Август 2017 в Поморье

Юрий Бахарев
Чартерный рейс Санкт-Петербург -  Бургас прибыл в аэропорт ночью.
У входа в аэровокзал нас встретили Аня и Христо.
 После горячих приветствий, Христо забрал у меня чемоданы, и мы пошли к их машине, оставленной на стоянке аэровокзала.

Было уже около 4 часов ночи, когда, загрузив багаж, мы сели в машину и поехали в сторону города Поморье, где Аня сняла гостиницу. Город оказался  рядом с аэропортом, так что через четверть часа мы вошли в наш номер, находящийся на 4 этаже гостиницы, стоящей на первой линии, метрах в 30 от моря.

Номер состоял из двух комнат. В одной  из них, кроме двуспальной кровати, стоял большой стол, кухонный и платяной шкафы, имелась электроплита, холодильник, микроволновка,  телевизор. В другой  комнате, меньшей площади стояла вторая двуспальная кровать и платяной шкаф. Из первой комнаты был вход в  крошечный санитарный узел с душем. Обе комнаты имели выходы на огромный , длиной не меньше 10 метров, балкон, с которого открывался вид на море.

На балконе стоял круглый стол с четырьмя креслами, и прежде чем лечь спать мы сели вокруг стола. С удовольствием,  потягивая сухое вино, предложенное Христо, любовались на чудесный вид ночного моря, огромную Луну, и россыпь звезд на безоблачном августовском небе.

Ночные светила успешно соревновались в яркости с разноцветными   огнями Бургаса, обрамляющими берег моря на противоположной стороне одноименного залива.

Аня с Христо предложили нам выбрать спальные места, и мы с Лидой  выбрали большую комнату с кондиционером. В этой же комнате спал  на надувном матрасе, отданный им органами опеки на воспитание, десятилетний цыганёнок Валя, которого наш приезд не разбудил. Он у них живет уже четвёртый год, и Аня, и Христо относятся к нему, как к родному сыну.

Следующим днём было воскресенье, и после завтрака мы впятером пошли на пляж. Гостиница имела лифт, поэтому четвертый этаж, несмотря на проблемы с Лидиными коленями, был нам не в тягость. Из гостиницы, пройдя метров 50 вдоль бетонной стены, отделяющей улицу от береговых дюн, мы вышли к входу на оборудованный пляж с зонтиками и шезлонгами.

Идеальный  бережок из чистого песка, на котором стоит весь пляжный инвентарь, переходит в двадцати метрах от обреза воды в невысокие дюны, поросшие жесткой травой, похожей на осоку, серебристым лохом и туей.

Мы расположились на шезлонгах вокруг  зонтика.  Тут же подошел контролёр,  и Аня заплатила ему за пользование пляжным оборудованием 6 левов. Христо с Валей, пошли играть в футбол, на площадке возле дюн, а я с Аней, подхватив Лиду под руки, пошли купаться.

Нельзя сказать, что было слишком жарко,  прохладный ветер с моря поднимал небольшую волну, не страшную для здоровых ног, но ощутимую при больных коленях. Проведя по мелководью Лиду до глубины, позволяющей окунуться, дали ей возможность свободно плавать.

Но как только она, поплавав, встала на дно, налетевшая волна сбила её с ног и болезненно подвернула колено. Лида вскрикнула, и мы с Аней тут же бросились ей на помощь. Стало ясно, что при такой волне её  одной купаться нельзя.

Наплескавшись вволю, ведя Лиду под руки, вышли к своим шезлонгам и легли в тень пляжного зонта, так чтобы на  мокрые плавки попадали лучи солнца. Оказалось, что  на болгарском побережье, в августе, в мокром купальнике, на ветру  и в тени, совсем не жарко.

Я даже засомневался, стоит ли, после Донкиной свадьбы, возвращаться в Поморие. Не лучше ли снять гостиницу в Чифлике, горном курорте с большим бассейном теплой природной минеральной воды, где мы бывали с Лидой в 2004 году.

После обеда Анечка повезла нас показать город. Древнее название Помория — Анхиалос. Город  был основан в V веке до нашей эры, греками из  Созополя. Расположен он на полуострове образованным Бургазским заливом и Поморийским озером.

В настоящее время, этот маленький, всего 15 тысяч населения, городок известен как место, идеально подходящее для отдыха с детьми. Кроме отличного песчаного пляжа и хорошо прогреваемого мелкого, вблизи береговой линии, моря, для детей работает большой аквапарк с целым набором водных развлечений.

В сужающейся части полуострова,  расположился православный монастырь. Существует легенда, что земля на месте монастыря принадлежала турецкому бею — Селиму, который страдал от неизлечимой болезни.

