Серёжа

Сергий Чернец
 Рассказ "Серёжа" (дошкольное образование у бабушки в деревне).

Часть первая.

Пояснение.
Новорожденным ребенка называют в течение первого месяца жизни, следующий этап жизни – младенчество, которое занимает весь первый год и будет временем открытий и упорного освоения первых навыков.
Недавно совсем, ученые узнали, что до трех месяцев жизни человечек воспринимает реальность в перевернутом виде, так как передает сетчатка глаза. Пока мозг не научится переворачивать отображаемые через линзу образы реальности, человечек видит мир непосредственно и даже в черно-белом цвете.
Это всё от развития мозга зависит: и всё восприятие мира и все дела, творимые в этом мире, ребенок видит-воспринимает в непосредственной наивной простоте. Горячее обжигает – это плохо, также плохо, когда кто-то разгорячённо кричит. Если сказано в сказках, что бывают злые ведьмы и колдуны, а в темном лесу, как и в темной комнате, живут злые волки и злые лешие, кикиморы болотные и домовые по темным подкроватьем, - во всё это маленькие дети верят с простотой. Ведь так и должно быть: если есть в мире зло – черное, есть и белое и доброе, и красивое. Мир для ребенка прост, без приукрашивания и сложностей: поэтому говорят, что «устами младенца глаголет истина».

День сменяет ночь, а зима сменяет лето. Всё в природе подчинено определенным ритмам. И жизнь человека не исключение. Сон сменяет бодрствование. Иногда биологические ритмы нарушаются.

Рассказ.
Серёже сильно хотелось спать.
Трудно они добирались до места, со многими пересадками с транспорта на транспорт и со многими событиями, которые все перепутались в голове маленького мальчика пяти с половиной лет.
Сначала ему не дали спать, - разбудили в 5 часов утра, потому что пригородный поезд отходил в 6 утра. А вечером они поздно легли, ближе к полуночи, собирались, укладывали сумки. И Сережа собирал свой рюкзак школьный, взятый у соседки; она купила своей дочке в третий класс новый школьный рюкзак, а старый отдала его маме. Рюкзак поначалу совсем не понравился Сереже, он был девчоночий, в нем было много розовых вставок и картинки с цветочками. Картинки оказывается можно было заменять, что сделал Папа, и рюкзак стал другим, когда вместо цветочков через прозрачную пленку виделись машинки вырезанные из папиных журналов, тогда только Сережа перестал «плакать»-дуться, согласившись взять рюкзак в деревню к бабушке.
А в деревню его отправляли, потому что скоро Сереже было идти в школу и детсад-ясли для него закончились, как объяснили взрослые. На самом деле всё было конечно сложнее. Жили они тогда на съемной квартире, а вступили в кооператив и строили свое жилье: кооперативную квартиру. Деньги были очень нужны, и за детский сад надо было платить. Решили Сережу отправить в деревню к бабушке пожить до того времени пока кооперативный дом не построят.
Они ехали с сонным не выспавшимся Сережей в троллейбусе, потом на шумном вокзале он немного сидел на больших креслах в зале ожидания, потом бежали к поезду, почему-то спешили. А это Папа Сережи задержался в привокзальном кафе-буфете, покупая себе пиво на дорогу, из-за чего они с мамой ругались, пока бежали к вагону. Поехали к бабушке Сережа с Папой, Мама их только провожала.
И в поезде было много интересного. Сережа смотрел в окно, спать совсем расхотелось. Он слушал разговоры взрослые, из которых половину не понимал.
Потом сошли на Узловой станции, а оттуда ехали на автобусе до райцентра. И снова смотрел Сережа в окно – проезжали речки, с длинными мостами и большие глубокие овраги, проезжали деревни, где останавливались, поля, и большую сопку-гору поросшую лесом. Только к вечеру они прибыли, наконец, в посёлок «М…», в райцентр. И тут их ждал уже, около «вокзала» - большой остановки с будкой, где продавала билеты знакомая женщина. Папа поздоровался с пожилой толстой дамой бывшей соседкой по деревне почтительно: «Здравствуйте Глафира Даниловна!».
- Вот вы приехали, наконец-то. А Кузьмич уже ждет вас и подвода стоит-дожидается с обеда, – проговорила неожиданно певучим и тонким голосом эта высокая дама.

Сонный Сережа, (он задремал в автобусе, когда ехали последний десяток километров среди густого леса с обеих сторон дороги), - вдруг, совсем неожиданно, на вершок от своих глаз, увидел черные бархатные брови, большие карие глаза и розовые женские щеки с ямочками, от которых как лучи от солнца, по всему лицу разливалась улыбка. И чем-то приятно запахло, это духи с цветочным ароматом.
- Какой большой хороший мальчик у нас вырос! – сказала дама. – А я его совсем маленьким знаю. Боже мой, сонный, спать уже хочет, утомился, бутуз ты мой милый… -
Дама крепко поцеловала Сережу в обе щеки, и он улыбнулся, и, думая, что спит, закрыл глаза. Он сидел на мягком сене в деревенской телеге с бортами из палок, куда его усадил Папа, когда телега подъехала к «остановке-вокзалу». Вслед за Серёжей Папа складывал в телегу большие сумки, подставив одну из них под спину Сережи, и спереди ему на колени и в руки подан был рюкзак. Телега дернулась и ровно покатилась по грунтовой песчаной колее дороги на выезд из райцентра.
«А она красивая (!) похожая на сказочную снежную королеву, которую видел в мультфильме» - думал Серёжа, вспоминая её молодое лицо и улыбку.
Кузьмич, сидящий впереди с вожжами в руках, вероятно, тоже думал о Глафире Даниловне, девушке дородной, полной, но молодой, не старше 20-ти. Её всей деревней называли по отчеству «за-ради» уважения к её отцу, известному по округе кузнецу-мастеру. В своей кузне на краю деревни он всем помогал, чинил железные предметы, ковал подковы всем лошадям, знал у каких коней, какого размера подкова.
- Известное дело – Даниловна. Мол-лодая красивая девка. Отец – мастеровой, а ей хоть бы что, и в город ездила, училась буд-тто, да вернулась ни с чем. Сказано, молодая да глупая. В голове ветер так и свищет. В райцентре ухажеров поменяла уже пять раз, говорят! –
- От нынешней молодежи много и ждать нельзя – сказал Папа.
Дальнейшее Сережа уже не слышал, если слышал, то не различал слова. Серёже почему-то хотелось думать о Глафире только в сказочном образе. Его сонный мозг совсем отказывался от обыкновенных мыслей реальности, туманился и удерживал одни сказочные образы, которые имеют такое удобство, что легко меняются и как-то сами собой, без напряжения со стороны думающего, зарождаются в уме и сами – могут исчезнуть, если только хорошенько встряхнуть головой. А телегу трясло на буграх и ямах. Серёжа просыпался и оглядывался кругом. Но всё, что он видел вокруг, было сказочно прекрасно, так что он вновь легко погружался в дремотный сон.

Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, так как небо над холмами быстро темнело. А солнца совсем не было видно за серыми тучами, нависшими слева на горизонте, и только выше туч края их и полоска неба багровым заревом алели над землей, будто за тучами где-то был пожар. Даль еще была видна впереди телеги как днем, но её нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, уже пропала, и всё поле пряталось в туманной мгле.
Неожиданно дорога повернула, и спереди всё опустилось в черноту леса, и они въехали в этот темный лес. «Как только лошадь видела в темени дорогу?»…. но лесополоса быстро кончилась. Вновь телега поехала по бескрайним полям, по ровной дороге.
В жаркие летние вечера, когда лето достигает своего пика, и готово перевалить на вторую половину приближаясь к осени, - уже не кричат перепелки и коростели в полях, не поют в кустарниках у лесопосадок соловьи, не пахнет цветами: птицы заняты своим потомством, травы колосятся и цветы превращаются в семенные коробочки на стеблях, как у дикого мака. Но поля всё ещё прекрасны и полны жизни, несмотря на выжигающую жару, особенно вечером, когда дневная жара спадает. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забывается, и природа вздыхает широкой грудью полей; повышается влажность воздуха. А в высохшей состарившейся седой траве, в потёмках, поднимается веселая молодая трескотня, какой не было жарким днем. Слышится со всех сторон треск, посвистывание, царапание какое-то, какие-то басовые и дискантные звуки, - откуда что берется? – всё перемешивается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо думать и грустить.
Лошадь медленно бредет по дороге, которая, поднимаясь на косогор и опускаясь с него по длинному спуску, ведет к деревне. Деревня видна в далёком далеке, в конце пологого спуска, где внизу видны темные пятна деревьев и светятся окна крайних домов. За деревней темнела низина, в которой река или речка несла свои быстрые воды среди леса.
Телега ехала ровно, по ровной дороге среди полей как по степи. Однообразная трескотня в полях убаюкивала как колыбельная песня. Сережа ехал и чувствовал что засыпает. Но вот, откуда-то донесся отрывистый, тревожный крик полевой птицы и раздался неопределенный звук, похожий на чей-то разговор вроде удивленного: «ак-ак- кто это ходит?» - (так квохчет куропатка под кустами чертополоха), - и дремота чуточку отступает, уступая желанию посмотреть – «кто там разговаривает?».
Проезжали мимо небольшого овражка, где росли кусты, и Серёжа услышал, как птица, которую не знал как зовут, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!» - а другая в ответ, из глубины овражка, разрезающего поля, хохочет: «уха ха-ха!» - это сова. «Для кого они кричат, кто их слушает на этой равнине?» - …. Но в их криках есть небольшая грусть и будто бы природа вся жалуется проезжающему человеку….
Сквозь серую вечернюю мглу видно было всё, но трудно было разобрать очертания предметов, всё представляется не тем, что оно есть на самом деле. – Вдруг, впереди у самой дороги Серёжа увидел силуэт, похожий на человека. Он не шевелился, ждал, и казалось, что-то держал в руках. «Кто такой в чистом поле?... Разбойник?...» - подумалось, пока фигура приближалась. Но вот, она поравнялась с телегой, и Серёжа увидел, что это одинокий куст, стоящий на краю дороги с распростертыми в сторону ветками.
Неожиданно справа из-за леса взошла луна, как большой круглый желто-белый фонарь и ночь стала бледной и томной. Серой мглы как не бывало. Воздух стал необычайно прозрачен, свеж и тепло поднималось от нагретой за день земли. Всюду стало хорошо видно, и даже можно было различить у дороги отдельные стебельки бурьяна-травы. И спереди деревенька из «далекого далека» виделась ближе, и различались две улицы домиков окруженные высокими деревьями.

Сережа пристроился на мягкой опоре под спиной – на сумку положил свою голову. Слух его давно уже привык к перестуку и перескрипу колес телеги и к монотонному гулу полей. Он понемногу засыпал, казалось ему, что едут они давно-давно, когда прошло всего около часа с небольшим.
Широкие тени ходили по всей равнине от облаков на небе, освещаемых луной…. Немного жутко было близкой ночью. Взгляд Сережи, лежащего на спине, устремился на бледно-зеленые темнеющие небеса, усыпанные первыми звездочками. И понятно было, почему теплый воздух вокруг казался недвижимый, застывший. Вся природа – в ожидании, настороже, словно боялась пошевелиться в ожидании темноты. Словно природе было жаль утерять во тьме приходящей хоть одно мгновение жизни.
О необъятной глубине Неба можно судить только в открытом море или в открытом поле, в степи ночью, когда светит луна. Небо и страшно и красиво и ласково, оно глядит множеством мерцающих глаз и манит к себе, а от манящей ласки его кружится голова.
Так и заснул Сережа перед самой деревней, глядя на темнеющее с каждой минутой небо.
Он не видел уже, как телега въехала на широкую деревенскую улицу и спустилась к её противоположному концу, к третьему с «низкого конца» деревни дому. Серёжу взяли и аккуратно перенесли на руках в дом и уложили на кровать напротив печи справа у порога. Он не видел бабушку и соседа с соседкой, что всплескивала руками, удивляясь: как вырос внучок бабы Насти. Серёжа всё проспал и застолье по поводу приезда сына с внуком и проводы пьяного уже соседа….

Часть вторая.

Пояснение.
Понять и почувствовать.
Всем живым существам, наделенным нервной системой, от рождения дана способность ощущать. Ощущение – это самое простое из психических явлений, возникающее в результате воздействия раздражителей на органы чувств. А органы чувств делятся на два: дистантные и контактные. Первые не требуют непосредственного контакта, - это и зрительные, слуховые, температурные и вибрационные. Вторые, контактные, - это вкусовые и осязательные анализаторы. Существует целый комплекс органических сенсоров, сигнализирующих о потребностях организма, например, о голоде или жажде.
Ощущения отражают почти все значимые для человека свойства окружающей среды, помогая ориентироваться в этом Земном мире.
Вот рождается человек. И на него обрушиваются незнакомые ощущения: звуки, цвета, запахи. У маленького человечка ощущения еще не складываются в образы – мозгу еще только предстоит научиться обрабатывать информацию. Так, постепенно, разноцветный шарик начинает восприниматься как погремушка, вкусная белая жидкость – как молоко и так далее.
Наше восприятие обладает рядом свойств. Например. На ветке, среди листвы, мы увидели птицу и услышали её пение.
1 - Предметность восприятия, - оно позволяет выделить темное пятно на фоне зелени и различить пение среди шелеста листвы и других звуков.
2 – Целостность восприятия – оно достраивает образ, мы оцениваем форму, размер, объем и удаленность объекта, его движение, а также особенности услышанных звуков, их громкость и так далее.
3 – Объединить все данные, полученные от различных анализаторов (зрения, слуха и др.), нам помогает – Структурность восприятия.
4 – Структурность неразрывно связана с Осмысленностью, тут же превращающей все данные в слово-понятие «птица».
Восприятие – таким образом, это сложное соединение разных ощущений, получаемых от отдельных предметов или явлений.
Восприятие тесно связано – с речью, с памятью и накопленным опытом. Так, знакомые предметы воспринимаются легче, чем увиденные впервые. В дальнейшей жизни, порой, достаточно лишь незначительной информации для восприятия объекта: по запаху мы можем определить, какое блюдо готовят на кухне, по голосу узнаем знакомых, по вкусу – определяем любимые конфеты, на ощупь можем отличить один предмет от другого.

