« Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
Гимн пионеров СССР
В первые годы в училище у нас была ротная и взводные пионерские организации и все положенные им атрибуты, вплоть до стенгазеты, в которой кто-то отправлялся в будущее на ракете, кто–то на паровозе, а кто–то на черепахе. Некоторые рисунки и оформление делал я сам, поскольку любил рисовать и с первых дней в училище постоянно занимался разного рода стенной печатью и наглядной агитацией. Видимо, уже в те времена во мне просыпалась тяга к общественно полезным делам, в которых я проявлял бурную деятельность, подчас шедшую мне же во вред. Первым кто обратил на это внимание, был Игорь Филиппович Грищенко, заметивший, что мы с Валерой любим рисовать. Он то и поручил мне выпускать стенные газеты и оформление стендов. В кабинете истории после уроков я тщательно срисовывая из учебника на большие листы ватмана древнеримское вооружение, рыцарей в доспехах и средневековый замок по просьбе учителя истории. Помогал оформлять всевозможные настенные монтажи, газеты и кроссворды с рисунками земноводных н пресмыкающихся по зоологии. Кстати учительница биологии Золотых ставила за их разгадку пятерки, но отгадать их было очень непросто, приходилось даже ходить в читальный зал библиотеки, где в «Жизни животных» Брэма 1895 года издания с красивыми цветными рисунками можно было найти нужные ответы.
В пятом классе, под Новый год, мы с Валерой Чижиком, затеяли оформление стенгазеты. Нам очень хотелось сделать что-то необычное, оригинальное и интересное. Я вспомнил, что в детстве в Германии родители дарили мне на Новый год немецкие рождественские открытки. На них для красоты были нанесены мелкие стеклянные блестки. Подобное украшение можно было использовать в новогодней стенгазете. Мы наклеили толченные расколотые елочные игрушки, которые я принес из дома, на надувные шары в руках деда мороза и воротник его шубы на его изображение, тоже срисованное с немецкой рождественской открытки. Получилось довольно неплохо. Деда Мороза рисовал Валера, а я трудился, переписывая поздравления и заметки ребят. Мы так увлеклись, что я не особенно обращал внимание на переписываемый текст.
И вот когда газета была готова и вывешена, на уроке русского языка к ней, как бы невзначай подошла наша учительница русского языка З.П. Мамолат. Мы с Валерой уже предвкушали неминуемую похвалу. Но, получилось наоборот. Прочитав переписанные мною тексты, Зинаида Павловна стала исправлять ошибки красной ручкой прямо в стенгазете и, главное, выставила мне за все написанное два балла прямо в журнале. Вместо триумфа все закончилось для меня горечью и слезами обиды за свою собственную глупость. Ребята пытались заступиться:
- Он ведь хотел ведь, как лучше. Сидел допоздна и второпях наделал ошибок, у кого не бывает.
Но учительница была неумолима:
- Не умеешь, не берись. А писать надо грамотно всегда и везде.
Так в первый раз я понял, что в жизни и особенно в армии, инициатива наказуема и проявлять ее нужно только тщательно взвесив свои возможности.
Как и в любой пионерской организации во всех взводах нашей роты были шефы – рабочие завода Арсенал. У нас это был невысокий парень лет двадцати пяти. Несколько застенчивый и очень скромный, он, видимо немного опасался наших, уже тогда довольно ершистых и острых на язык, ребят. Шеф приходил к нам по вечерам, после работы, и сидел на самоподготовке перед нами с Валерой Чижиком, всячески пытаясь быть нам полезным. И иногда действительно давал дельные советы и помогал в подготовке домашних заданий. От него через стол всегда сильно пахло машинным маслом и металлической стружкой. Помогал он нам и в оформлении стенной газеты, давая дельные советы по размещению материала.
К сожалению, нам не удалось принять участие в крупных пионерских мероприятиях , вроде празднования в мае 62 года 40-летия всесоюзной пионерской организации. Во множестве грандиозных мероприятий и в параде всесоюзной пионерской организации на Крещатике тогда приняли участие старшие нас на год суворовцы.
