2017 г. Записи 216 Разности жизни. Асеев. Полонски

Галина Ларская
2017 г. Записи 216 Разности жизни. Асеев. Полонский. Цветаева

продолжение

25 августа. Слушала новости. Автобус упал в море. Польша требует реновации по итогам II мировой войны, она считает, что ей не был возмещён ущерб. Но говоривший диктор опроверг этот факт.

Некий Иван Склизниченко умер в институте Склифосовского, с ним заговорил парень, потом спросил: «Ты что, Путина не любишь?». Парень ударил Ивана в нос. Видимо, у Ивана оторвался тромб. В таких случаях настигает человека мгновенная смерть.

Приятель мой изучает Библию, он три часа читал одного исследователя. Он потрясён прочитанным. Рассказал мне о фильме «Идущие по лезвию».

С негодованием думала о знакомой. Ходишь в храм, исповедуешься, очищаешься. Появляется эта мадам со своим хамством и матом и срывает тебя в бездну нехороших чувств. Происходит это мгновенно, не успеваешь отследить, что начинаешь падать.

Скрипя сердце, поздравила бывшую подругу с днём рождения. Душа моя оскорблена этой женщиной. Но поздравлять нужно, иначе не с кем общаться, так как нет совершенных людей вокруг. И сам ты не совершенен.

26 августа. Солнце.

Печаль не отпускает. Отпусти!
Бессмысленны, нелепы все печали.
Иди туда, откуда ты пришла.
Освободи! Другой была вначале -
Любила всех, доверчивой была.

Я боролась с депрессией, мне было плохо, слабость. Поехала в посольство Индии, там был день открытых дверей. Повидалась с семьёй друга, с Таней И. Когда-то она привела меня в центр единоборств на ВДНХ, я с интересом занималась цигуном.

Я подошла к жене друга, обняла её и сказала: «Спасибо за всё». Я видела её второй раз в жизни. Она мне понравилась ещё раз.
 
Я отвлеклась, разумеется, на время от хвори, рассматривала товары, слушала концерт, купила подругам и себе подарки. Полакомилась неизвестными блюдами вегетарианскими, немного с собой купила еды, послушала любимую мной музыку Эквадора. Начался ливень. Мы все вымокли.

Дорога до метро меня ужаснула. Так как в Москве проводятся строительные работы на улицах, я попала в море разливанное, некуда было ставить ноги, безобразная ткань дороги, неровная поверхность, всюду ручьи воды, песок.

Позвонил друг. Это было утешением. Он сказал, что я непревзойдённый поэт, что я гуру, что я неслучайно появилась в его жизни.

Трогательно в интернете написала мне виртуальная знакомая: «Не бросайте нас. Мы приходим к Вам пить...»

27 августа. У меня ненормально низкое давление. Кофе, чай, опять чай. Так я спасала себя от немощи.

Вот так всё колеблется, всё... - непрестанно.
Вчера был он светел со мной. Говорил,
Что непревзойдённый поэт я и гуру.
Устал он сегодня, закончилась речь.
Его отпускаю легко и шутя,

Чтоб мог отдохнуть он, собраться с силой.
Не плачь, о, дитя. Он завтра вернётся.
Ты будешь рассказывать что-то из жизни.
Он слушать умеет. Храни его Бог!

27 августа 2017 г.

Мой двоюродный дедушка Николай Николаевич Асеев умер в 1983 г. С женой Оксаной он прожил 50 лет.

Потом художник Николай Зверев дружил с Оксаной, временами они жили вместе. Спокойным он становился на даче, где много рисовал.

Как я завишу от людей. Это плохо. Но это и нормально — я не ангел.

Читала книгу Торчжевского о Якове Полонском. Замечателен этот человек и поэт.

Его стихи:

Блажен озлобленный поэт,
Будь он хоть нравственный калека,
Ему венцы, ему привет
Детей озлобленного века.