Так Сержа мало еще видел в свои неполные 6 лет. Ему было все незнакомо. И поездка в троллейбусе, которую он видел сквозь сон, и разговоры взрослых многих незнакомых людей, интересных: один с бородкой и усами, другой совершенно лысый были пассажиры в поезде. Каждый раз, когда он пытался заснуть, новая информация побуждала его наблюдать и изучать мир окружающий: когда они ехали на автобусе по мосту над глубоким оврагом. Взрослым, - его отцу и вознице Кузьмичу давно была знакома природная красота; когда они ехали на телеге, они не обращали внимания ни на закат в облаках и на другие природные явления. А для мальчика Серёжи это было перемещение в другой незнакомый мир. Раньше о мире он только слышал: его дни проходили между домом и детским садом. И вот, наконец, он поехал мир изучать.
_____________________

Рассказ.

Утром Серёжа проснулся поздно, по деревенским меркам, (часов в восемь),  - когда бабушка вставала в 5 утра, чтобы ухаживать за скотиной.

Для него все дни были насыщены новым узнаванием. Он попал в другой мир природы, в сказочный деревенский мир. Вечерами из рассказов бабушкиных Серёжа узнавал про лесных леших, про водяных, речных русалок, а днем проходил по всем этим местам обитания природных образов.
Почти месяц он жил с бабушкой. Тут у него появилась свобода и самостоятельность познавания мира. Не как в «большом» городе, со множеством людей, где оставаться одному нельзя было нигде: дома родители, на улице люди, в детском саду воспитатели, и все взрослые чему-то учили, опекали его, как ребенка. В деревне бабушка занята была своими хозяйственными делами, отпуская его гулять на деревенскую улицу.
Сначала, пару дней Серёжа от своего дома далеко не отходил, и то и дело возвращался назад во двор, к бабушке на огород, где она полола грядки. А потом, осмелев, он сам искал общения с людьми, и ребят находил около общественного колодца на большой площадке, на площади посередине деревни. Тут рос огромный высокий и разлапистый дуб, а дети играли на поросшей травой площадке в свои деревенские игры – в лапту. У дуба стояла большая лавка, на которой сидели девчонки, парни бегали по полю с мячом, играя в футбол. Это случалось всегда вечерами, собирались все деревенские детишки, и приходила старшая молодежь, когда уже совсем начинало темнеть, загоняя младших по домам.
Деревенские дети весь день бывали заняты, они помогали взрослым и на огородах и по другим делам, по уходу за скотиной. Праздно «шатающихся» около песочниц, как в городе тут за целый день на деревенской улице не встретишь.
Серёжа быстро познакомился со всеми деревенскими соседскими детьми, вернее узнали его все, потому что он получил необычное прозвище.
К нему, как к городскому относились настороженно. И ребята постарше буквально в первый день придумали для Серёжи «кличку». У всех (у многих) ребят были прозвища: у Женьки светловолосого мальчугана, на год старше Серёжи, - прозвище было «Печенька», так и завали – «Женька-печенька». «Возможно, он любил печенье» - подумал тогда Серёжа. У соседа с другой стороны, из «нижнего конца»  из предпоследнего дома, было прозвище – Кошкин. Пойдя в первый класс школы, он принес на первый же урок кота в своем портфеле.
Когда Серёжа ходил в детский сад маленьким, он был ужасный растеряха (так он думал) – он терял свои вещи, рубашки и брюки, путался, меняя их с другими рубашками других ребят. Поэтому Мама пришивала ему на воротник рубашки и на пояс брюк белую полоску, а на ней ставила три буквы, вышитые черными нитками: Б. С. Р. Эти буквы обозначали фамилию – Ба…, имя - С, и отчество – Ро….
Во время вечерней игры в лапту старшие ребята обращались к Серёже длинно: «внук бабы Насти с «нижнего конца». Называть его Серёжей было тоже неудобно, потому что в деревне уже был и Сергей – это старший с «верхнего конца», пятиклассник (все так знали), и Серёжа, который жил напротив колодца рядом с игровой площадкой, он только в этом году должен был пойти в первый класс.
И кто-то из старших заметил белую полоску на воротнике рубашки Серёжи –«внука бабушки Насти с «нижнего конца» с буквами и прочел их громко вслух – БэСэР. За ним второй мальчишка подхватил – Бэсэр, и третий…. И стало прозвищем такое странное имя – Бэсэр, с оборотным «э» и ударением на последнем слоге у Серёжи постоянным прозвищем. Когда играли в дальнейшем к нему так и обращались: «Бэсэр кидай мяч сюда, Бэсэр беги быстрей!».
А ещё, появились у него два друга настоящих – Женька-печенька и Кошкин. Они еще только готовились пойти в школу осенью, также как и Бэсэр, и им предоставляли больше свободы для «гуляния», так как для помощи родителям они были маленькие еще, хотя и стремились сами; однако в их семьях были старшие братья и сестры. У Женьки был старший брат, окончивший 3 класса начальной деревенской школы, и в четвертый класс он должен будет ездить в районную среднюю школу. А у Кошкина были две старшие сестры, которые учились в последних - в седьмом и восьмом классах.
И вот три друга – Кошкин, Бэсэр и Женька-печенька гуляли днем всегда втроем. Они – два местных, водили Бэсэра по всей округе:
(1) ходили в лес за огороды, где на опушке, в мелколесье среди травы росла земляника. Землянику собирали в посуду: у Кошкина это был котелок, у Женьки-печеньки маленькая корзинка плетеная из бересты, а Бэсэр брал литровую стеклянную банку, к которой приделала ручку из тряпочки бабушка, когда вечером узнала, что три друга собираются за ягодами.

(2) Ходили они на ближайшую ферму, внизу деревни у самой речки на взгорке, где у Кошкина работала Мама. Это был телятник, а сама ферма находилась в стороне. За телятником был песчаный спуск, где они прыгали на песок, скользя по нему к широкому пляжу небольшой речки. Здесь был перекат, и речка была мелкая с прозрачной водой, так что видно было рыбок, плавающих на дне пескарей.

(3) Выше по течению в стороне от деревни, куда и дорога поворачивала, выходя из «нижнего конца» деревни было поглубже и там стоял большой деревянный мост почти напротив большой «фермы КРС» (как говорили ребята, а Сержа долго не мог понять аббревиатуру, пока не спросил у бабушки). Бабушка говорила про глубину за мостом и  про омут – что там и водятся русалки с водяным. Ребята ходили туда и долго стояли на мосту пытаясь увидеть русалок – бросали в омут камешки. А потом стали бросать палочки и перебегать на другую сторону и спорить на шалбаны – чья палочка приплывет первой.