А из наших немногих славных пионерских дел запомнилось лишь участие в завершении строительства городского дома пионеров. До середины 60-х он располагался в старинном дореволюционной постройки здании на улице Кирова. Позже в этом здании, в конце 60-х разместилось Китайское посольство. До поступления в училище я часто бывал там, посещая многочисленные кружки: лепки и рисования, выжигания и выпиливания и других. Мы жили тогда совсем рядом. Со временем в этом здании пионерам стало тесновато. И на склонах Днепра, рядом с памятником Неизвестному солдату, начали возводить новое, большое, современное по тем временам здание Киевского Дворца пионеров. На завершающем этапе строительства нашу ротную пионерскую организацию отправили оказать помощь в очистке территории и уборке мусора из подвальных помещений. Мы относились к порученному делу добросовестно, с визгом носились по пустым и еще грязным подвалам. После торжественного открытия Дворца нам предложили записаться в любой из его многочисленных кружков.
Вместе с несколькими ребятами я решил заняться фотографией. Тем более что у меня дома был фотоаппарат «Зоркий», который родители разрешили использовать на благое дело. Два раза в неделю в свободное время мы ездили во дворец пионеров на 30 трамвае несколько остановок на занятия. Они были весьма интересными и познавательными. В просторном помещении располагалась оснащенная необходимым оборудованием современная по тем временам фотолаборатория. Стояли новенькие и лучшие в то время фотоувеличители «Ленинград», большие красные фонари и глянцеватели. Всем можно было неограниченно пользоваться для проявления и печати своих личных фотографий. И что было важно, теории и практике фотографии, нас обучали не только как техническому процессу, а еще и как одному из видов изобразительного искусства, художественному творчеству, воспитывая у нас художественный вкус.
Учили делать не просто снимки, а портреты или пейзажи. Мы посещали городские и республиканские фото выставки, рассматривали и обсуждали статьи и работы в журналах по художественной фотографии. Благодаря занятиям в кружке у меня до сих пор сохранились множество снимков тех лет.
В пятом классе нам во взвод также назначили и наставников из выпускной роты: Сашу Еременко, который позже закончил училище с золотой медалью и Сашу Коваленко. Ребята здорово помогали нам на первых порах освоиться в новой обстановке. Мы с Валерой Чижиком подружились с ними, часто заходили в их роту, обращались со своими бесконечными проблемами. Ребята были всегда внимательны и доброжелательны, возились с нами как с младшими братьями, и к концу года заслужили у нас большое доверие и уважение. Но, как нам было ни жаль, через год они закончили выпускной класс и нам пришлось расстаться.
В младших классах у нас были еще и наставники-стажеры, выполнявшие одно время обязанности заместителей командиров взводов.
В 64 году, как-то лежа в санчасти, я познакомился, а потом и подружился с кадетом роты подполковника Оринянского, выпуска 66 года Сашей Ануфриевым, его все в нашем взводе и свои одноклассники называли Батей. Мы встречались практически каждый день. Я часто бывал у него в классе и постепенно со всеми Сашиными одноклассниками у меня сложились дружеские отношения. Мы подружились и с его другом Володей Шестовских, которого позже назначили стажером к нам во взвод.
Наши отношения с Сашей стали так близки, что он даже несколько раз бывал у меня в гостях дома. После окончания училища он мечтал поступить, как многие тогда, в школу КГБ. И по Сашиной просьбе я даже узнавал у отца, который работал в особом отделе Киевского военного округа, что для этого нужно. Оказалось, чтобы только получить туда направление, нужно было, как минимум учиться не просто хорошо, а отлично. Кроме того, там был очень большой конкурс и пройти его без поддержки было проблематично. Саша же был родом из Алма-Аты и не имел высокопоставленных родственников. Несколько лет спустя уже в выпускном классе из нашего взвода туда решил поступать Вася Шаповаленко, отец и мать которого были полковниками КГБ. Как секретарь комсомольской организации взвода я тогда даже писал ему комсомольскую характеристику. Это была не обычная, стандартная отписка ни о чем, а развернутая подробная оценка деловых и моральных личных качеств кандидата, сведения об его отношениях с одноклассниками – пользуется авторитетом в коллективе, является его лидером и прочее.
