Две иверии

Евгений Шум
Это одна из многих статей автора, исследующего исторические хроники,
собирающего разрозненные пазлы событий в единую картину.
Обладая мощной логикой, понимая психологические мотивы действий героев повествований, ему удалось иначе чем официальная историческая наука увидеть события имевшие место быть.


Аркадий Гайсинский:" Две Иверии "


Евреи жили в Сфараде ещё до разрушения Первого Храма и там их нахождение не было связано с принудительным расселением.
В еврейских царствах о иберийских (пиринейских) евреях могли знать от соседей — финикийцев, имевших на те поры колонии в Сфараде.

...............................Две Иверии

Аркадий Гайсинский
Кавказская

1

Главнейшим и, как считается, самодостаточным источником изучения истории евреев является Пятикнижие (Тора) и, значит, история еврейского народа есть история потомков Авраама. Но если Авраам был евреем ещё до того, как пришёл по слову Господню в Ханаан, то должна существовать также история евреев оставшихся на прародине. Понятно, что речь идёт о гипотетической истории, поскольку известные изгнания евреев, особенно первое — ассирийское, когда часть изгнанников была расселена на землях бывшей Иверии, практически, сводят «на нет» попытки (буде т аковые) отделить историю евреев-аборигенов от евреев-изгнанников, волею судеб возвращённых на прародину.

Но тем не менее не будем забывать и о том, что египтяне знали о существовании «земли евреев» и этой «землёй» был не Ханаан, и о том, что фараон под «Богом евреев» понимал не только Бога его рабов.

Если принять версию происхождения национального имени евреев, соответствующую 10-й главе Бытия и не исключать Евера из доказанной связи между именами библейских праотцов и названиями стран и «островов», то в свете выявленной закономерности должен быть сделан вывод о существовании в древности народа (страны) с названием сходным с именем Евер.

Претендентом заслуживающими внимания в свете высказанного предположения является Иверия — древнее, сохранившееся до наших дней название нынешней Восточной Грузии. Это название связано с проживавшим здесь некогда народом «иверы», который грузины считают своими предками. Обратимся к «Родословию Шема»:

«Вот порожденные Шемом: Шему (было) сто лет, и он породил Арпахшада, два года после потопа. И жил Шем после рождения им Арпахшада пятьсот лет, и породил он сынов и дочерей. А Арпахшад жил тридцать пять лет, и породил он Шелаха. И жил Арпахшад после рождения им Шелаха четыреста лет и три года, и породил он сынов и дочерей. А Шелах прожил тридцать лет, и породил он Евера. И жил Шелах после рождения им Евера четыреста лет и три года, и породил он сынов и дочерей. И прожил Евер тридцать четыре года, в породил он Пелега. И жил Евер после рождения им Пелега четыреста лет и тридцать лет, и породил он сынов и дочерей. И прожил Пелег тридцать лет, и породил он Реу. И жил Пелег после рождения им Реу двести лет и девять лет, и породил он сынов и дочерей. И прожил Реу тридцать два года, и породил он Серуга. И жил Реу после рождения им Серуга двести лет и семь лет, и породил он сынов и дочерей. И прожил Серуг тридцать лет, и породил он Нахора. И жил Серуг после рождения им Нахора двести лет, и породил он сынов и дочерей. И прожил Нахор двадцать девять лет, и породил он Тераха. И жил Нахор после рождения им Тераха сто лет и девятнадцать лет, и породил он сынов и дочерей. И прожил Терах семьдесят лет, и породил он Аврама, Нахора и Арана».
Исход Авраама из Ура Халдейского в землю Ханаанскую имел место в ;I;-;VIIIвв.. до н.э., а из суммарного анализа цифр в вышеприведенном отрывке следует, что страна называвшаяся Иверией существовала как минимум за два с половиной века до рождения Авраама. Однако есть основание утверждать, что этот временной ориентир следует относить уже к конечному этапу её существования:

«А у Евера родились два сына; имя одного — Пелег, ибо в его дни разделилась земля; а имя брата его — Йоктан»[1]
Эту строку нужно понимать так, что при сыне Евера Пелеге Иверия стала «разделяться»: по каким-то причинам началась миграция населявших Иверию племён и народов. Заметим, что Пелег в переводе с иврита означает «разделение», Иокатан-«уменьшение».

