Пушкин в Голодной степи. Ч. 2

Елена Ахмедова
Понятно, что  после первого же года обучения выдвиженцы колхозов и заводов отсеялись. Не выдержали пытки зубрежкой латыни и возни с трупами в анатомичке. Ведь только в черепе более 300 отверстий и вырезок, их надо было назвать по латыни! «Хвосты» у нас  при переходе на следующий курс не допускались. Отсеялся и «отличный парень, чемпион по велогонкам и комсомольский активист» , принятый по специальному списку для спортсменов.

     Ежегодно нас с сентября отправляли на сбор хлопка на 2 месяца.  На втором курсе  мы попали в   так называемую  Голодную степь, где ничего не росло, т.к. там не было воды и почва была засоленной. Степь мелиорировали, вода для полива доставлялась в арыках – бетонных лотках, питьевую привозили в бочках и сливали в высокий и узкий бетонный колодец. Хлопок посеяли, а убирали его студенты и школьники. Нам выстроили посередине бескрайних полей 2 барака с нарами. В каждом бараке было и по одной комнатке. В «мальчиковом» бараке  была комнатка для преподавателей-мужчин, они же и надсмотрщики, что гуляли с хлыстами, нас, правда, не били, хлестали себя по сапогам для нашего устрашения.

   В «девичьем»  же  бараке выделили небольшую комнату для  школы. Детей от  7 до 10 лет привозили на тракторах на занятия. В одной маленькой комнате один учитель обучал одновременно все 4 класса начальной школы: 1 ряд парт для первого класса, второй – для второго и т.д. Он ходил по рядам.

  Первому классу:
- А, Б, В....

   А вот и для следующего какого-то класса  урок русской литературы ( а мы в окна подсматривали):

  - И драсти, осень залатая! М-м?
  - М-м!

   Усвоили, значит. Можно дальше двигаться.

     Я немного поработала в немецкой школе, на подхвате и замене. Однажды услышала из соседней классной комнаты взрывы хохота. Дверь была открытой и я заглянула. Учитель, против моего ожидания был в классе. Его не беспокоило, что школьники  свободно ходят по классу, пересаживаются, что-то кричат, хохочут.

  На перемене спрашиваю:

   -  Господин  Вайс, что у вас случилось? Бегают, орут. Я думала, что Вы отлучились.
    С доброй улыбкой он мне отвечает, что все нормально, дети – есть дети, даже и взрослые, десятиклассники. Пусть чувствуют себя свободно, тогда и учиться будут охотно.

   Говорила я и со школьниками:
  -  О, херр Вайс, он -  «классе», фрау Руппель – тоже ОК, у них на уроке всегда интересно.

     Да, похоже, дети чувствуют, когда их любят, когда душу педагог вкладывает.

    Когда-то Советский Союз считался самой читающей страной в мире. Немцы в транспорте не читают. Молодежь уткнулась в гаджеты . Смотрю через плечо. Нет, не читают, играют.

    При получении гражданства надо доказать знание языка и немецких реалий, в том числе, начитанность. Спрашиваю чиновницу, милую даму среднего возраста:
  -  Вы от иностранцев требуете то, что не всякий немец знает?

  - А именно?
  - Что написал Томас Манн, Хайнрик фон Клайст? Кто автор «Доктора Фауста?». Чем знаменит Хоффман?

  -  Э-э-э, считайте, что Вы экзамен по интеграции сдали.

   Перед Рождеством по улицам ходят модераторы телевидения с  Bauchladen, лотками на животе, как коробейники, на лотке  – ясли, сцена рождения младенца Иисуса.

  - Скажите, пожалуйста, что за младенец тут изображен?

  - Christkind.

   - А как его звали по имени? Не знаете? А мать его? А волхвов по именам назвать можете?

   Только одна старая дама назвали Иисуса и Марию, волхвов же – никто.

   А что в России сегодня?

Я цитирую депутата Госдумы Сергея Бабурина, ректора РГТУ:

  - За наших выпускников нам стыдиться не приходится, наши экономисты и юристы – лучшие среди мировых, это я вам со всей ответственностью заявляю!

Тестируют лучших из лучших, без кавычек. Выпускников РГТУ с «красным дипломом», одна из выпускниц отмечена именной премией ректора, по специальности «финансы и кредит».

  - Из каких двух частей состоят золото-валютные резервы Центробанка России?
  - Не, не знаю. (!?)
  - Чем отличается плоская шкала налогообложения от прогрессивной?
  - Не помню ( смеется).
  - Единица и 5 нулей, что за цифра?
  - десять тысяч (?!)
  - Квадратный корень из 100?
  - Не знаю, нет его.
  - Что такое деноминация? А девальвация?
  - Не помню.

Что тут помнить-то?

  - Кто написал «Капитал» Карла Маркса?
  - Не знаю.

    У меня нет комментариев. Может быть, у Вас?