Пасьянс со свечками и торговля в храме

Смирнов Александр Алексеевич
Оригинал с фото здесь www.golden-ship.ru /publsvechi_pasjans_torgovlja_v_khrame /1-1-0-190 (убрать пробелы)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем в наших храмах продают и ставят свечи? И нужно ли православному покупать и ставить у икон свечи? А ведь это превращается в определенный ритуал со своими знатоками и ревнителями правильности исполнения этого «обряда». Так приходилось наблюдать, что перед тем как поставить свечу в подсвечник ее снизу греют пару секунд над горящей свечой и потом ставят в подсвечник. Приходилось слышать возмущенные шопотки, что мол та или эта снизу свечи поджигает. Не очень понимаю, как это выглядит и что это значит, но, вероятно, ритуал размягчения свечи если продлится дольше пары тройки секунд, то свеча может и загореться снизу. И это воспринимается «ревнителями» как какое-то колдовство или «святотатство» (конечно, если предполагать, что это делается сознательно).
Еще умиляют женщины, которые стоят при подсвечниках. Причем, если в храме довольно много служащих-женщин, то подсвечники, как правило, распределены – каждая стоит у своего и с серьезнейшим видом всю службу поправляет, переставляет свечи, тушит, скидывает в специальную коробочку и трет подсвечник или пол возле него. Я последнее время стою на службе с закрытыми глазами, чтобы не видеть этого. Но, все равно, иногда глаза открываешь-то. Не хочу видеть этого, но вижу. Извините.
Все стоят, молятся (ну, или пытаются), а бабуля ногой наступив на железную губку натирает пол, или «играет» свечками: сгоревшие переставляет ближе к себе, а длинные – ставит дальше. Такие манипуляции со свечками идут всю службу.

Раньше свечи догорали до основания и бабульки их выковыривали отвертками. Теперь видно поступило новое Ц.У. и они их тушат хотя еще до основания сантиметров 5.  Иногда свечи   ставят прихожане, а иногда сами бабули приносят связки свечей из своей церковной лавки. Я это могу объяснить так, что у храма существуют определенные обязательства перед епархией, и план по выкупу какого-то количества свечей, иначе, зачем их жечь бесплатно, не продав? Видимо их надо сжечь, чтобы освободить место для новой партии свечей, вот и несут бабули связки свечей на «свои» подсвечники из церковной лавки. И это выглядит вообще карикатурно: сами жгут, сами играют ими в пасьянс и считают, верно, (судя по серьезным лицам), что делают, что-то очень важное. Вместо Литургии – какая-то бессмысленная работа. Или кто-то думает, что Богу нужны наши свечи? Или они нужны святым? “Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”. Забыли. Подменили какими-то ритуалами. А с учетом, того что свечи продаются, то можно сказать, подменили служение Богу служением Маммоне.  Или не так?

Конечно, горящие свечи - это красиво, это символично и это традиция. Но, когда на первое место выходит продажа свечей, а не сбор пожертвований, и когда продажа идет внутри храма и тем более во время Божественной Литургии - это уже служение Маммоне, маскирующееся под служение Богу! И мне жаль бабушек, которые искренне, думаю, верят, что делают важное и душеспасительное дело. И никто им не разъяснит, что этой деятельностью, они, может быть, больше себе вредят. И я не осмелюсь разъяснять это в своем храме, боюсь быть побитым. Шучу.

Может быть, чтобы немного очистить свою совесть, пишу эту статью в надежде, что кто-то из служителей Церкви или бабушек это прочтет, и может быть о чем-то задумается. Священник может подумает о том, что надо больше надеяться на Бога, чем на себя и скупых прихожан, и может быть стоит запретить торговлю в храме, или убрать прайс? Может быть прихожане станут больше класть в ящик для пожертвований, если их не контролировать и не совать им сдачу? А бабушки, может быть, осознают, что они не лучше всех остальных, что перетасовывание свечек не делает их ближе к Богу. Что может тот калека-пьяница у порога храма ближе к Богу, чем мы, придумавшие себе бесполезную работу, и новые обряды (имею в виду только свечи)? Что торгуя свечами и требами в храме они зарабатывают себе болезни и скорби? Вы, может быть, видели кое-где распечатывают и вешают такое объявление: "Разговаривающим в храме посылаются скорби". А не тем ли более  нарушающим запрет Христа на торговлю в храме? 

"Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников". (Марк. 11:15-17) Голуби - это наши сегодняшние свечки! Голубей приносили в жертву Богу те, кто не мог принести больше - овцу или вола (Луки 2: 22-24). Так вот, Христос "поганой метлой", то есть, бичом, изгоняет торговцев свечками (пардон, голубями) из храма как об этом написал Иоанн:

"И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.  И сказал продающим голубей (торгующим в церковной лавке): возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Иоанна 2: 15-16)

Не будут ли посылаться скорби торгующим, и нарушающим слова Христа? Священники, вы хоть понимаете на что вы толкаете бабушек или своих матушек, если они торгуют внутри храма? Вопрос риторический, не требующий ответа.

Я тоже раньше покупал и ставил свечки. Но потом торговля в храме меня начала напрягать. «Купи-продай» не прекращается и во время Литургии. На стойке написано: «примерное пожертвование», и дальше прайс на свечки и требы. Но когда пытаешься дать больше – тебе суют сдачу. Сдачу – с пожертвования! Это я иронизирую. При наличии прайса с ценами, при работнице, дающей тебе сдачу, какое же это пожертвование? КОГО МЫ ПЫТАЕМСЯ ОБМАНУТЬ?!? Это что за фарисейство?

После некоторых душевных терзаний, решил перестать пользоваться услугами церковного магазина. Просто на каждой службе кладу пожертвование в ящик – я теперь так «ставлю свои свечи», и так же «заказываю» поминовения.   

Понятно, что Церкви надо жить. И живет она с торговли и пожертвований. Но есть ведь примеры, когда лавки выносятся в притвор или в идеале – на улицу. И я видел некоторые храмы, где торгуют только до службы. С началом Литургии лавка закрывается. Но не везде так. У нас в храме – не так. Странно это и не честно. Женщин в брюках гоняют – а сами в храме торгуют.  Грустно.
Были на Кипре в Кикском монастыре, где находится знаменитая Кикская икона Божией матери. Там интересная практика со свечами. Экскурсовод говорит: если хотите, можете купить свечи. Потом подходите к монаху, который стоит в одном месте. Даете ему свечу, он ее поджигает и тут же тушит и отдает вам. Всё! Считайте, что вы свечу поставили! Ай, да, красавцы! Это ведь, небось, для наших придумали. Хочешь свечку купить и зажечь – пожалуйста. Только гореть она будет две секунды, дальше вези ее домой и будь счастлив – ты свечку поставил в Кикском монастыре.
Еще одно наблюдение: в Греции и на Кипре подсвечники – это коробка с песком. Отличная штука – отпадает необходимость в «свечном прислужнике».

А в этом году довелось побывать в Черногории. Там юрисдикция Сербской Православной Церкви. Вот тут меня еще больше порадовало. Свечи в храмах вообще не ставят. Возле храма на улице построена будка с крышей, где насыпан песок и налита вода. Свечи ставят в песок с водой. Они там сами себе горят, а вода тушит их, когда они доходят до уровня воды. Вообще прекрасно. Полная «автоматизация». Женщинам уже не нужно обслуживать подсвечники. Хотя, думаю, многим нашим бабушкам это не понравилось бы. Ведь пришлось бы молиться или хотя бы пытаться молиться. Куда проще всю службу играть в пасьянс со свечками.

P.S. в Сретенском монастыре в Москве за свечи денег не берут. Свечи есть – бери сколько хочешь. И тут же стоит ящик для пожертвований – клади, сколько не жалко. Отец Тихон – спасибо! Я можно сказать получил моральное удовольствие от этого факта отсутствия торговли. И в ящик положил больше чем заплатил бы за свечи у нас – просто на радостях. Еще порадовало, что в новом храме Новомучеников Российских на территории того же, то есть Сретенского монастыря, подсвечники как на Кипре – с песком. Еще одна приятность. Жаль только  я живу далеко от Москвы, и ходить буду продолжать в свою церковь. Буду и дальше пытаться молиться с закрытыми глазами.

 

 

Александр Смирнов. Ред. Golden-Ship
Прихожанин одного из подмосковных храмов.

 

 В одном из католических храмов поставили такую штуку. Кидаешь монетку и загорается лампочка. И горит какое-то время. Потом тухнет.

К чему это я? Печально все это.