Смотритель маяка

Галина Го
        Старый маяк был прибежищем и пристанищем, но и туда добрались...


                -   революционный комикс -

Действующие лица:
Смотритель  маяка – седой мужчина (55 лет)
Молодая женщина -  (25 лет)
Головорез – (27 лет)
Верзила – (среднего возраста)

Действие происходит где-то на Земле.

ПРОЛОГ
Звук прибоя и нарастающего ветра. Занавес открывается. Луч маяка направлен в зал. Бьет в глаза зрителям, чуть колеблясь из стороны в сторону. По авансцене, через огромные серые валуны перелезает хрупкая женская фигурка в темном длинном расклешенном платье. Руки заняты каким-то небольшим предметом. Длинные волосы растрепаны. Глаза широко распахнуты. В них - ужас.
Луч маяка помигав вместе с раскатами грома взмывает вверх.
В глубине сцены, в дверном проеме (тяжелая дверь приоткрыта) стоит седой мужчина и вглядывается в темноту. Женщина крадется к этой двери, но ни постучать, ни, тем более войти не решается. Садится у двери на корточки. Смотрит в зал. Луч маяка становится ярче. Пауза.
Мужчина, в какой-то светлой «робе», вглядывается в темноту зала. Женщина сидит как нахохлившаяся птица.

МУЖЧИНА (перекрикивая шум моря и ветра)
Входите!

ЖЕНЩИНА
Страшно!

МУЖЧИНА
Надвигается шторм!
Здесь будет страшнее!

ЖЕНЩИНА
По-крайней мере шторм – это понятно.

МУЖЧИНА
Я не кусаюсь!

ЖЕНЩИНА
Может вам это только кажется???

Порыв ветра где-то разбивает стекло. Его звон и раскат грома усиливают ощущение надвигающегося урагана…

МУЖЧИНА (приказывает)
Входите же!

Неожиданно женщина послушно встает и входит. Мужчина закрывает дверь.  Становится темно и почти тихо. Ещё некоторое время еле доносится шум стихии из-за двери.

МУЖЧИНА
Вот и правильно.



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Мягкий звук шагов и теплый свет дома меняют тревогу пролога.
Луч прожектора маяка остаётся «на улице».
Мужчина стаскивает с предметов обстановки серые драпировки и «валуны» превращаются в мебель, стоящую в нижней и, видимо, жилой комнате маяка. Мужчина уносит со сцены драпировки. Женщина стоит, оглядывается, прижимая к груди предмет, что несла в руках. Вместе с ней мы видим начало винтовой лестницы, буржуйку с медным чайником, старый буфет, два кресла и столик, швейную машинку «зингер», оттоманку, диван, кое-где стоят химические колбы и реторты, возможно, самогонный аппарат, в глубине огромный глобус, по стенам картины и стеллажи с книгами… вся «мебель» очевидно ручной работы.     Совершенная тишина.

ЖЕНЩИНА
Как тихо!

МУЖЧИНА
И тепло. Маяк старый.
Стены толщиной в метр!
Как в крепости.

ЖЕНЩИНА
Любые бури нипочём?

МУЖЧИНА
На века строили.
Тогда маяки ещё были нужны…

ЖЕНЩИНА
А теперь – нет?

МУЖЧИНА
Теперь другие ориентиры…
Есть хотите?

ЖЕНЩИНА
Чаю можно? Горячего?

МУЖЧИНА
Садитесь.

Указывает на старинное, очевидно восстановленное кресло, стоящее на авансцене рядом со столиком и вторым таким же креслом. Обшивка видно собрана из разноцветных кусочков плотной ткани.

ЖЕНЩИНА
Антиквариат?


МУЖЧИНА (наливая чай в металлическую кружку)
Нашёл на свалке, пришлось всё немного починить.

ЖЕНЩИНА (забирается в кресло с ногами, свой свёрток кладёт рядом)
Удобно!

МУЖЧИНА (протягивая ей кружку)
Посуда только металлическая,
от другой на свалке одни осколки…

ЖЕНЩИНА (греет руки о кружку)
Картины тоже со свалки?

МУЖЧИНА
И книги.

ЖЕНЩИНА (чуть расслабляясь)
Оазис какой-то… на свалке…

МУЖЧИНА (наливая чай себе в такую же кружку)
Вас тоже выкинули?

ЖЕНЩИНА
Я сама… виновата…

МУЖЧИНА (отхлебнув чай)
Хорошо!

ЖЕНЩИНА
Что?

МУЖЧИНА
Что не ноете…
других не обвиняете…
вину осознаёте…

ЖЕНЩИНА (с вызовом)
Кому хорошо?

МУЖЧИНА
Вам. Значит, не всё потеряно.

ЖЕНЩИНА (с горькой усмешкой)
В смысле меня ещё найдут и починят?

МУЖЧИНА
Человек только сам себя починить может…

ЖЕНЩИНА
Я – женщина!


МУЖЧИНА (прихлёбывая чай)
Тоже человек!

ЖЕНЩИНА
Вы так считаете?

МУЖЧИНА (недоуменно)
А вы по-другому?

ЖЕНЩИНА
Ну… «курица – не птица»…
«женщина – не человек»…

МУЖЧИНА (усмехаясь и поднимая перст)
Список заблуждений огромен!

ЖЕНЩИНА
Вы – интересный.

МУЖЧИНА
А вы – красивая!

ЖЕНЩИНА (напрягаясь)
В смысле?

МУЖЧИНА
Что вы пугаетесь? Это не комплимент даже…
так… констатация…

ЖЕНЩИНА (вскакивает, чуть расплескав чай)
Знаем мы эти констатации!

МУЖЧИНА (хмыкнув)
Вы думаете, я вас провоцирую?

ЖЕНЩИНА
Мужчина. Один. Судя по-всему давно!

МУЖЧИНА
Так банально и цинично?

ЖЕНЩИНА
Ничего оригинального.

МУЖЧИНА (ласково)
Когда на вас смотришь – хочется сочинять…
вы будите фантазию! Вы – сама «харизма»!

ЖЕНЩИНА
Что?

МУЖЧИНА
Харизма! …(она не понимает) это
способность будить фантазию в других…

ЖЕНЩИНА
Вы хотите сказать способность возбуждать?

МУЖЧИНА (холодно)
Я сказал всё, что хотел.
Вы поняли – как поняли.

ЖЕНЩИНА (садится, делает глоток чая, оправдывается)
Как смогла.

МУЖЧИНА (хитро)
Вы влюблялись?

ЖЕНЩИНА
Какая дура не влюблялась?

МУЖЧИНА
А вы – дура?

ЖЕНЩИНА
Приходится признать.
Мужчины говорят: «ужас какая дура,
или прелесть, какая дурочка»

МУЖЧИНА
Ну, если мужчины говорят…

ЖЕНЩИНА
Так вот я – «ужас, какая дура»

МУЖЧИНА (игриво)
Вы себе льстите, прелесть… (подходит, касается её волос)

ЖЕНЩИНА (почему-то перестала сердиться)
Правда?

МУЖЧИНА
Вы – богиня! Только не знаете об этом.

ЖЕНЩИНА
Была…

МУЖЧИНА (насмешливо)
У вас, видимо, громадный опыт.
Вы были замужем?

ЖЕНЩИНА (с гордым вызовом)
Три года.

МУЖЧИНА
А расстались давно?


ЖЕНЩИНА (вздыхая)
Очень. Год прошёл.

МУЖЧИНА
Любовники?

ЖЕНЩИНА (возмущенно)
Я разочарована!

МУЖЧИНА
Значит, не было.

ЖЕНЩИНА
А какое вам де…

МУЖЧИНА
Как расточительно!

ЖЕНЩИНА
Это моя жизнь!

МУЖЧИНА
Вы просто ещё не понимаете,
что эта радость жизни – конечна.

ЖЕНЩИНА (опять вскакивает)
Это вы меня как старший товарищ поучаете?

МУЖЧИНА (хитро)
Примерно… (целует её руку, затем локоть, поднимая свободный рукав платья, затем её длинные золотистые волосы…  это очевидная для зрителя сцена «соблазнения», но женщина зажата и не «ведётся» на эту «удочку», хотя стихи ей нравятся)

МУЖЧИНА
«Когда ты, встав от сна, богиней благосклонной,
Одета лишь волос туникой золотой,
То пышно их завьешь, то, взбив шиньон густой,
Распустишь до колен волною нестесненной –
О, как подобна ты другой, пеннорожденной,
Когда волну волос то заплетя косой,
То, распуская вновь, любуясь их красой,
Она плывет меж нимф по влаге побежденной!
Какая смертная тебя б затмить могла
Осанкой, поступью, иль красотой чела,
Иль томным блеском глаз, иль даром нежной речи,
Какой из нимф речных или лесных дриад
Дана и сладость губ, и этот влажный взгляд,
И золото волос окутавшее плечи!» (Ронсар, пер. В. Левика)

ЖЕНЩИНА
Красиво…


МУЖЧИНА
Тот ещё повеса написал… Ронсар зовут…

ЖЕНЩИНА (отстраняясь)
А ещё почитайте?

