Стритрейсеры Охота на слова

Александр Ерошкин
Слышу, как на новостном канале «Россия24» кто-то из депутатов и работников дорожно-патрульной службы страдает о невозможности воздействовать на стритрейсеров. Слышу, но не вижу, поскольку читаю другой материал. Кто такие стритрейсеры, я знаю давно, а фамилию Мары Багдасарян, на которую целое государство управы найти не может из-за высоко денежного положения её родителей, я даже наизусть выучил: слишком часто звучит, как реклама каких-нибудь прокладок.

Давным давно, когда я работал в горкоме комсомола, в Кыштыме появилась небольшая группа мотогонщиков, гоняли по вечерним улицам, создавая немалую угрозу для пешеходов. Транспорта тогда не было так много, как сейчас. На одном из совещаний в горкоме партии об этом заговорили, предлагали обратиться к гонщикам через газету, но кто-то возразил: мы им сделаем рекламу, они обнаглеют. Кажется, тогда случилась авария, и проблема сама собой сошла на нет.

Теперь же наглость разрекламированных стритрейсеров зашкаливает.

Когда-то я любил смотреть кинофильмы с гонками. «Озорные (вариант: опасные) повороты», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Мистер Питкин в больнице», многие другие. В тех фильмах побеждало добро, а сейчас… И всё же я решил посмотреть фильм Олега Фесенко, снятый в 2008 году «Стритрейсеры», где опоэтизировано стремление к риску, воспето желание безнаказанно создавать проблемы другим на дорогах, создание преступных группировок, возглавляемых высокими чинами. Красивые герои, но не очень красивые их поступки, желание корысти, стремление одних жить за счёт других. Больше всего меня в этом фильме возмутило то, в этом очень опасном противостоянии на ночных улицах в данном случае Санкт-Петербурга  одерживают безоговорочную победу не службы безопасности движения, не рядовые участники движения, в гонщики, которые к тому же не гнушаются угонять чужие автомобили. Надо отметить, что смотрел я не очень внимательно, какие-то детали, может быть, не заметил или упустил, но кинематограф занят античеловеческой деятельностью, оправдывая риск и вознося порок. Само слово стритрейсер сделали узнаваемо популярным, а это не очень хорошо. В фильме есть всё, что унижает человека,  доводит до самого низкого состояния. Как тут не вспомнить слова Мефистофеля из трагедии «Фауст» Гёте, которые в наше время вдруг стали оправдывать. 
 
«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Эти слова именно в таком переводе использовал Михаил Булгаков в качестве эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита». Не с его ли романа, получившего признание на исходе советской эпохи, началось оправдание пороков? Почему вдруг начался такой процесс, приведший к нынешнему состоянию общества, где все друг другу врут?

В атеистическом СССР критика сатанинскими силами самого Бога была вполне допустима, потому она и звучит в переводе Н. Холодковского, но на неё не очень-то обращали внимания. А сейчас, когда всю страну застроили храмами, когда батюшки ежедневно выступают перед телезрителями, предпочтение вдруг стали отдавать тёмным силам и их злодеяниям. Что-то не то происходит в датском королевстве.
Прости, не мастер я по части громких слов;
Но если б пышный слог я в ход пустить решился.
Сам рассмеялся б ты – ручаться я готов, –
Когда б от смеха ты давно не отучился.
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовет он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить –
Чтоб из скотов скотиной быть!

Я не могу смотреть современные фильмы: там всё сверкает, сияет, летает,  а зло побеждает. За спецэффектами я не успеваю следить за за линией сюжета. Во всяком случае, у меня сложилось такое мнение после просмотра «Стритрейсеров», где финиш – это линия горизонта, а о безопасности других, оказавшихся в это время на дороге в машине, на велосипеде или на своих двоих, никто не думает.

Слово стритрейсер быстро вошло в активный лексикон, потому что английские корни известны давно: стрит - street «улица, проезжая часть», а  рейс - rac «гонки», «скачки», «бега», «дистанция» и ещё в английском глагол с аналогичным смыслом: гнать, нестись, мчаться. По сути  streetracers – это постоянная опасность на дороге для всех участников движения. Никакой пощады к ним, никакого снисхождения не должно быть, они же не думают о тех, кого подставляют, кому создают угрозу для жизни.

В официальных органах, в законодательных актах не должно быть этого слова стритрейсеры, слово для их характеристики должно нести негативный оттенок, выражать суть явления, например, нарушитель дорожного движения, преступник на дороге, и средства массовой информации не должны смаковать их крутыми виражами, а сообщать о реальной угрозе для каждого из тех, кто участвует в движении.

Гонки на дорогах – это реальная опасность, преступление, и сам факт такой гонки – уже повод для возбуждения дела.  Преступник должен быть наказан, а пока его деятельность чаще всего рекламируется, и он получает лайки, то есть всеинтернетовское признание.

Вор должен называться вором. Преступник – преступником. Никаких стритрейсеров не должно звучать в информационных сообщениях по телевидению. Стритрейсеры – это термин для оценки кино. И самое эффективное наказание для тех, кто устраивает на дорогих иномарках гонки с сотрудниками полиции или дорожных инспекций, - конфискация автомобиля. Закон должен дать право забирать автомобиль у злостных нарушителей порядка на дорогах.

Думаю, что такая мера вполне справедлива, ведь своими действиями они сами ставят себя вне закона,  и наказание одно – конфискация автомобиля.

Стритрейсинг, то есть уличная гонка, в английском не имеет единого слова, словари предлагают Street racing, такой же вариант электронные словари дают и на немецком языке.          

Слова Streetracers в немецких словарях, доступных мне, я не обнаружил, встретил только англоязычное слово Streetworks «уличные работы», «дорожные работы». За 12 лет жизни в Германии я раза три видел мчащиеся на высокой скорости мотоциклы.  Похоже, эта проблема для Германии не актуальна. Водители здесь внимательны и к пешеходам, и к велосипедистам. Знаю это по личному опыту.

Сегодня, когда я работал над этим текстом, услышал, как стритрейсеров сравнили с «генералами песчаных карьеров». Я помню, что этот американский фильм произвёл на меня сильное впечатление, а потом нечто подобное, я имею в виду безпризорничество -  появилось и на обломках развалившегося Советского Союза. Как обстоят дела сегодня, я не знаю. Когда был в России в этом году, с таким явлением не сталкивался. Но сравнение отдаёт ложью.

Герои  фильма «Генералы песчаных карьеров» борются за своё место под солнцем, за право жить по-человечески, и это справедливо, когда   беднота одерживает победу. Организаторы гонок на дорогах  утверждают себя как преступники, ведь своими действиями они несут опасность и смерть рядовым гражданам.
Одни борются за право жить, а другие  демонстрируют своё преимущество, которое обеспечено их состоятельными родителями. Нет оснований для сравнения.

Закончить эту растолковку хочу текстом песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров», как её пела группа «Несчастный случай».

Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

За что вы бросили меня, за что?
Где мой очаг? Где мой ночлег?
Не признаете вы мое родство,
А я ваш брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги все прощают вам.

Край небоскребов и роскошных вилл,
Из окон бьет слепящий свет.
О, если б мне хоть раз набраться сил,
Вы б дали мне за все ответ.
Откройте двери, люди, я ваш брат,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват

Вы знали ласки матерей родных,
А я не знал, и лишь во сне,
В моих мечтаньях детских, золотых
Мать иногда являлась мне.
Ах, мама, если б мне найти тебя,
Была б не так горька судьба моя.