Иван Тургенев - мастер шахматной игры!

Александр Бельский Город Орёл
Иван Сергеевич Тургенев – всемирно известный  писатель, самый знаменитый орловец. Мы с гордостью называем Орловщину Тургеневским краем. Наш великий земляк прославился как прозаик, драматург, поэт, переводчик, публицист,  но у него было немало и других увлечений: он увлекался греблей, плаванием, охотой, занимался музыкой. И может быть, одно из  самых его сильных увлечений - шахматы. О нем  говорили, что он лучший шахматист среди литераторов и лучший литератор среди шахматистов. Отлично играть в шахматы, бесспорно,  помогала Ивану Сергеевичу его феноменальная память. Превосходными помощниками в игре были и его талант,  воля к победе и терпение,внимательность и целеустремленность,трудолюбие и, безусловно, фантазия. Современник вспоминал, что о шахматах Тургенев говорил с увлечением, он описывал партию какого-то корифея шахматной игры: «Он не играет, – восклицал И. С., – он точно узоры рисует, совершенный Рафаэль!». Среди драгоценных качеств Ивана Сергеевича - умение отыскать лучший вариант - пригодилось ему и в его любимой игре. Тургенев был лично знаком с сильнейшими шахматистами мира Полом Морфи, Адольфом Андерсеном и первым официальным чемпионом мира по шахматам, основоположником позиционной школы шахматной игры Вильгельмом Стейницем.

ПРИЗНАВАЛ   ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ШАХМАТНОЙ  МЫСЛИ
Шахматными учителями Ивана Сергеевича были его отец, Сергей Николаевич Тургенев (1794-1834), и друг семьи, московский врач Андрей Евстафьевич  Берс (1807-1871), который был страстным и сильным шахматистом, а также  крепостной Порфирий Тимофеевич Кудряшов (1813-1880). (Спортивная жизнь России. — 1999. — № 7. — С.60). Его партнёрами в деревне обычно были П. Т. Кудряшов и писатель Елисей Яковлевич Колбасин (1831-1885). C ними Тургенев сыграл несколько матчей. Он, естественно, не находил себе в деревне достойных противников.
«В шахматы я здесь сражаюсь редко, но удачно, — писал он 29 октября 1854 года Колбасину, — здешние господа не подвигаются вперёд». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. —С. 319). В Орловском музее И. С. Тургенева среди книг Ивана Сергеевича обнаружен листок, где его рукой написаны результаты шахматных состязаний. Вместе с листочком, на котором фиксировались результаты встреч с Е. Колбасиным, нашлись ещё две записки, сделанные на такой же бумаге и теми же чернилами. На одной из них зафиксирована острая позиция и сделана приписка «чёрными ходить».
Примечательно, что  Иван Сергеевич играл в шахматы с почётным членом шахматных клубов Вены, Парижа и Рима  Г.А.Кушелевым-Безбородко (1832-1870). Григорий Александрович — меценат и литератор, граф. Издатель журнала «Русское слово». Ему принадлежала глодневская вотчина в Дмитровском уезде  Орловской губернии. Кушелев-Безбородко даже играл в Риме с ведущим шахматистом Италии маэстро Дюбуа. Григорий Александрович пишет: «Дюбуа несравненно сильнее меня играет, но были, однако, дни, когда и я мог похвастаться победой». ( Шахматы в СССР. — № 3. — 1962. — С. 85).
Любопытно, что у Тургенева бывали шахматные собрания, и он признавал художественность шахматной мысли.