Это к тому, что Иверия закреплённая в истории, как восточная часть нынешней Грузии, в древности могла быть (и была) гораздо более обширной. Здесь уместна аналогия с Арменией, занимавшей в прошлом куда большие пространства в сравнении с нынешней:

«древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, простиравшееся от Евфрата до Куры, Каспийского моря, Кордуенских гори озера Урмия, существовавшее более 600 лет, начиная со 190 г. до н. э. по 428 г. н. э.»[2] (напомним, что государство, предшествующее Великой Армении, носило имя Урарту).
Уже сам по себе тот факт, что автор Писания называет Авраама «евреем» и говорит словами Иосифа о «земле евреев», доказывает существование «Земли евреев», упомянутой в «Таблице народов» под именем Евер.

2

Та историческая достоверность, что территории Восточного Кавказа и Юго— Восточного Закавказья, включая и земли юго-востока Малой Азии, в древнейшие времена назывались Иверией, а обитавший там народ-иверы), даёт нам право обратиться к закону этнического обобщения. Этому закону столько же лет, сколько лет прошло после разрушения Всевышним Вавилонской башни и разделения единого пранарода на множество «языков».

Закон этнического обобщения говорит о том, что мигрантов в стране нового обитания будут называть не по их действительной национальности, а по названию страны или места исхода-например, евреев мигрировавших в Израиль из России называют русскими, из Средней Азии — бухарскими, из Франции — французскими. И такие определения являются достаточно устойчивыми, поскольку мигранты и их потомки продолжают из поколения в поколение сохранять свои культурные традиции и особенности вероисповедания даже в пределах общей с аборигенами религии, образуя по указанным признакам общины, в которых предпочтение отдаётся внутриобщинным бракам.

Закону этнического обобщения мы обязаны той путанице какая имеет место в определении «иудей». В 586 г. до н.э. еврейское царство Иудея было захвачено вавилонянами, а его жители уведены в плен и расселены на подвластных Вавилонии территориях. Согласно вышеупомянутому закону пленников и их потомков стали называть «иудеями», а их религию отличавшуюся ещё на протяжении многих веков от всех религий мира верой в Единого Бога, называли религией иудеев — иудейской. Поэтому указание на географическую принадлежность изгнанников к Иудее трансформировалось в определитель их вероисповедания, подменив собой действительный этноним — евреи[3] .
Обоснованное разделение понятий «иудеи» и «евреи» должно учитываться при обращении к древней (и не только) истории евреев.

3

В Грузии, которая территориально является продолжением древней Иверии, существуют два определения евреев: общее — «эбраэли» и конкретное: «уриани картвелни» — грузинские евреи.

Обратим внимание на первое — именно «эбраэли», а не «израэли» и не «иудеи». В 1998 г. в Грузии торжественно отмечали 2600-летие совместного проживания еврейского и грузинского народов. Нетрудно подсчитать, что появление евреев на территории будущей Грузии связывают во времени с разрушением Первого Иерусалимского Храма в 586 г. до н.э., то есть с изгнанниками из Иудеи, каковых, как было показано выше, называли иудеями.

Необходимо подчеркнуть и то, что никаких сведений о переселении Навуходоносором пленённых евреев на Кавказ нет — их расселяли в самой Вавилонии на значительном удалении от Кавказских гор. Разумеется, весьма вероятна миграция вавилонских пленников на север, но, как известно, положение евреев в Вавилонии было достаточно хорошим: факт, что и после разрешения вернуться на родину и восстановить Храм, большинство из них предпочли остаться в местах изгнания.

Так что евреи Грузии, если и считать их потомками изгнанников, ведут своё начало от ассирийского, а не от вавилонского плена и указанная юбилейная цифра должна быть увеличена как минимум на полтора века. В пользу такого увеличения говорит (повторимся) и самоназвание грузинских евреев «эбраэли» — евреи, так как определение «иудеи» в качестве этнонима появилось только после вавилонского пленения.

Но второе вышеупомянутое название евреев проживавших в Грузии можно считать доказательным аргументом того, что евреи, вообще, были аборигенами той земли, которая в древности называлась Иверией. Буквальный перевод сочетания «уриани картвелни» — евреи грузинские, где «уриани» — евреи.

Обратим внимание, что «уриани» имеет основу «ур», а так назывался город, из которого Терах и Аврам «вышли они с ними из Ур-Касдим, чтобы идти на землю Кенаана».
Единоплеменники Авраама оставались язычниками ещё долгое время; в Торе не говорится, какому божеству поклонялись предки Авраама, но было высказано предположение, что возможно «Ур» был главным Богом иверов и между названиями Ур и «уриани» есть связь. Очевидно, «уриане» вопринималось также как ныне воспринимается «иудеи»: этноним совмещён с указателем на вероисповедание. Иными словами, евреев — жителей древней Иверии, поклонявшихся Уру, могли называться также «уриане».

