Диалог

Ящик Инструментов
Диалог (греч. «разговор») — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя или более людьми; специфическая форма общения и коммуникации. В литературе диалог — органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений, например, в русской поэзии «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, и т. д., содержащие эстетическое и общественное кредо их авторов. Традиционно противопоставляется монологу.
Диалог как жанр на Среднем востоке и в Азии восходит к диспутам шумеров. Платон ещё более упростил эту форму, и свёл её к чисто аргументированному разговору. После Платона, диалог стал основным литературным жанром в античной литературе и далее, вплоть до современности.
Диалог позволяет делиться своим видением и опытом относительно сложных вопросов и проблем. Диалогический подход используется, чтобы помочь людям выстраивать более глубокое понимание спорных вопросов. Диалог — это не судейство, не взвешивание и принятие решений, а понимание и обучение. Диалог опровергает стереотипы, создает доверие и позволяет людям быть открытыми к перспективам, сильно отличающимся от их собственных.

Как пишутся диалоги?

Диалог является неотъемлемой частью любого рассказа, и писатели, как правило, стремятся к тому чтобы, диалоги, в рассказах, книгах, пьесах и фильмах звучали естественно, как будто разговор происходит в реальной жизни. Писатели часто используют диалог с целью передать информацию читателям таким образом, чтобы это было интересно и привлекательно для них. Пишите диалоги, понимая ваших персонажей, стараясь это делать просто и ясно, и прочитывайте их вслух, чтобы убедиться, что диалог звучит естественно.


1.Диалог прямой и опосредованный, яркий и блеклый.

- Привет, - сказал Джо Мэри.

Мэри оторвала взгляд от книги.

- Привет.

Джо нервно переминался с ноги на ногу. Он был уверен – в школной столовой на него сейчас смотрят все.

- Что делаешь, - спросил он.

- Читаю.

- Ух ты! И что читаешь?

- «Моби Дика».

- И как?

- Да так, про рыбаков.

Джо присел за стол, провёл пальцем по воротнику, вытирая пот.

- Я хочу тебя спросить кое о чём, - сказал он.

- Слушаю.

- Тебя уже кто-нибудь пригласил на выпускной бал?

- Я туда не собиралась.

- Да ты что? Туда все идут. Хочешь, пойдём вместе?

- Хм. Я обдумаю твоё предложение.

- Чего тут думать? Соглашайся! Я у отца машину возьму. Денег – завались…

- Звучит вроде неплохо.

- Поужинаем в пиццерии «У Бенни».

- Ладно. Я согласна.

Данный диалог написан в драматической форме. Он развивается вокруг конфликта, поскольку мы видим противопоставление желаний двух персонажей (он хочет пойти с ней на выпускной бал, она туда не рвётся). Конфликт доходит до кульминации, персонажи достигают гармонии.

И всё же диалог никуда не годится. Почему?
Во-первых, он блеклый. В данном случае мы имеем дело с прямым диалогом. В нём персонажи всегда говорят то, что думают. Не пытаются ловчить, острить, пускать в глаза пыль.


2.В хорошем диалоге персонаж выражает свои желания и мысли опосредованно.
Давайте попробуем этот же диалог сделать опосредованным:

- Придётся мне здесь присесть. Такова служба, - сказал Джо.

- Что? – Мэри оторвала взгляд от книги.

- Ага. Мне платят полтора доллара в час, чтобы я сидел с книгой в школьной столовой и служил всем примером.

- Садись, где хочешь. Мы в свободной стране.

Джо улыбнулся ей и произнёс:

-  Могу предсказать твоё будущее.

- И как же ты его узнал?

- Я гадаю по Таро.

- Я из семьи унитариев, так что в гадание по Таро не верю.

Джо извлёк из кармана колоду карт и принялся её тасовать. Наконец, он выложил одну из карт на стол.

- В восемь часов за тобой приедет машина марки «Шэ-ви Нова».

