Сбыча мечт, или Идея-фикс - 3

Елена Йост-Есюнина
© flamingo

08.10.2017

21.30





Вот кто-нибудь фиксировал момент, когда зарождается мечта? Не знаю, кто и как, но я осознаю мечту, когда она становится уже почти паранойей или манией.
Как я "замечтала" о Плёсе - и не знаю, и не помню. Замечтала - и всё! Фиг его знает, когда и почему это случилось. Не знаю и того, что именно послужило мотивацией к тому, чтобы "начать мечтать": то ли какой-то фильм документальный по ящику увидела, то ли это Дмитрий Крылов со своими "Непутёвыми заметками" "постарался"... Кстати, даже и не знаю точно, был ли в его "заметках" когда-либо сюжет о Плёсе. Но это и не суть важно. Главное, у меня появилась "идея-фикс 3". Про две первые я писала и уже давно: первая - мини-прудик на балконе, вторая - "стена-вернисаж" дома. Обе благополучно осуществились. А вот Плёс!.. Плёс стал какой-то мечтой-иллюзией, идеей-фикс или, скорее, "голубой мечтой идиота". Ради бога, не подумайте ничего крамольного! Слова "голубая мечта" следует воспринимать, как... голубая мечта! И не более! Никакого отношения к течению ЛГБТ моя нежная голубая мечта не имеет.
Ну так вот. Мечтала я, мечтала... Даже стихотворение о своей мечте накропала:

Куплю билет, поеду  в Плёс
На утренней заре,
Средь охры и белил берёз
В  туманном октябре.

      Ещё не склёванных рябин
      В дали аллей-платформ
      Мазками сочными кармин
      Как будто семафор.

Вот лёгкий ветер всколыхнул
Тумана кисею,
Зелёный поздний лист мигнул,
Открыл мне колею.

      Покроет купола лазурь
      Тончайшая поталь,
      В восторге уроню слезу
      Я на мечты алтарь.
                05.06.2017
И мечтала бы дальше, если бы не это самое стихотворение, которое заставило подумать о том, что мечтать, как ни крути, очень вредно, что пустым мечтанием проблему не решить, а значит... НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ! Благо, сейчас, не выходя из дома, более того, не отрывая зада от мягкого дивана, можно спланировать осуществление любой, хоть в минимальной степени выполнимой мечты. Несколько кликов "мышом" и... Пожалте в Плёс с 8 по 13 сентября! Даже не "в туманном октябре", как нашептала мне Муза, а аж на цельный месяц раньше! Дело оставалось за малым: решить материальную составляющую "сбычи мечт" и транспортно-билетную, так как телепортироваться, увы, пока никак не получается.
Зарезервированный в Плёсе номер был на двоих. С включённым завтраком. Так что, я вполне смогла бы спать, лёжа по диагонали на большой двухспальной кровати, и одна съедать два завтрака. Но наслаждаться всеми прелестями своей осуществляющейся мечты в одиночку было как-то... Многовато на меня одну.
Мне, наверное, нужно было в своё время идти работать в ГОССТРАХ - там нужно было уметь, заливаясь соловьём, уговорить граждАн отстёгивать ежемесячно энную часть своих кровных ради обеспечения материального благополучия своего или подросших к истечению срока договора отпрысков. Вот с таким же рвением я принялась "соблазнять" свою сестру-американку. Справедливости ради следует отметить, что особо трудиться в амплуа агитатора мне не пришлось. Сестра согласилась довольно быстро, но нужно было заручиться согласием её чад и домочадцев, что, в общем-то, тоже оказалось не проблемой. Переговоры на тему "Что? Где? Когда?", осуществляемые по СКАЙПу,  напоминали заседание G - 8. А возможно даже, что эти самые "G - 8" с их заседаниями "отдыхали" рядом с обсуждениями нами возникающих проблем и планов. В "результате упорных кровопролитных боёв" нам удалось скоординировать и увязать поездку в Плёс, присутствие на 80-летнем юбилее старейшего на сегодняшний день представителя нашего рода, посещение города, где покоятся наши родители, с вытекающими последствиями как то: посещение кладбища и приведение в порядок родительской могилы и небольшой обед по случаю дня рождения уже ушедшей от нас в мир иной мамы. В ходе обсуждения в эту программу, и без того довольно плотную, учитывая переезды и перелёты, оказалось необходимым втиснуть ещё и две презентации недавно вышедшего альманаха Саратовского регионального отделения Российского союза писателей. Такой насыщенной программы отпуска у меня не было... да никогда не было! Так под весь этот график нужно же ещё и бронирование номеров в гостиницах подвести! Но, как говорится, "звёзды сошлись"! Мы полетели, слетелись - я из Германии, сестра из Америки, встретились. Отпуск начался!

