Нальчикский медицинский колледж

Среди среднеспециальных учебных заведений России немногие имеют историю, корнями уходящую в начало прошлого века – в период становления советского государства со всеми его неимоверными трудностями и грандиозными свершениями. Медицинский колледж КБГУ относится к одним из них. У истоков  его создания  и становления  стояли известные медики, вложившие в новое начинание всю свою  душу. Они  бескорыстно и самоотверженно отдавали силы, знания, таланты, чтобы в национальной республике появилась система здравоохранения (но тогда ещё только первые её очаги), а также учебные заведения, готовящие специалистов-медиков.
Биография медколледжа начинается в 1925 году – с открытия фельдшерско-акушерских курсов при Ленинском учебном городке. На их основе в 1932 году был создан медицинский техникум, который наращивал свою материально-техническую базу, вводя в обучение всё новые и новые дисциплины. С течением времени он превратился в многопрофильное учебное заведение, имеющее непререкаемый авторитет как среди населения, так и среди специалистов здравоохранения. У истоков создания медтехникума стояли заведующий отделением нальчикской городской больницы Боголепов (имя и отчество не сохранились) и хирург М. Ковалевич. У первых студентов была уникальная возможность учиться у врачей-практиков, прекрасно знающих не только теорию, но и своими руками излечивающих людей. Им повезло и в том, что это были специалисты по призванию, способные к самоотверженному и бескорыстному труду. Никто из них штатным преподавателем не являлся, а работал по совместительству, не просто передавая знания, а делая это с энтузиазмом, с увлечённостью. Ученики были на них похожи – увлечённые, с жаждой  овладеть наукой. Первые преподаватели  воспитывали в своих студентах в первую очередь ответственность за каждое самостоятельно принятое решение. Они  требовали глубокие и твёрдые знания, чтобы при необходимости не нужно было бы проверять себя по справочникам, искать в учебниках или заглядывать в конспекты. Строгость, взыскательность, непримиримость ко всякого рода оправданиям пропуска занятий или невыполнения заданий  – всё это считалось нормой обучения. Они не уставали повторять, что без этого нет и не может быть дееспособного врача, способного, во-первых, правильно действовать, а во-вторых, держать ответ за любое своё решение, особенно если оно привело к негативным последствиям.
Эволюция учебного заведения, развившегося от краткосрочных курсов до колледжа университета, проявилась  только внешне, в росте материально-технического обеспечения, в  увеличении числа предметов, в создании социальной инфраструктуры для студентов и т.д. Что же касается его внутренней составляющей, стержня, обеспечивающего успех в образовании – профессиональных  качеств педагогического состава, то он всегда  оставался практически неизменным,  не снижая высоких планок профессионализма, которые были присущи его основателям. Без этого репутация образовательного учреждения не бывает  стабильной  на протяжении десятилетий. А этим  и отличались вначале фельдшерско-акушерские курсы, затем медтехникум, медучилище и медколледж КБГУ, всегда имевший репутацию солидного медицинского образовательного учреждения.
Каждый из тех,  кто его возглавлял, был ведущим специалистом в своей области и  всей душой предан делу. В 1933 году медтехникумом руководил А. Мирзоев. Первый выпуск специалистов состоялся в июле 1935 года. Среди 24 выпускников четверо были представителями  коренных национальностей. Политика преподавания тех или иных предметов зависела от потребностей республики в определённых  специалистах. На первых этапах они носили крайне острый характер, так как медработники в целом были в большом дефиците. В то время республика нуждалась в  акушерских кадрах, и несколько выпусков были по этой специальности. В декабре 1936 года медтехникум выпустил 64 акушерки, среди которых уже семеро относились к национальным кадрам. В 1937 году медтехникум был переименован в фельдшерско-акушерскую зубоврачебную школу, здание которой располагалось на том же месте, где сейчас находится медколледж. Директором был назначен Г. Калюжный, который возглавил коллектив уже штатных преподавателей.
Школа не отставала от тех дел, что происходили повсеместно в стране. Студенты и преподаватели занимались санитарно-просветительской работой, выезжали на борьбу с эпидемиями, поднимали работу на селе. Выпускники становились заведующими фельдшерско-акушерскими пунктами. Их имена известны всей республике. Это М. Катинов, Н. Боровицкая, С. Бесланеева, М. Судаков,                    Т. Тхазаплижев и многие другие, чей самоотверженный труд способствовал  имиджу республики, которая в то время считалась одной из наиболее развитых в стране национальных окраин.