- Да ну…

- За рулём будет сидеть сногсшибательный молодой человек в белом смокинге.

- И куда он меня повезёт?

- Он тебя отвезёт на выпускной бал.

- Класс! Это тебе всё карты поведали?

- Да, но всё я тебе рассказывать не собираюсь, - он убрал карты в карман. – Не люблю портить сюрпризы.

- Ты меня приглашаешь на свидание?

- Ты согласна?

- Тебе ведь всё должны были рассказать карты. Так что ты всё знаешь.

Перед нами опосредованный диалог. Поэтому он кажется нам, куда, как интересней. Диалоги между персонажами, действующими на пределе возможности, всегда опосредованы. В телевизионных комедиях положений почти все диалоги – прямые. Поэтому часто навевают скуку.

В результате работы над диалогами персонажи получаются остроумней, очаровательней, образованней, чем вы сами. Как такое возможно? Всё дело во времени. Поступки и речь кажутся спонтанными. Мы считаем персонажи настоящими людьми, которые говорят и делают умные вещи: "Джо сунул карты в карман и пошёл болтать". Автор книги, быть может, провёл двое суток без сна, раздумывая, каким образом Джо произведёт на Мэри впечатление. А читателю должно казаться, что герой произнёс свои слова спонтанно.


3. Вы непременно заметите, что с разными людьми все мы общаемся по-разному, и этот момент следует учесть, когда вы сядете за работу.


4.Обыденные слова, например «привет», «до свиданья» необязательно писать постоянно. Некоторые диалоги можно начать с середины беседы. В этом случае необходимо выявить связь между предыдущими и настоящими событиями.


5. Полностью раскройте ваших персонажей.
Что нужно сделать до того, как вы вложите в уста героев слова? Правильно, понять их от и до. Вам, автору, необходимо знать манеру разговора героя, равно, как и все особенности, что с этим связаны: возраст, пол, образование, религия, среда обитания, общественное положение, тон голоса – все это оказывает влияние на речь. Сами понимаете, что девочка из маленького моногорода, затерянного в Сибири, будет говорить совсем не так, как говорил бы, скажем, сын видного партийного деятеля.
Наделите каждого из героев характерным голосом. Далеко не все ваши герои будут говорить, используя одинаковые слова и речевые приемы. Пусть каждый (хотя бы каждый важный) персонаж звучит по-своему!


6. Следует избегать написания неправдоподобных диалогов. Они, конечно, вашу историю не «убьют», но читателя могут и оттолкнуть. Вы же, будучи писателем, стремитесь произвести на читателя в корне иной эффект, не так ли? Да, спорить не станем, иногда даже неправдоподобные диалоги нужны – но очень, просто очень уж редко.

Все просто: пример диалога, построенного из шаблонных фраз по очевидным лекалам.

- Привет, Маша, ты выглядишь грустной, - сказал Ваня.
 
- Да, Ваня, сегодня мне грустно. А хочешь ли ты, Ваня, узнать, почему мне грустно?

- Да, Маша, я бы хотел узнать, почему тебе сегодня грустно.

- Мне грустно, потому что моя собака заболела, а это напоминает мне о том, что два года назад умер при загадочных обстоятельствах мой отец.

Скучно и чопорно, не так ли? А как это исправить? Да хотя бы так:

- Маш, случилось что-то? - спросил Ваня.

Маша пожала плечами, не сводя отсутствующего взгляда с окна.
 
- Пёс мой заболел. Никто не знает, что с ним.

- Сочувствую, конечно, но… Маш, пёс-то старый уже. Может, возраст?

Маша сцепила руки.

- Знаешь… просто… врачи бы сказали.

- Ветеринары? - поправил её Ваня.

- Да. Типа того.

Почему второй вариант лучше первого? Он не переводит читателя сразу к Машиным мыслям о покойном отце, он позволяет повествованию раскрыться постепенно, что особенно заметно в момент Машиной оговорки про врачей-ветеринаров.