"Юбилейные страдания" описывать не стану - мало кому интересны описания "семейных посиделок", хотя, конечно, интересен сам факт того, что я встретилась с двоюродными тётками, некоторых из которых не видела 49 лет!!! Но ещё важнее то, насколько тепло мы втретились! Я, честно говоря, даже не ожидала, а потому такая встреча стала многократно приятнее.

После юбилея в Москве нас ждала очень плотная по времени программа в Саратове. Дела, к которым рвались душа и сердце, были сделаны в первую очередь: порядок на могиле родителей, где в силу зарубежного проживания я была в последний раз в ноябре 2016 года, а сестра более чем на год раньше, наведён, вопрос с коррекцией памятника, осевшего немного на одну сторону из-за осадки последнего приюта наших мамы и папы, решён, небольшой обед по случаю маминого дня рождения - 2 сентября 2017 года ей исполнился бы 91 год - проведён... После этих памятных мероприятий нас ожидали на двух презентациях первого альманаха Саратовского регионального отделения Российского союза писателей, время проведения которых специально скорректировали с учётом нашего пребывания в Саратове и дел, связанных с посещением родительской могилы. Первая презентация прошла 4 сентября 2017 года в Областной универсальной научной библиотеке Саратова, было довольно много участников как в роли слушателей, так и со стороны авторов "Альманаха № 1". Принимали хорошо, были очень приятны и внимание, и приём. Вторая презентация прошла на следующий день, 5 сентября, в Центральной городской библиотеке города Саратова и, честно говоря, она удивила меня ещё больше первой, поскольку никогда и не подозревала, что в наше непростое время в библиотеках ещё ведётся такая активная деятельность и, что больше всего удивило, наличествует такая активная посещаемость всех этих мероприятий простыми смертными саратовцами!
Даже не ожидала, что эта презентация будет иметь резонанс в Управлении Саратовской области по делам культуры, на сайте которого появился отчёт о мероприятии. Значит не так уж незаметно творчество так называемых "непризнанных авторов"! Было очень приятно в этом убедиться.
На этом саратовская часть нашей культурной программы была исчерпана и после заключительной встречи дома с друзьями  за "рюмкой чая" мы отбыли опять в первопрестольную. Впереди нас ожидало то, к чему я так стремилась энное количество лет - прездка в такой долгожданный Плёс!
Добраться до вожделенной мечты оказалось делом не очень-то и простым: поезд до Иваново шёл один раз в сутки, ночью. В плацкартном вагоне оставались только места на верхних полках, да и то боковых.  Решили ехать в вагоне с сидячими местами. И во всей поездке в Плёс это оказалось самой большой ошибкой, так как нам с нашими чемоданами, набитыми "под завязку" вещами на все случаи трёхнедельной отпускной жизни, разместиться на этих "сидячих местах" оказалось просто невозможно. Чемоданы или нужно было оставлять в проходе, перекрывая возможность этого самого прохода по вагону, или втиснуть между сиденьями, оставаясь стоять в течение шестичасового пути. Как третий вариант можно было оставить чемоданы в специальном отсеке в конце вагона, но поди знай, не прихватит ли их мимоходом кто-то из выходящих раньше нас - не будешь же стоять у этого отсека, как почётный караул?! В общем, ехали, как те йоги из анекдота, что скрутились буквой "зю", занимаясь йогой, глядя телевизор, и которым сказали, что технику выхода из этой позы "зю" расскажут в следующей передаче, которая состоится через неделю. Слава богу, нам нужно было ждать не неделю, а "каких-то" шесть часов!
