Мемуарная повесть Алла ч. 5

Сария Мамадова
Приехав из поездки в Кижи, полные впечатлениями и довольные, мы решили , что после посещения Эрмитажа, обязательно последуем советам милых, интеллегентных дам за столом и обязательно поедем осматривать пригороды Ленинграда.
Входная лестница на второй этаж Эрмитажа показался нам ослепительной в прямом смысле этого слова. Представьте все из белого мрамора с позолотой. Мы проходили   анфиладу комнат (Анфила;да (фр. Enfilade от enfiler — нанизывать на нитку) — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси, что создаёт сквозную перспективу. Интерьерные анфилады жилых и парадных помещений получили широкое распространение в архитектуре барокко и классицизма),
Здесь каждая комната отличалась индивидуальным лепным потолком с люстрой и паркетом  из цветного дерева. И в каждой комнате они различались. Но залов было так много и столько впечатлений, что не всё можно было охватить однодневным просмотром. Нам повезло. Одна из экскурсоводов, обратив на наше особое заинтересованное   внимание   к осмотру, посоветовала обязательно посмотреть работу Леонардо Да Винчи в оригинале.    В настоящее время в Эрмитаже Санкт-Петербурга находятся 2 картины Леонардо да Винчи:... Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) и Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). Тогда в экспезиции была выставлена только вторая картина и она любезно рассказала. как нам попасть в зал, за что мы была ей премного благодарны.
Но о ещё одном. Я хочу написать особенно подробно, так как это событие оставило сильный неизгладимый след в моей душе и имело своеобразноное продолжение.
Зал Кановы.
Антонио Канова (1757-1822) создал мраморную сульптурную группу Три грации, относящуюся к позднему периоду своего творчества, примерно в 1813-1816 гг.
Верный идеалам неоклассицизма Канова вопротил свои представления о красоте. которые формировались и совершенствовались  все годы его  творчества в образах граций, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. А.Канова представил своих граций. Стоящих рядом, причём две крайние фигуры были обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре.   
 Все три стройные фигуры слились в объятии. Их объединяет и шарфиспадающий с руки одной из граций. Композиция очень выразительна и уравноешена. Скульптурная группа пользовалась большим успехом у современников А.Кановы и до такой степени воплощала их имеал красоты, что о ней говорили: «она прекраснее, чем сама красота». Честно говоря точно такое же впечатление она произвела и на меня и я уже тогда стала мечтать даже о самой маленькой копии. Мечты сбываются, но об этом позже.
Однажда побывав с детьми в Бакинском Музее Искуств им. Р.Мустафаева, Я в вомнате с красиво выложенными зеркальным потолком  увидела «свои» Три грации. Правда они отличались размерами и были из фарфора. Если в Эрмиэтаже они были высотой 183 см., то здесь почти в метр. Далее. Много позже – когда я отдыхала в Есентуках, там на прилавках . выставленных около бювара стояли копии. Отлитые из гипса. Правда я не признаю скульптуры из гипса. Уж очень у них простой. Неблагородный вид. Но была рада. Даже такой копии и приобрела её. Она была несколько тяжеловата. Но я была рада даже такому приобретению. А потом у меня появилсь комия, отлитая  из мрамоной крошки, высотой 18 см. и я была очень счастлива!  (почти мраморная!) и три склонённые друг к другу головки в старинных причёсках!
                ****
В детстве, когда мы всей семьёй были в Ленинграде,  конечно же посетили Эрмитаж, но из пригородов были только в Пертергофе, где большой  каскад  с многочиаленными позолоченными статуями и главной  фигурой фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва,» произвели неизгладимое впечатление на долгие годы. Можно сказать на всю жизнь.
 Петродворец ( другое название Петергофа) –знаменательный дворцово-фонтановый ансамбль, начал создаваться как загородная, царская резиденция. Было привлечено много русских и иностранных архитекторов  и садоводов. 