Географические имена от основы «ур» сохранились:

в Грузии — город Урбниси, бывший

«…в прошлом значимым городом Иберии. Археологические исследования показали, что данная местность была заселена уже в 3-м тысячелетии до нашей эры».
Урбниси расположен на берегу реки Кура, в названии которой также видим сочетание «ур»; Показательно и название региона на северо-востоке Грузии — Хевсуретия, что означает «ущелье, где живут урии».

В Дагестане — селения Уркарах, Урада, Урари; Тот же Дербент, по Бруцкусу, назывался у армян и греков Уропарахом — еврейской крепостью.

На юго-востоке Турции-уже известная нам Урфа.

На северо-западе Ирана-озеро Урмия.

При более детальном исследовании таких топонимов и гидронимов в указанных местностях выявляется гораздо более.

Стоит обратить внимание и на множество грузинских фамилий, имеющих в свой основе сочетание «ур», например Хубулури, Инаури, Очиаури.

7

Подобная ситуация имеет место и у горских евреев. Горские евреи проживают на Восточном и Северном Кавказе — это отличная от грузинских евреев субэтническая группа, называющие себя «джугур» или «гьивр».Вместе с тем: названия горских евреев также как и грузинских имеют в своей основе слова «ур» и «иври»:

грузинские евреи: уриане,эбраэли;

горские евреи: джугур,гьивр.

Как видим, самоназвания евреев Кавказа не связаны ни с определением «израиль», ни с «иудеи» и это обстоятельство свидетельствует о том, что евреев следует отнести к аборигенному народу, обитавшему в глубокой древности на землях нынешнего Кавказа и Закавказья. Важный аргумент(повторимся) в пользу сделанного вывода — наличие в самоназваниях грузинских и горских евреев составляющего «ур».

Но возникает вопрос: почему евреев — потомков Шема нужно считать аборигенами Юго-Восточной Европы, если все живущие там народы относятся к яфетидам? Такой вопрос вполне уместен, но на него есть ответ:

Так по мнению известного армянского историка Н.Адонца древнейшее население Армении до того, как стало индоевропейским, было «семитским, то есть арамейским», говорившим по-арамейски. Ведь своим эпонимическим предком армяне(ара-мен) считают Арама, пятого сына Шема: были семитами — стали яфетидами.
Историк и лингвист академик Григорий Капанцян считал, что армянский язык формировался в доурартские времена в семитской лингвистической среде. К такому выводу он пришёл, проанализировав доурартские топонимы Армянского нагорья, долины Арацани, равнины Муша, а также имена армянских правителей.[4] Поэтому показателен факт, приведенный также армянским лингвистом Н..Мкртчяном: оказывается, все без исключения герои древне-армянского эпоса «Давид Сасунский», включая главного героя, носят или чисто-семитские имена, или имеющие семитские языковые корни притом что армяне не относят себя к семитам[5].
В.Б.Пфаф, о котором выдающийся учёный-этнограф М.О.Косвен сказал, что «в истории этнографического кавказоведения и осетиноведения ему принадлежит видное место», писал об осетинах следующее:
«До объяснения этой языческой (осетинской) религии надобно прежде всего сказать, что так как осетины первоначально принадлежали к семитическому племени, то религия Зороастра не могла у них иметь успех, несмотря на то, что как нарты, так и аланцы были иранцы. У семитов каждый род представляет собой суверенное государство и имеет свою собственную религию. Семитические оссы, конечно, не знали еще Моисеевых законов, так как они жили на Кавказе ещё гораздо раньше XVIвека до Рождества Христова…».[6]
Последняя фраза из приведенной цитаты представляется очень важной для понимания этнической истории Кавказа: ассы-семиты жили на Кавказе в древнейшие времена и,разумеется, были далеко не единственными его обитателями. И поскольку невозможно провести чёткую этническую и временную границу между народами и племенами населявшими в древности Кавказ и Закавказье, историки и этнографы пришли к определению «пракавказское этническое единство». Касательно Иверии оно формулируется как то, что

«территория Иверии с древнейших времен была населена несколькими родственными племенами, которых древние авторы именовали собирательным «иверы»[7].
Евреи были одним из таких родственных плёмён, возможно, не самым большим, но самым известным — отсюда и название «Иверия».