В итоге Саша после окончания училища получил направление в Московское ВОКУ. Мы стали переписываться. В начале 67 года я написал ему, что мог бы съездить летом в гости к тетушке в Москву, куда меня уже давно приглашали. Саша ответил, что он будет очень рад меня видеть. И вот, в конце августа, я приехал в столицу. В тому времени отучившись в училище уже 4 года, мне было 15 лет, я считал себя настоящим кадетом, стараясь во всем соответствовать этому званию, в первую очередь внешне. Носил тщательно выглаженные расклешенные брюки и тщательно выглаженную белоснежную гимнастерку, как положено с поясным ремнем на бедрах, фуражку без пружины и укороченным козырьком.
В Москве я был первый раз, и найти общевойсковое училище мне оказалось очень непросто. Пришлось очень долго блуждать по окраине, пока, наконец, все же вышел на КПП училища. Меня сразу пропустили и показали как пройти в нужную роту. А проходя по территории училища, я обратил внимание, что очень многие, попадавшие мне навстречу курсанты носили кадетские значки. Увидев меня, улыбались, интересовались из какого приехал СВУ.
Сашину роту разыскать тоже было не просто. У курсантов был обычный учебный день. Оказалось, они были на полевых занятиях где-то за городом и мне еще долго пришлось ждать их возвращения, стоя в коридоре. Почти все проходившие мимо курсанты и офицеры, увидев кадетскую форму, останавливались и интересовались откуда я там появился, забрасывали вопросами о жизни и учебе в СВУ. По их поведению, взглядам и разговорам было видно, что ребята с ностальгией вспоминают свое кадетское детство. Все с любовью смотрели на мою форму и даже дотрагивались до нее и ощупывали руками.
Удивленный, я спросил у одного из курсантов, как оказалось, бывшего московского кадета, чем вызвано такое внимание.
- Да, ты, что! Думаешь, наши кадеты хоть раз заезжали сюда кого-то проведать? Да ни разу не было такого! так что мы просто тут тоскуем по СВУ, да и форму давно уже не видели…
Естественно, что внимание привлекали и мои расклешенные брюки, укороченный козырек и опущенный на талию ремень: всё, как положено у настоящего кадета, что я всячески и старался подчеркнуть. Это вызвало множество ностальгических воспоминаний : кто-то вспомнил, как сам не так давно еще зауживал в коленях брюки и щеголял в них по улицам города.
Постепенно бывших кадет вокруг меня стало все больше. Видимо слух о моем прибытии быстро распространился по другим ротам и многие ребята пришли на меня посмотреть. Хотя, конечно, больше всех вокруг собралось выпускников нашего, киевского СВУ с разных выпусков. В конце концов мня буквально затащили в какую-то огромную поточную аудиторию амфитеатром и поставили за трибуну, рассевшись вокруг. Долго и подробно расспрашивали об училище, преподавателях и офицерах. Наконец приехала и рота Саши, а его, конечно, по такому поводу отпустили в увольнение и мы заехали на обед к моей тетушке, а потом долго гуляли по Москве.
Зимой, в отпуске Саша заехал на пару дней в Киев. Ночевал в канцелярии нашей роты. В конце 68 года в Московском общевойсковом училище связи со сложной международной обстановкой (ввод советских войск в Чехословакию) ввели ускоренное обучение и досрочный выпуск, и Саша, не очень-то любивший математику и прочие точные науки, воспользовался этой возможностью, окончил училище, получив направление командиром взвода в г. Орджоникидзе. Он еще некоторое время писал мне письма о трудностях с которыми пришлось столкнуться на первых порах. Я к тому времени уже заканчивал СВУ сам, времени было в обрез и, к сожалению, наша переписка через некоторое время оборвалась.
Его друг и наш наставник-стажер Володя Шестовских после окончания высшего военного училища все же перешел на работу в КГБ, закончив там службу полковником уже в Киеве , где и живет до настоящего времени. Мы не раз встречались с ним , когда я приезжал навестить родных и родное училище.
На фото кадетское пионерское мероприятие в актовом зале училища.