 У него работал некий православный христианин Нено, которому приснилось, что в определённом месте, на который ему указал Святой Георгий Победоносец, есть целебный источник. Растревоженный снами, Нено  раскопал место, которое он увидел во сне,  и обнаружил мраморный барельеф Св. Георгия, а из ямки стала струиться вода.

Он рассказал своему хозяину о сне и находке. Селим-бей вызвал православного священника, который, прочитал над ним молитвы, и  окропил Селим-бея водой из источника. Селим выздоровел.
Под впечатлёния чуда, бей крестился. На земле около источника была построена часовня, а затем и монастырь, земли же свои, Селим-бей подарил монастырю.

И по сей день, главными святынями монастыря считаются источник со святой водой и мраморный барельеф Святого Георгия, ныне закрепленный над входом в церковь.

На площади перед монастырём обращает на себя внимание конная  скульптура Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона.

От площади, поехали по улице князя Бориса к улице Профессора Стоянова, заходящей на  песчаную косу между Поморийским озером и морем. Проехав по косе, остановились полюбоваться окрестностями. Это, на мой взгляд, самое красивое место в Помории. В озере много птиц, мы  заметили даже лебедей, смело плавающих рядом с берегом.

 Поморийское озеро, являющееся старой лагуной моря, с античных времён было, крупнейшим на Балканском полуострове, местом добычи соли. Одной из главных достопримечательностей нынешнего Помория является Музей соли, открытый  с помощью Евросоюза у Поморийского озера.

Зубная паста «Поморин», памятная с советских времен, изготовлялась на целебной воде Поморийского озера. Песчаная коса между морем и озером, застроенная санаториями и домами отдыха, с фланирующей по набережной озера курортной публикой, становилась всё уже и уже.

Наконец, Аня была вынуждена остановить машину, так как мостовая закончилась маленькой автостоянкой, а коса превратилась узкую, двухметровой  высоты,  дамбу, отделяющую озеро от волн Черного моря.

Справа дамба плавно спускалась к неширокому песчаному морскому  пляжу с дюнами, заросшими туей и серебристым лохом. Слева  дамба круто обрывалась к берегу Поморийского озера, густо заросшего высоким камышом. Мы с Аней, оставив Лиду сидеть на камнях у стоянки, пошли вдоль дамбы.

В некоторых местах с дамбы к озеру организованы самодельные спуски, а навстречу нам стали попадаться люди с обмазанными озерным илом телами и лицами. 

Пройдя метров пятьсот, убедились, что дамба, примерно в двух километрах  от нас, соединяется с берегом, что не позволяет считать Поморийское озеро заливом Черного моря.

Вернулись мы в гостиницу к ужину. К нашему приезду в Болгарию Аня закупила всякой снеди: мяса, картошки, овощей и фруктов, рассчитывая готовить пищу в номере, так что ужинали мы так же, как и в обед, Аниной стряпнёй.

За ужином Аня объявила, что заготовила еды на два дня, так как завтра она должна быть  на работе. Поэтому в 4 часа утра она с Христо уедет. Христо вернётся в Поморие не раньше ужина. Так что хозяйничать весь день мы будем сами. Валя остаётся с нами.

На следующие утро мы проснулись, когда Ани и Христо уже не было.
Вышел на балкон. Сильный, восточный ветер с моря поднял приличную волну. Вряд ли при таком волнении Лида сможет купаться.

Втроём сели завтракать. А тут, неожиданно явился Христо и привез целый пакет свежей болгарской выпечки. Он объявил, что возникли проблемы с машиной, и хотя пока машина на ходу, он не решился ехать до Габрово и обратно.

Посадив  Аню в Бургасе на автобус,  Христо вернулся, с намерением, на следующий день с утра, отдать машину на профилактику. Сегодня же он готов предоставить машину в наше распоряжение, если мы не решимся из-за поднявшегося ветра, идти на местный пляж.

Я вспомнил, что когда мы отдыхали в Сазополе, а это в 34 километрах от Бургаса, то, при сильном  ветре, ездили купаться на пляж Созопольского залива, дополнительно  отгороженного от моря островом святого Ивана.  Там при восточном ветре не было волн. Предложил Христо съездить на тот пляж.

Позавтракав привезенной выпечкой, и взяв с собой на пляж запас фруктов и воды, мы выехали в сторону Созополя. Доехали минут за тридцать. Но там, где раньше можно было свободно подъехать к пляжу, стоял кордон, на котором служащий в камуфляже собирал деньги за проезд по частной территории.

Заплатили 5 левов и проехали на автостоянку расположенную метрах в пятидесяти от оборудованного пляжа. Кроме вышки с дежурным спасателем и небольшого кафе с пятком столиков, пляж оборудован раздевалкой и десятком зонтов с шезлонгами. Заплатив ещё 6 левов за право пользоваться инвентарём,  расположились на отдых.