МУЖЧИНА
«Я так спешил к тебе (отчаянье берёт!)
А ты и поцелуй едва мне подарила,
Невкусный поцелуй, холодный, как могила,-
Диана Феба так целует дважды в год,
Невеста жениха, когда кругом народ,
И внучка – бабушку. Ужель ты разлюбила?
Где влажность томная, где жар, и страсть, и сила,
И нежность губ твоих? Иль горек стал мой рот?
Учись у голубей: они весь день украдкой,
Целуясь, клювом в клюв, воркуют в неге сладкой,
И для забав любви им даже мало дня.
Так я прошу тебя, как это мне не грустно:
Ты лучше никогда уж не целуй меня,
А хочешь целовать – так уж целуйся вкусно!»
(Ронсар, пер. В. Левика)

ЖЕНЩИНА
Ей повезло…

МУЖЧИНА
Кому?

ЖЕНЩИНА
Женщине, которую вы любили.

МУЖЧИНА
Вы думаете, я любил?

ЖЕНЩИНА
Чувствую.

МУЖЧИНА (послушно отступая)
Расскажите о себе.

ЖЕНЩИНА
РодИлась? УчИлась? ЖенИлась?

МУЖЧИНА
Больше нЕчего?

ЖЕНЩИНА (достаёт из-за пазухи фото, некоторое время смотрит и прячет)
Жила с мамой. Отца – не помню.
Образование высшее.

МУЖЧИНА
Муж?

ЖЕНЩИНА
Объелся.

МУЖЧИНА
Ничего оригинального?


ЖЕНЩИНА (дразнится)
У вас по-другому?

МУЖЧИНА (задумался, улыбается)
Пожалуй, так же… только я сам… объелся…

ЖЕНЩИНА
И тоже груш?

МУЖЧИНА
Грушевидных слёз… Давно это было.

ЖЕНЩИНА
Но оказалось, не всё потеряно?

МУЖЧИНА
Сначала думал, что всё.

ЖЕНЩИНА
Как я.

МУЖЧИНА
Вам – лучше.

ЖЕНЩИНА (усмехаясь)
Потому что вас встретила?

МУЖЧИНА
Потому что знаете, что виноваты сами.
Я – не знал. Потом понял.
Много времени потерял…

ЖЕНЩИНА
А что нашли?

МУЖЧИНА
Себя.

ЖЕНЩИНА
Значит, не зря?

МУЖЧИНА (соглашаясь)
Стало быть… (включает приемник, звучит музыка)

ЖЕНЩИНА
Вы тоже из семьи ушли?

МУЖЧИНА
Почему тоже?

ЖЕНЩИНА (объясняя)
Ничего оригинального.

МУЖЧИНА
Думал, что со мной что-то не так.
(встаёт и начинает делать зарядку: приседает, размахивает руками)

ЖЕНЩИНА
А оказалось?

МУЖЧИНА
Со всеми.

ЖЕНЩИНА
И что – «не так»?

МУЖЧИНА
Всё! Как-то всё не правильно устроено.

ЖЕНЩИНА
А приспосабливаться – тошнит?

МУЖЧИНА
Можно и так сказать…

ЖЕНЩИНА
Может просто лень?

МУЖЧИНА
Лень – это выдумка.
Человек – не ленив… он… любопытен!
он любит действовать, познавать…
главное, чтоб было интересно!

ЖЕНЩИНА
«Отелло – не ревнив, он – доверчив!»

МУЖЧИНА (перестаёт делать зарядку)
Причем тут несчастный мавр?

ЖЕНЩИНА
Мавр – ни при чём. Противопоставление:
Не ревнив, а доверчив, не ленив, а…

МУЖЧИНА
Ему просто в голову не приходило,
что кому-то может хотеться
опорочить другого. (мах ногой)

ЖЕНЩИНА
Благородный такой?

МУЖЧИНА
Просто нормальный. Не верящий,
что гадость в человеке заложена так же,
как и добродетель. (удар рукой)

ЖЕНЩИНА
А она заложена?

МУЖЧИНА
Всего поровну. Просто гадость –
это то, что надо в себе побеждать.
Каждый день, каждую минуту! (мах ногой)

ЖЕНЩИНА
У вас получается?

МУЖЧИНА (взглянув на неё игриво)
Не всегда.

ЖЕНЩИНА (снова напряглась)
Может, я тогда лучше пойду? (направляется к двери)

МУЖЧИНА
Да я пошутил, вы ж мне в дочери годитесь!

ЖЕНЩИНА
Кому это мешало?

МУЖЧИНА
Мне. Вы что, думаете, я поселился
на отшибе в надежде, что ко мне
заглянет очаровательная гостья?

ЖЕНЩИНА
В истории много примеров.

МУЖЧИНА
Вы на Гёте намекаете? Смотрите-ка!
Мы с вами образованные люди!

ЖЕНЩИНА
Ну, это уже всем понятно.

МУЖЧИНА
Да?

ЖЕНЩИНА (поясняя)
Ну, мы тут Шекспира поминали…
вы мне Ронсара читали…

МУЖЧИНА (с наездом)
Я помню!

ЖЕНЩИНА
Я не в том смысле, что у вас склероз…

МУЖЧИНА (почти в серьёз)
Вот, молодежь пошла… ни стыда, ни совести!
Мы были деликатнее… в наше время…

ЖЕНЩИНА (ведётся, перебивает)
Ага… и трава была зеленее…
Вот только «кодекс строителя коммунизма»
мне проповедовать не надо!

МУЖЧИНА (весело)
Что так? (приседает)

ЖЕНЩИНА
Дискредитировано!

МУЖЧИНА
Да ну?! (мах ногой)

ЖЕНЩИНА
Христианством и буддизмом
мы тоже интересовались.
Светлое будущее не наступит никогда!

МУЖЧИНА
Сегодня – нет. (приседает)

ЖЕНЩИНА
А что изменится завтра?

МУЖЧИНА
Может, мы вспомним, что в каждом частица
одного общего Духа и по-одиночке не спастись?
И тогда, может, Яго перестанут быть героями
в глазах общественности? (удар рукой)

ЖЕНЩИНА
То есть мы за глупых и доверчивых
Отелло, которые душат неугодных?

МУЖЧИНА
По-вашему ум – исключает простодушие? (дыхательные упражнения)

ЖЕНЩИНА
А по-вашему – нет? (садится и ставит кружку на пол)

МУЖЧИНА
Вопрос! (выдыхает с поклоном и говорит утвердительно)
А вы на маму похожи. (подумав) Наверное…

ЖЕНЩИНА (достает фото из-за пазухи)
Моя мама очень любила моего папу,
а он бросил её и исчез, потому что,
как потом выяснилось, у него был друг,
который тоже любил её… но для себя!

МУЖЧИНА
Что это значит?

ЖЕНЩИНА
Он сказал папе, что жена ему не верна.

МУЖЧИНА (заинтересованно)
И что?

ЖЕНЩИНА
Мама ничего не знала.
Пришла домой и говорит, что у них
будет ребенок. Сияет. А он смотрит на неё
как-то странно, а потом встаёт и уходит.
Больше она его не видела.

МУЖЧИНА (меняясь в лице)
Вышла замуж за друга?

ЖЕНЩИНА
Нет. Хотя тот умолял
и хотел мне быть отцом.

МУЖЧИНА
Что ж так?

ЖЕНЩИНА
Она любила папу. А тот, другой
перед смертью ей во всём признался…

МУЖЧИНА
Мелодраматично…

ЖЕНЩИНА
Ничего оригинального.
Место ей рядом с собой
купил на кладбище.
Сказал, хоть так рядом…

МУЖЧИНА
Она жива?

ЖЕНЩИНА
Нет. Уже десять лет как…

МУЖЧИНА
Значит, лежат рядышком?

ЖЕНЩИНА
Она просила развеять её прах…
а я всё собиралась…


МУЖЧИНА (экспрессивно)
Десять лет???

ЖЕНЩИНА (берет свой сверток с кресла)
Вот.

Мужчина смотрит на капсулу с прахом. В этот момент дверь распахивается, врывается шум бури, а на пороге появляется усато-бородатый головорез в камуфляжной форме, с автоматом и большой дорожной сумкой через плечо.

ГОЛОВОРЕЗ
Всем на пол! Руки за голову!

КАРТИНА ВТОРАЯ
От испуга женщина роняет капсулу и она откатывается куда-то.

МУЖЧИНА
Неожиданный поворот…

ГОЛОВОРЕЗ
Я сказал – лечь!

МУЖЧИНА
Вы, будьте любезны, дверь закройте?
Я вас плохо слышу!

ГОЛОВОРЕЗ (захлопывает дверь и, в тишине, пускает очередь поверху)

ЖЕНЩИНА (вглядывается в его лицо, подходит дергает его за приклеенную бороду, которая остаётся в её руке, головорез остаётся со сталинскими усами)
Как ты меня нашёл?

ГОЛОВОРЕЗ (отнимая у неё свою бороду и пряча её в сумку)
А я не искал. Лечь, я сказал!

Мужчина и женщина переглядываются и ложатся на пол.

ГОЛОВОРЕЗ
И что ты тут делаешь?

ЖЕНЩИНА
Прячусь.

ГОЛОВОРЕЗ
От меня?

ЖЕНЩИНА
Ты ж меня не ищешь.


ГОЛОВОРЕЗ
Вот именно!

ЖЕНЩИНА
Меня уволили.

ГОЛОВОРЕЗ (почти злорадно)
Не стать нам Леди-начальницей?

ЖЕНЩИНА (к концу исповеди уже рыдая)
Я пропустила оформление важной сделки…
Я не знаю, что мне теперь делать…
По моей вине фирма потеряет кучу денег и
репутацию…

Головорез бросает автомат и бросается к женщине, поднимает её, обнимает, вытирает ей слезы…

ГОЛОВОРЕЗ
Тише, тише, маленькая моя…

ЖЕНЩИНА
Как я могла? Я никогда не расплачусь!