Народ называвшийся «иверы» относился к коренному населению Восточного Кавказа и Закавказья и был до определённого времени доминантным среди родственных племён, поскольку дал название местности, в которой обитал.

Тем же, кто исходит «от обратного» и утверждает, что древние авторы называли земли Восточного Кавказа по имени поселившихся здесь еврейских изгнанников, напомним, что согласно «Таблице народов» страна Иверия существовала задолго до рождения Авраама.

К этому же заметим, что грузинский историк З.Чичинадзе, ссылаясь на материалы «Грузинской Летописи»,делает вывод: иврит как диалект арамейского языка был настолько распространён в древней Грузии, что им пользовалось и местное население. Добавим от себя: перемещение акцентов — вещь для истории обычная, когда факты и выводы приспосабливают к официальной версии. На самом деле могло быть и так: пра-иврит был исконным языком какой-то части коренного населения Кавказа (Иверии).

Иверия Пиринейская

1

Расположенную на Пиринейском полуострове Испанию, евреи называют Сфарад. Пиринейский полуостров известен и под другим именем — Иберийский.

Сфарад впервые упомянут в еврейской истории пророком Овадией. Осуждая жителей города Эдома, которые злорадствовали, когда разрушали Иерусалим и уводили его жителей в плен, Овадия предрекает Эдому гибель, а «дому Йаакова и Иосифа» возвращение в свою страну:

«И переселённые из войска сынов Израилевых завладеют землёю Хананейскою до Сарепты, а переселённые из Иерусалима, находящиеся в Сфараде, получат во владения города южные»[8].
Из текста Книги пророка Овадии нельзя понять, о каком событии идёт речь, но большинство комментаторов сходятся на том, что пророк говорит о разрушении Первого Храма вавилонянами:

«Тема пророчества Овадии — кара, ожидающая Эдом за открытое проявление враждебности к Иудее во время вавилонского вторжения, осады и падения Иерусалима в 586 г. до н. э.»[9].
Но Овадия «в раввинистической литературе отождествляется с упоминаемым в Первой книге Царств Овадией — управителем дворца при Ахаве и считается прозелитом из Эдома»[10]. Ахав же, сын Омри, правил Израильским царством в 874-852гг.до н.э., то есть за три столетия до разрушения вавилонянами Первого Храма и поэтому возникает большое сомнение в том, что Овадия, даже будучи пророком, повествовал именно об этом событии. Значит, пророк по имени Овадия или всё-таки, жил во время захвата Иерусалима вавилонянами, то есть в VIв., а не в VIIIв. до н.э., или он имел ввиду событие другое, случившиеся гораздо раньше — но таковых, когда нападавшим удалось прорваться в Иерусалим, известно всего два: вторжение в Иудею филистимлян и аравийских кочевников, которое произошло при царе Иеровоаме (848—841 гг. до н. э.)[11] и нападение царя Северного (Израильского) царства Иоаса на Иудейской царство при царе Иудеи Амасии (803—775 гг. до н. э.)
Но несомненно то, что ни филистимляне, ни аравийские кочевники, ни израильский царь Иоас иудейских пленников в неподвластный им Сфарад не ссылали. Поэтому и предположили, что наиболее вероятным кандидатом из известных захватчиков Иерусалима, кто такую акцию мог исполнить, был Навуходоносор. Но ведь и вавилоняне не имели никакого отношения к этой отдалённой от них части европейского континента — так с чего бы это им отправлять туда пленённых иудеев без никакой для себя пользы? Напротив, хорошо известно, что таковых расселили в Вавилоне и ближайших его окрестностях — это понятно и естественно. Так что Навуходоносор, по всей видимости, выполняет по данному поводу роль «бога из машины», с помощью которого объясняют не только сам факт присутствия евреев на крайнем западе Европы, но и причину там их появления.

Иными словами, если мы имеем ввиду принудительное расселение евреев на Иберийском полуострове, то это могло случиться не ранее конца II в. после завоевания его римлянами — значит, мы имеем дело с очередной исторической загадкой, но загадкой для нас и очевидным фактом для Овадии.