1) И в другой раз (еще раз) они пошли за земляникой на опушку леса. И тут заметили парочку сорок, которые летали над травой у самых деревьев, громко покрикивая. Мальчики увидели, что по земле бегают птицы и не могут взлететь. Это были слётки-сорочата совсем не похожие на своих родителей-сорок. Оперение их было темно серое, почти черное. Мальчишки бросились их ловить, бегали между березами и сосенками. Одну птицу поймали. Каждый подержал её в руках, а потом решили отпустить: чем её кормить и где её держать дома, эту птицу, они не знали. А тем более сороки летали над мальчиками с дерева на дерево и беспрерывно кричали-стрекотали. Кошкин, кажется, первым заметил на нетолстой березе гнездо, большое сорочье. И Женька-печенька вспомнил, что ему рассказывал старший брат, что сорока любит таскать в свое гнездо всякие блестящие вещи; и в сорочьих гнездах можно найти даже монеты золотые и другие блестящие вещи-украшения: кулоны, серьги и колечки. Мальчики решили залезть на дерево и проверить сорочье гнездо.
Вызвался залезать на березу Бэсэр, - Сережа по возрасту может был чуть младше своих друзей, но выглядел даже старше: он был выше их ростом на полголовы и шире в плечах, мускулистее. Главное было до веток нижних достать, - Кошкин и Женька-печенька подсаживали Бэсэра и он забрался на нижние толстые ветки дерева. Дальше вверх по веткам было легко подняться и, вскоре, он быстро оказался на высоте у развилки веток, около гнезда.
Сорочье гнездо сооружено было из перепутанных веток, а внутри было наполнено не только травой, высохшей в сено, но и кусочками тряпок и паклей. Тут под паклей и сеном нашлись стеклышки, среди которых были железные пробки от бутылок давно проржавевшие.
Не обнаружив ничего «ценного», Бэсэр стал сбрасывать внутренности гнезда на землю, ломая палочки которые были сцеплены между собой. Он отделил и скинул половину всего гнезда и потихоньку начал спускаться. Спускался долго, дольше, чем поднимался, но слез благополучно, спрыгнул на землю с последних толстых веток (бабушка потом боялась и ругала его, когда дома он обо всём рассказал).
Ничего сколько-нибудь ценного в упавшем гнезде мальчики не нашли. Один Женька-печенька всё говорил про брата и про то, что надо еще другое гнездо найти и вдруг, там будет «клад» - золото, монеты. Гнездо другое они нашли тут же недалеко, и не одно, но на сосне и на толстой березе. У деревьев не было нижних веток, чтобы можно было залезть. И деревья даже обхватить мальчишки не могли, стволы были толстые. В этот раз решили не лазить, а сказать мальчишкам постарше – Женька-печенька обещал брату рассказать, чтобы потом со старшими поискать «клад золотых монет» в сорочьих гнездах.
2) На телятник, к Матери Кошкина, они ходили в самое время обеда, в 12 часов. К этому времени привозили с фермы сливки молока, чтобы кормить телят. Эти сливки разбавляли водой с добавками лекарств и витаминов. А Мама Кошкина наливала мальчикам по стакану сливок, черпая их из бидона большой кружкой на ручке. За телятником в направление реки и был крутой высокий песчаный обрыв, как карьер желтого песка. Берег в этом месте подмывался в весеннее половодье и осыпался, обнажая песочные внутренности. Обрыв был высотой метров пять или семь, как говорил Женьке-печеньке его старший брат. С этого обрыва можно было прыгать и лететь в воздухе, ощущая «невесомость» до захватывания дыхания, даже живот сжимался, втягивая все внутренности от чувства полета-падения. Внизу ты падал на теплый и мягкий песок, проваливаясь в него по самый пояс и скатываясь дальше вниз вместе с песком осыпающимся лавиной! Это было удивительное и страстное чувство полета-падения. Вот за этими ощущениями ходили мальчишки на обрыв и прыгали с высоты его вниз на песчаный склон.
3) С мостом и омутом все в деревне связывали страшную историю – в омуте утопилась молодая девушка-крестьянка, которая полюбила молодого барина, а тот поступил с ней несправедливо, обманув искреннюю её любовь: «поигрался и бросил» - уехал в город и женился на другой молодой богатой княжне. Эта история была еще при царе, но её передавали из поколения в поколение, поэтому и выдумали, что утонувшая девушка превратилась в русалку и молодых парней может заворожить и утянуть за собой в глубокий омут. Но молодые парни купались тут же недалеко, ниже по течению, на пляже, а на мост ходили чтобы с него прыгать в воду – нырять. Собиралось много народа и все смотрели на бесстрашных парней, которые осмеливались прыгать в омут с моста.
Жизнь в деревне была разнообразна еще и красотой внутреннего леса, по которому они ходили с бабушкой собирать малину на далекой делянке. Тут Сержа-Бэсэр встретил диких зверей: зайцев и лису и ежика и белочек, о которых в городе он знал только по картинкам в детских книжках.

 Часть 3.