ГОЛОВОРЕЗ
Я предупреждал тебя –
нельзя работать круглосуточно!

ЖЕНЩИНА
Я хотела зарекомендовать себя…

ГОЛОВОРЕЗ
Они все соки из тебя выжали,
пользовались твоей безотказностью…

Мужчина встает, поднимает автомат и прячет его в буфет, оглядываясь на парочку. Женщина плачет, ластится к головорезу, тот её утешает.

МУЖЧИНА
Гм-гм…

ЖЕНЩИНА
Я же никогда не ошибалась…

ГОЛОВОРЕЗ
В твоём анти-художественном беспорядке
сам чёрт ногу сломит, даже
такой симпатичный, как ты…


МУЖЧИНА
Я так понимаю, что наблюдаю
счастливое воссоединение семьи?

ГОЛОВОРЕЗ
Ничего оригинального!

МУЖЧИНА (посмеиваясь)
Где-то я это уже слышал!

ГОЛОВОРЕЗ
Хватит ёрничать, дайте воды!

МУЖЧИНА (наливает из чайника в кружку)
Прошу.

Женщина пьёт и всхлипывает.
МУЖЧИНА
Вы, стало быть, бывший муж этой особы?

ГОЛОВОРЕЗ
Почему «бывший», мы не разводились.

МУЖЧИНА
Похоже, ей вас не хватало…

ЖЕНЩИНА (запивая «всхлипы» водой)
Ещё чего! И не говорите обо мне
в третьем лице, как будто меня нет!

МУЖЧИНА
Ну… нас тут трое… у меня
просто аншлаг сегодня!

ГОЛОВОРЕЗ
А обычно?

МУЖЧИНА
Лет пять уже никто не забредал…

ГОЛОВОРЕЗ
А телевизор у вас есть?
МУЖЧИНА
Интернет устроит?
Иногда я наблюдаю за человечеством.
(проходит к буфету достаёт ноутбук)

ЖЕНЩИНА (всё ещё всхлипывая)
Что, и ноутбук со свалки?

МУЖЧИНА (кладёт ноутбук сверху на буфет)
В некотором роде…

ГОЛОВОРЕЗ
А где мой автомат?

МУЖЧИНА
В надежном месте.
Кстати, зачем он вам?

ГОЛОВОРЕЗ
Пострелять захотелось…

МУЖЧИНА
Почём для народа?

ГОЛОВОРЕЗ (чуть запнувшись)
…На свалке нашёл…

МУЖЧИНА
Да! Всем можно себя обеспечить!

ЖЕНЩИНА
Не солидно как-то…

МУЖЧИНА
Зато практично, энерго и ресурсосберегаемо!
(достает из буфета огромную бутылку)
Может по стаканчику? Онклюзив… 5 звезд!

ГОЛОВОРЕЗ
И «ЧЁ» нальёте?

МУЖЧИНА
А что нравится? Виски-ром-коньяк-водка-горилка?

ГОЛОВОРЕЗ
Виски!

МУЖЧИНА (наливая)
Плиз.

ЖЕНЩИНА
А мне – водки.

МУЖЧИНА (наливает из той же бутылки)
Пожалуйста!

Женщина и головорез переглядываются, выпивают. Женщина выдыхает и передёргивает плечами.

МУЖЧИНА
Ну?

ГОЛОВОРЕЗ
И как это называется?


МУЖЧИНА
«Самиздат» это называется.
Что, не понравилось?

ЖЕНЩИНА
Отлично! Бодрит! Ещё можно?

МУЖЧИНА
Чуть погодя. Предлагаю перекур! (достает кальян)

ГОЛОВОРЕЗ (ржёт)
А девочки у вас тут не припрятаны? В буфете?

МУЖЧИНА
Люди – не вещи… (делает затяжку, передает мундштук)

ЖЕНЩИНА
Одиночество все-таки донимает?

МУЖЧИНА
А вас?

ЖЕНЩИНА
А я…  первая спросила!

ГОЛОВОРЕЗ (затягиваясь)
Донимает.

МУЖЧИНА
Аж, стрелять хочется?

ГОЛОВОРЕЗ
Все снуют, куда-то бегут,
женщины если и улыбаются, то
прощупывают, что им за это будет…
мир свихнулся!

ЖЕНЩИНА
А у нас в компании очень
теплые отношения, доброжелательные… (опять начинает всхлипывать) были…

ГОЛОВОРЕЗ
Конечно, они тебе свою работу
скидывали, а ты и рада сутками
вкалывать, без выходных!

ЖЕНЩИНА
Им уже не надо было никому ничего доказывать…


ГОЛОВОРЕЗ
А потом, когда ты всё докажешь,
тоже будешь свою работу на
младший персонал скидывать?

ЖЕНЩИНА
Пусть они тоже растут!

ГОЛОВОРЕЗ
Это знаешь, как называется?

ЖЕНЩИНА
Как?

ГОЛОВОРЕЗ
Дедовщина!

Женщина как-то захлебывается в возмущении.
МУЖЧИНА (ухмыляясь)
Похоже на правду…

ЖЕНЩИНА
Нет. Это передергивание!

МУЖЧИНА
А для чего вы делали карьеру?

ЖЕНЩИНА
Чтоб быть уверенной в завтрашнем дне.
Себя уважать.

МУЖЧИНА
Зачем?

ЖЕНЩИНА
Чтоб зарплата приличная…
Чтоб путешествовать, семью завести,
детей родить…

МУЖЧИНА
Но семья у вас, кажется, была?

ЖЕНЩИНА молчит

МУЖЧИНА
Человек вообще-то – одинок,
и чем раньше он это поймет –
тем лучше.

ЖЕНЩИНА
Почему?


МУЖЧИНА
Вот ваша мама думала,
что у неё есть муж,
а он взял и ушёл. Люди – не вещи!

ЖЕНЩИНА
Мама не была одинокой, её любили!

МУЖЧИНА
А как одинок был тот, кто её любил?

ЖЕНЩИНА (задумывается)
Вряд ли он думал об этом.
У него было много дел, забот,
он посвятил себя нам…
и мне кажется, был счастлив этим…
мама только после его смерти осознала
от скольких проблем он избавлял нас,
сколько всего брал на себя…

ГОЛОВОРЕЗ
Да уж, соперничать с ним – нереально!
(наливает и выпивает)

МУЖЧИНА
Мужчина в семье?

ЖЕНЩИНА
Вам, насколько я понимаю,
в этом смысле похвастаться нечем!

МУЖЧИНА
Нечем. Я себя не обманываю. Живу – один.

ГОЛОВОРЕЗ (снова наливая)
А насколько я понимаю, хозяин вы –
образцово показательный.
Можно, я буду звать вас «маэстро»?

МУЖЧИНА
Я просто смотритель маяка.

ГОЛОВОРЕЗ
Не скромничайте!
(кивает на обстановку)
И мебель починить и самогону нагнать…
и чисто у вас, как будто полк
горничных содержите…

МУЖЧИНА
Просто… если не ты – то никто…
а если кто-то другой – то уже без тебя.

ЖЕНЩИНА
Просто укачивает от глубины мысли!

МУЖЧИНА
Моя жена меня очень любила.
Я тоже любил её, но мне было тесно
в её объятьях. Домашние заботы казались
мне мещанством и глупостью. В этом она меня,
кстати, поддерживала… на словах…
Иногда я просто позволял
себе не держать обещаний, не приходить
вовремя, забывал предупреждать об отъездах.
Она почти никогда не упрекала меня,
иногда плакала. Это было особенно невыносимо.
Один человек сказал мне, что я просто не
рождён быть «мужчиной в семье», и что я
напрасно женился. Я поверил.

ЖЕНЩИНА
И сбежали?

МУЖЧИНА
Убедил себя, что без меня она будет счастлива.

ГОЛОВОРЕЗ (икает)
И она стала счастлива?

МУЖЧИНА
Не знаю. Больше я её никогда не видел.
Потом было много других… жизней.

ЖЕНЩИНА
И вы из всех сбегали?

МУЖЧИНА
Выходит, что так.

ГОЛОВОРЕЗ
Круто! Выплесни чашку и начни новый путь!
(идёт к буфету, видимо, решив выпить ещё)

ЖЕНЩИНА
И он приведёт тебя на свалку!

ГОЛОВОРЕЗ (подходит к буфету, находит автомат)
Ну, если над этой свалкой у моря
будет возвышаться такой добротный маяк:
уютный дом, музей и бар в одном флаконе…
Слышь, маэстро, а можно нам с тобой пожить?

МУЖЧИНА
Живите. Здесь только комната одна…
но там, наверху есть ещё площадка,
можно устроить вторую спальню…

ГОЛОВОРЕЗ
Круто! Это форпост!

МУЖЧИНА
Да, стратегический объект.
Стеллажи с книгами, надеюсь, не помешают?

ГОЛОВОРЕЗ
На самокрутки пустим! (ржёт)

ЖЕНЩИНА
Что ты несешь?!

ГОЛОВОРЕЗ
Шучу! (вздергивает затвор  автомата)
Пойду, осмотрюсь.

Уходит по винтовой лестнице вверх.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ
ЖЕНЩИНА
Извините. Он перебрал.

МУЖЧИНА
Вы за него ответственность не несёте.
Он – взрослый мальчик.