В этом месте ветер почти не чувствовалось и  совсем не было  волн. Мы целый день были на пляже, чередуя купание с загоранием на шезлонгах, перекусывая фруктами  и покупая мороженное, разносимое коробейниками.

 Единственная неприятность дня: Валя искупался в море, не сняв с руки часы с функцией мобильного телефона. Конечно «мобила» перестала работать.

На следующий день Христо уехал к знакомому мастеру  разбираться с  автомобилем, обещав скоро  вернуться
В этот день погода испортилась окончательно. На море был шторм, температура воздуха опустилась ниже 15градусов, и всё время моросил мелкий дождь. Когда Христо не явился к обеду, то, в отсутствии связи, я забеспокоился.

 Свой телефон я не взял, Лидин – оказался заблокированным, а Валину «мобилу» он искупал в море.
Вернулся Христо почти в полночь, когда волнения по поводу его отсутствия  переросли в уверенность, что что-то случилось.

Оказывается, что проблема с машиной оказалась настолько серьезной, что он продал автомобиль хозяину автосервиса  и уехал на автобусе в Габрово, взять  у родственника другую машину.

Он всё это нам рассказал, сожалея только, что автомобиль маленький и весь наш багаж в нем будет не разместить. Предложил  с утра  позавтракать, полностью собраться к отъезду, сложить всё необходимое в один чемодан, а второй отправить  с пересыльным агентством.

Решили, по пути в Габрово заехать ещё раз на Созопольский пляж,  и, перед дальней дорогой, пару часов побыть там, купаясь и загорая.

На пляже ветер, посильнее, чем в прошлый раз, нагнал небольшую волну. Лида не решилась купаться, боясь усугубить проблему с коленями. Я же, не без удовольствия, качаясь на набегающих волнах, выкупался.
Пока я плавал, а Христо а Валей играли в футбол, Лида сидела в кафе, заказав кофе и мороженное.

Когда я подошел к ней, поеживаясь от холодного ветра, она заказала и мне кофе. Увидев, что я выкупался, подошли Христо и Валя. Посоветовавшись с ними, решили, после того, как ребята искупаются, отправляться в путь.

В Габрово поехали по знакомой нам с Лидой дороге через перевал у Шипки, но на этот раз не заезжали ни к Фракийским гробницам, ни в Музей роз, ни к Собору Александра Невского, ни на знаменитый мемориал Шипка.

Были в доме Христовых во второй половине дня. Аня в этот день уже была в отпуске и дожидалась нас. Вечером Аня устроила в честь нашего визита, ужин, на который кроме нас были приглашены мать Христо,  Донка и её сестра Стефка.

Женщины, произнося тосты, говорили теплые слова в адрес нашей дочери, а я, не менее искренне, поблагодарил их за воспитание Христо, о котором мы с Лидой можем сказать только хорошее.

Переночевав в квартире дочери, в середине следующего дня, с Аней за рулём, выехали в Софию. Христо с утра пошел на службу, а на следующий день должен будет привести в Софию  на свадьбу дочери своих родителей.

Через город Севлиево выехали к шоссе республиканского значения 1-4, которое, через час езды, влилось в главную болгарскую магистраль Хемус А-2, идущую в Софию.

Эта автомагистраль оказалось ещё более живописной, чем бегущая вдоль красивых сельских равнинных и предгорных пейзажей дорога 1-4.
Магистраль А-2, пересекая отроги гор Стара-Планина, пошла вдоль ущелий, пересекая их по живописным мостам и виадукам, ныряла в многочисленные, порой довольно длинные, туннели.

Примерно в середине пути остановились у одной из многочисленных АЗС, заправить машину топливом, передохнуть и перекусить.

В Софию въехали ранним вечером, а когда нашли гостиницу, где Аня сняла для нас номер, уже начинало темнеть. Сразу в номер мы не попали, так как ресепшен был в другом здании. Пока Аня дозвонилась до дежурного, и тот пришел с ключами, прошло еще с полчаса.

Номер оказался просторный, со всем необходимым для жизни оборудованием, большой ванной комнатой и помещением для стирки и глажки белья. Аня предложила нам располагаться, а сама пошла к Донке, которая, оказывается, живет  рядом с нашей гостиницей.

Уходя, Аня  предупредила, что придут они с Донкой и всей её семьёй, примерно через полчаса, и принесут всё для совместного ужина. Мы с Лидой успели только принять душ и  смыть дорожную пыль, как явились родственники, с набором судков и маленькой Феей в коляске.

Расцеловав родственников и познакомившись с правнучкой, вскоре заснувшей, сели за стол отмечать наш приезд. После торжественного ужина с вином и пивом родственники вместе с Аней и Валей ушли ночевать в квартиру Донки, а мы с Лидой, разобрав чемодан, легли спать.
На заставке: Пляж в Помории
Продолжение следует:http://www.proza.ru/2017/10/02/1566