»[11].

Апологетический комментарий: Гива
 Почему охранный отряд филистимский располагался именно в Гиве (1 Цар.13:3)? Почему, после восстания Ионафана в Гиве, филистимляне не осадили Гиву (1 Цар.13:3-5)? Почему Саул и его люди, после начала войны уйдя из Галгала, ушли именно в Гиву и «засели в Гиве» (1 Цар.13:15-16)? Археология дала ответ на эти вопросы.
 В 1922 году археолог и востоковед В.Ф.Олбрайт нашёл в Телль-Эль-Фулле, в 5 км от Иерусалима, развалины Гивы. Раскопки показали, что это была мощная горная крепость, простая и строгая по конструкции, но совершенно неприступная. Её защищали угловые башни и две линии стен из каменных блоков. Между стенами находились потайные переходы и склады продовольствия. Среди развалин нашли огромное количество бронзовых наконечников стрел и каменных снарядов для пращей. Учёные установили, что развалины относятся ко второй половине ХI века до н.э., то есть ко времени правления первого израильского царя.

 Апологетический комментарий: Железо в Палестине
 В Синодальном переводе 1 Цар.13:19-22 мы читаем: «Кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, Когда сделается щербина на острее у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его.»
 Как следует из этих слов, филистимляне держали израильтян в зависимости, самым жестоким образом защищая свою монополию на железо. Это была военная и экономическая монополия, ведь никто, кроме них, в Ханаане не умел вырабатывать ни железное оружие, ни инструменты, нужные для ремёсел и сельского хозяйства. Правда, израильтяне могли приобрести орудия у филистимлян, но, чтобы исправить или наточить эти орудия, приходилось опять же обращаться к филистимлянам, которые вдобавок брали за свои услуги довольно высокую плату.
 Археология подтвердила библейские сведения. На пространстве бывших маленьких филистимских государств добыто из земли огромное количество изделий из железа, в то время как в других районах Ханаана такие находки являются редкостью. Картина совершенно отчётливо изменяется, едва только раскапываются культурные слои, относящиеся к периоду, когда гегемонии филистимлян в Ханаане был положен конец (2 Цар.12:31; 1 Пар.22:3 и 29:7). С этих пор железо обнаруживается в большом количестве, и оно равномерно распределено на всём пространстве Ханаана.
Победа израильтян означала вместе с тем экономический переворот в результате уничтожения филистимской монополии и вступления семитских народов Ханаана в эпоху железа.
 Алан Миллард пишет: «Среди... интересных [археологических] находок [в Ханаане]... большое количество разновесов из гальки, тщательно подогнанных под стандарт. Шекель (сикль) равнялся 11,4 грамма. Найденные разновесы очень мало отклоняются от этого значения. Гирьки в 2/3 шекеля часто помечались надписью «ПЙМ» (читалось, вероятно, пайим). Это слово встречается в 1 Цар.13:21, где говорится о том, что израильтянам приходилось обращаться для точки своих инструментов к филистимским кузнецам. Значение его было неясным до тех пор, пока после обнаружения гирек учёные не догадались, что оно означает размер платы, которую филистимляне требовали за свою работу. Так благодаря находкам археологов стало понятным загадочное прежде место Писания»[12].

Главы 11-15. Царь Саул
 Саул происходил из колена Вениамина, которое во время судей было почти уничтожено его братьями (см. Суд.20-21).
 Высокого роста, статный и смиренный, Саул начал своё царствование блестящей победой над аммонитянами. Всякое сомнение и недоверие о новом «царстве» исчезло.
 Со стороны Самуила последовало предупреждение народу и царю - не забывать Бога и «служить Господу всем сердцем» (1 Цар.12).
 Первая ошибка Саула (1 Цар.13). Его успехи вскружили ему голову. Смирение сменилось гордостью. Он совершил жертвоприношение, которое было исключительной обязанностью священников. Поступок этот был первым признаком его самонадеянности.
 Вторая ошибка Саула (1 Цар.14). Его неразумный приказ армии воздержаться от пищи и жестокий смертный приговор Ионафану показал народу его неспособность быть царём.
 Третья ошибка Саула (1 Цар.15). Произвольное непослушание Богу. После этого он услышал угрожающий приговор Самуила: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1 Цар.15:23).