2

Уже говорилось о том, что при сыне Евера Пелеге Иверия стала «разделяться»: по каким-то причинам началась миграция населявших Иверию племён и народов:

«А у Евера родились два сына; имя одного — Пелег, ибо в его дни разделилась земля; а имя брата его — Йоктан»[12]
И вот здесь мы подошли к ещё одному важному моменту истории евреев, а именно к тому, что кроме Кавказской Иверии существовала и другая Иверия, которую называют Пиринейской или Испанской. Её упоминает Страбон в своём масштабном труде «География»:

«К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду, принадлежат и свеоны, которые превосходят своих соседей могуществом; и быть может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае, они господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой.. .Некоторые называют их также иверийцами — одинаково с западными (т.е.Пиринейская Иберия) — от золотых росписей, находящихся в обеих странах…. Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и незначительные пространства земли».[13]
Подобие национального имени и сходство элементов культур иверов пиринейских и иверов кавказских («от золотых росписей, находящихся в обеих странах») уже в далёком прошлом вызывало вопрос, каковой задаём себе и мы: что в данном случае первично: западная Иверия или восточная? Излишне говорить, что мнения по указанному поводу разделились. Тех, кто хочет узнать о них более подробно — отсылаем к специальной литературе и исследованиям, каковых предостаточно. Здесь же ограничимся выводом большинства исследователей этого вопроса о гораздо большей убедительности аргументов в пользу первородства Иверии Кавказской. Сторонником такого вывода был римский энциклопедист Марк Варрон(II-I вв..до н.э.), а также римлянин — Присциан Цезарейский (V-VIвв.н.э.), который в трактате «Грамматическое руководство» отмечал:
«Собственно, «hibеrеs» называется племя, выселившееся от иберов, которые живут за Арменией».
Причиной миграции кавказских иверов на запад могло стать стихийное бедствие — например, сильное землетрясение или череда их: библейскую строку о «разделении земли во дни Пелега»[14] вполне можно понять и так. Весьма вероятно, что какая-то часть иверов, обитавших на берегах Чёрного моря, спасались на кораблях и в стремлении уйти как можно дальше от гибельных мест, проплыв вдоль южного берега Европы, добрались до её западной оконечности. Но важно понимать и то, что, несомненно, не все иверы имели возможность покинуть родные места. Для лучшей ориентации в историческом времени отметим:
«Иберы — народ, живший на территории современной Испании, примерно с III-его тысячелетия до нашей эры. Также иберы в античных источниках — этническое название восточногрузинских племён, живших на территории Иберии (регион Картли, Восточная Грузия)».
Не будем забывать, что Пиренейский полуостров известен и под другим именем: Иберийский.

3

Выяснилось, что в качестве чьих бы-то ни было пленников евреи не могли оказаться на Пиринейском полуострове ранее II в., но Овадия ещё в VIII в. до н.э. знал о живущем в Сфараде народе, называющем себя иверами, каковых считал «сынами Израиля переселёнными сюда из Иерусалима». А почему и когда — для пророка не имело значения: он предвидел будущее, а не заглядывал в прошлое.

Выявленному противоречию искали решение

«Существует предположение, что страна Таршиш, упомянутая в книгах пророка Исаии, пророка Иеремии, пророка Иезекииля, Абдеса, Третьей книге Царств и Книге пророка Ионы, располагалась на Пиренейском полуострове, некоторые ассоциируют её с древней цивилизацией Тартесс, существовавшей здесь в I тысячелетии до н. э. Исходя из этого предположения, можно сделать вывод о том, что появление евреев на Пиренейском полуострове восходит ко временам правления Соломона.
Поддержка коммерческих отношений Израиля с Таршишом была вполне вероятна. В книге пророка Иезекииля (27:12) говорится: «Таршиш, торговец твой, по множеству всякого богатства, платил за товары твои серебром, железом, свинцом и оловом». Также этой торговле посвящены строки Третьей книги Царств (10:22): «в три года раз приходил Таршишский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов». Сразу после описания торговой империи Тира в книге пророка Иезекииля (27:12-14) следует упоминание о Таршише»[15]
Под Таршишем предлагают понимать

«Тарте;сс (лат. Tartessus, исп. Tartessos) — древний город, существовавший в южной Испании в I тысячелетии до н. э.. Сведений об истории города сохранилось немного, точно неизвестно даже его месторасположение (согласно большинству источников — в нижнем течении реки Бетис (современный Гвадалквивир)».
Да, время умеет разрушать — и всё же странно, что известный и, безусловно, крупный торговый город не оставил по себе никаких следов. Но может быть в Священных писаниях имеется в виду другой, расположенный не за Геркулесовыми столбами в нижнем течении Гвадалквивира, а существующий до настоящего времени город Тартоса в устье реки Эбро — к такому выводу подталкивает и само его название, и то, что утверждает и Иоанн Мариан в сочинении «Всеобщая история Испании»:

«Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришед в великом числе в Испанию, рассеялись, построили в оной Иберу повыше Тортозы и дали наименование той реке, которая подле течет, а после и всей провинции»[16].
Упоминание Таршиша связано с Книгой пророка Ионы:

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амитаеву: «встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». И встал Иона, чтобы бежать в Таршиш от лица Господня, и пришел в Яффо и нашел корабль, отправлявшийся в Таршиш, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Таршиш от лица Господа»[17].
Сам Иона не объясняет, почему «от лица Господа» он решил бежать именно в Таршиш, но его последующее признание:

«И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу» позволяет полагать, что он искал прибежища у единоплеменников.
События случившиеся с Ионой произошли не позже начала VIIв. до н.э., потому что «Ниневия разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским»[18].
А это, повторимся, означает, что евреи жили в Сфараде ещё до разрушения Первого Храма и там их нахождение не было связано с принудительным расселением.

В еврейских царствах о иберийских (пиринейских) евреях могли знать от соседей — финикийцев, имевших на те поры колонии в Сфараде. Также весьма вероятно, что финикийцы способствовали переселению по разным причинам евреев Иудеи в Сфарад, находя в этом свой резон: пользы для развития колоний сознательные переселенцы могли принести гораздо больше, чем рабы, от которых можно было ожидать чего угодно. Финикийцы расчитывали, что условия жизни на новом месте побудят мигрантов оставаться — и не ошиблись

4

Название «Сфарад» по всей видимости связано с ивритом. Эта оконечность европейского материка для его жителей представлялась (и считалась) границей обитаемого мира, потому что здесь начинался безбрежный и неизведанный океан. На древнем иврите «сфар» — граница, а отсюда, вероятно, и название «Сфарад».

Откуда взялось название «Испания»?

Существует старинная карта, на которой Испания выглядит как остров с изображением на нём кроликов. Но почему кроликов? Ответ находим у жившего в I в.до н.э. римского поэта Гая Валерия Катулла, который в одном из своих стихотворений упоминает некоего Эгнатия «из кроличьего края», а под «кроличьим краем», как следует из основанного на свидетельстве Плиния комментария к указанной строке, нужно понимать «испанскую Кельтберию (Кельтскую Иберию), где водился особый вид кроликов». На иврите «и-шафани»(«и-сапани»)-кроличий остров — Испания.
На юге Иверийского полуострова имеются и такие (предположительные) топонимические свидетельства присутствия здесь евреев:

Малага — от «малах» (моряк);

Кордова — от «хар дов» (медвежья гора);

Кадис — от «кадиш» (святой).

Не забудем и про впадающую в Средиземное море самую полноводную в Испании реку Эбро, чьё название, говорящее само за себя ( река была известна древним грекам под именем ;;;;;, римлянам — Hiberus) уж никак нельзя отнести на счёт финикийцев.
Примечания

[1] Быт.10/25
[2] Википедия
[3] Именно указанная путаница стала, например, основой «хазарской теории» происхождения восточно-европейской еврейской диаспоры,когда принявших иудаизм хазар объявили евреями.
По этой же причине из удостоверений личности израильтян была иключена графа «национальность», поскольку «иудеями» назывались и те, кто ни единого раза не был в синагоге.
[4] Капанцян Г., ИЛР, 2, 187, прим. 2.
[5] Н.Мкртчян.Семитские языки и армянский.Ереван.2005
[6] В.Б.Пфаф.Материалы для древней истории осетин.1871.
[7] Википедия
[8]Овадия 1-20
[9] Википедия
[10] «КЕЭ»т.6.с.98
[11] 4Цар.8:20-22;2Пар.21:8-10,16,17.
[12] Быт.10\25
[13] Страбон.География в 17 книгах.«XI,II,19»
[14] Напоним также,что Пелег в переводе с иврита означает «разделение», Йоктан-«уменьшение»
[15] Википедия.
[16] Мариана Х. де. Всеобщая история Испании. / Пер. с фр. А. Д. Голостенова. — Репринтное издание 1779–1782 гг. — СПб.: Альфарет, 2016. — 676 с., 2 л. карт. — (Серия «История Европы»).
[17] Книга Ионы.1\2-3
[18] Википедия

Опубликовано в Древности - Помечено Аркадий Гайсинский