1. Учительница первая моя

Вадим Прохоркин
1. УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ


                Учительница первая моя.
                Признанье выражаем вам сегодня.
                От всей души спасибо говорим
                И искренне за всё благодарим.
               
                Припев из песни «Я снова открываю двери в класс»
                Муз. Светланы Ранда, сл. Татьяны Губиной.

Сегодня  5 октября День  Учителя.  Учитель -  одна из самых уважаемых, трудных и ответственных профессий  в мире, и с этим утверждением нельзя не согласиться.

Сегодня, в День Учителя, добрым словом вспоминаю свою первую учительницу - Смыслову Татьяну Андреевну.

В тридцатые годы в школу принимали детей, достигших восьмилетнего возраста, и  когда мне исполнилось восемь лет, родители определили меня в 14-ю начальную школу, находившуюся поблизости от дома, в котором мы проживали, на пересечении улиц Пролетарской и Ленина, теперь Воронина.  В первый раз в первый класс я пошел охотно. Мне купили школьный коленкоровый портфель и всё, что было необходимо для учёбы: учебники, тетради в клеточку и в косую линейку, пенал  с карандашами, ручкой и ластиком.  Была куплена и чернильница-непроливайка, для неё бабушка сшила чехольчик, в котором я и носил её в школу.  А палочки, необходимые для обучения счёту, я выстругал сам.

Писали тогда фиолетовыми чернилами,  они долго не высыхали, и поэтому в каждую тетрадь была вложена промокашка.  У тетрадей в клеточку сзади на обложке были напечатаны таблица умножения, меры длины, меры объёма, меры массы и меры площади. Стоила школьная тетрадь, если память мне не изменяет, две или три копейки.
 
Меня нарядного, с букетом цветов в руках,   до школы провожала мама, там и передала меня учительнице первого класса. Во дворе школы собрались ученики всех четырёх классов, тоже нарядные и  некоторые тоже с букетами. Заведующий школой обратился к нам с приветственной речью и пожелал нам учиться только на хорошо и отлично, как и подобает учиться советским школьникам. Затем  учеников развели  по классам.

Наш первый класс находился на первом этаже. Когда мы расселись за партами, учительница представилась: «Меня зовут Татьяна Андреевна Смыслова. Я буду вашей учительницей с первого и по четвёртый класс.  Когда вы окончите начальную школу,  для продолжения учёбы вас переведут в другую, среднюю школу». Затем она сделала перекличку, и  наш первый урок начался.

В классе всё было необычно и интересно: стоящие в три ряда двухместные парты, которые, как я позже узнал, были изобретены в России еще в XIX веке; перед партами учительский стол; на стене чёрная доска, внизу которой на полочке лежали куски мела и влажная тряпка; счёты, стоявшие слева от доски; на стенах портреты вождей Ленина и Сталина. 

Несколько слов о самой школе. Она представляла собой небольшое двухэтажное здание,  в котором были учительская и четыре классных комнаты.  В коридоре располагался буфет.  Туалет находился во дворе школы, что в зимнее время доставляло  школьникам большие неудобства. Возглавлял школу, по-видимому, из-за её малого размера, не директор, а заведующий,  его фамилия была Дмитриев. Уже после войны в этом здании будет располагаться Школа рабочей молодёжи, в которой  работал преподавателем поэт и исполнитель авторских песен Булат Шавлович Окуджава. Об этом свидетельствует установленная на школе мемориальная доска со словами: "В этом здании в школе рабочей молодежи № 5 с 22.09.1953 по 22.01.1954 преподавал русский язык и литературу писатель и композитор Булат Окуджава (1924-1997)".

В те годы действовала введенная в 1931 году так называемая шестидневка с фиксированными днями отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. В эти дни мы в школу не ходили.  Продолжительность уроков была 35 минут. Так что занятия не были  утомительными. Большая перемена длилась 15 или 20 минут, точно не помню. За это время  можно  было размяться после сидения за партой и перекусить чего-нибудь в буфете.  Я всегда покупал сдобные плюшки. Они казались мне очень вкусными, такие румяные и ароматные плюшки  даже у моей бабушки не всегда получались. Впрочем, об этом, чтобы не обидеть, я ей не говорил. Что еще можно было купить в буфете, уже не помню.

Татьяна Андреевна мне сразу понравилась. И школа, и учёба в ней оставили у меня самые добрые воспоминания.  Учился я хорошо. Система оценок в то время была не цифровая, а словесная: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. На школьном сленге оценку "очень плохо" называли колом. Кол - оценка исключительная, и чтобы   получить кол, надо было совершенно ничего не знать и не уметь. Я учился на хорошо и отлично. И, вне сомнения, не последнюю роль в моей успешной учёбе сыграла моя первая учительница Татьяна Андреевна.