ЖЕНЩИНА
А вам никогда не бывает неловко…
даже стыдно за других?

МУЖЧИНА
Я думаю, что это чувство всего
лишь сигнал, что мы ставим себя
выше этих самых других.
А с какой стати?

ЖЕНЩИНА
Мы их видим со стороны, а они себя – нет…

МУЖЧИНА
Это называется «осуждение»…
А себя стыдиться вам никогда не приходилось?

ЖЕНЩИНА
Сейчас приходится…

МУЖЧИНА
Вы неплохо держите удар.


ЖЕНЩИНА
Излишне не парюсь!

МУЖЧИНА
Даже по-поводу последней воли вашей матери?

ЖЕНЩИНА
Капсула! Куда она закатилась?

С лестницы с грохотом почти скатывается головорез, его автомат несколько раз «шально» стреляет.

ЖЕНЩИНА
Что случилось?

ГОЛОВОРЕЗ
Кажется за мной – хвост.

ЖЕНЩИНА
Что?

ГОЛОВОРЕЗ
Хвост, говорю, и предлинный.

МУЖЧИНА
В смысле: у нас ещё гости?

ГОЛОВОРЕЗ (окидывая помещение)
Вы меня никогда не видели.
(прячет сумку под диван и убегает по лестнице)

Женщина опускается на колени и ищет капсулу с прахом. Мужчина подходит к двери, приоткрывает её и вглядывается в темноту. Прорывается легкий шум.

МУЖЧИНА (закрывая дверь)
Ничего не вижу.

ЖЕНЩИНА
И я. Может под буфетом. (ползёт к буфету)

Раздаётся громкий стук в дверь. Мужчина снова открывает её, теперь пошире, шум  становится явственней, а он переговаривается с кем-то. Потом закрывает дверь. Снова тихо.

ЖЕНЩИНА (на коленях заглядывает под буфет)
Кажется, там что-то блестит…

Мужчина поворачивается к ней и подходит ближе.
МУЖЧИНА
Вашего мужа ищут семь вооруженных мужчин.


ЖЕНЩИНА (садится на попу)
Семь?

МУЖЧИНА
«Всё страньше»…

ЖЕНЩИНА
А зачем?

МУЖЧИНА (подходя  к сумке головореза и открывая её)
Хотелось бы понять…

ЖЕНЩИНА (встаёт и подходит ближе)
Что там?

МУЖЧИНА
Он что, банк ограбил?

ЖЕНЩИНА (наклоняется над сумкой, как будто не верит собственным глазам)
Не может быть.

МУЖЧИНА (показывает сумку, откуда сыпятся пачки купюр)
Есть другие объяснения?

ЖЕНЩИНА
Ничего не понимаю. Он никогда
не интересовался оружием и богатством.

МУЖЧИНА
А политикой?

ЖЕНЩИНА
Презирал…
(находит лыжную палку под диваном и рассматривает её, потом идёт снова к буфету)

МУЖЧИНА (закрывая сумку и пряча на прежнее место)
Видимо, за последний год многое изменилось…

ЖЕНЩИНА (пытается палкой вытащить капсулу)
Ви-ди-мо…

Сверху снова скатывается головорез.
ГОЛОВОРЕЗ
Ушли? Что вы им сказали?

МУЖЧИНА
Что я уже пять лет живу один
и ко мне никто не заходит.

ГОЛОВОРЕЗ (очень взволнован)
А они?

МУЖЧИНА
Рекомендовали быть осторожнее,
предупреждали о безумце с оружием.

ГОЛОВОРЕЗ (закрывает лицо руками)
Безумце?

МУЖЧИНА
Так и сказали. Я, должно быть, должен
был их принять за «скорую помощь»…

ГОЛОВОРЕЗ (снова проводит рукой по лицу, невольно и недовольно поглаживая усы)
Помощь…

МУЖЧИНА
Вы не хотите ничего прояснить?

Женщина наконец зацепила капсулу и, не рассчитав силы «запулила» её под диван.
ЖЕНЩИНА (очень громко)
Чёрт!

Мужчины оборачиваются на неё.
ЖЕНЩИНА (очень тихо)
Извините.

ГОЛОВОРЕЗ (недовольно теребя усы)
Дорогая, у тебя нет ножниц?

МУЖЧИНА
У меня есть. (достает ножницы)

Головорез обрезает свои сталинские усы, которые становятся похожи на гитлеровские.
ГОЛОВОРЕЗ
Объявляю комендантский час! (подходит к буфету, включает и открывает ноутбук)

Появляются кадры уличных боёв и баррикад. Слышен голос диктора.
Диктор: «действующей власти пришлось ввести войска, банда экстремистов будет задержана в ближайшее время»
ГОЛОВОРЕЗ (выключая компьютер)
Вы вообще в курсе, что у нас – революция.

ЖЕНЩИНА
У кого это «у нас»?

ГОЛОВОРЕЗ
В городе – беспорядки.


МУЖЧИНА
Ааа, это ко мне революционеры заходили?

ГОЛОВОРЕЗ
Это заходили люди из «боевой дружины».

МУЖЧИНА
И против кого они выступают?

ГОЛОВОРЕЗ
В данный момент против меня.

ЖЕНЩИНА (испуганно-оторопело)
Ты что, ограбил Революцию?

ГОЛОВОРЕЗ
Революционеров…

МУЖЧИНА
Так это бунт против богатых?

ГОЛОВОРЕЗ (очень искренно)
Понимаете, маэстро,
есть люди, которым надоело жить во лжи, (как на трибуне)
которые хотят, чтоб всё по справедливости,
чтоб служить народу – было делом чести,
и никто не смел бы предавать интересов
людей ради собственной выгоды!

МУЖЧИНА (хлопая в ладоши)
Аплодисменты!

ЖЕНЩИНА
Но разве этого не все хотят?

ГОЛОВОРЕЗ
В том-то и дело, что когда они
становятся «слугами народа»,
оказывается, что устоять перед
благами гораздо сложней, чем делать
что-то для этого народа.

МУЖЧИНА (ядовито)
Какая новость!

ГОЛОВОРЕЗ
Революционеры – не исключение.

ЖЕНЩИНА (подозрительно)
Ты решил украсть деньги, чтоб
ни с кем не делиться?


ГОЛОВОРЕЗ
Я хотел, чтоб мы шли до конца…

ЖЕНЩИНА
А если вас убьют?

ГОЛОВОРЕЗ
Теперь они убьют меня… потому
что я мешаю им скрыться,
поделив деньги.

ЖЕНЩИНА
А что это за деньги?

ГОЛОВОРЕЗ
Какая разница?

МУЖЧИНА (от буфета, с издёвкой)
Действительно. Особенно, если
учесть, как вы сюда вошли.

ГОЛОВОРЕЗ (вспомнив собственное явление смеётся)
Вы думаете, я банк ограбил?

ЖЕНЩИНА (передразнивая его)
Руки за голову, всем лечь…

ГОЛОВОРЕЗ
Это я кино насмотрелся…
я ж не знал кто здесь…
а патроны у меня – холостые…

ЖЕНЩИНА
А в политику тебя как занесло?

ГОЛОВОРЕЗ (пристально глядя на неё  и, незаметно для себя самого, чуть красуясь)
Подумал, что всякие беспорядки –
хороший шанс быть убитым…
надоело всё… а так хоть не за зря…
за справедливость… против коррупции…
(снова недовольно поглаживает оставшиеся  усики, мужчина, замечая этот жест достаёт из буфета бритвенный прибор)

МУЖЧИНА (подаёт ему бритвенный прибор и полотенце)
А теперь убитым быть уже не хочется?

ГОЛОВОРЕЗ (намыливая лицо и бреясь)
Запутался я, маэстро, всякая идея даже
самая справедливая и прекрасная
превращается в собственную
противоположность, а чистый,
искренний человек, жаждущий мира
и благоденствия не для себя
лично – в идиота. Или оказывается
пройдохой и лгуном…

МУЖЧИНА
Ну, бывает, что начинается всё искренне…
потом просто многое меняется…

ЖЕНЩИНА
Почему?

МУЖЧИНА
Мы сами НЕ всегда точно
знаем, что нами движет, думаем –
жажда справедливости, а оказывается –
гордыня, тщеславие и нажива…

ГОЛОВОРЕЗ
Ну, и как тогда жить? Если мы
сами в себе разобраться не можем?

МУЖЧИНА
Или не хотим…

ЖЕНЩИНА (достав капсулу и прижимая её к груди)
А я просто хотела всем нравиться,
чтоб все меня любили…

МУЖЧИНА
Если мы начинаем задавать себе
эти вопросы – может,
всё не так безнадёжно?

ГОЛОВОРЕЗ (укладывая деньги в сумке)
Вы думаете, мною двигала жажда наживы?

МУЖЧИНА
Про вас я ничего не знаю…
когда-то я был уверен, что
сам я – благороден и бескорыстен…
потом понял, что отнюдь не всегда…
и вообще… воодушевление часто
оказывается ложным… и превращается
в «пену на губах»…

ЖЕНЩИНА
А как узнать?