Он как титан колеблет тьму,
Ища то выхода, то света —
Не людям верит он — уму,
И от богов не ждет ответа.

Своим пророческим стихом
Тревожа сон мужей солидных,
Он сам страдает под ярмом
Противоречий очевидных.

Всем пылом сердца своего
Любя, он маски не выносит
И покупного ничего
В замену счастия не просит.

Яд — в глубине его страстей,
Спасенье — в силе отрицанья,
В любви — зародыши идей,
В идеях — выход из страданья.

Невольный крик его — наш крик,
Его пороки наши, наши!
Он с нами пьет из общей чаши,
Как мы отравлен — и велик.
 
Помоги нам, Господи, с другом моим дружить, не тужить.

28 августа. Снилась еда, незнакомые женщины, я покупаю бутерброды для родственницы.

Идти в церковь!

Лето кончилось 23 августа.

Профессор Наталья Бехтерева сказала, что Кашперовский не шарлатан.

Её отец говорил, что мы подвергаемся психическим воздействиям. Это состояние заразное. Оно меняет ход истории — охота на ведьм, паника, поклонение фюрерам.

Психическая зараза, яды — люди, газеты, книги, телефоны… Энергия идёт от человека к человеку, ничего не исчезает благодаря закону сохранения энергии.

Я побывала на службе. Заметила неприятную вещь. Плащанницу Божией Матери два человека вынесли из алтаря, один из них небрежно положил (если не бросил) на груду других реликвий, кисти от неё просто забросил на Плащанницу, они об неё ударились. Потом поменял положение её, засыпал небрежными движениями Плащанницу другими священными предметами. Потом захлопнул церковный ящик-сундук. Праздник закончился. Никакого благоговения...

Священник никому не давал целовать свою руку, когда я подошла к нему на елее помазание, он на мой вопрос ответил: «Потом, потом...». Потом не бывает. Может быть, в этом храме отменилось традиционное целование рук у батюшек.

Пошла в трапезную. Была голодна, без обеда, часто не успеваю обедать. Я пила сбитень, поела изумительной вкусноты булочку шарлотку. Позже купила гороховый суп, он был старый, прокисший.

Опять была неприятная дорога к трамваю. Всё перерыто, закрыто полосатыми штуками, идти просто опасно. С одной стороны шпалы и близко к ним загороженный участок дороги.

Мой друг не только читает меня, но и делает себе копии моих стихов. Это радостно.

29 августа. Звонил друг, рассказывал о своём папе, о своей прежней жизни.

30 августа. Дурные сны из серии кошмаров.

Святой врач, архиепископ Лука Воино_Ясенецкий, молись о нас! Скольких людей он исцелил руками своими и сильной молитвой.

31 августа. День памяти Марины Цветаевой. Мне снилось метро, я взяла веник и подметала часть помещения, переговариваясь с женщиной, рядом стоящей.

Я опоздала на спектакль в музее-квартире Марины Цветаевой в Борисоглебовском переулке дом 6. Я стояла у двери в зал, который был переполнен, я слушала, приникнув к приоткрытой двери голос актрисы. Позже милая сотрудница Надежда Ивановна принесла мне стул, я достала ручку и записала свои мысли. Выступала актриса Елена Муратова. Потом мне удалось войти в зал. Елена Муратова чудесно читала.

Пила чай. Потом прослушала две экскурсии. У Елены Ильиной очень красивые руки, короткая стрижка. Никакой косметики. Я поговорила с ней, спросила, может ли она мне прочесть стихи М. Цветаевой. Она пообещала мне тотчас их напечатать. Я подождала у дверей кабинета, очень скоро Елена мне вынесла лист, на нём крупно были напечатаны стихи о том, что Бог не был женщиной на земле.

Вот они:

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины.— Ars Armandi
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди!—Ты не был
Женщиной на земле!

29 сентября 1915

Ars Armandi («Искусство любви») — так Цветаева переиначила название поэмы Овидия «Наука любви».

мой рисунок.