В годы Великой Отечественной войны в медтехникуме размещался эвакогоспиталь. Не прерывая занятий, студенты и преподаватели помогали врачам, ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, работали на строительстве оборонительных сооружений. У страны и у техникума была одна боль и одна судьба. С первых дней войны многие ученики школы ушли на фронт. Х. Даяов, И. Даттуев, М. Катинов,     А. Лопатько, Б. Шухова, Л. Харченко, Т. Оразаева, Д. Бородаева,           З. Семина и многие другие исполняли свой профессиональный долг на полях сражений. 28 выпускников медучилища погибли на фронтах второй мировой войны.
После войны на месте школы были развалины, всё оборудование пришло в полную негодность. Но среди преподавателей были те, кто относился к тому, что связано с обучением, как к святыне, и не мог позволить разрухе и хаосу всё уничтожить. К таким специалистам относилась учитель математики Антонина Васильевна  Чижова, сумевшая сохранить у себя дома все таблицы, раздаточный и наглядный материал. Несмотря на голод, неустроенность, на то, что лекции записывались на полях старых газет, студенты учились с энтузиазмом, на их знания можно было положиться, а то, что они усваивали, запоминали на всю жизнь.
С сентября 1944 по январь 1951 года директорами фельдшерско-акушерской зубоврачебной школы были Г. Гусейнов, Х. Нальчиков,     Е. Соломина, А. Сердюк. Они поднимали учебное заведение из руин, вместе со студентами восстанавливали разрушенные стены, сами делали учебную мебель и пособия.
В 1951 году школу возглавил       Ю. Дукельский, и при нём она становится Нальчикским медучилищем. За годы его работы продолжаются восстановительные работы, а затем строятся новый учебный корпус, два общежития, создаётся богатейшая учебно-материальная база. За период работы Дукельского училище становится одним из крупнейших в Российской Федерации.
В 1976 году медучилище возглавил А. Медведев, который активно продолжал его традиции и накапливал учебно-методическую и материальную базу.
На этом посту его сменила заслуженный врач РФ и КБР Н.  Депуева. При ней за достигнутые успехи коллектив училища был награждён почётными грамотами Кабардино-Балкарского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета министров и областного совета профсоюзов КБАССР. Знаменитый сельхозотряд «Медик» за ударный труд был награждён переходящим Красным знаменем. Стараниями Н. Депуевой в 1995 году училище становится Нальчикским медицинским колледжем и начинает реализовывать программы повышенного уровня.
Более 90% средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений КБР – это выпускники медколледжа. Многие из них являлись основателями системы здравоохранения республики. Среди них М. Беров, Т. Тхазаплижев, Б. Тлапшоков, Х. Кушхаканов,                   А. Малкаров, А. Амшокова, С. Уначев, В. Шелковникова, К. Шилов, Д. Бориев, А. Налоев, А. Балагов, Ш. Дауров, А. Нагоев, Т. Губарькова, З. Жилокова, Е. Бетрозова, А. Урусмамбетов, Л. Канцалиев, А. Емкужев, Р. Харзинова, Г.  Культербаев, О. Карданов, Х.  Гурдалиев и многие другие.
 И сегодня среди известных в здравоохранении республики имён есть выпускники медучилища: профессор С. Хутуева, Ш. Урусмамбетов, Н. Шогенов, О. Пашевкин, Р. Князев, А. Чеченов, Р. Арамисова, М. Ахамготов, А. Карданов, Г. Абидов, А.М. Мечукаев, Р. Баниева, А.А. Мечукаев, А. Гаева, О. Безроков, А. Асанов. Список можно продолжить.
В настоящее время в колледже преподают 19 бывших его выпускников. С 2004 года его возглавляет кандидат медицинских наук, заслуженный работник образования КБР С. Пшибиева. При ней медколледж стал лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «Сто лучших ссузов России», сама С. Пшибиева удостоена медали «Директор года-2007».
Медколледж является базовой площадкой регионального отделения всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» – крупнейшего волонтёрского сообщества в сфере здравоохранения. И было бы удивительно, если бы учебное заведение, которое во многом создавалось усилиями добровольцев-энтузиастов, традиционно не стало поддерживать это движение.
Выпускники колледжа отличаются не только профессиональными знаниями и владением современными технологиями, но и большим чувством ответственности за свою работу, которая «генетически» унаследована от тех первых, кто 92 года назад стоял у истоков зарождения в республике как системы медицинского образования, так и здравоохранения в целом.
В медицину все они  приходили по зову сердца.


Рецензии