ГОЛОВОРЕЗ
Я понял, вы поэтому…
Раздается стук в дверь и крики… На заднике вырастают огромные черные тени людей с автоматами. Музыка тревожная и пугающая «вползает» вместе с растущими тенями.
Головорез и женщина озираются в поисках укромного места.
Мужчина берет обоих за руки и отводит к глобусу. Открывает его и прячет своих гостей и  их вещи «во чрево». Женщина некоторое время упирается, но мужчины непреклонны. Всё это происходит несколько суетливо.
Стук настойчиво повторяется. Музыка крещендо. Мужчина собирается с духом, надевает интеллигентные очёчки и  открывает дверь.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
К музыке присоединяется шум урагана. На пороге стоит верзила в чёрных очках и с автоматом. Верзила входит. Мужчина захлопывает дверь. Все звуки глохнут.

МУЖЧИНА
А ваши товарищи?

ВЕРЗИЛА (озирается)
Выполняют свой долг!

Мужчина, проходя мимо ноутбука снова включает интернет…
МУЖЧИНА
Чаю?

ВЕРЗИЛА
Было бы не плохо…
(всматривается в кадры уличных столкновений)

МУЖЧИНА (подходя к печке и возясь с растопкой)
Остыл… (кивая на ноутбук) может вы мне
расскажете, что происходит?

ВЕРЗИЛА (садясь на кресло и кладя ноги на столик, но не выпуская из рук автомат)
Беспорядки.

МУЖЧИНА
Как думаете, надолго?

ВЕРЗИЛА (кривясь)
Кажется, мы выпустили джина…

МУЖЧИНА
А разве вы не этого хотели?

ВЕРЗИЛА
Как можно хотеть потерять
способность управлять? Вы бы хотели
сесть за руль неисправной машины
с отказывающими тормозами?

МУЖЧИНА
Я вообще не водитель и в принципе
не хочу за руль.

ВЕРЗИЛА (ржёт)
Соломку подстилаете?

МУЖЧИНА (наливая чай и двигаясь к верзиле)
Удивляюсь людям, стремящимся
во власть…  мне не понять их…
что они скажут ТАМ? (поднимает глаза к небу)…
или они не осознают степень
ответственности, или переоценивают
свои силы…

ВЕРЗИЛА (самодовольно)
Просто просчитывают. Всё и вся!
Если повезёт – не ошибутся.

МУЖЧИНА (подавая чай, чуть подаётся вперёд)
Вам – повезло?

ВЕРЗИЛА
Ещё не вечер!

МУЖЧИНА (стоит, чуть нагнувшись вперед)
В смысле: «ещё не известно»,
повезло или нет?

ВЕРЗИЛА
Вот именно! Мы ещё повоюем!
(прихлебывает чай, не выпуская из рук автомат)
Хорошо стоишь!

МУЖЧИНА (выпрямляя спину)
Задумался.

ВЕРЗИЛА (ржёт)
Правильно думаешь!
Ты, кстати, на каком
основании тут проживаешь?

МУЖЧИНА
На основании собственной бездомности
и абсолютной никому ненужности и
заброшенности данного объекта.

ВЕРЗИЛА
Вот. Полная бесхозяйственность!
Такой объект и заброшен.
Мы, непременно, исправим это упущение!

МУЖЧИНА
Возродите?


ВЕРЗИЛА
Именно!

МУЖЧИНА
Что ж, давно пора…

ВЕРЗИЛА
А вам, как сочувствующему нашей
Революции, найдем что-нибудь
более подходящее для жилья.

МУЖЧИНА
А я сочувствующий?

ВЕРЗИЛА
Вот, чаем меня напоили…
не под дулом же автомата, а
по доброте, так сказать, душевной. (ржёт)

МУЖЧИНА
Можно и так сказать…

ВЕРЗИЛА (смотрит на часы)
Пушечку поставим…

МУЖЧИНА
Это не совсем по-назначению…

ВЕРЗИЛА
Многое меняется в мире… необходимо
переосмысление предыдущего опыта,
так сказать…
Так, к вам точно никто не заходил?

МУЖЧИНА
Ни единой души!

ВЕРЗИЛА (встает)
Странно, следы нашего товарища
теряются где-то здесь…
пока мои соратники прочёсывают
округу, мне бы хотелось
«прочесать» это сооружение.

МУЖЧИНА
То есть вы мне не верите?

ВЕРЗИЛА
А вы мне верите?

МУЖЧИНА
Вполне. По-крайней мере,
себя вы не обманываете.

ВЕРЗИЛА (ещё больше развеселяясь)
Не понял вот сейчас… это издевка?

МУЖЧИНА (вытягиваясь в «смирно»)
Что вы! Верноподданническое заверение…

ВЕРЗИЛА
В чём?

МУЖЧИНА
В абсолютной лояльности и поддержке…

ВЕРЗИЛА (весело)
Не путайте меня. Лучше замолчите,
а то я начинаю нервничать, а когда я нервничаю…

МУЖЧИНА
Я понял. С чего начнёте?

ВЕРЗИЛА (показывая наверх)
Что там?

МУЖЧИНА
Маяк…

ВЕРЗИЛА
Так я прогуляюсь… (поднимается по лестнице наверх)
Мужчина провожает его взглядом. На мониторе компьютера – уличные бои, черно-красные знамёна…

КАРТИНА ПЯТАЯ
Глобус приоткрывается и появляются головы головореза и женщины.

ЖЕНЩИНА
Душегубка какая!

МУЖЧИНА
Да, не курорт…

ГОЛОВОРЕЗ
Может нам сбежать?

МУЖЧИНА
Вас ищут.

ЖЕНЩИНА (выбравшись из глобуса)
А меня если и ищут – то точно не он.
Можно, я туда больше не полезу?

МУЖЧИНА
Проходите, садитесь, сделаем вид,
что вы бежали от страха.

ЖЕНЩИНА
Ага. (прячет в ящик буфета свою капсулу)

ГОЛОВОРЕЗ
В конце концов, я – с оружием, маэстро!

МУЖЧИНА (прислушиваясь)
Вот и сидите в засаде. (закрывает глобус)

ЖЕНЩИНА (снова достаёт свою капсулу)
Нет. Я пришла хоронить мать.
И ничего не знаю про беспорядки.
Давайте, как будто я только вошла…

МУЖЧИНА (прислушивается и говорит громко)
И что же вы хотите?

ЖЕНЩИНА (простодушно)
Переждать бурю! Пожалуйста!

На цыпочках по лестнице спускается верзила.
МУЖЧИНА
Вы, наверное, просто сбежали из города?

ЖЕНЩИНА
Почему сбежала?

МУЖЧИНА
От революции.

ЖЕНЩИНА
От какой революции?

МУЖЧИНА
Демократической, наверное,
разве теперь могут быть какие-то другие?

ВЕРЗИЛА
Могут!

МУЖЧИНА (нарочито вздрагивая, говорит хором с женщиной, верзила радостно дирижирует, довольный произведенным эффектом)
Ну, как вам маяк?

ЖЕНЩИНА (Верзиле)
Здравствуйте, разрешите мне
у вас бурю переждать!

ВЕРЗИЛА (спускаясь ниже)
Пережидайте. Я с женщинами не
воюю, если они, конечно,
не занимаются политикой.

ЖЕНЩИНА
Нет. Я – домохозяйка. Вот, (демонстрируя капсулу)
решила исполнить последнюю
волю матери… а тут – буря…

ВЕРЗИЛА (подходя ближе и пожирая её глазами)
Вы из города?

ЖЕНЩИНА
Да.

ВЕРЗИЛА
В котором часу покинули?

ЖЕНЩИНА
Что?

ВЕРЗИЛА
Город покинули?

ЖЕНЩИНА
Вчера… вечером…

ВЕРЗИЛА
Врёте!

ЖЕНЩИНА
Зачем?

ВЕРЗИЛА
От страха! (ржёт)

ЖЕНЩИНА
Я не понимаю… что смешного?

ВЕРЗИЛА
Вы что, сюда сутки добирались?

ЖЕНЩИНА
Я просто… я хотела…

МУЖЧИНА
Девушка не в конкретное место
добиралась, а искала…

ВЕРЗИЛА
Кого?

ЖЕНЩИНА
Не кого, а что… место искала…
а тут – буря…

ВЕРЗИЛА (орёт)
«Пусть сильнее грянет буря!»

МУЖЧИНА (доставая свою бутыль)
Может, по-маленькой?

ВЕРЗИЛА (радостно)
Можно и по-большой!

Мужчина разливает в металлические кружки свой «самиздат» весьма отличающимися порциями.
МУЖЧИНА (раздавая тару)
Прошу.

Мужчина пригубил. Женщина делает глоток. Верзила залпом выпивает кружку.

ВЕРЗИЛА (плюхаясь на диван)
Знатно!

МУЖЧИНА
Повторить?

ВЕРЗИЛА (развалясь, и чуть клюя носом)
Позже. (оглядывает женщину, похлопывая диван возле себя)
Иди сюда.

ЖЕНЩИНА
Это вы мне?

ВЕРЗИЛА (бряцая автоматом)
Мужики меня не интересуют! Пока! (ржёт)

ЖЕНЩИНА (делая шаг к дивану)
Так я и говорю… моя мама завещала
развеять её прах… и вот я и
искала место… а тут буря…

ВЕРЗИЛА (заплетающимся языком и вырубаясь)
«Пусть сь…ильнее…»

Пауза. Тишина.

ЖЕНЩИНА
Что с ним?

МУЖЧИНА (разоружая спящего)
Уснул.

ЖЕНЩИНА (поражённо)
Так устал?


МУЖЧИНА
Я надеялся, его наверху свалит…
Выносливый, чёрт.

ЖЕНЩИНА
Вы ему что-то подмешали?

МУЖЧИНА (снимая очёчки)
А что я должен был делать?