В  СПАССКОМ – ЛУТОВИНОВО
Спасское-Лутовиново — село, ныне во Мценском районе Орловской области. Родовое имение И. С. Тургенева по материнской линии.Во время пребывания в ссылке в Спасском-Лутовиново И. С. Тургенев много времени посвящал шахматам. 29 июня 1853 года он пишет С. Т. Аксакову: «Знаете ли, в чём состоит главное моё занятие? Играю в шахматы с соседями или даже один, разбираю шахматные игры по книгам. От упражнения я достиг некоторой силы. Также много занимаюсь музыкой…». (Линдер И. М. У истоков шахматной культуры. — С. 186).Тургенев серьёзно изучал шахматную литературу. Он читал книгу первого русского шахматного мастера Александра Дмитриевича Петрова (1794-1867) «Шахматная игра, приведённая в систематический порядок с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оные». (Тургенев И.С. ПСС, 1981. — Т. 8. — С. 458),
В библиотеке Тургенева находились такие солидные руководства по шахматам, как австрийца Иоганна Альгайера, немца Пауля Бильгера и россиянина Карла Яниша, причём на страницах данных трудов писателем было сделано много разных пометок. Он выписал один из лучших в то время шахматных журналов — английский «Chess Players Сhronicle». Журнал также испещрён заметками Ивана Сергеевича.
«По вечерам, — вспоминает поэт Яков  Петрович Полонский, — иногда мы играли в шахматы. Тургенев был искусный шахматист, теоретически и практически изучал эту игру, и хоть давно уже не играл, но мог уступить мне королеву и всё-таки выигрывал». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 323).
В Спасском партнёрами Тургенева за шахматной доской были также Лев Николаевич Толстой, его брат Николай Николаевич, орловский помещик И. П. Борисов, поэты А.А.Фет и Н.А. Некрасов.
Иван Петрович Борисов (1832—1871) — приятель И. С. Тургенева и А. А. Фета. Женат на сестре поэта Афанасия Фета Надежде, жил в своём имении Новосёлки, ныне Мценского района Орловской области. В один из летних дней 1858 года в Новосёлках «едва только Тургенев узнал в Борисове шахматного игрока, как они уже сцепились до самого вечернего чая». (Коган М.С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 320).Тургенев пишет Борисову 23 декабря 1869 года: «Скажите <Сергею Семёновичу>Урусову*, что я очень рад тому, что дружелюбно принял мой подарок; значит, он меня помнит. Скажите ему также, что от шахматов я совсем отстал; в последний раз в Париже Нейман так меня бил, что даже жалость в зрителях возбуждалась; правда, то был Нейман, самый сильный игрок после Морфи…». (Тургенев И. С. ПСС. — изд. 2-е. — Т. 10. — С.107). (*С.С. Урусов—выдающийся шахматный мастер. – Прим. ред.).
В государственном мемориальном и природном музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново» находится тургеневский шахматный стол с шахматами.

«ОН БЫЛ СИЛЬНЫЙ ИГРОК, СИЛЬНЕЕ ОТЦА…»
Партнёром Тургенева в шахматной игре был гениальный писатель Л.Н.Толстой. Шахматный поединок состоялся между ними 25 февраля 1857 года в поездке по Франции – из Парижа в Дижон. Старший сын Л. Н. Толстого Сергей Львович вспоминает: «В 1879 году приехал в Ясную Поляну И.С.Тургенев. Это был его первый приезд после ссоры с моим отцом, происшедшей в 1861 году. Тургенев был сильным шахматным игроком.Тургенев игрывал на заграничных турнирах и брал призы. Он говорил, что его называли "le chevalier du fou" ("рыцарем слона") за искусную игру слонами.Я был очень польщен, когда Тургенев предложил мне, пятнадцатилетнему мальчику, сыграть с ним. Он дал мне вперед ладью, играл пренебрежительно и первую партию проиграл. Вторую он выиграл.Он был сильный игрок, сильнее отца. Он рассказывал, что играя на одном международном шахматном турнире решительную партию с одним поляком, он мог, благодаря ошибке своего противника, сделать выигрышный ход — открытый шах. Публика с волнением ждала, сделает ли он этот ход. Подумавши, Тургенев сделал выигрышный ход, и поляк сдался. По поводу шахматной игры он вспомнил об одном модном в то время словечке французов:
— Что ни скажешь французу, — говорил он, — он отвечает: «Vieux jeu» (старая игра)». (Линдер И. М., А. Д. Петров.—1955. — С. 122-123). В отделе редкой книги Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева выставлена картина художника Анатолия Павловича Шепелюка (1951), изображающая Тургенева и Л. Н. Толстого за шахматами во время одного из приездов Льва Николаевича в Спасское.

«ПЫЛКАЯ» ПАРТИЯ
Разыгрываемые партии Иван Сергеевич очень переживал, и борьба на шахматной доске всегда возбуждала его. Свидетель одной такой «пылкой» партии вспоминает: «Однажды ему угрожал проигрыш. Тургенев был сильно взволнован. Глаза его словно метали искры, его движения были нервными. Он сосредоточил своё внимание на игре, которая, в конце концов, благодаря значительным усилиям с его стороны, привела к поражению противника. После окончания партии Тургенев вздохнул с чувством облегчения». (Гижицки Е. С шахматами через века и страны. 4-е изд. Warszawa:Sport I turistika, 1964. — С. 210, 212).
               