Глава 16. Давид тайно помазывается в цари
 Открыто помазать Давида в цари было невозможно по той причине, что Саул сразу же убил бы его. После своего помазания в цари Давид некоторое время приготовлялся к царствованию. В это опасное время для Давида Бог был его Помощником (1 Цар.16:13).
 Царь Саул обратил внимание на музыкальные способности Давида, не зная, что Давид уже был помазан быть его наследником. Саул сделал Давида своим оруженосцем. Обстоятельство это дало возможность Давиду сблизиться с царём и его советниками.

 Апологетический комментарий: Историчность Давида
 Давид, смелый юный пастух, ставший царём Израиля, хорошо известен читателям Библии. Его имя появляется в Библии 1138 раз, а выражение «дом Давида» или «дом Давидов», под которым часто подразумевается его династия, встречается 25 раз (с 1 Цар.16:13 и 20:16). Однако долго не было убедительных небиблейских доказательств того, что Давид существовал. Был ли Давид просто выдуманной личностью?
 В 1993 году группа археологов под руководством профессора Авраама Бирана сделала выдающееся открытие, о котором сообщалось в израильской газете «Israel Exploration Journal». На месте раскопок древнего холма, называемого Телль-Дан, в северной части Израиля, они обнаружили базальтовый камень. На камне высечены слова «дом Давида» и «царь Израильский»[13]. Считается, что надпись, датируемая IX веком до н.э., была частью победного монумента, воздвигнутого арамеями - врагами Израиля, жившими к востоку. Почему так важна эта надпись?
 В основанной на отчёте профессора Бирана и его коллеги, профессора Иосифа Навеха, статье в «Библейском археологическом обозрении» говорилось: «Впервые имя "Давид" найдено в одной из древних небиблейских надписей»*[14]. Кое-что ещё в этой надписи заслуживает внимания. Выражение «дом Давида» написано одним словом. Профессор лингвистики Ансон Рейни объясняет: «Словораздел... часто опускается, особенно когда комбинация образует установившееся название. Выражение "дом Давида", несомненно, было в середине IX века до н.э. таким политическим термином и географическим названием»[15]. Таким образом, царь Давид и его династия были, очевидно, хорошо известны в древнем мире.
 Египтологом К.Китченом (Ливерпуль) недавно было высказано предположение, что имя Давида содержится в победной надписи египетского царя Шешонка (библейского Шишака) в храме Амона в Карнаке. Шешонк совершил поход в Палестину около 925 г. до н.э. Его надпись содержит более ста связанных с Ханааном топонимов. В числе тех, которые имеют отношение к югу Палестины, - h(y)dbt dwt, что можно перевести как «высоты Давида» - не те ли холмы, где будущий царь Израиля провёл свою бурную юность?

 Источники и примечание автора:
[1] Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: «Политиздат»,1987,стр.28-29 и 40-45.
[2] Albright W.F. Archaeology and the Religion of Israel. Baltimore: Johns Hopkins Press,1942, p.42,106,74.
[3] Albright W.F. Archaeology... p.74.
[4] Pheiffer R.H. Introduction to the Old Testament. N.Y.,1941,p.172. Кроме того, см.: Albright W.F. Op.cit., p.127,128.
[5] Barton G.A. Archaeology and the Bible. Philadelphia: American Sunday-School Union, 7th ed.,1937, p.127,128.
[6] Robinson G.L. The Bearing of Archaeology on the Old Testament. N.Y.,1941,p.172.
[7] См.: Pheiffer R.H. Op.cit.,p.343.
[8] Cornfeld G., Freedman D.N. Archaeology of the Bible: Book by Book. Harper and Row Publishers, San Francisco,1976,p.93.
[9] Albright W.F. The Old Testament and Archaeology//Old Testament Commentary/Alleman H.C.,Flack E.E. Philadelphia: Muhlenberg Press,1948.
[10] Kitchen K.A. Ancient Orient and Old Testament. The Tyndale Press,L.,1966,p.158-159.
[11] Там же, стр.18-19.
[12] «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество,1996,стр.53.
[13] Israel Exploration Journal.1993,Vol.43,Nos.2,3,pp.81,90,93.
*После этого открытия профессор Андрэ Лемэр сообщил, что благодаря недавней реконструкции повреждённой строки на стелле (сер.IX в. до н.э.) моавитского царя Месы (Меши) (которую также называют Моавитским камнем), найденной в 1868 году, обнаружилось, что в ней также упоминается о «доме Давида» (Biblical Archaeology Review. May/June 1994, p.32).
[14] Biblical Archaeology Review. March/April 1994, p.26.
[15] Biblical Archaeology Review. November/December 1994, p.47.