Из глобуса вылезает Головорез. Помогает связать Верзилу. Вдвоем мужчины снимают с него куртку, берцы на платформе, чёрные очки, шапку и прочую амуницию и Верзила оказывается щуплым и небольшим. В футболке, джинсах и теплых носках он похож на студента-ботаника. Во сне он причмокивает губами.
МУЖЧИНА
Не так страшен чёрт…

ЖЕНЩИНА (почти нежно)
Какой смешной…

ГОЛОВОРЕЗ
А что дальше?

МУЖЧИНА (кивая на ворох одежды Верзилы)
Предлагаю маскарад.

ЖЕНЩИНА
А вдруг его разоблачат?

МУЖЧИНА
Мы не резидента засылаем, надо
только отправить бандитов
по ложному следу и подальше…

Головорез некоторое время стоит, а потом начинает одеваться.
Когда он надевает очки, женщина вскрикивает.

МУЖЧИНА
Да их мать родная не отличит!

В этот момент на диване завозился связанный бывший верзила. Все резко обернулись и замерли, но тот продолжает спать.
Раздаётся резкий стук в дверь.

Мужчина берет на руки бывшего верзилу и аккуратно укладывает его в глобус, прямо на сумку с деньгами.

МУЖЧИНА (Головорезу)
Ваш выход, похоже…

ГОЛОВОРЕЗ (мужчине)
Маэстро?! (женщине)  Я пошёл?

ЖЕНЩИНА
Зачем всё это?

ГОЛОВОРЕЗ
Прости меня, я просто не мог больше
мириться с твоим отсутствием.

Женщина тихонько вздыхает
ГОЛОВОРЕЗ
Я понимал, что без тебя
буду как в пустыне, но я и с тобой
стал, как в пустыне…

Они глядят друг на друга, тихо проявляется красивая романтичная тема… Влюблённые устремляются друг к другу…

Всё обрывает резкий стук в дверь.

МУЖЧИНА
Вам не кажется, что сейчас
не лучшее время, для лирических сцен?

Головорез гордо вскинув голову уходит к двери и, обернувшись на миг,  скрывается за ней. Дверь тяжело хлопает.

ЗАНАВЕС
Конец первого действия.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ШЕСТАЯ
В глобусе разместилась химическая лаборатория. Над ретортами, горелками и колбами корпит мужчина в очёчках. У буржуйки стоит раскрытая сумка. Женщина подходит к ней, достаёт пару денежных пачек и подкидывает в печку. На авансцене развинченная капсула, в которой когда-то был прах матери женщины. На оттоманке, на белоснежной подушке, под одеялом спит бывший верзила. На буфете появилось фото матери женщины в самодельной рамке. Женщина отходит к буфету, смотрит на монитор ноутбука, который работает без звука: там интервью с Головорезом, изображающим Верзилу. Он в чёрном костюме, но всё в тех же очках, шапке, - под носом пробиваются чаплинские усики. В конце эфира ведущий дарит ему шляпу-котелок. На экране новый диктатор меняет головные уборы, снимает черные очки и пристально всматривается в зрителей. Всю следующую сцену на экране  мелькают кадры дворцов инаугурации и кадры уличных столкновений и стрельбы.
ЖЕНЩИНА
Зачем всё это?

МУЖЧИНА (отрываясь от своих опытов)
Может, ему понравилось?


ЖЕНЩИНА
Играть роль?

МУЖЧИНА
Весь мир – театр!

Женщина возвращается к печке, наливает воду в металлическую кружку из чайника, делает глоток и подходит к спящему. Трогает его лоб, пытается уловить дыхание.

ЖЕНЩИНА
Разве может человек спать месяц?

МУЖЧИНА
Спит же…

ЖЕНЩИНА
Что вы ему дали?

МУЖЧИНА
Один препарат.

ЖЕНЩИНА
Может у него аллергия?

МУЖЧИНА (подходя)
Смотри, он дышит тихо,
никакой сыпи, жАра, хрипов…
Сон – благостный… как будто тело
отдыхает, а душа витает где-то…

ЖЕНЩИНА
Ты, правда, думаешь… думаете что есть
какая-то душа?

МУЖЧИНА
А ты – нет?

ЖЕНЩИНА
Я смотрела кино про то, что
когда человек умирает, он становится
легче на 21 грамм…
И это  все доказательства?

МУЖЧИНА (возводя очи и протягивая руки к небу)
Боже, чем же нас мотивировать
теперь, если мы не верим, что
у нас есть душа и возможна жизнь
вечная???

ЖЕНЩИНА
Мотивировать? К чему?

МУЖЧИНА
К добру, любви, правде… (возвращается к своей лаборатории)

ЖЕНЩИНА
Опять абстракции какие-то.
Вы вот снотворное своё изобрели
и использовали… (кивает на спящего)
даже на животных не испытали!

МУЖЧИНА
Лучше было б расстрелять его?

ЖЕНЩИНА
Не передергивайте!

МУЖЧИНА
Когда критикуешь – имей доказательные
предложения. А может, тебе понравились
его заигрывания?

ЖЕНЩИНА (иронично)
Да, я хотела немедленно предаться
страсти, а вы одного моего
потенциального партнера отправили
куда подальше, а другого - усыпили!

МУЖЧИНА (набирая в шприц какую-то жидкость из колбы)
Ты меня ненавидишь? (выпускает струйку из шприца)
Возможно, я, таким образом, избавляюсь от соперников!?

ЖЕНЩИНА (кивая на шприц)
Смертельная инъекция?

МУЖЧИНА
О контрЕр!  (фр. "наоборот»)

ЖЕНЩИНА
Что?

МУЖЧИНА
Это по-французски. Переводится
как «напротив»… «наоборот»…

Подходит к спящему, делает ему укол. Проверяет пульс, смотрит зрачки, поднимая веки… Женщина наблюдает, прихлебывая воду.

ЖЕНЩИНА
Может просто вода испаряется?
Ведь бОльшая часть организма из
воды состоит?

МУЖЧИНА
Ты про 21 грамм?

ЖЕНЩИНА
Ну да…

МУЖЧИНА
Просто наш мир не только материален…
он ещё и духовен!

ВЕРЗИЛА (делает глубокий вдох)

Мужчина и женщина замирают глядя на спящего.
Спящий открывает глаза и садится. Он с радостным удивлением очень осторожно и медленно оглядывает пространство, смотрит на мужчину и женщину.

ЖЕНЩИНА
Здравствуй!

Верзила улыбается ей светло. Мужчина подходит ближе: щупает пульс. Верзила с интересом рассматривает его манипуляции.

МУЖЧИНА
Как чувствуешь себя?

ВЕРЗИЛА улыбается

ЖЕНЩИНА
Ты долго спал.

ВЕРЗИЛА улыбается ещё шире, показывая зубы.

МУЖЧИНА
Как тебя зовут?

ВЕРЗИЛА (улыбается и соображает)
Сын?

МУЖЧИНА
Сын? Это имя такое?

ВЕРЗИЛА (улыбаясь)
Отец, Сын и Дух Святой…

ЖЕНЩИНА
Тебя так зовут?

ВЕРЗИЛА (улыбаясь)
Ска-а-ачет на одной ножке – кошка…

МУЖЧИНА
Это детский стишок?


ВЕРЗИЛА (улыбается)
Убато-убату-убиты…

ЖЕНЩИНА
Абракадабра какая-то…

МУЖЧИНА (ласково)
На дворе трава, на траве – дрова?

ВЕРЗИЛА (улыбается и кивает мужчине)
Новорожденный слепой волчонок невинный!

ЖЕНЩИНА
Кто волчонок?

ВЕРЗИЛА (улыбаясь поворачивается к ней и терпеливо поясняет)
Дуб не может извлечь из себя червя!
Земля вся  покрыта и удобрена трупами!

ЖЕНЩИНА
Дуб тоже труп, если в нем червь…

МУЖЧИНА (отходит что-то ищет и приносит репродукцию картины «Адам и Ева» Дюрера)
Как думаешь, что это?

ВЕРЗИЛА (улыбается)
Природа не замечает красоты людей,
а только доброту доброго и зло злого.

Верзила видит развинченную капсулу, в котором был прах матери женщины и поднимает её. Рассматривает. Скручивает, раскручивает.

ЖЕНЩИНА
Что с ним?

МУЖЧИНА
Не знаю, где путешествовала его душа…

Верзила встает, проходит по комнате, открывает все возможные двери, наконец, находит выход и выходит.

КАРТИНА СЕДЬМАЯ
ЖЕНЩИНА
Он память потерял?

МУЖЧИНА
Как будто душа вернулась…

ЖЕНЩИНА
Куда вернулась?!


МУЖЧИНА (задумчиво)
Получается, если человеку дать
мой препарат, то после того,
как он проснётся, он будет
радостный и добрый, не агрессивный…

ЖЕНЩИНА
С приветом он будет… улыбается,
как дурак и абракадабру несёт…

МУЖЧИНА
Но дуб действительно не может извлечь
из себя червя… должен кто-то прийти
и помочь дубу.

ЖЕНЩИНА
А земля удобрена трупами?..

МУЖЧИНА
Ну да, а чем? (идет к глобусу, закрывает свою лабораторию)

ЖЕНЩИНА
Навозом.

МУЖЧИНА
Все мы – навоз… «пыль на пыли»…

ЖЕНЩИНА
Зачем же вы тогда все эти богатства
на маяке собирали? Для кого? Для пыли?