«РЕЖАНС» (CAF; DE  LA REGENCE), – КАФЕ В ПАРИЖЕ
В кафе «Режанс» шахматная жизнь Парижа кипела. Здесь И. С. Тургенев имел возможность познакомиться с такими крупными шахматистами, как Морфи и Колиш. С Игнацем Колишем Тургенев даже решался играть на равных.
«Перед обедом хожу играть в шахматы в Caf; de la Regence, и претерпеваю частые поражения», — писал Тургенев 20 января 1860 года своей знакомой               В. Я. Карташевской. В конце 1861 года Тургенев сообщал графине Е. Е. Ламберт: «Играю в шахматы, слушаю хорошую музыку…» и, наконец, в феврале 1862 года Тургенев опять писал В. Я. Карташевской: «Выезжаю мало и ничего не работаю: большей частью играю в шахматы». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 321). Тургенев считался в Caf; de la Regence шахматистом второй категории и довольно часто занимал призовые места. Так, в большом турнире в 1862 году он занял второе место из 64 участников после известного французского шахматиста Арну де-Ривьера. В русской прессе отмечалось, что «из русских часто бывает в Caf; de la Regence И. С. Тургенев, бравший не раз на турнирах, тут происходивших, первые призы». Сам Тургенев утверждал, что в Париже он считался хорошим шахматистом. В журнале «La Nouvelle Regence» читаем: «Специальный турнир, в котором приняли участие двенадцать шахматистов, приблизительно равной силы, был организован благодаря заботам и щедрости Ивана Тургенева, любезно предложившего приз в 100 франков победителю». Победителями этого турнира оказались Брен, Дюрантель и Мачусский. Вскоре после турнира Тургенев играл с Мачусским небольшой матч, который окончился поражением русского писателя. (Коган   М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. — С. 321- 322).Существуют картины, где Тургенев изображён на шахматных турнирах в Caf; de la Regence. Популярная центральная газета «Всемирная иллюстрация» за 19 мая 1879 года отметила: «Нам пишут из Парижа, что в кафе «Режанс» пока ещё много играют в шахматы, но через месяц шахматисты разъедутся на воды и дачи. Из русских часто бывает в кафе «Режанс» И. С. Тургенев…». (Спортивная жизнь России. — 1999. —№7.— С.62).
               
В БАДЕН-БАДЕНЕ
И.С.Тургенев был весьма популярен в шахматных кругах Германии.
Во время своего пребывания в Баден-Бадене в 1870 году он был избран вице-президентом проходившего там шахматного конгресса. Предполагавшийся к изданию сборник партий турнира в Баден-Бадене должен был выйти с предисловием Тургенева. (Тургенев И. С. ПСС и писем: в 30-ти тт. — М.: Наука. — 1981. — Т.8. — С.458).

