Температура тела человека. Золотая пропорция?

Александр Ивашкевич
       Свобода воды быть жидкой ограничивается интервалом температур от 0 до 100 градусов по шкале Цельсия или от 273,15 до 373,15 градусов по абсолютной шкале температур Кельвина при давлении в 1 атмосферу или 101 325 Па.
       А вы знаете почему температура тела всех теплокровных животных лежит в довольно узком температурном интервале?
       В среднем, температура тела млекопитающих варьируется от 35,5 до 39 градусов. Помимо кошек и собак, в категорию "горячих" животных попадают лошади (38,5), коровы (38,5) и свиньи (39,1). Температура тела птиц может достигать 43 градусов. Это объясняется повышенной активностью пернатых.
       У утконоса примечательно низкий метаболизм по сравнению с другими млекопитающими; нормальная температура его тела — всего 32 °C. Однако при этом он прекрасно умеет регулировать температуру тела. Так, находясь в воде при 5 °C, утконос может в течение нескольких часов поддерживать нормальную температуру тела за счёт увеличения уровня метаболизма более чем в 3 раза.
      Итак, почему температура у теплокровных животных и, соответственно, у человеческого тела такова, какова есть? В пределах 35-42 градусов по Цельсию. Об этом многие задумывались. Я как-то, даже, будучи м.н.с. кафедры "Физической химии и электрохимии" под руководством выдающегося, мирового уровня учёного, академика  Михаила Ильича Усановича в Казахском Государственном университете им. С.М.Кирова , я  был рецензентом доклада на семинаре кафедры - одного "хоббита", - ну хобби у него было такое - заниматься физической химией - на тему: почему именно 36,6 градусов по шкале Цельсия стала температурой человеческого тела. Потом он ещё свои мысли опубликовал в журнале "Химия и жизнь" ( 1978, № 8, с. 102.). Кандидат, тогда, геолого-минералогических наук.  О.В.Эстерле.
      Затем наши с ним публикации как-то оказались  рядом в этом журнале: я опубликовал заметку под названием "Почему взрываются звёзды" (Химия и жизнь, 1987, № 7, с. 28-29. А он - "ЭВМ состоят из атомов...".)
      Я на том семинаре  сильно раскритиковал этого Отто Эстерле под самый корень...  Ну там была, полная муть как с  моей точки зрения, так и термодинамики! Сейчас он в Германии умствует. Или уже помер. Не знаю.
      Недавно  я обнаружил, что температура человеческого тела полностью по её величине  отвечает "золотой пропорции". Вот так!
      Многие масштабные  отношения природных объектов и процессов часто близки в отношение  целого к их большей части или к отношению большей части целого объекта к его  меньшей его части - и это равно числу 1,6180339887...  Об этом имеется огромная литература. Не буду это повторять. Числа Фибоначчи...
       Золотая пропорция - это универсальное проявление масштабной гармонии во всём. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, где есть состав и структура и с чем может соприкоснуться человек. А это есть во всём!
      В округленном процентном значении пропорции  целого и его большей части или этой большей части и меньшей  -  соотносятся как 62% на 38%. Это соотношение действует во всех структурных формах пространств,  времени и естественных процессах.
      Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии.
      Некоторые учёные  рассматривают золотое сечение как "ассиметричную симметрию", называя его, в широком смысле, универсальным правилом, отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.
      Представление о золотых пропорциях имели и древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге "Божественная пропорция" (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи.
      Пачоли считал, что  в золотом сечении содержится "божественное триединство": малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух. Чушь, конечно. Но... Всё же построено на аналогии!
      Непосредственным образом с правилом золотого сечения или пропорции  связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из практических задач  размножения кроликов этот ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. Каждое последующее число есть сумма двух предыдущих!
      На соответствие  этой последовательности цифр к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: "Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности".
      Сейчас ряд Фибоначчи - это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.
      Леонардо да Винчи также много своего внимания посвятил изучению особенностей золотой пропорции, скорее всего, именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в "золотом" отношении.