Когда он проснулся, уже давно взошло солнце и его яркие лучи освещали комнату, падали наискосок из окна на пол, очертив квадраты свежевымытых досок. Освещен был накрытый стол, - бабушка приготовила чай и булочки и манную кашу, завтрак уже ждал Серёжу.
Вскоре к их дому подъехала телега, в которой уже сидели несколько соседок старушек, пожилых женщин. Вышли и бабушка Настя с Серёжей. Кузьмич дернул вожжами, огрев лошадь по крутым округлым бокам и та, взмахнув хвостом, потащила телегу к выезду с деревенской улицы на районную М-скую дорогу (дорога называлась именем районного посёлка, потому что по прямой соединяла несколько колхозных деревень с посёлком М…).
Погода вначале была хорошая, тихая. Пока ехали по березовому подлеску светило солнышко, но как только въехали в сосновый лес, вокруг, вдруг, потемнело, облака скрыли солнце, и в лесу стало сумеречно. Ветер дул в верхушках деревьев и там будто бы что-то живое гудело, точно дуло в пустую бутылку.
Ехали бабушки молча, вначале едва поздоровкавшись. Они ехали в Церковь. Наверное, каждая из них думала о своих грехах, готовясь к исповеди, а то и о проблемах с зятем или свекровью, о чем бы помолиться святым и просить помощи.
Кузьмич сам сильно верующий, выпрашивал у пред-колхоза лошадь и возил старушек в Церковь по праздникам. Ездила и бабушка Серёжи – Анастасия Ильинична, и сейчас они ехали на службу в Ильин день. В их деревне было особое почитание Ильи-пророка, и много раз слышал Серёжа, что после Ильина дня купаться в речке нельзя, что Илья гремит на колеснице по Небу во время грозы и мечет молнии. А бабушка заодно ехала почтить своего отца Илью, который похоронен был в районном поселке.
Когда телега с пассажирами выехала из лесной опушки на засеянное поле, открылся вид на весь поселок укрытый наполовину серой тучей, удаляющейся в сторону. Лежащий чуть в низине край поселка находился под легким туманом летнего дождя, а позади, над лесом уже светило солнце и радуга нависла над холмом, на вершину которого поднимались улицы с домами. И под самой радугой, на самом высоком месте стоял белый Храм с тремя луковками блестящими золотом в лучах солнца. Красивое зрелище радовало глаз: цветущее желтеющее поле полого опускалось к домикам с цветными крышами, которые облепили холм со всех сторон и на вершине – величественное явление Храма с золотыми куполами, освещенными солнцем, да еще и с уходящими струями дождя и радугой над ними.
Телегу оставили у знакомого на окраине улицы – третий дом от конца. Там жил татарин, их деревенский, который переехал не очень давно в посёлок. Он занимался шкурами. Выделывал их, и они висели под навесом в большом широком дворе, там пахло кислым и горьким, запомнил Серёжа. К Храму шли пешком через центр поселка к другому его краю на вершину холма.
Своё первое посещение церкви Серёжа почти не запомнил. Он стоял в церкви рядом с какой-то женщиной, от которой пахло скошенной травой (видно кормила скотину утром), слушал как пели где-то с левой стороны. Там была перегородка, за ней длинный высокий стол с лежащими листами бумаги. И довольно молодые женские голоса то тянули звуки, то пели быстро, скороговоркой. Это был хор на клиросе.
Они тогда приехали поздно, к концу службы, и стоял Серёжа с бабушкой недолго. А потом началось движение: люди стали подходить к священнику, который вышел к народу с крестом, держа его двумя руками и подставляя для целования. Подошли и они с бабушкой, дождавшись своей очереди, и Серёже подставили крест, он ткнулся губами в ноги распятия. Еще, под конец, когда уже народа в церкви было совсем мало, подняла его бабушка над аналоем, и приложился Серёжа к иконе, поцеловал и коснулся лбом холодного стекла, под которым был лик Ильи-пророка.
Недалеко от Храма было и кладбище, куда бабушка повела внука. Тут им встретилась похоронная процессия. Они переждали, пока пронесут гроб, оббитый красной материей. Серёжа стоял у могилы прадеда и у могилы деда, пока бабушка читала какие-то молитвы и прибиралась вокруг холмиков могильных. Он думал о дедушке, который спит (как говорила бабушка) теперь тут на кладбище под вишневыми деревьями. Он представил только что виденный гроб и человека с пятаками на глазах, как потом гроб прикрыли крышкой и опустили в могилу, припомнился ему и глухой стук комьев земли о деревянную крышку слышимый в тишине кладбища. Он представил себе дедушку, которого видел на фотографиях, лежащего в тесном и темном гробу, беспомощного. Его воображение рисовало, как дедушка вдруг проснется и, не понимая, где он, стучит в крышку, зовет на помощь и в конце концов, изнемогши от ужаса, опять умирает. Вообразил он мертвым и прадеда, и Кузьмича, но как он ни старался вообразить себя самого в темной могиле, беспомощным и мертвым, это ему не удавалось; лично для себя он не допускал возможности умереть и чувствовал, что не умрет никогда….
___________________________
«Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю, во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче» - молилась бабушка на кладбище, - «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная, - читала она из чина Литии, предназначеной для совершения мирянами дома и на кладбище.
Из всех молитв, которые Серёжа слышал в Церкви и от бабушки на кладбище, у него возникло много вопросов. Он спрашивал бабушку, как «истинный почемучка». И бабушка стала пояснять и заодно обучать Серёжу. Нашлись у бабушки соответствующие книги: был старый немного потрепанный Молитвослов с пояснениями, когда-то он прятался по сундукам по подпольям, издания 1887 года. А также была Библия – та еще новая, недавно купленная в церковной лавке.
- Что такое Рай, куда попадают праведники – спрашивал Серёжа.
- А вот ты видел сегодня, какой красивый вид был на посёлок и на Храм под радугой!? Еще, помнишь все мы, женщины, толкали друг друга локтями и указывали и тебе и Кузьмичу: на это знамение. – поясняла бабушка, вспоминая поездку, - Так вот в Раю еще красивее, там вообще прекрасно и жить хорошо. –
- Да. А вот, почему всё про души да про души молитвы говорят, а что это душа-то? – спрашивал маленький Серёжа. И Бабушка долго объясняла….
Обучение Серёжи началось с молитвы Отче наш, которую надо было выучить наизусть, и которую они с бабушкой стали вместе говорить во время молитв утренних и вечерних. Так в шестилетнем возрасте Серёжа стал верующим – учеником православным.

 Часть 4.

Пояснение.
Воображение! Это фантазия, мечта, представление несбыточного, но и представление того, что могло бы быть. Без этого качества, без воображения, нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни даже мыслящим существом, ни даже просто человеком. Человеку необходимо воображение. Он представляет наперед, как он будет охотиться на зверя, на оленя, например, как потом он освежает мясо, а потом он поджаривает его на костре. И воображает человек, как прекрасно будет кушать это жареное мясо, почти воочию ощущая в воображении его знакомый вкус. Только всё это вообразив накануне, человек идет на охоту.
Мы часто воображаем себе то, что еще не случилось, но может случится непременно и мы верим, что это случится, потому что постараемся это сделать.
Человеку, как художнику, созидателю, творцу, важно\нужно чувство перспективы.
Но было всегда: если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие (превосходства) не может удовлетвориться меньшим – (если не Бог, то кто(?), никого других быть не может, человек высшее создание…). Не лучше ли было бы, если бы нам поменьше вкладывать в свои рассуждения гордости и несколько больше философии?
Если разум – это дар Неба и то же самое можно сказать о Вере, которую Бог дал человеку, - то значит, что Небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что Вера есть химерический принцип в природе несуществующий. В любое время человек может разувериться в одном, поверив в другое.
Знания, образование придают человеку его достоинство высшего существа, знания дают и рабу осознавать, что он не рожден для рабства. (В религии же – все мы рабы Божии!).
Если отнять у христианина страх перед адом, - мы отнимем у него его Веру. Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом наказаний запрещала и запрещает им смотреть. Нельзя смотреть на звезды – Галилея судили, а Джордано Бруно сожгли на костре, театр – грех, комедианты грешники, кино  тоже грешно, а паровоз дьявольская машина – пыхтит-дымит и едет!
Неизменно нужно помнить человеку: что природа не Бог, человек не машина кем-то управляемая, а гипотеза (предположение) – не факт. Есть ли люди на Луне? – некоторые верили в это, а потом там побывали люди с Земли и всё прояснилось.
Разве нам не известно, что настоящее блаженство (и любовь и др.) заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что мы ожидаем помощи от себе подобных, от людей близких, точно так же, как и они ждут помощи от нас?
Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец считает возможным только то, что есть.
_____________________________
 Рассказ.

