Контрольный выстрел 1

Антон Данилец
Работал по заказу над кандидасткой диссертацией....
Она была посвящена теме НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ....
Работал, работал....
Ровно до тех пор, пока заказчица не решила отказаться от моих услун....
Ну - это её дело....
Однако, она не заплатила мне за уже выполенную работу...
Вот это - я уже считаю не допустимым и потому ставлю часть выполенной мерй работы в открытую публикацию....
Чтобы она не смогла воспользоваться теми наработками, которые она заказала, но не оплатили...
На Будущее мне это будет уроком...

...


Данные фундаментальные идеи излагались в философских учениях, священных писаниях, которые имеют все мировые религии, произведениях ученых XX века, таких как, В И Вернадский, А Л Чижевский, К Э Циолковский, Н Н Моисеев и др.
В качестве нового эволюционного качества педагогики выступает  ноосферный подход, оформленный пределами: Концепции ноосферного образования, Н. В. Масловой, действительного члена РАЕН и доктора психологических наук[15]. Сама по себе Концепция ноосферного образования, представляет собой  синтетический конструкт, состоящий из достижений теории систем, квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, интегративной психологии, эргономики, физиологии. Данные теоретические положения разрабатывались такими учеными, как И Р. Пригожин, К Прибрам, Ю А Урманцев, О Л. Кузнецов, Б А. Астафьев, П П. Горяев и пр., а а также оптимальных педагогических систем Я. А. Коменского, А С. Макаренко, К Д Ушинского, В А Сухомлинского, Н К Смирнова[16].
Ноосферным образованием обосновывается и предлагается инструментарий, пригодный для активации 4-го контура головного мозга. Этот контур направлен на глобализацию индивидуального самосознания и овладение нейросоматическими силами головного мозга.
Также в действие приходит и пятый контур мозга, который позволяет человеку привести в синхрон  биоритмы  тела, мозга, окружающей среды для реализации своих высших позитивных устремлений[17].
Цель ноосферного образования представляет собой мотивацию в гармоничном, целостном, экологически здоровом типе мышления, которое  основано на осознанности совокупного овладения логическим и образным мышлением[18].
В общем, цель, задачи, средства и форматы ноосферного образования могут быть согласованы с естественной закономерностью мироздания, не нарушающего биоритмы живых систем. Данная технология является биотехнология самоорганизации высоконравственного, деятельного и здорового человека-личности, который устремлён к дальнейшему эволюционному развитию. Отметим, что XXI век уже давно закрепил за собой определенное наименование, века информации, информационных технологий или даже  цифровой эры. Технологии не просто стремительно развиваются, но и проникают во все сферы жизни современного человека, делая его все более мобильным, а также открытым к восприятию явлений действительности. Сильная потребность, связанная с усвоением новой информации приводит человека к обращению в быстром заполнении информационных пробелов через постоянное самообразование. Одновременно, начало XXI в. принесло появление и развитие глубокого духовно-мировоззренческого кризиса, которым охвачено мировое сообщество, в том числе и Россия. Например, В. И. Слободчиков говорит об этом кризисе, как о  «мировоззренческой катастрофе»[19].
Он считает, что её признаками стали  «разрушенные формы культурной, исторической и духовной идентификации человека, размытые мировоззренческие основы самоопределения личности и одновременно, желание уповать только на собственную «самость», как  основу и смысл жизни»[20].
В этой связи экзистенциальные вопросы человеческого бытия, то есть того, для чего человек живет и что действительно делает из него человека, могут быть решены, как правило, на основании материальных и плотских потребностей индивида. Как результат указанного подхода к жизни выступает всеобщая деформация и разрушение духовной сферы индивида, как личности. Имеющее место в настоящее время обилие информации разного рода в разы усиливает данный процесс, при том, что парадокс не позволяет решить возникших вопросов без того, чтобы обратиться к подлинному знанию, почерпнутому  личностью из ценностей традициях отечественной культуры.