Где же, спросите вы, уместны неправдоподобные диалоги? О, ответ вас удивит. Во «Властелине колец» Р.Р.Толкиена. Да, там диалоги порой бывают очень даже реалистичными – особенно в те моменты, когда говорят хоббиты, однако в общем, звучат там диалоги весьма возвышенно и неправдоподобно.
В чем секрет успеха (весьма, кстати, по мнению многих людей спорного)? В том, что такая манера повествования характерна для старых эпосов, лежащих в основе английской культуры – вроде того же Беовульфа. Авторам, обращающимся в своём повествовании к тем временам, стоит обратить внимание на стиль разговора.


7.Вводные глаголы или пояснения, вроде: «он сказал» или «она ответила следует время от времени менять. Существует целый ряд действий, подразумевающих ответ или высказывание:

Шепнул/а:
- Зачем ты это сообщил мне? – грустно шепнула Света.

Согласился/ась:
- Да, поедем, будет чудесно! – согласился Иван.

Вот краткий перечень таких слов: спросил, прервал, обрадовался, огорчился, ответил, прочёл и. т. д. Возможно вместо них использовать сопроводительное действие. Например:

- Интересно, кто это говорит? – приостановился Жучок.

- Кажется, это со мной говорят, – повёл усиками Жучок.

– Но кто из них обращался ко мне? – стало любопытно Жучку.

- Это вы говорили со мной? – повернулся к ней Жучок.

- Кто это говорит со мной? – стал сердиться Жучок.

(из сказки «Жучок и травинка» Григория Тер-Азаряна)


8. Диалог должен передавать информацию читателю или зрителю. Собственно, диалог – замечательный инструмент, позволяющий автору передать особенности развития характера персонажа или какие-то сведения о герое, которые в ином случае остались бы незамеченными читателями.

Не стоит уделять много внимания небольшим диалогам, ведущимся по пустячным темам вроде погоды, пусть даже в реальной жизни мы ведём их довольно часто. Такого рода диалоги уместны в одном случае – когда нужно нарастить напряжение в сцене.
 
Например, первому герою нужна конкретная информация от второго героя, но тот, второй настаивает на соблюдении формальностей и медленно, не спеша расспрашивает первого о погоде, здоровье, делах, особенностях посадки картошки в суглинистых почвах и ценах на бензин. В общем, заставляет ваших читателей напрячься в ожидании самого интересного.


9.У диалога непременно должна быть цель. Всегда спрашивайте себя, зачем вы пишете диалог, что он добавит к истории, что узнает из него читатель. Если у вас нет ответа на эти вопросы, то вам не нужен этот диалог.


10. Диалог – это не свалка информации.

 Это, кстати, распространенная проблема. Вам может показаться, что нет лучше способа передать читателю те или иные сведения, чем вывалить их на него в диалоге сразу одним куском. Это вам только кажется, поверьте! Время от времени в тексте должны встречаться и фоновые сведения!

Вот пример того, как писать не надо:

Маша повернулась к Ване и сказала:
 
- Ох, Ваня, помнишь ли ты, что, когда отец мой загадочной смертью умер, всю семью мою из дома выгнала злая моя тётка Агата?

- Помню я это, Маша! Тебе было всего 12 лет, а пришлось бросить школу, чтобы помочь семье свести концы с концами.

Как это можно исправить? Ну, хотя бы так:

Маша повернулась к Ване, на лице ее была мрачная гримаса.
 
- Тётка Агата сегодня звонила.

- Это - та, которая вас из вашего же собственного дома выставила? – удивился Ваня. - И чего ей надо было?

- Вот без понятия. Правда, она там что-то бубнила про смерть моего отца…

- Что-то? - Поднял бровь Ваня. - Ей кажется, что отцу… помогли умереть?..


11. Не забудьте про контекст.

Разговоры, особенно в художественных произведениях, многогранны (или многослойны – смотря как взглянуть). Так как в один и тот же момент времени происходит более одного события, вам нужно все это отразить.