Каким мы представляем учителя?  Он должен быть добрым  и отзывчивым, лояльным и справедливым, сочувствующим  и строгим, пунктуальным и целеустремленным. Именно такой и была  Татьяна Андреевна. А еще она была внимательной, мягкой и доброжелательной,  всегда  готовой прийти на помощь, а в помощи, прежде всего,  нуждались ученики, учёба которым давалась тяжело.  Она никогда не повышала на нас голоса, но могла приструнить не в меру расшалившегося на уроке ученика.  Она умела очень по-доброму похвалить и совсем не обидно поругать. А еще умела  погасить все возникавшие между учениками конфликты - как в школьном коллективе без них?  Она понимала  и прощала своих учеников и не требовала от них слишком многого – ведь они  всего лишь дети.

Нам, первоклашкам, было по восемь лет, но мы считали себя уже взрослыми и были вполне самостоятельными.  Не самостоятельным  считался еврейский  мальчик Додик по той причине, что в школу его провожала бабушка, она же встречала его после занятий.  Додика сразу же прозвали маменькиным сынком.  Дело до остракизма не доходило, но его постоянно дразнили, и дружить с ним никто не хотел. Больше всех его донимал  крепыш Ломов. Додик хорошо учился, но физически был очень слаб, и противостоять Ломову не мог. Мне было жалко Додика, в сущности, он был хороший и добрый мальчик, и однажды,  на большой перемене, увидев, что Ломов снова издевается  над Додиком, я заступился за него, и мы с Ломовым  подрались. Разняла нас вошедшая в класс Татьяна Андреевна. Она нас пожурила, но никаких мер к нам не приняла.  После этого инцидента Ломов к Додику приставать перестал.

Наверное, у каждого ученика были любимые и нелюбимые предметы. Самым нелюбимым и занудным для меня предметом, да и для других одноклассников, являлось чистописание, которое, как считалось, должно было развивать у нас усидчивость, старательность и внимание. Основной задачей предмета являлось  научить нас писать буквы аккуратно, правильно и с нажимом, чтобы выработать красивый почерк, ег называли каллиграфическим. Для этого  Татьяна Андреевна заставляла  нас многократно  писать в тетради в косую линейку одни и те же буквы, списывая их из так называемых прописей – книжечки с образцами правильного каллиграфического написания букв. Чтобы правильно списывать буквы из прописей, надо было иметь большое терпение, а его-то нам как раз и не хватало.

Буквы писали ручкой с пером под номером 86. Нажим не всегда получался, а к  кончику пера часто цеплялись ворсинки бумаги и сгустки чернил со дна чернильницы-непроливайки, что приводило к помаркам и кляксам и доводило нас до слёз.  Получить по чистописанию оценку «отлично» или «хорошо» было сложно. Мучились мы, мучилась с нами и Татьяна Андреевна.

К предметам, которые мне нравились, относилось естествознание. Уроки естествознания проводились не только в классе, но и вне класса.  Запомнился один такой внеклассный урок. В тот  тёплый день бабьего лета Татьяна Андреевна повела нас на взгорок за Симеоновым городищем.  Туда мы шли по улице Труда, которая, как рассказала Татьяна Андреевна раньше называлась улица Сальная. Еще она  рассказывала, как называются встречавшиеся нам по пути деревья: тополь, берёза, клён, дуб.  Оказалось, что многие ученики  названия этих деревьев не знали. Рассказывала она и о том,что находилось на правой стороне улицы (на левой стороне улицы находились частные дома): о Пятницком кладбище, где были похоронены известные калужане, о месте, где стоял Работный дом для бедных и нищих калужан, сгоревший во время войны, об ипподроме и пивном заводе, ранее принадлежавшем фабриканту немцу Фишеру.

А когда мы дошли до Симеонова городища, Татьяна Андреевна рассказала, что  здесь для обороны русских земель от набегов крымских татар находилась деревянная крепость, построенная Калужским князем  Симеоном Гордым, сыном Великого князя московского  Ивана III Васильевича.  От крепости сохранились  только окружавшие её валы, и это место она назвала историческим.

Пройдя дальше за городище, мы остановились на взгорке, откуда открывался чудесный вид на пойму речки Яченки и находящуюся за ней сине-зеленую стену Калужского бора. Татьяна Андреевна распустила нас, наказав, чтобы мы поискали на взгорке камушки и принесли их ей. Так мы и сделали.  Рассортировав  собранные нами камушки, Татьяна Андреевна обратилась к нам со словами: «Я буду показывать вам камушки, и говорить, как каждый из них называется, а вы запоминайте».  Она показывала и называла:  кварц, кремень, полевой шпат, известняк, сланец, гранит. Образцы камней мы принесли в школу.

В другой раз на внеклассном уроке мы собирали растения для гербария. Каждый такой урок был очень познавателен и интересен.

Мы не могли не полюбить свою первую учительницу.  Мы её обожали, а я решил:  когда вырасту, обязательно влюблюсь в похожую на Татьяну Андреевну учительницу и женюсь на ней.