При том в настоящее время усиливается стремительным образом, процесс обращения людей к псевдознаниям, которые стремительным образом распространяются в обществе, основываясь на активном развитии и распространении всевозможной информации, которая, как правило, имеет бездуховное содержание, угрожающей духовной целостности личности. Голод в информационной сфере, который индивид испытывает ввиду постоянного роста объемов информации, становится своеобразным ценностно-смысловым ориентиром. Даже руководством по построению  жизни человека в XXI в. Такой псевдо-ориентир заменяет собой истинную духовную жажду, которая может быть утолена только настоящим духовным опытом. То есть духовным опытом, который способствует человеку в понимании смысла собственного предназначения.
Русский философ И. А. Ильин еще в начале XX века писал о духовном  опыте, как об «опыте, открывающем человеку доступ к любви, совести и чувству долга, равно как и к праву, правосознанию и государственности, к художественной красоте и искусству, очевидности и науке, к религии и молитве»[21]. Только духовный опыт может указывать человеку, «что является  подлинным, главным и ценнейшим в его жизни; давать человеку нечто, что позволяет ему жить, неся жертвы и пребывая в борьбе, даже - умирать...»[22]. Другими словами, духовным опытом формируется духовное ядро личности, воспитывается и развивается «человеческое в человеке».
Современным российским воспитательно-образовательным  пространством также ощущается влияние этого духовно-мировоззренческого и духовно-нравственного кризиса. Данный факт подтверждается тем, что воспитательное воздействие в качестве элемента становления и развития «человеческого в человеке» приводится к своему минимальному значению, сдавая место исключительно вопросам интеллектуального образования. Как результат при этом образуется духовная ограниченность человека. Более того, имеющая место сейчас адаптация образования к рыночным законам порождает диссонанс по отношению ко многим нравственным общечеловеческим принципам. По мнению И. А. Колесниковой, имеющие место воспитательные процессы и образование в целом, становятся   придатком рыночных отношений, «утрачивая собственное  человеко-образующее значение»[23], после чего уже открыто угрожают целостности личности во всей её  духовно-душевно-телесной полноте.
Полноценность становления и развития человека в качестве субъекта собственной жизни и личности человека, при его встрече с другими, на фоне лица Абсолютного бытия[24], может быть создана только воспитанием, которое опирается на традиции и ценности российской педагогической культуры. Этим воспитанием создается своеобразный иммунитет по сохранению личностной целостности. Таким воспитанием образуется своеобразный залог получения человеком духовного опыта, при формировании его духовности, направленность к формированию в нём непосредственно человеческого.
Однако, отсутствие сегодня четко построенной системы воспитания, которая предполагает присутствие определенных образов, идеалов, к которым надо стремиться, препятствует этому воспитанию. Такое отсутствие  дезориентирует современную молодежь, при том, что для значительной части подрастающего поколения искажаются либо совсем отсутствуют в части представлении по поводу добра, милосердия, чести, справедливости, патриотизма, которые в единстве образуют нравственное ядро человеческой личности. В этой связи современная отечественная педагогика ставится  перед необходимостью определения образа истинного воспитания по всем его уровням – личностном и государственном.
По мнению В. А. Беляевой, имидж истинного воспитания связывается с воспитанием «внутреннего человека», которым «воспринимаются базовые основы культуры собственного народа в их ценностно-смысловом содержании»[25]. В.А. Беляева определяет этот фактор, в качестве главного вектора в процессе выбора собственной жизненной позиции в отношении окружающего мира и выбора собственных поступков и действий. На основании принятых ценностных ориентиров, которые затрагивают духовную сферу человеческой личности и имеют непреходящее значение, рассматриваются современной российской педагогикой, как одна из важнейших задач становления и полноценного развития человеческой личности. Сейчас данные вопросы предполагают серьезное внимание по отношению к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В соответствии с имеющейся законодательно-нормативной базой современной системы образования как социального института призывается к обеспечению «воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону»[26].