Тут к вашим услугам сразу несколько способов. Допустим, ваш герой хочет сказать что-то вроде: "Ты мне нужен". Постарайтесь, чтобы ваш герой сказал это… но не прямым текстом. Например:

Ваня направился к своей машине. Маша коснулась его плеча, она нервно закусила губу.
 
- Ваня, я... ты… тебе точно уже пора? - спросила она, убирая руку. - Мы всё ещё не разобрались, что будем делать.

Не заставляйте ваших персонажей говорить всё, что они думают или чувствуют. Это будет перебором, который не оставит места тонкой психологической игре.


12. Пусть ваши герои спорят, пусть говорят неожиданное – но лишь до тех пор, пока это соответствует их модели поведения.

Диалог должен быть интересным, а если все только и будут, что соглашаться, кивать и отвечать на простейшие вопросы, то вряд ли кто-то найдет это чтиво увлекательным.

Нужно насытить диалог действием, не забудьте про это. Общаясь, люди вертят что-то в руках, смеются, моют посуду, обходят ямы на дорогах и так далее. Добавьте все это к диалогу, оживите его!

Пример:

- Ну, ты же не думаешь, что здоровый мужик, вроде твоего отца, может просто так вот заболеть и умереть? - сказала тётка Агата, сухо кашлянув.

Маша, не без труда сдерживая себя, чтобы не сорваться, ответила:

- Иногда люди болеют.

- Ага, а иногда им в этом помогают доброжелатели.

Голос тетки звучал столь самодовольно, что Маше захотелось дотянуться и придушить её телефонным шнуром.

- Хотите сказать, что отца убили? И вы даже знаете, кто?

- У меня есть соображения на этот счет. Но вот тебе лучше самой подумать, что да как.

13. Прочитайте диалог вслух. Это даст вам возможность услышать его звучание. Вы можете внести изменения на основании того, что вы слышите и читаете. Главное, отложите перед проверкой текст на какое-то время в сторону, иначе вы просто не сможете заметить ошибки, к которым привыкли за время работы над диалогом.
Пусть надежный друг или родственник прочитает ваш диалог - свежий взгляд на проблему, так сказать, поможет вам выявить слабые места текста.

Удалите слова или фразы, которые не являются необходимыми для беседы или рассказа. Пусть ваши герои говорят меньше, но в их словах будет заложена глубина.
 
Например, не стоит писать что-то вроде:
 
- Поверить не могу, что именно дядя Евлампий убил моего отца, подсыпав ему яд в коктейль! - сказала Маша.

Напишите проще:
 
- Поверить не могу, что дядя Евлампий отравил моего отца!


14. Пунктуация.

- Если высказывание героя и действие, героем предпринятое – суть два разных предложения, то отделяйте их точкой или пишите действие с новой строки.

Пример:

- Кажется, и солнышко стало ярче, – прошептал он. – Нет, не такой уж и плохой.
День, даже можно сказать хороший, отличный день.

Ему стало весело, и жужжание усиливалось. Ещё мгновение, и он радостно рассмеялся.

Или

- Конечно, мы друзья, – ещё больше обрадовался Жучок. От этого его крылышки стали ярче и красивее. Он и не заметил, как взлетел. («Жучок и травинка» - Г.Тер-Азарян)

Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

а). Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
А: – Р.
А: – Р!
А: – Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:

– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

или

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце». ( Гоголь)


б). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а.
– Р! – а.
 – Р? – а.
- Р… - а.
 
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

или

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

в). Прямая речь или реплика разрываются словами автора:

– Р, – а, – р.
– Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

или
 
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

Или

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши. – Несуществующих. (Гоголь)

или
 
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши. – Несуществующих».

 
г). Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.

А:
– Р! – а.

А:
– Р? – а.


Или

А: «Р», – а.

А: «Р!» – а.

А: «Р?» – а.


Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошёл к окну… (Драгунский)

или

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошёл к окну.


Статья основана на материалах из Википедии и Грамота.ру.