МУЖЧИНА
Думаю, потом понадобится,
когда вспомнят, что где-то должна быть
душа… начнут искать подтверждения?

ЖЕНЩИНА
Подтверждения чего?

МУЖЧИНА
Что душа есть у человека…
Кусочек общего Духа, единого…
искусство её ж  запечатлевает…
нашу общность, нераздельность…
и любовь этой душе присущую…

ЖЕНЩИНА
Любить надо себя. Кто, если не ты?

МУЖЧИНА
А муж ваш… ведь любил вас…


ЖЕНЩИНА
Он всё в облаках витал, мечтал,
а кому это нужно? Зачем?
Жить нам было не на что… ну, я пошла
учиться, потом работать… меня хвалили…
мне нравилось… я стала себя
чувствовать уверенней… стала
жёстко относиться ко всяким
бездельникам, которые ничего не добились…

МУЖЧИНА
А вы добились.

ЖЕНЩИНА
Да. У меня зарплата хорошая,
а раньше я еле до следующей
зарплаты дотягивала.

МУЖЧИНА
А он?

ЖЕНЩИНА
А он сам ничего не делал и надо
мной потешался, хотя жил у меня
и я его кормила.

МУЖЧИНА
Что совсем ничего не делал?

ЖЕНЩИНА
Водителем устроился, какого-то
начальника возил. И над ним тоже
потешался, не уважал… его и уволили.

МУЖЧИНА
Зато теперь он вон как взлетел,
может, вернетесь?

ЖЕНЩИНА
Теперь-то я ему зачем?

МУЖЧИНА
А любовь?

ЖЕНЩИНА
Что вы заладили: любовь, любовь…
Просто люди цепляются друг за друга,
чтоб не так страшно было.

МУЖЧИНА
А ваша мама?


ЖЕНЩИНА
Нет мамы.

МУЖЧИНА
А друг её?

ЖЕНЩИНА
И его нет.

МУЖЧИНА
А что есть?

ЖЕНЩИНА
Мы с вами. Тут!
Я даже выйти отсюда боюсь.

МУЖЧИНА
Бояться не надо. Надо дело делать.

ЖЕНЩИНА
Какое ещё дело?

МУЖЧИНА (себе)
Которое всем поможет…

ЖЕНЩИНА
Может сына пойти поискать?

МУЖЧИНА
Волчонка?

ЖЕНЩИНА
Как он сказал?

МУЖЧИНА
Новорожденный слепой волчонок невинный…

ЖЕНЩИНА
Это который когда вырастет - станет волком…

МУЖЧИНА
Вариантов нет?

ЖЕНЩИНА
Какие варианты?  Душа?.. Красота?..

МУЖЧИНА
Я когда здесь поселился – старался
не думать ни о чём, просто работал –
собирал вещи всякие, потом чинил,
обустраивал всё. Иногда так уставал…
хотелось прямо со скалы в море прыгнуть.

ЖЕНЩИНА
Не прыгнули же.

МУЖЧИНА
Прыгнул. Но выплыл. После этого и
маяк починил. Понял, что не время
мне ещё… зачем-то я тут нужен…
Не интересен я пока Богу…
потом картину на свалке нашёл,
потом другую, потом книги стали
попадаться…

ЖЕНЩИНА
Неужели это кому-то пригодится?

МУЖЧИНА
Зачем-то я ведь остался жить
и собрал всё это?

ЖЕНЩИНА
Почему вы так уверены, что
во всем есть смысл?

МУЖЧИНА
Просто знаю. Не смысл… промысел!
Я ведь и препарат этот разрабатывал…
как будто мне подсказывал кто… направлял…
Дух, наверное тоже хочет, чтоб мы поняли,
что друг без друга нам никуда не продвинуться…

ЖЕНЩИНА
Какой ещё дух?

МУЖЧИНА
Святой, конечно…

ЖЕНЩИНА
Вы мните себя спасителем человечества?
Химическим путём дьявола изгоняете?

МУЖЧИНА
Зачем? Я просто точно знаю,
что когда-нибудь люди вернуться
к истинным ценностям… и тогда
им пригодится всё, что я тут собрал.

ЖЕНЩИНА
Истинные ценности – это трудиться
до изнеможения, зарабатывая себе
средства и право на легкие передышки.
А ваши «высокие материи» - это что-то
невнятное, и похоже на сказку,
для затуманивания рассудка.

МУЖЧИНА
Люди многого достигли, сегодня
они могли бы жить безбедно,
все без исключений…
если б честно трудились…
не забыли про душу…
они могли бы уже оказаться в новых мирах…
на новый уровень выйти…

ЖЕНЩИНА
Вы сумасшедший?

МУЖЧИНА (продолжая)
Мне представляется, что мы убили истину… 
или нет…  живьём её зарыли,
а душа наша не пережила этого…
или спряталась… или затаилась…
хотелось бы воскресить её… вернуть…
Сказать, что я понял? Что я только малая часть…
кусочек общего… тонюсенькое волоконце в нитке,
из которой соткан бесконечный ковер мироздания…

КАРТИНА ВОСЬМАЯ
Дверь распахивается, вбегает бывший верзила, в половинках капсулы торчат выкопанные полевые цветы. Он напевает что-то непонятное, как поют дети на собственный мотив… он, слегка пританцовывая, ищет место, чтоб поставить растения, наконец, находит и расставляет оба «горшочка»

ВЕРЗИЛА (напевает и пританцовывает)
«Природа, скажи мне, что
такое ты, чтобы я понял, кто я»

Мужчина наблюдает за танцующим и приближается к нему, пытаясь попасть в его такт и составить ему пару. Они кружатся, а женщина смотрит на них недоумённо.

ВЕРЗИЛА
«…оставил себе – потерял,
отдал ради славы – выбросил,
похвастал добрыми делами своими – стёр их,
забыл о своих благодеяниях – спасся…
отдал из любви – приобрел…»

ЖЕНЩИНА
Что он бормочет?

МУЖЧИНА (продолжая танцевать вместе с верзилой)
Что-то прекрасное…

ВЕРЗИЛА
«Трава – это волосы земли»…

ЖЕНЩИНА (увидев на мониторе своего мужа, включает звук интернета)

ГОЛОВОРЕЗ
Мы призываем всех сограждан
поддержать наши реформы: денежную,
пенсионную, налоговую. Мы стремимся
работать в интересах каждого,
разделяя суммарное богатство нашей страны
в равных долях на каждого гражданина…
создаём общественную собственность…
 и мы надеемся и обещаем…

картинка исчезает и на чёрном поле появляется сетка «перерыв в вещании» и звучит музыка, напоминающая похоронную…
Верзила продолжает пританцовывать и напевать, поднимаясь по лестнице наверх, мужчина останавливается.

ЖЕНЩИНА
Как думаете, что это?

МУЖЧИНА
Ничего хорошего не думаю.

ЖЕНЩИНА
Опять революция?

МУЖЧИНА
Помните, как он сказал, что
всякая идея, даже лучшая, превращается в
собственную противоположность?

ЖЕНЩИНА
Да уж… миллионы, которые он нам
оставил стали ничем…

МУЖЧИНА (весело)
Из всех идей – эта главная!

ЖЕНЩИНА
Да ну вас!

МУЖЧИНА
Нам легче… мы ещё не успели
привыкнуть к этим миллионам.
Но есть и другие люди…

ЖЕНЩИНА (схватив сумку с деньгами)
И что? Они вернут деньгам их стоимость? …
Какой ужас, я сожгла тысяч триста!

МУЖЧИНА
Ну, кое-что останется…

ЖЕНЩИНА (отпуская сумку)
Вам совсем не нужны деньги?

МУЖЧИНА
Моё хозяйство не вполне «натуральное»,
но стремится к этому.

ЖЕНЩИНА
Странный вы всё-таки…

МУЖЧИНА
«А не странен кто ж!»?

ЖЕНЩИНА
От кого вы сюда сбежали?

МУЖЧИНА
От себя. Своих привычек, удобств,
сытости…

ЖЕНЩИНА
Рисуетесь!

МУЖЧИНА
Немного. Просто, когда показалось,
что я что-то понял, я стал агрессивно-назидателен…

ЖЕНЩИНА
Я заметила.

МУЖЧИНА
…борюсь с этим по мере сил… по-крайней мере
человечество я от себя избавил, а вы – сами пришли…

ЖЕНЩИНА
Вы были богаты?

МУЖЧИНА
Я был самодовольно успешен.
И не заметил, как человеком быть перестал.

ЖЕНЩИНА
А кем стали? Носорогом что ли?

МУЖЧИНА
Предметом неодушевленным… может функцией…

ЖЕНЩИНА
Вы всё потеряли?

МУЖЧИНА
Я от всего освободился. Хотел и
от жизни, но понял, что от себя
и ТАМ не убежишь… «У Бога мёртвых нет»…
А ответ держать придётся всё равно. За всё!

ЖЕНЩИНА
Там ничего нет, есть только
«здесь и сейчас».

МУЖЧИНА
Где же тогда был наш волчонок?

ЖЕНЩИНА
Просто спал.

МУЖЧИНА
А может «сложно»?

ЖЕНЩИНА
Да ну вас!

МУЖЧИНА (идет и наливает себе чай, пытается найти в Интернете хоть какую-то информацию)
Да ну… нас… «Уснуть… и видеть сны…»

ЖЕНЩИНА
Ответа нет! А если и есть какое-то
«ТАМ» сюда ему дороги всё равно нет.