Вечером, когда за окнами стемнело и в доме было очень тепло, потому что бабушка топила  почему-то печку, а потому что стряпала какие-то, наверное вкусные, пироги, Серёжа лежал на кровати у стены напротив печного бока.
Спать хочется, а сна нет. Так бывало в некоторые дни. В комнате темно. Близилась осень, и темнело сильнее и быстрее, чем летом. Но его, Серёжу, никак не хотели забирать в город. Мама сказала, в свой последний приезд на выходные, что в детский садик он ходить уже не будет, а в школу – только на следующий год. Наоборот, сказала Мама, - она сама бы пожила в деревне у бабушки, чем в этом городе «адском», где дымятся заводы и коптят машины переполняющие улицы. Это потому, что Мама выросла тут в деревне, -  в которой сразу за огородами начинался лес. Тут и тихо и воздух тут чистый – ни пыли, ни копоти, ни грязи. Почва песчаная у реки. Смешная Мама! Сравнила город с «адом». Серёжа об Аде имел представление еще до приезда в деревню. Как-то в детский садик приходили «свидетели» или «Евангелисты», кто их пустил? Одна женщина села за их пианино в большой комнате и принялась играть. Когда ребята из старших групп собрались, она начала рассказывать о чертях, о грешниках в Аду, о печах, в которых горит адское пламя, а потом сказала, чтобы вместе с ней ребята спели «гимн»-псалом. Ребята были не прочь спеть под музыку, но слов никто не знал, так что пели только те трое молодых людей что пришли. Когда родители узнали, потому что дети рассказали дома, что приходили какие-то «сектанты», - то уволили воспитательницу, которая их пустила.
Бабушка рано ложится спать и уже слышно, как она посапывает во сне. Полосато-пятнистая кошка Муся, рыжая с черным, и с белым воротничком и треугольником белым на груди, спит в ногах у бабушки и Серёже видно, как она дергает лапками. Может быть, плохой сон видит, убегает от кого-то во сне? Хотя вообще спит она и днем хорошо, часто спит-лежит. Хорошо ей, кошке, молока напьется и спит. А он, Серёжа, мучается почему-то. Это потому, что он много-много узнал за это лето. Он воспринял столько новой информации, что не каждый на свете даже взрослый знает!
Он узнал, что Бог сотворил Мир за шесть дней. И это не наши, людские шесть дней. Бог вообще без времени живет, в бесконечности: где для людей один день, для Бога тысяча лет (Он может время остановить), и наоборот: один день для Бога – для людей может и миллион лет пройти, как бабушка учила, примерно запомнил Серёжа.
Мир вокруг Серёжи оказался гораздо сложнее и многообразнее, чем представлялся вначале по внушению взрослых, и дома и в детском саду: есть человек и природа, животные и птицы и рыбы. Серёжа и раньше, маленьким, подозревал, что в темном чулане кто-то есть, и вообще в темноте кто-то живет, не принадлежащий ни к людям, ни к природе, к животному миру. И научаясь от бабушки, живя в деревне, по книжке «Закон Божий для семьи и школы» старинной, Серёжа узнал, что Бог есть Свет, а тьма принадлежит «нечистой силе» и во тьме ходят бесы и демоны всякие. Раньше вся «нечистая сила» была хорошая: когда Бог сотворил мир, Он сказал, что «это хорошо». И были ангелы на Небесах. Но многих ангелов обманул обманщик – «дьявол», - это имя греческое, как говорила бабушка, оно и значит обманщик. Поэтому все ангелы, кто против Бога, превратились в «нечистую силу» окрасились в черный цвет и были изгнаны с Небес на Землю в темноту, «во тьму внешнюю». И это разные кикиморы и лесные духи, которые ходят по ночам и пугают людей. «Но все «черти», бесы боятся Крестного знамения, - говорила-учила бабушка, - боятся «нечистые» и Слова Божьего, - молитвы». Серёжа научился перекрещивать себя при всяком «страхе» и наизусть знал молитвы начальные из молитвослова, молитву ангелу-хранителю….
Есть и среди людей нехорошие, которые с бесами дружат: гадают и «шаманят, порчу наводят. У них свои «молитвы»-заклинания. Была в деревне такая старуха-ведьма. Не нравилась бабушке и некоторым другим деревенским, кто в церковь ходил, Баба-Марфа, которая жила на верхнем конце деревни в крайнем доме. «Вот она с «нечистой силой» знается – рассказывала Серёже бабушка, - заговоры на людей творит и колдует, - ведьма она! – говорила бабушка, - не связывайтесь с ней, бойтесь её». «Она в бочку с водой уголек пускает, а уголёк дымится и кружИтся, а ведьма гадает и порчу насылает: чуфырь, чуфырь!».
Засыпал Серёжа в тот день, вспомнив про фильм-сказку, который недавно смотрел у друга Кошкина. У них был телевизор. Не у всех в деревне был телевизор. У них с бабушкой телевизора не было. Так три друга собрались у Кошкина дома: Бэсэр, Женька-печенька, и вместе с сестрами Кошкина дети смотрели кино – «Варвара краса длинная коса». И приснилось Серёже царство подземного царя водяного, в котором была старушка-веселушка из пенька и царевна-красавица, дочь водяного, которая колдовала: «ловкость ног и ловкость рук – получается индюк» и жених заморский превращался в индюка. В царстве царя-водяного были пираты, которые ему служили. И снилось Серёже, как водяной царь, которого паромщики медвежата называли «осёл безрогий», грозил костлявой страшной рукой с длинными ногтями царю земному: «должок!». Уснул он с мыслями о том, что бывают добрые волшебницы-колдуньи, как Василиса-краса, которая полюбила Ивана и последний раз расколдовала Царевича земного, превратив его обратно из собаки в человека, а потом сказала, что нельзя на земле колдовать.
___________________________________
После этого фильма-сказки деревенские ребята уже с опаской смотрели в омут за мостом через их речку. А еще и в глубокий темный лес боялись ходить, и рассказывали про лешего, живущего в темной чаще среди елок и сосен.
Только Серёжа знал об Ангелах-хранителях и верил, что молитва и крестное знАмение спасают от всякой нечисти. Он казался намного умнее своим друзьям-сверстникам, поскольку много рассказывал из того, что узнал из бабушкиного учения. Мир был разнообразен, многолик для маленьких юных сердец, которые бились в переживаниях, узнавая всю многосторонность окружающего мира.
________________________
(Как мы мыслим?  Что дает общение?)
Человека, чтобы он был Человеком в полном смысле этого слова, может воспитать только человек. И воспитание это происходит через общение, через передачу опыта.
Если в животном мире повадки и навыки передаются часто через инстинкты, ученые давно заметили, что у людей инстинкты развиты гораздо хуже. Всё, что мы умеем и знаем, - плод воспитания и обучения. Только живя среди людей, общаясь с ними, подражая им, ребенок сможет вырасти членом общества. В противном случае он останется животным. Доказательством тому могут послужить десятки историй о «диких детях» - «маугли». Заблудившись в лесу или потерявшись в самом раннем возрасте, эти дети были воспитаны зверями (волками, обезьянами, леопардами и т. д.). Выросши, приемыши стали подражать животным, которые их вырастили. Дети передвигались на четырех конечностях, ели ту же пищу, что и звери, кусались, издавали звериные звуки. В лесу они чувствовали себя как дома, быстро бегали, ловко лазали по деревьям, не мерзли в холода, охотились. Возвращенные в человеческое общество «настоящие «маугли», в отличие от героя сказки Киплинга, уже не смогли приспособиться к «человеческой жизни»: им с трудом давалась речь, они не справлялись с простейшими вещами из мира людей, даже ходить на двух ногах им было сложно.
Жизненный опыт ребенок получает сначала через прямое подражание взрослым, а по мере взросления через словесные инструкции. Никаким другим способом, кроме общения, ребенок этот опыт получить не может. Без общения с людьми человек не может стать человеком.