Одновременно содержание образования направляется к формированию духовно-нравственной личности»[27].  Практика показывает, что духовно-нравственное возрастание обучающихся практически не случается, поскольку ученик по-прежнему пребывает в духовном вакууме собственной непросвещенности.
В этой связи уже упомянутая нами В. А. Беляева отметила, что «цель и задачи духовно-нравственного воспитания требуется сводить в систему непрерывного образования России не как декларацию и размытый в ценностно-смысловом отношении учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Но в виде учебной дисциплины «Основы православной культуры»[28].
Как закономерное явление в современной педагогической науке  отмечен процесс девальвации смыслов некоторых ключевых понятий, среди которых «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное возрождение», «духовно-нравственные ценности», «духовно-нравственная личность» и прочих. Имеющее место в настоящее время разнообразие трактовок в отношении сходных понятий, в том числе «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «ценность», «личность» и т.д. у разных авторов порождает непонимание и отсутствие восприятия этих категорий, которые связаны с практикой по их рассмотрению со стороны  разных подходов, например духовного и светского.
Имеющая место взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность» в восприятии множества современных ученых, как правило, предполагает отождествление данных смысло-полагающих категорий в единстве понятий, имеющих исключительно светское содержание. Как результат имеется тонкая грань, которой разделяются эти понятия в концептуальном наполнении и несущая ответственность по разным уровням духовного возрастания личности человека, при том, что это, в свою очередь, ведет к установлению нового смысла по отношению к  прежним понятиям.
Как следствие имеющего место в педагогической среде интерпретационного хаоса и процесса девальвации ряда смысло-положения категорий получает развитие четко обозначенная цель духовно-нравственного воспитания и идеал, в отношении которого процесс духовно-нравственного становления и развития личности в конечном счете должен приводить.
К сегодняшнему дню главная цель воспитания в России может быть признана, как деятельность по созданию «материальных, духовных, организационных условий, которые пригодны для создания каждым  гражданином целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений. Этот комплекс предполагает  обеспечение успешности развития личности»[29].  При этом данная цель выражается очень обобщенно и предполагается подходящей для любой воспитательной концепции, в том числе: личностно-ориентированной, деятельностной, культурологической, аксиологической, гуманистической и т.д.
При отсутствие четкой конкретизации цели порождается много направлений в области воспитания. Важнейшими из этих направлений в настоящее время предполагаются, как формирование «духовно и физически здоровой личности; патриота, гражданина и гуманиста; личности трудолюбивой и конкурентоспособной; творческого, саморазвивающегося человека»[30]. Данным обстоятельством еще более перегружается педагогический тезаурус в контексте духовно-нравственного воспитания, не давая в полном смысле выработать его цель.
Таким образом, единодушия в  области  принятия четко сформулированных категорий, признаваемых априори в научном сообществе, исследующем вопросы духовно-нравственного становления и развития личности, не имеется. При том, что единство взглядов и мнений, а также согласованная конкретизация разрабатываемых воспитательных концепций и моделей, несомненно, смогли бы оказать благотворное  воздействие для формирования цели духовно-нравственного воспитания.
По мнению Н. Д. Никандрова, воспитание, есть «всегда воспитание ценностей и воспитание человека в отношении к себе, миру, к себе и к другим, а также к Богу»[31]. Данный процесс предполагает изначальное стремление к конкретному идеалу, который в современных условиях определить очень сложно, поскольку отсутствует ясно обозначенная  цель в духовно-нравственном воспитаний.
Следует отметить также некорректность оперирования к основным понятиям по отношению к проблемам духовно-нравственного воспитания. Затасканность этих вопросов в речевых обращениях в современном научном сообществе, которое таит в себе, по словам А. В. Моторина, «опасность омертвления смысла в своем глубинном, корневом аспекте этого слова или . тех смыслов, которые имели развитие на протяжении многих веков русской истории под православным солнцем...»[32].