Там же, простояв большую очередь мы ознакомились с интерьером и убранством Дворца в Петергофе, который согласно истории, первоначально имел довольно скромныые размеры и который позже был расширен и перестроен Н.В Растрелли в более торжественных формах барокко. К моменту нашего первого, семейного посещения  он был отреставрирован и открыт для обозрения. Там можно было ознакомиться с бытом царских семей, интерьером, накрытыми столами и оформлением праздничных столов с прекрасной фарфоровой посудой, бокалами и скатертями, которые для придания торжественного вида, были перехвачены драпировочным фалдами с помощью  бантов. Мне так любившей всю жизнь красиво и со вкусом  сервировать столы, было чем любоваться и запоминать. Это сейчас уже принято во время свадебных церемоний приглашать свециалистов по оформлению столов, зала. А тогда – такое торжественное убранство всё было в диковинку.
 С Аллой в Петергоф  мы отправились на катере и не прогадали. Морская гладь и обозрение произвело соответствующее действие и мы сходили на берег с предвкушением следующих чудес. Фонтан Самсон был так же великолепен как тогда,  когда я увидела его вперные, только статуи слегка потемнели. Погода и время наложили свой отпечаток. Но это заметила только я. Потому. что в первый раз  была там в год, когда должна была пойти в школу. А сейчас – позди школа, ВУЗ и первый год  аспирантуры  уже прошёл. 
Честно говоря, позже. Мне представилась возможность любоваться  фонтанами Рима, с прекрасными скульптурными работами, а до этого все мы смотрели удивительный фильм полный лирики, романтизма и первой большой любви – «Римские каникулы» с прекрасными, красивыми актёрами в главных ролях.
«Все дороги ведут в Рим!», - эту пословицу придумали еще до наступления нашей эры правители некогда величайшей в мире империи. Столица современной Италии, безусловно, прекрасна. Она очаровывает туриста великолепием многочисленных достопримечательностей, памятников истории и архитектуры, многие из которых появились в «вечном городе» более 2 000 лет назад. Еще во времена Римской империи в ее столице огромное внимание уделялось воде: без огромных роскошных бань, бассейнов и фонтанов римляне не могли представить себе свою жизнь. В настоящий момент именно в Риме находится наибольшее количество фонтанов, каждый из которых можно смело назвать произведением искусства. И это действительно так.
Выделить самый прекрасный и самый удивительный фонтан столицы солнечной Италии совсем несложно: он носит название Треви и представляет собой уникальное сочетание двух стилей - Неоклассицизма и Барокко.
Вспомните кадры фильма, когда принцесса посещает пармахерскую, где остригает свои роскошные волосы, а другой главный герой – Грегори Пек кидает, купленный и ненужный арбуз, мальчишкам, плескающимся в жаркий день   в воде фонтана, а он подходит к группе школьниц и пытается завладеть фотоапаратом,. чтобы заснять исторический кадр – принцесса после стрижки. Ну конечно же у него ничего не получается. Бдительная учительница рядом. И всё происходит на фоне красивейшего фонтана Теви....
         Вспомните, какую неподдельную глубину чувств проявила (это нельзя назвать игрой) незаурядная Одри Хепбёрн  в этом фильме, когда  вмиг повзрослев поняла, что свою первую, взаимную любовь она обязана принести в жертву чувству Долга перед семьёй и страной, из которой приехала. Конечно же ты её прекрасно понимаешь! И сколько бы раз не смотрела этот фильм  восторгаешься игрой красивых актёров. А будучи чувствительной натурой, непроизвольно ощущаешь  предательский комок в горле, а глаза невольно наполняются слезами, когда смотришь последние сцены прощания и встречу принцессы с представителями прессы.
 Уже тогда, от моего внимания человека,  полюбившей красоту и восторгающей её,  не ускользнула  красота фонтана и меня посетила мечта побывать в Риме. Забегая вперёд скажу, что мечта моя исполнилась и я воочию восторгалась ими. Но недавно я прочла, что в Риме введён режим экономии воды и считают нецелесообразным использовать её для фонтанов, сильно огорчилась – ведь это щедевры. Памятники, фигуры коней и другие атрибуты, которые могут по действием солнечных лучей рассохнуть, растрескаться и потерять свой величественный облик. Но будем надеяться, что здравый смысл восторжествует и этого не произойдёт.
                ***