Часов в шесть утра прибыли, наконец, в Иваново. Такой "полосы препятствий", которую нужно было преодолеть, выйдя из вагона, не было, наверное, даже ни в одном сезоне программы "Последний герой"! Мало того, что со всеми этими чемоданами нужно было спускаться из вагона по лестнице, - нет у нас высоких платформ, находящихся на одном уровне с выходом из вагона, вернее, они есть, но только, наверное, в крупных городах - так помимо этого "спуска с Эвереста" с чемоданами, рядом с которыми абалаковский рюкзак выглядел ридикюлем, мы должны были по каким-то дощатым настилам преодолеть несколько путей, а потом по лестнице втащить нашу поклажу на платформу. Но, как оказалось, и на этом наш "марш-бросок" ещё не заканчивался: привокзальная площадь была перерыта-перекопана. Посадка в автобусы, идущие до Плёса, производилась на противоположной стороне этой стройплощадки, преодолеть которую можно было только проволоча чемоданы по колдобинам и лужам, рискуя увязнуть колёсиками в густо замешанной грязи. Проведя "рекогносцировку местности" и оценив все прелести этого "ралли Париж-Дакар", решили ехать на такси, что оказалось лучшим решением за последние сутки.
Полтора часа езды по прекрасной дороге - а какая же ещё может быть, если она ведёт к премьерскому поместью?! - и мы, наконец у цели! До часа заселения было ещё несколько часов, и, чтобы мы не теряли времени зря, работники гостевого дома "Итиль" предложили нам за небольшую плату  позавтракать в столовой - в день заселения завтрак в стоимость услуг не входил. С этой минуты нам нравилось уже всё! И простой, но вкусный и сытный, а главное, недорогой завтрак, и люди, "окающие" естественно, мягко, неназойливо, совсем как наши вятские родичи, и окружавший этот небольшой отель лес... И даже мелкий, моросящий, когда серыми тучами смыкались голубые "промоины" неба, дождь...
Скажу честно: таких приветливых, простых и сердечных людей не видела давно! Само присутствие среди них, их говорок, их речь - всё успокаивало, настраивало на отдых. Удивление вызвал факт отсутствия городского транспорта. В "верхний город" из "нижнего", что лежит в береговой линии, попасть можно было только пешком, поднявшись по одной из многочисленных, выложенных булыжником дорог-каменок, как их здесь все называли. Толпы туристов, доставляемых пристающими ежедневно двумя-тремя круизными теплоходами, как-то не мозолили глаза и незаметно рассасывались по улочкам и музеям, которых здесь, как оказалось, очень немало для городка с населением менее двух тысяч душ. Тишина, несмотря на постоянно проходящие по Волге баржи, была просто звенящей!
Ну что говорить, мы постарались максимально вкусить плёсских прелестей. Посетили дом-музей И.И. Левитана, и музей русского пейзажа - как удалось в тяжелейший период, в 1997 году создать сначала на чистом энтузиазме, а потом  при финансовой поддержке видного плёсского дачника (а в обычной жизни – известного бизнесмена и политика) Юрия Смирнова такой замечательный музей - это загадка. Плесяне - а именно так называют себя жители Плёса - очень гордятся этим музеем, потому что это единственный специализированный музей русского пейзажа в России.
Побывали мы и на Горе Левитана. Ах, какой вид открывается оттуда! Какой простор, какая воля вольная! Там же установлена отлитая в бронзе скульптура великого художника, изображающая его за работой над полотном "Над вечным покоем".
Вообще-то, гора раньше называлась Петропавловской, по имени возвышавшейся над ней деревянной часовни Петра и Павла, построенной  в 1561 году. В 1903 году она была сожжена. По преданию, Левитан остался в Плесе именно из-за этой церкви, поразившей его воображение. В 1982 году из села Билюкова Ильинского района Ивановской области сюда перевезли Воскресенскую деревянную церковь 1700 года, являющуюся редким примером церкви клетского типа и похожую на сожженную и изображенную на известной картине художника «Над вечным покоем».