Помимо этого, указанные процессы оказывают содействие  обмирщению педагогических идеалов, которые на протяжение длительного времени в России был представлен в виде образа православного христианина. Уже в начале своего существования христианство предъявило миру реальный идеал, который предполагал следовать и стремиться к нему. К настоящему времени проблема воспитательного идеала в контексте духовно-нравственного становления и развития обучающегося стоит очень  остро. По мнению А. Я. Данилюка, выбор современного идеала  «осложнен глубокой фрагментарностью российского общества в этническом, конфессиональном, социальном, имущественном признаках»[33].
Одновременно научное сообщество предполагает нахождение  возможного варианта воспитательного идеала, приемлемого для всех  российских граждан, в качестве принадлежности к определенной конфессии, одновременно, не поддерживающий открыто ни одну из имеющих место в РФ религий.
В качестве результата можно предложить собирательный образ, который получает выражение в виде «национального воспитательного идеала». Данный образ может трактоваться в виде «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества в качестве своей личной судьбы и осознает ответственность, как  за настоящее, так и за будущее собственной страны. Данный персонаж, как будто бы укоренен духовной и культурной традицией многонационального народа страны.
Наиболее близким к такому собирательному идеалу, на сегодняшний день в России, остается космический первопроходец Человечества – Юрий Алексеевич Гагарин. Именно в нем находит воплощение личность человека, несомненно, бесстрашного и, одновременно, придающего и несущего ответственность за народ, Героем которого он стал.
Данное обстоятельство, также является важным фактором в практическом использовании под-программы «путь к космической парадигме», разрабатываемой в этой диссертации, как элемент «ноосферной педагогики».
Однако можно предположить, что никакой идеал сегодня не может получить непреходящего значения на личностном уровне», поскольку это связано с подменой духовных ценностей нравственными ценностями, которые не могут быть сами по себе или по  воле человека, перманентными и многомерными.
Таким образом, по результатам исследования в первом параграфе первой главы следует констатировать, что воспитательно-образовательное пространство России на сегодняшний день не располагает общепризнанным  воспитательным идеалом, который предполагал бы безоговорочного следования ему. При этом, нам необходимо отметить на то, что героями, особенно приближенными к воспитательному духовно-нравственному идеалу, являются деятели, принявшие самое активное участие в становлении и развитии мировой и российской теоретической и практической космонавтики. Такие как: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, первый космонавты СССР.
Несомненным воплощением этого героического кластера, является первый космонавт планеты Земля – Юрий Алексеевич Гагарин.
Указанное обстоятельство делает разработку и исследования в области педагогической под-концепции «путь к космической парадигме»
В настоящее время вопрос решения проблем духовно-нравственного воспитания личности в большой степени зависит от решения имеющихся внутри данной проблемы вопросов, в том числе девальвация некоторых   педагогических категорий смысло-образующего вида, не выработанный  воспитательный идеал и т.д.
В качестве же основной причины данного явления можно назвать отсутствие не сформулирована до сих пор цель духовно-нравственного воспитания, которая могла бы быть признанной по  всем уровням, государственном и личностном, а также была бы ведущей в общем процессе духовно-нравственного становления и развития современной личности..
Россия, как страна, имеющая огромную территорию и поли-этнический и многоконфессиональный состав населения, испытывает необходимость, в первую очередь обеспечения единства собственного народа.
Однако даже при условии обеспечения такого единства, становиться необходимым и актуальным обеспечение эффективных возможностей для  реализации общих интересов общества, которые возможны только на основании совместного, осмысленного и рационального труда.
Таким образом, реализация концепции ноосферы в образовании предполагает некоторый алгоритм последовательностей, который можно представить на рисунке 1.



НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНСТВА НАРОДА
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОЦЕНКА СОВОКУПНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИСТИ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИНЕРГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


Рисунок 1 – Инновационная функциональная модель ноосферного образования
Источник: разработка автора на основание Данилец А.В. Космическая парадигма против золотого миллиарда. // Геополитический мониторинг России. 2008 г.