До женитьбы было еще очень далеко, а пока я влюбился в свою одноклассницу Риту Карпову.  Она сидела сзади в соседнем  ряду, и на уроках я частенько оборачивался, чтобы посмотреть на свою пассию, а Татьяна Андреевна, заметив  это,  делала мне замечание: «Что ты там разглядываешь? Не вертись и не отвлекайся!».

Четыре года учёбы в начальной школе пролетели как один день. После её окончания всех учеников,  как и говорила Татьяна Андреевна, перевели в другую школу - в 5-ю среднюю на улице Дзержинского.  Это была старейшая калужская школа, бывшая женская гимназия. А еще она была знаменательна тем, что в 1930 году её окончил известный композитор Туликов Серафим Сергеевич, автор 470 песен и многих других музыкальных произведений.  Уже после войны, с февраля 1952 года и по август 1953 года, в школе работал учителем русского языка и литературы Булат Шавлович Окуджава. О  школе он отзывался с большой похвалой, он говорил:  «...пятая школа была тогда по моим представлениям школой очень сильной. На ней не было налета провинциальщины, отдаленности от столицы. Это была сильная столичная школа с традициями, с сильным коллективом, с взаимным уважением внутри…».

В 1953 году Окуджава сочинил о школе стихи «Улица Дзержинского, трёхэтажный дом», положенные на музыку  школьным учителем пения Юрием Чупровым:

Улица Дзержинского, трёхэтажный дом,            
Десять лет за партою пролетели в нём.
Вот и расставания подкатился час.
Значит, до свидания, дом, растивший нас!

Робким первоклассником ты в него вошёл.
Был почётен галстука ярко-красный шёлк.
Сердце комсомольское разгоралось здесь,
И всего, что пройдено, никогда не счесть!

Скоро, скоро Родина позовёт тебя.
Но куда не шёл бы ты, жизнь и труд любя,
Будут вечно близкими в сердце жить твоём
Улица Дзержинского, трёхэтажный дом!

И на здании этой школы установлена мемориальная доска в честь работавшего в ней Булата Окуджавы со словами: «В этой школе преподавал русский язык и литературу Булат Окуджава (1952-1953)»

Окончить эту замечательную школу мне не довелось, помешала война.  Учился я тогда в 6-м классе.  Первый раз немцы бомбили Калугу 4 октября. Бомбы упали совсем близко от школы, взрывной волной в нашем и соседних классах выбило оконные рамы и стёкла посыпались на головы учеников, но, к счастью, никто из нас не пострадал.  А в городе взрывами бомб было убито и ранено  много людей. Среди погибших оказалась и сестра моего отца, тетя Лиза, ставшая первой жертвой войны из числа нашей родни.  В этот день вместе с детским садом, которым тетя Лиза заведовала, она должна была эвакуироваться в тыл, и перед дальней дорогой решила свести внука Юру в парикмахерскую, где её и застал налет. Взрывом бомбы тете Лизе оторвало ноги, и она умерла от потери крови, а у находившегося рядом с ней Юры не было ни одной царапины.

Занятия в школе для меня надолго закончились, возобновятся они за тысячи километров от Калуги - в далёком Казахстане, куда была эвакуирована наша семья. Там, в глубоком тылу, в силу ряда обстоятельств, в шестом  классе мне пришлось учиться в трёх школах. Надо отметить, что во всех этих школах преподавали замечательные учителя. Мне запомнилась молоденькая учительница немецкого языка в поселковой школе на станции Шемонаиха, где наша семья прожила несколько месяцев.  Учительница была натуральной немкой, белокурая и нежная, эдакая гётевская Маргарита. Справиться с классом она не могла, ученики демонстративно пренебрегали немецким языком, языком врага, и домашних заданий по немецкому языку не выполняли. Обескураженная и оскорблённая, она стояла у доски со слезами на глазах,  и мне было её очень жалко.

Сегодня, в День учителя,  люди, отдающие своё время, знания и душу обучению детей, принимают поздравления от своих благодарных бывших и настоящих учеников. Давайте и мы присоединимся к поздравлениям и  пожелаем всем учителям доброго здоровья, благополучия и успехов!

В заключение привожу здесь строки из «Школьного вальса» композитора И.Дунаевского на слова поэта М.Матусовского:

И где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья…
Простая и сердечная,
Ты юность наша вечная,
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ!

5 октября 2017 года.

Рассказ предваряет снимок Похвальной грамоты, полученной мною за успешную учёбу и примерное поведение  во 2-м классе. Грамота  заполнена рукою моей первой учительницы Смысловой Татьяны Андреевны, на грамоте имеется её подпись. Вот такую вещественную память я храню о своей первой учительнице.

См.продолжение "С Днём Учителя!" -  http://www.proza.ru/2017/11/23/1541