МУЖЧИНА
В море тоже дорог нет, но корабли
доходят из порта в порт.

ЖЕНЩИНА
У них есть ориентиры. Вот маяк, например…

КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Раздаётся резкий и громкий стук в дверь. Женщина идёт открывать. Входит головорез. Он нелепо выглядит в помятом и измазанном костюме, с «чаплинскими» усами и без котелка. В руках всё тот же автомат. Он нервно захлопывает дверь за собой и расслабленно оседает прямо возле двери.

МУЖЧИНА (прихлёбывая чай и совсем не удивляясь)
Чайку?

ГОЛОВОРЕЗ
Лучше «самиздату»!

Мужчина понимающе кивает и проходит к буфету, возится с бутылкой.

ЖЕНЩИНА
Что случилось?

ГОЛОВОРЕЗ
Меня свергли.

ЖЕНЩИНА
И что теперь?

ГОЛОВОРЕЗ (обессилено, почти плача)
Не знаю. Люди как звери. Они набрасываются
друг на друга с жуткими обвинениями и ненавистью,
каждый считает себя оскорблённым и ущемленным,
а соседа – обидчиком и агрессором.
Они говорят о свободе, но свобода эта
нужна только для собственной
безнаказанности… Они – чудовища…
бесовством называют они всё, что угодно,
а настоящего бесовства в лучшем случае не видят…

МУЖЧИНА
А в худшем?

ГОЛОВОРЕЗ
Превозносят.

Мужчина стоит с кружкой для головореза, слушает его, потом наливает себе.

МУЖЧИНА (многозначительно)
Да! Люди – не вещи…

ГОЛОВОРЕЗ (кричит)
Но именно они, Люди догадались  придумать
какие-то нормы, законы, правила,
чтоб не мешать друг другу,
чтоб возможно было какое-то сосуществование?
Куда, куда девается рассудок?
Почему не соблюдаются простые и удобные заповеди?!
Это же выгодно всем!

ЖЕНЩИНА (бросается к сидящему у двери и обнимает его голову)
Тише, тише, успокойся…

МУЖЧИНА
Ну, это та выгода, которую ещё доказать надо…
Неочевидная… придётся заглянуть чуть дальше
собственного носа… не всем под силу!

ГОЛОВОРЕЗ (почти плача)
Я просто хотел, как лучше! Для всех!

ЖЕНЩИНА (утешающе «гулит»)
А разве не все этого хотят? Просто мы,
наверное, не умеем… пока ещё не умеем…
это осуществить…

ГОЛОВОРЕЗ
Но как же мы научимся?

ЖЕНЩИНА(утешающе «гулит»)
Не знаю… будем пробовать и научимся…

Мужчина подходит к головорезу, протягивает ему кружку.
МУЖЧИНА
За сбычу мечт!

Чокаются и выпивают.
ГОЛОВОРЕЗ (опустошённо-тихо)
Я попытался…

МУЖЧИНА
А я думал – вошёл во вкус.
(улыбается, подходит к буфету, берет фото в рамочке, потом проходит к оттоманке, на которой проснулся в начале действия верзила, удобно садится и рассматривает фото)

ЖЕНЩИНА (мужчине)
Вы только говорите… вы сами-то что-нибудь сделали?
От вас хоть что-то зависело в этой жизни?
Сидит тут… всех осуждает! Умник!

МУЖЧИНА
Осуждаю?

ЖЕНЩИНА
А что же? Наблюдает он… за человечеством…

МУЖЧИНА (весело)
Как раз пытаюсь любить… издалека почти получается.
Когда себя изолируешь, может показаться,
что лучше становишься… подтверждений обратному-то нет…
Трудно понять, что ты тоже часть человечества,
особенно когда осознаёшь, что часть ненужная…
лишний человек… «невписка»…

ГОЛОВОРЕЗ (приподнимается и идёт к авансцене, женщина за ним)
Вот и я… хотел доказать себе и вам, маэстро,
что я не пройдоха и не лгун!
В общем как вы говорили:
«если не ты – то никто…
а если кто-то другой – то уже без тебя».

ЖЕНЩИНА (мужчине)
Вот! Значит, получается, не все о душе забыли?!
Слышите, вы! Люди хотят быть хорошими,
благородными, настоящими!!! Они такие и есть!


МУЖЧИНА (улыбаясь)
Каждая душа, обязательно, себя увидит…
Ужаснётся и захочет очиститься…
А главное, поймет, что поодиночке спасения нет…
Только всем вместе! Другого не дано…

Головорез задумывается.
ЖЕНЩИНА
Вы говорите так, как будто знаете.

МУЖЧИНА
Я - Знаю!

ЖЕНЩИНА
Ну, так помогите ему! Встаньте с дивана-то!

МУЖЧИНА
В этих технологиях я не мастер… Хотя…

ЖЕНЩИНА
Что «хотя»?!

МУЖЧИНА
Всё завтра.

ЖЕНЩИНА
Что «завтра»?

МУЖЧИНА (устраивается поудобней)
«Будет день… будет и пища»…
и для размышлений…

ГОЛОВОРЕЗ (закончив мыслительный процесс)
Вы что, видели вашу душу?

МУЖЧИНА (глядит на фото, потом кладет фото рядом с собой, достаёт что-то из кармана, рассматривает)
Я думаю, отшельниками становились те,
кто прозревал… просыпался и понимал,
как низко пал он,
кто не мог сосуществовать с собой,
со своей гордыней, тщеславием и самомнением,
стремлением к  праздности…
со своей корыстью, трусостью и слабостью,
инертностью… завистью и презрением…
гневом и яростью…

ЖЕНЩИНА (ничего не поняла, и потому испуганно)
Вы что, убили кого-нибудь?

МУЖЧИНА (смеётся)
Кто знает? Как минимум кого-то
насмешил до смерти…

ЖЕНЩИНА
Как это?

МУЖЧИНА
Кого-то обидел… кого-то предал…
кого-то не принял во внимание…
кого-то осудил… на кого-то «повесил ярлык»…

ГОЛОВОРЕЗ
Но это так по-человечески!..

МУЖЧИНА
Это мы себя оправдываем так, что просто мы люди…
что «ничто человеческое» не чуждо…
а что, если ЭТО вовсе и не «человеческое»?
А самое Человеческое и Жизненное –
это как раз Ответственность, Прощение, Труд,
Совестливость и Любовь… Лю-бовь…

ЖЕНЩИНА
Обычно об этом говорят те,
кому срочно понадобились эти «прощения»…

ГОЛОВОРЕЗ (задумчиво, наморщив «извилины»)
Да… пора о душе подумать…

ЖЕНЩИНА
Да ну тебя! Поживём ещё!

ГОЛОВОРЕЗ (рассмеявшись)
А? Я не в том смысле!
А где этот? В которого я переодевался?

ЖЕНЩИНА
Кажется, наверх пошёл… он только
сегодня проснулся… Очень странным…

ГОЛОВОРЕЗ
Маэстро, а чем вы его опоили?

Мужчина не отвечает.
ГООВОРЕЗ
Маэстро?!!

Мужчина спит, сидя на оттоманке.
Женщина подходит к мужчине.
ЖЕНЩИНА
Уснул…

Головорез подходит к ней, смотрит на спящего.
ЖЕНЩИНА (поднимая фотографию в рамочке, лежащую рядом с мужчиной)
На маму смотрел… иногда я думаю… может он мой отец?

Головорез берёт из его ладони заправленный шприц.
ГОЛОВОРЕЗ
Может… А это что?

Женщина смотрит на шприц и качает головой, улыбаясь.
ГОЛОВОРЕЗ
Он что, отравился?

ЖЕНЩИНА (хмыкая)
Всё «завтра»!… Опять сбежал!

ГОЛОВОРЕЗ
Сбежал?

ЖЕНЩИНА (берет шприц из рук головореза)
Если ему сделать укол – он проснётся…

ГОЛОВОРЕЗ
Какое у него лицо счастливое! Пусть поспит.

ЖЕНЩИНА (улыбаясь)
Как будто тело отдыхает, а душа витает где-то…

ГОЛОВОРЕЗ
Надеюсь, там не стреляют.

Раздается стук в дверь и крики… На заднике вырастают огромные черные тени людей с автоматами. Женщина и головорез вздрагивают, женщина роняет шприц, он - разбивается. Женщина и головорез встают перед осколками на колени, опустив головы. Свет медленно гаснет. Шум медленно утихает.

ЭПИЛОГ
Тихая ночь. Звездное небо. Треск кузнечиков и легкий шелест прибоя прерывается отдаленной, еле слышной сиреной и выстрелами. В темноте вспыхивает Маяк. Луч маяка направлен в зал. Бьет в глаза зрителям, чуть колеблясь из стороны в сторону. Диск прожектора становится меньше, как будто удаляется. Луч маяка дрожит. Звездное небо становится ярче, звезды крупнее. В глубине сцены верзила «колдует» у маленького маяка. Это макет. Слышен скрежет. Что-то напевая себе под нос, без мотива, как дети, он  пытается повернуть луч прожектора к небу и это ему удаётся. Луч прожектора уходит ввысь и теряется там…
ВЕРЗИЛА
«похвастал добрыми делами своими – стёр их,
забыл о благодеяниях своих – спасся…
оставил себе – потерял,
отдал ради славы – выбросил,
всё, что отдал из любви – приобрел…»
      
07.01.2013 - 07.07.14
Фирсановка

фото из интернета