Горбушечка

Алексей Жарёнов
После 9 класса послали нас, девчонок, на двухнедельную практику в местную строчевышивальную фабрику. К нам прикрепили наставниц, которые должны были нам показывать премудрости швейного дела. Но, если честно сказать, были мы нашим наставницам в тягость, потому что мешали выполнять им месячный план. Работницы частенько посылали нас за чем-нибудь и куда-нибудь. Мы же обычно собирались в Красном уголке. Одна девчонка наша, Таня Кудряшова, прекрасно рисовала, а мы любили рассматривать и обсуждать её рисунки.
Однажды в Красный уголок, где мы собрались, зашла маленькая, горбатенькая, седая женщина. Мы и раньше встречали её на фабрике и видели, как женщины уважительно и почтительно относятся к этой по годам для нас бабушке. Оказалось, что бабушка эта – главный художник фабрики Антонина Ивановна Богачёва. И большинство прекрасных работ на выставке в экспериментальном цехе были выполнены по её рисункам. Кроме этого мы узнали, что Антонина Ивановна была связной в партизанском отряде в годы войны. И даже была награждена медалью «За Отвагу».
Так вот эта легендарная женщина поздоровалась с нами и подошла к столу, где лежал альбом Тани Кудряшовой. «Можно посмотреть?» - тихо попросила она. Танюшка кивнула. Антонина Ивановна стала листать альбом. «Молодчина!» - похвалила она зардевшуюся Танюшку.
-Антонина Ивановна! Посидите с нами! – затарабанила самая бойкая из нас, Светка Крылова. – А правда, что вы в партизанском отряде были7
Антонина Ивановна присела на стул, оглядела всех нас, грустно улыбнулась и тихо ответила: « Да. Так уж получилось».
-А расскажите нам, что-нибудь о войне! – не унималась Светка Крылова. Мы зашумели, поддерживая вопрос.
-Ну, ладно, - согласилась Антонина Ивановна. Мы притихли.
-Я родилась на Смоленщине. Отца у нас в армии убили в первые месяцы войны. Мать и сестру угнали в Германию. Там они, видимо, и погибли. Меня не угнали из-за моего горба. В пять лет я полезла за сестрой на сарай, упала. Вот горб у меня и вырос! Когда угоняли мать с сестрой Аней, один фашист поднял автомат на меня. Наверное, застрелить хотел. Но к нему подошёл другой солдат, что-то сказал, показывая на меня, потом весь согнулся, и они оба захохотали! Мне было тогда 13 лет. После немцев в наше полусожённое село пришли партизаны. Так я оказалась в партизанском отряде, где и пробыла восемь месяцев. Потом меня переправили через фронт в тыл к нашим.
-А правда, что вам медаль «За Отвагу» вручили? – допытывала Светка.
- Правда! – улыбнулась Антонина Ивановна. – Несколько раз я ходила в город, передавала записки подпольщикам. А однажды командир попросил меня постоять у комендатуры, попросить милостыню.
- К тебе подойдёт женщина, отдашь ей записку! Это очень важная записка! От неё зависят жизни многих людей!
-А как я узнаю, что это женщина – наша?
-Скажи, Тонечка, а как звали ласково тебя папа с мамой до войны? – спросил тогда командир.
-Горбушечка!
-Ну, вот! Тебя эта женщина так и назовёт!
Пришла я тогда в город, стою недалеко от комендатуры. Немцы туда-сюда ходят, на меня, горбатенькую, внимания не обращают. Вдруг идёт немецкий офицер с модной, симпатичной женщиной мимо. Прошли они уже, но женщина что-то сказала офицеру и возвращается ко мне. Протягивает мне монетку и быстро так говорит:
-Ну, милая Горбушечка, озябла, наверное?
Я ей быстро записку и передала.
Меня потом командир при всех расцеловал! Оказалось, что подпольщики были на грани ареста, но успели уйти в лес! Вот такая история!
Дверь открылась, и секретарша позвала нашу собеседницу:
-Антонина Ивановна! Вам звонят!
Антонина Ивановна встала, погладила по голове Танюшку Кудряшову и сказала ей:
-Заходи-ка, милая, завтра ко мне, потолкуем! – и вышла из Красного уголка. А мы восхищённо смотрели вслед этой маленькой, седой, но такой мужественной женщине!