Что надо взять с собой, когда едешь в деревню «далеко и надолго»? Что подарить бабушке на день рождения? Подобные задачи помогает решать – мышление. Едва маленький мальчик наталкивается на какую-то проблему, старается чему-либо научиться, спрогнозировать ситуацию или построить план действий – он «включает» свое мышление – большое преимущество человека над животным миром. Мышление «включается» при наличии проблемы: нет проблемы – нет мышления. А Проблемой называют вопрос, не имеющий готового решения.
_____________________________
Мышление – это высший познавательный процесс. В результате мышления рождается что-то новое. В отличие от воображения итогом мышления является не образ, а мысль, открытие.
Все люди мыслят по-разному. А происходит это потому, что разные люди обладают разными типами мышления и развитыми на разных уровнях. Мышление делится, во-первых, на два типа: 1 теоретическое – то есть отвлеченное, не связанное с предметами, и 2 практическое мышление, связанное с предметами и\или действиями.
1В теоретическом, существует еще две области мышления – (а) образное и (б) понятийное: мышление по понятиям.
а) При образном мышлении для решения задач человек использует образы окружающего мира, предметов, извлекая их из памяти или создавая с помощью воображения. Так пишутся стихи, музыка, возникают замыслы картин.
б) Есть вещи, которые невозможно представить в образах. Например, нельзя представить себе «число». Образы, возникающие при мыслях о «числе», не отражают его сущности в полной мере. Возникает необходимость определить его с помощью языковых единиц, буквами. Так возникают понятия – словесные обозначения явлений мира: микрочастицы - электроны, кварки, фотоны. Понятие «обувь», например, тоже включает в себя и изящные босоножки и грубые кирзовые сапоги, и туфельку Золушки и валенки. «Обувь» - это понятие, а не конкретный предмет. Понятийное мышление оперирует понятиями и является более абстрактным, отвлеченным, чем образное. Понятийное мышление человек использует для решения математических задач или, например, разбирая законы физические, химические и т. д.
а) Вернемся к образному мышлению, оно более практическое и тоже делится на два типа: 1 наглядно-образное и 2 наглядно-действенное мышления. 1 Наглядно-образное мышление тесно связано с действительностью. Так, например, мысленно переставляя шкафы и диваны, можно представить, как поменять обстановку в комнате, как расставить мебель. 2 Ребенок, собирая мозаику или конструктор, пользуется наглядно-действенным мышлением. Он прикладывает на заданное место разные части картины-мозаики, проверяя какая из них подходит. Часто в основе наглядно-действенного мышления лежат эксперименты Мы пробуем и потом смотрим что получилось.
Вывод. Теоретическое образное мышление преобладает у людей искусства. У теоретиков, ученых, преподавателей обычно хорошо развито понятийное мышление. Люди, занятые практической работой, строители например, чаще пользуются наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением. Разным людям свойственно разное мышление, как мы сказали вначале пояснения.
_______________________
Кратко о том, как мы мыслим.
Мышление – это процесс, позволяющий получать знание о мире – о предметах, явлениях или свойствах реальности, которые не могут быть непосредственно почувствованы. К основным процессам мышления относят 1 анализ, 2 синтез и 3 умозаключение.
1 Анализ – это разложение целого на составляющие части, выделение отдельных частей предмета или явления.
2 Синтез – это противоположность анализа, построение целого из частей. Анализ и синтез неотделимы друг от друга.
Благодаря анализу и синтезу вырабатывается 3 умозаключение.
Например. Перед ребенком лежит куча игрушек, а он хочет построить пирамидку из круглых плоских деталей с дырочками в центре, собирающихся на стержень. Анализ, сначала позволяет мысленно рассортировать игрушки: мячики отдельно, кубики отдельно, фигурки отдельно, а собрать все кружочки пирамидки – отдельно. Потом производится Синтез, собственно собирание кружочков друг на друга, одевая их на стержень.
3 Построение пирамидки можно назвать умозаключением.
Умозаключение бывает тесно связано с речью, и его результатом тогда становится понятие, в данном случае это – «пирамидка», предмет, который может быть разным.
Основные формы мышления – это – понятие, суждение и обобщение.
Благодаря понятию выделяются существенные признаки предметов и явлений.
Суждение – это построение мыслей, которое принимает или отвергает какую-либо идею.
Выделение существенных черт предмета и причисление этого предмета к группе со сходными чертами называют обобщением.
Процесс, обратный обобщению, - это конкретизация.
_________________________________
Бабушка плела корзины из веток ивового тальника и учила Серёжу плетению корзин. Вот где потребовалось всё мышление маленького мальчика. Он сам сплетал отмоченные ветки глядя на работу бабушки. Она так решила – не трогать его плетение – пусть сам попробует. Серёжа брал поданный бабушкой образец, смотрел: откуда и куда и как скрепляются веточки. Выбирал сам из кучи веток нужную и сплетал её с другими уже сплетенными ветками. Иногда он спрашивал, и бабушка подсказывала, помогала только подрезать конец или место на сгибе ветки, а уж плёл Серёжа свою первую корзиночку сам – от начала и до конца.
Это было большим уроком для развития сообразительности маленького мальчика. Вторую большую корзину, настоящую помогала уже бабушка, конкретно показывая как лучше сплести дно, как лучше загнуть и где плотнее, а где расслабленнее сплести веточки ивняка, заранее приготовленные к плетению.
У них кончились ветки. И они ходили за ветками ивы на «далекие овраги». Овраги были действительно далеко, так что Серёжа уставал идти и отдыхал несколько раз, присаживаясь прямо у дороги.
Они сначала поднялись через всю деревню на холмистую луговую местность. Тут, уже далеко за деревней, с широкого поля плоской возвышенности открывался вид на всю долину небольшой речки. Полями украшены были все холмы, и стой и с другой стороны реки, поля выделялись квадратами и прямоугольниками, как на картине художника. Некоторые поля желтели оставшейся стернёй от скошенных пшеницы и овса и ячменя. Другие прямоугольники были черными, там уже распахивали землю трактора, двигаясь вдалеке, как маленькие игрушечные машинки.
Река петляя между холмов была не видна, но поросшая прибережным лесочком лента, вьющаяся между холмов выдавала её. А лес с правой стороны темнел сплошным до горизонта пятном, «он отсюда начинался и заканчивался за уральскими горами, там переходя в большую Западносибирскую тайгу» - так говорила Серёже бабушка, уж она-то всегда всё знает….
Они шли с бабушкой по дороге с наезженной машинами колеёй посередине большого холма между двух полей. В низине, куда по склону плавно опускалось поле с желтой стернёй и остатками сена, был овраг. Этот овраг весной превращался в ручей, в маленькую речку и по берегам оврага в обилии росли кусты ивняка. Тут они с бабушкой начали срезать длинные ровные, отросшие за лето ветки. Набрали большие кучи,  потом связали их с двух концов. Серёже связка поменьше, маленькая совсем, он нес её, закинув на спину и чуть согнувшись вперед, - так шла бабушка со своей огромной связкой ветвей. Полусогнутых, со связками веток, двоих «носильщиков» видели шагающими по деревне местные жители, проходя мимо здоровались, и что-то говорили, от помощи бабушка отказывалась сама. Все деревенские знали о том, что будут новые корзины. К бабушке приходили люди со всей округи, чтобы купить-приобрести корзинки, которые хранились у них в клети. Серёжа видел их большое множество: и круглые и продолговатые, разные, большие и маленькие. Корзины в деревне всем были нужны и для грибов и для ягод.