«ЗАТИШЬЕ», «ОТЦЫ И ДЕТИ», «НЕСЧАСТНАЯ», «НЕЗАВЕРШЕННАЯ ПОВЕСТЬ», «ПОЖАР НА МОРЕ»
В этих произведениях Тургенева упоминается игра в шахматы. Понятно, что строки автобиографические, чувствуется, что писатель – большой  знаток популярной игры и психологии шахматистов. Автору такие знания позволяют лучше раскрыть характеры героев.
Повесть «Затишье» впервые опубликована в девятой книжке журнала «Современник» за 1854 год.
«Иван Ильич взглянул на Ипатова равнодушным взглядом, словно думая про себя: «А чёрт их знает — игра ли она или забава», но погодя немного он промолвил: — Да; шашки ничего».
— Вот говорят, шахматы другое дело,—продолжал Ипатов, — говорят, это игра претрудная…». (Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. М.: Художественная литература, 1978. — Т.6.— С.15-16).
     Роман «Отцы и дети» впервые опубликован в журнале «Русский Вестник» феврале 1862 года. В главе X романа читаем:
«— Нет, нет! — воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, — я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он  — патриархальный, он не может жить без веры…
— Я не стану против этого спорить,— перебил Базаров,— я даже готов согласиться, что в этом вы правы.
—  А если я прав…
—  И все-таки это ничего не доказывает.
— Именно ничего не доказывает,  — повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по-видимому, ход противника и потому нисколько не смутился».
Повесть «Несчастная» впервые опубликована в журнале «Русский Вестник», (1869, №1).
 Молодость Тургенева, его студенческие годы совпали с распространением шахматной игры в московских и петербургских кофейнях, что нашло отражение во II главе повести «Несчастная». Играют в шахматы герои повести Сусанна и Мишель.
«Я с ранних лет пристрастился к шахматам; о теории не имел понятия, а играл недурно. Однажды в кофейной мне пришлось быть свидетелем продолжительной шахматной баталии между двумя игроками, из которых один, белокурый молодой человек лет двадцати пяти, мне показался сильным. Партия кончилась в его пользу; я предложил ему сразиться со мной. Он согласился… и в течение часа разбил меня, шутя, три раза сряду.
— У вас есть способность к игре, — промолвил он учтивым голосом, вероятно, заметив страдание моего самолюбия, — но вы дебютов не знаете. Вам нужно книжку почитать Аллгайера или Петрова.
— Вы думаете? Но где могу я такую книжку достать?
— Приходите ко мне; я вам дам». (Тургенев И. С.  ПСС и писем в 30-ти тт. — М.: Наука, 1981. — Т.8. — С. 62).
«Незавершенная повесть» И. С. Тургенева. (Была задумана во второй половине 1870-х годов). В повести предполагалось уделить шахматам некоторое внимание. «Ипполит Иванович Травин… жил неслишком открыто и в карты не играл (в шахматы любил)»… «Деметрио Мональдеско. Познакомился с Прейсом за шахматной игрой (в Саfe de la Regence)». (Коган М. С. Очерки по истории шахмат в СССР. С. 323; Мазон А. Парижские рукописи И. С. Тургенева. — М. — Л.,1931. — С. 152, 167). Русский текст  рассказа «Пожар на море» впервые опубликован в издании: Тургенев И. С.   ПСС, 1883. — Т. 1. — С. 212 -213.  «Этот последний, имя которого я едва знал, играл со мною в шахматы в продолжение большей части дня и делал это с таким ожесточением, что князь W…, следивший за нашею партией, кончил тем, что воскликнул: «Можно подумать, что вы играете, будто у вас дело идёт о жизни и смерти!».  (Тургенев И. С.  ПСС и писем в 30-ти тт. — М.: Наука, 1983. — Т.11. — С.304). Князь W— это поэт Пётр Андреевич Вяземский.
          
«…В СИЛУ МАЭСТРО ИГРАЕТ, ЕЙ-БОГУ!»
Михаил Иванович Чигорин (1850-1908) — основоположник отечественной шахматной школы, шахматный теоретик и литератор, претендент на мировое первенство в конце XIX века. Встречался в 1876 году с шахматистом и шахматным композитором Ильёй Степановичем Шумовым. Шумов рассказал ему о создании в 1852 году шахматного клуба в Петербурге. «Заходили писатели Лев Толстой, Тургенев — в силу маэстро играет, ей-богу! — Панаев, Мей, Полонский», — говорил Шумов. (Панов В. Рыцарь бедный. М.: Советская Россия, 1968. — С. 38).
В конце 1861 года И. С. Тургенев играл в кафе «Режанс» матч с польским шахматистом Владиславом Мачусским. По замечанию журнала «Нувель Режанс», одна из партий этого матча от начала до конца мастерски играна русским писателем. Белыми играл Мачусский. 1. d4 d5 2. с4 е6 3. Кс3 Сb4 4. f3 с5 5. а3 С: с3+ 6. bс Фа5 7. Cd2 Kf6 8.Фс2Cd7 9. е4 de 10. fecd 11. cdФh5 12. Kf3 Фg6 13.Cd3 Ф: g2 14. Лf1 Кc6 15.0-0-0 Kg4 16. Лdelh6 17. d5 Kce5 18. К: е5К: e5 19. Лg1 Фf3 20. Ле3 Фf6 21. Сс3 К: d3+ 22. Ф: d3 Фе7 23. С: g7 Лg8 24. Лeg3 0-0-0 25. Фе3 b6 26. Ф: h6 Фс5 27. Cd4 Ф: с4+ 28. Лс3 Л: g1+ 29. Kpd2 Ф: с3+ 30. Кр: с3 Лg4 31. Фh5 Лf4 32. Фе5 Лf3+ 33. Крb2 Лg8 34. Сс3 Са4 35. Фd4 Лg2+ 36. Cd2 Cd7 37. h4 Лff2 38. Крс3 Л: d2 39. Фh8+Крb7 40. h5 ed 41. ed Сf5 42. h6 Л: d5 43. Фf6 Лс2+ 44. Крb4 а5+ 45. Кра4 Лс7 46. Крb3 Лb5 47. Кра4 Сd7, и белые сдались.