Именно в предполагаемой для разработки под-концепции «ноосферного образования» - «путь к космической парадигме» возможно за счет постановки  «проблемы о космосе и человеке», разрабатывать такие принципы, как активная,  творческая эсхатология.
Смысл этого, опираясь на авторитет выдающегося российского философа Н.А. Бердяева, заключается в том, что  «конец этого мира, конец истории зависит   и от творческого акта  человека»[34].
Человек, как существо не законченное, но находящееся в постоянном процессе роста, ныне далеко не совершенен. Одновременно, человек призван изменить не только окружающий мир, но и собственную природу»[35]. И возможности космической экспансии человечества, есть только одно из направлений данной грандиозной программы.
В под-концепции «путь к космической парадигме»  может быть достигнуто соединились в единое целое: мыслей о преобразовании в качестве макрокосма, как Земли, биосферы, космоса, так и микрокосма, как человека, являющегося биологическим отражением макрокосма.





[1] Нахаева Т. П. Инновационные подходы к развитию духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования,
[2] Там же
[3] Нахаева Т. П. Инновационные подходы к развитию духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.
[4] Нахаева Т. П. Инновационные подходы к развитию духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования,
[5] Там же
[6] Амонашвили Ш. А.Духовная основа образования https://refdb.ru/look/1164546.html,
[7] Щетинин М. Методика Михаила Щетинина http://www.razumniki.ru/schetinin.html,
[8] Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995. – С.7,
[9] Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. —  С.7,
[10] Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — С.821
[11] Смирнов Н К Здоровьесберегающее образовательные технологии и психология здоровья - М «Аркти», 2006, С.21,
[12] Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э.,   Бокарева Н.АСоколова., С.Б.  Школы здоровья в России./ В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, И.Э. Александрова, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова Школы здоровья в России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. – 128 с. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. – С.17,
[13] Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э.,   Бокарева Н.АСоколова., С.Б.  Школы здоровья в России./ В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, И.Э. Александрова, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова Школы здоровья в России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. – 128 с. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. – С.29,
[14] Давыдов М Д. «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства»/ Материалы совместной научной сессии РАМН, РАН, РАО, РАСХН - М, 2008 24,.
[15] Маслова НВ Ноосферное образование, методология, технология, инструментарий Материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Севастополь ЦИР Эйдос, С.14
[16] Астафьев Б А. Законы Мира и образование Материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Севастополь ЦИР Эйдос, - С.31
[17] Маслова Н.В Ноосферное образование-фундамент устойчивого развития общества - Севастополь Издатель Кручинин Л Ю , 2007 - С.43,
[18] Маслова НВ Ноосферное образование, методология, технология, инструментарий Материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Севастополь ЦИР Эйдос, 2007, С.29
[19] Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 34.
[20] Он же. Духовно-нравственное становление и развитие человека [Электронный ресурс.] URL: [21] Ильин И. А. Путь духовного обновления. М.: Философия, 2006. С. 55,
[22] Там же,
[23] Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 31,
[24] Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9.
[25] Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20—22 октября 2009 г. Рязань, 2010. С. 5-6.
[26] Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности / И. В. Понкин [и др.]. М., 2008. С. 16; Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 15,
[27] Об образовании: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-Ф3. [Электронный ресурс.] URL: http://www.referent.ru/1/139344?l0#l0,
[28] Беляева. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19-21 октября 2011 г. Рязань, 2012. С. 10.
[29] Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Педагогика, 2006. С. 228.
[30] Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Педагогика, 2006. С.228,
[31] Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9. С. 4.
[32] Моторин А. В. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.htm
[33] Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ С.Я Данилюк и др. М.: «Просвещение» 2009 – С.65,
[34] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. – 679 с.
[35] Данидец А.В. Космическая парадигма против «золотого миллиарда».