Часть 5.

На следующий год август месяц выдался неожиданно дождливым. Поля вокруг деревни были мокрые, (это затрудняло работы по сбору урожая в колхозе). Лес за огородами стоял притихший, во время гроз побиваемый молниями и громом. И в конце августа Серёже надо было уезжать в город, предстояло пойти учиться в школу.
Случился перерыв среди дождливых дней перед самыми выходными. По небу ещё двигались туда-сюда меняя направление, гонимые ветром кучевые серые и темные облака. Но среди них пробивало солнце, освещая и высушивая мокрую траву у реки. Серёжу бабушка отпустила, в последний раз, погулять с ребятами на речку. Кошкин, Женя-печенька и он Бэсэр взяли с собой самодельные удочки-палки и бродили вдоль реки, вниз от моста, где по ямкам, среди прибрежных трав плавали рыбки.
Почти к вечеру, после обеда, стало светло и в освободившемся от туч прогале, между  белых высоких облаков, яркое летнее солнце озарило песок песчаного переката реки. Кто-то, кажется Кошкин, предложил ребятам искупаться: «Когда ещё ты к нам приедешь и увидишь речку?» - сказал Кошкин, обращаясь к Серёже. Друзья прощались с ним, гуляли в последний раз, потому что в субботу, завтра, приедут его родители. Недолго думая, быстро скинув одежду на берегу, все трое бросились в речку, в уже довольно холодную воду. Поплескались у берега, потом переплыли неширокую реку наперегонки, туда и обратно. Солнышко скрылось, пока они купались. И вылезли ребята в тени, отбрасываемой от темного облака, покрывшей берег и речку, и всю местность у реки. А в деревню падали солнечные лучи и вся она и прилегающие холмы были освещены солнцем.
Небольшой ветерок, и ребята уже замерзли. Кожа их тел посинела, и, тряся посиневшими губами, Бэсэр сказал: «Нельзя же после Ильина дня купаться. Вот, вдруг, мы заболеем». Но друзья не разделяли его мнения и мнительности. Они стали прыгать и совершать пробежки вдоль берега. Бэсэр, однако, хоть и подвигался, покрутил руками в воздухе и чуточку пробежал, но погрустнел. Обратно в деревню шли быстро. Серёжа по дороге, вроде бы разогрелся, и прощался с ребятами уже с улыбкой. Первым, у ворот его дома, простились с Кошкиным, потом у своей калитки, по-взрослому пожал Серёжа руку и Женьке-печеньке, тот жил выше по улице на два дома.
А дома бабушка собрала на стол, к чаепитию оладушки приготовила. Но Серёже почему-то стало жарко, он почувствовал головную боль. Пока бабушка что-то говорила: «вот, Мама приедет одна за тобой, и в тот же день вы уедете к вечеру, чтобы в воскресенье тебя в порядок привести, а в понедельник в школу надо идти будет», - ему думалось, на что бы пожаловаться. Не посидев и пяти минут, Серёжа встал из-за стола, пошел к кровати и лег.
- Вот-те на! – удивилась бабушка, - а как же чай? –
Сережа, придумывая на что бы такое пожаловаться – на ветер или на тень от туч, припал лбом к стене, отвернувшись от комнаты и вдруг зарыдал.
- Вот-те на! – повторила бабушка, подходя к кровати. – Серёжа, что с тобой? Что ты плачешь? –
- Я… я заболел! – проговорил Серёжа и продолжил сквозь слезы, - согрешили мы…, купались после Ильина дня, водяной нас наказал… - слезы лились и лились.
- Ну и ну, будет тебе плакать-то. Согрешил – помолишься, покаешься. Бог простит и поможет! – и бабушка приложила ему ко лбу ладонь.
- Да. Голова горячая…. Это ты должно быть на берегу у речки замерз. Что ж вы решили купаться-то? –
- Солнышко было. В последний раз… уеду же…. –
Сержа успокоился, утер слезы кулачками по щекам. А бабушка принесла чашку горячего чая и подала ему пить, приподнявшемуся и сидящему на кровати. Несколько раз отхлебнув, он протянул чашку назад и откинулся на подушку головой. Бабушка укрыла его одеялом поверх одежды.
- Не хочешь чаю? Ну и ладно! Лежи и грейся, жар жаром и выгонит. –
Серёжа закрыл глаза, и ему тотчас же стало казаться, что он не в доме с протопленной печкой, а на рыбалке у костра с ребятами, - он забылся в мгновенном быстром сне-обмороке.
Бабушка отошла тихонечко к углу с иконами: «Надо будет его маслом лампадным с уксусом смазать. Бог даст к завтраму выздоровеет». – решила она.
Через несколько минут (15 – 20), бабушка приготовила лекарственное «зелье» и разбудила Серёжу.
- Вот. Уже и спишь? Встань-ка! Я тебя лампадным маслом смажу. Оно хорошо будет, только ты Бога призывай. –
Серёжа быстро приподнялся и сел. Бабушка сняла с него рубашку и майку и, пожимаясь сама, прерывисто дыша, как будто ей самой щекотно, стала растирать Серёже грудь и спину. Потом постелила простынку под спину и уложила его, закутав в одеяло, а сверху накинула своё пальто снятое с вешалки у двери.
Серёжа видел, как бабушка молилась Богу. Вероятно, она знала наизусть много молитв, потому что долго стояла перед образом Богородицы в углу. Помолившись, она перекрестила окна, двери и вышла из дома по своим хозяйственным делам.
Сержа подумал, что ещё много времени осталось до утра, в тоске от смешанных чувств, расставания с рекой и ребятами и с деревней вообще, он повернулся и снова припал к прохладной стене дома лбом; и уже не старался отделаться от грез воспоминаний…. Но утро наступило гораздо быстрее, чем он думал.
Ему казалось, что он недолго лежал лбом к стене, только что лег будто бы, но когда он открыл глаза, - из обоих окон комнаты уже тянулись косые солнечные лучи. В доме никого не было. А на улице слышен был шум работающего двигателя машины и разговоры людей. Маму подвез сам председатель колхоза на своем газике, видимо зачем-то ездил в райцентр.
В дом вошли обе: бабушка и Мама. У Мамы в руках был большой целлофановый пакет с картинкой, такие только в городе и бывают, из которого извлечен был на стол сверток магазинной серой бумаги. Что-то она вкусное привезла.
- Бог милостив. Послал председателя, не пешком идти пришлось! Ну, как здоровье?! – спросила бабушка на ходу, тут же проходя за перегородку, делящую дом на две комнаты, в импровизированную кухню. Там она поставила чайник на электрическую плитку.
Мама, перед тем обняв Серёжу, уже развернула сверток с пирожными, которые он любил раньше, маленьким. Пирожные бисквитные, высокие, прямоугольные, будто отрезанные от большого торта, покрытые сверху белыми волнами крема и на каждом по кремовому цветочку с зелеными кремовыми листиками.
Но за год пребывания Серёжи в деревне, он повзрослел (как он думал) и вкусы его изменились. На пирожные он смотрел без прежнего блеска в глазах.
- Кушай, кушай, - переложив на тарелку пирожное и подавая ложечку, говорила Мама.
- Теперь кушай пока, гуляй последние деньки, а скоро в школу – учиться будешь. Председатель обещал, через часа полтора-два заехать, вот и поедете сразу. Повезло, – говорила бабушка, намазывая себе на ломтик хлеба масло, обычное блюдо своего завтрака.
- Смотри же, учись со вниманием и прилежанием, - в последний раз наставляла она Серёжу, - чтобы толк был. Учись так, чтобы всё понимать. Когда всему выучишься тогда и выберешь себе профессию. Может, доктором будешь или инженером….
Когда отъезжали на трясущемся газике от деревни по окружной дороге грунтовой, с краю полей у самого леса, Серёжа оглянулся: «прощай деревня!» подумалось вдруг.
Конец. 
_________________