Чуть выше подножия Горы Левитана стоит о девяти куполах Варваринская церковь. Именно её изобразил И.И. Левитан на картине "Плёс золотой". Да в Плёсе откуда и куда ни глянь - всюду церкви и церквушки, храмы, монастыри и монастырские подворья!
Есть и музей древнерусской семьи, основанный археологом Павлом Травкиным.
Экспозиция "Художественные промыслы Ивановского края" расположена в здании «Мучных рядов», памятнике архитектуры XIX в., и была открыта в мае 2008 года.
Не обойдён Плёс и вниманием кинематографистов. Именно в Плёсе снимались  фильмы:
1938 — «Минин и Пожарский» реж. Всеволод Пудовкин.
1959 — «Девичья весна» реж. Вениамин Дорман, Генрих Оганесян.
1966 — «Текут по России реки» документальный фильм.
1972 — «Великие голодранцы» реж. Лев Мирский.
1976 г. «Два капитана» реж. Евгений Карелов.
1977 г. «Почти смешная история» реж. Пётр Фоменко.
1984 г. «Жестокий романс» реж. Эльдар Рязанов.
1993 г. «Провинциальный бенефис» реж. Александр Белинский.
1999 г. «Китайский сервиз» реж. Виталий Москаленко.
2006 г. «Золотой теленок» реж. Ульяна Шилкина.
Конечно, всё это можно узнать и без моего "отчёта о сбыче мечт", но не могла же я не упомянуть в нём об этом?!
На речном трамвайчике под интересный рассказ радио-гида мы прокатились! Именно из этой речной экскурсии мы узнали, что слово Итиль - это тюрко-монгольское название Волги и в переводе означает "мать всех рек".
Конечно, за те неполные пять дней, которые мы пробыли в Плёсе, можно было бы увидеть и больше, но целью нашей поездки не было сбивать ноги в многочисленных экскурсиях. Целью был отдых, знакомство с городом, с его кухней. Промышленности в городе нет никакой, кроме народных промыслов.  Наверное, нет в Плёсе семьи, не занимающейся рыбным промыслом - а что делать, если нет промышленности, если есть река, да не какая-нибудь, а Матушка-Волга, если есть масса туристов, жаждущих плёсской рыбы?! Какой только рыбы здесь нет! И сушёная, и вяленая, и на рыбалку за соответствующую плату свозят!.. Но особая гордость плесян - рыбокопчение, которым занимается, наверное, бОльшая часть населения. Вечерами, когда схлынут покупатели-туристы и все рыбные ларьки закрываются ставнями, плывёт над плёсом ароматный дымок - плесяне коптят рыбу, нужно подготовиться к очередному приходу туристического лайнера, а то и не одного!
Быть в Плёсе и не отведать всех этих вкусностей?! Не скажу, что я не ем рыбу, но и трястись при виде её я тоже не стану. Это в обычной жизни. Но не в Плёсе. Мы съели столько рыбы, что диву давались, как это у нас ещё не отрасли рыбьи хвосты, словно у русалок! Ели и копчёного сома, и копчёного судака, и копчёную неведомую рыбёшку, забыла название, но именно она была самой вкусной! А какие пирожки с копчёным лещом! За уши не оттянешь! А называются они - углы. Посетили один из местных ресторанчиков под названием "Дачник", где нам предложили фирменного плёсского копчёного леща с варёной картошечкой, салат из свежих огурцов под мятным йогуртом. Что за рыба с картошкой без водки?! Выпили по рюмашке. А запили всё это медовухой на клюкве. Вкуснее ничего из напитков не пила! И для чего нам все эти фанты-колы-пепси?! Для чего все джин-тоники?! Прав наш политик, у которого мама русская, а папа юрист: нужно продвигать русские бренды, русские национальные блюда и напитки, а не эту отраву, которой хорошо унитазы чистить!
Пять неполных дней пролетели быстро. К сожалению, очень быстро. Просто молниеносно!
Уезжали мы рано утром, в 6 часов. Уезжали автобусом. Было немного грустно: то, о чём столько лет мечталось - сбылось и прошло. Но ничего, жизнь наша - это наш персональный сериал, который можно снимать, снимать и снимать... Была мечта под названием "Плёс" - теперь есть мечта под названием "Плёс-2". Лишь бы здоровья хватило дождаться её сбычи!