       Со временем правило "золотого сечения"  превратилось в академическую рутину, но философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул этой пропорции  вторую жизнь.
      Он довел до абсолюта представление о пропорции золотого сечения, сделав его универсальным для всех явлений окружающего мира. Его количественный подход к "гармонии" и "математическое эстетство" вызывали много критики среди учёных.
      Но, как свидетельствовала практика, не вдаваясь в  математические расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить практически во всех явлениях природы.
      Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, имеется золотая пропорция и в геометрических параметрах яиц, - если провести через них линии - через узкую и наиболее широкую части.
      Белорусский ученый Эдуард Сороко, изучавший  формы золотых пропорций в природе, отмечал, что всё растущее и стремящееся занять свое место в пространстве, наделено отношениями  золотого сечения. По его мнению, одна из самых интересных форм -  это закручивание по спирали.
      И в архаические времена  Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас применяется в технике.
      Гёте отмечал стремление природных процессов и структур  к спиральным формам, называя спираль "кривой жизни".
      Сейчас строго  установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе отношения ряда Фибоначчи.
      Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения. Не всегда явно это осознавая. Человек может служить образцом формы  для проверки законов золотой пропорции. Конечно,  далеко не у всех людей пропорции математически идеальны, что естественно и создает некоторые сложности с подбором одежды. Чтобы скрыть несоответствия отдельных пропорций человека  с "золотым сечением".
      В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях.
      Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо да Винчи таким образом пытался установить оптимальные пропорции человеческого тела.
      Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя "Витрувианского человека Леонардо да Винчи , создал собственную систему "гармонических пропорций", повлиявшую на эстетику архитектуры  всего XX века.
      Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, измерил порядка двух тысяч человеческих тел, и также множество античных статуй и пришёл к выводу, что "золотая пропорция" выражает среднестатистический закон гармонии.  В человеческом теле ей подчинены практически все соотношения частей  тела. Главный показатель золотого сечения - это деление тела точкой пупка!
      В результате измерений установлено, что пропорции мужского тела отвечают отношению 13:8, что несколько  ближе к "золотому сечению", чем пропорции женского тела – 8:5?! Но мы то сейчас знаем - всё определяется правильностью образа жизни!
      Художник Василий Суриков говорил,  "в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика". Художники следовали этому закону интуитивно, но после работ Леонардо да Винчи процесс создания художественных произведений уже не обходится без рационального решения геометрических задач. Так, Альбрехт Дюрер для определения точек "золотой пропорции" использовал изобретенный им пропорциональный циркуль.
       Искусствовед Ф.В.Ковалев, исследуя геометрические соотношения в картине Николая Ге "Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском", обнаруживает, что каждая деталь полотна, - камин, этажерка, кресло или сам поэт,- строго отвечают золотой пропорции.
      Исследователи золотого сечения  изучают и замеряют шедевры архитектуры, находя, что они стали "шедеварами" благодаря тому,  что создавались по золотым канонам: это и  Великие пирамиды Гизы, и Собор Парижской Богоматери, и Храм Василия Блаженного, и Парфенон... И так далее!
      Сегодня при любом использовании  пространственных форм профессионалы следуют  пропорциям золотого сечения, поскольку они обеспечивают  "приятное"  восприятие произведения и вызывают у зрителя положительное эстетическое ощущение.
      Формы временного искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотой пропорции. Например, наиболее популярное количество строк, как выяснили искусствоведы, в стихотворениях позднего периода творчества Пушкина отвечает ряду Фибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34. "Работает" правило золотого сечения и в других произведениях Пушкина. Так кульминационным моментом "Пиковой дамы" является  сцена взаимоотношения Германа и графини, заканчивающаяся смертью последней. В повести 853 строки, а кульминация приходится на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечения. Но кто, кроме "искусствоведов", может это заметить?
      Музыковеды  обнаружили соответствие соотношений золотой пропорции и музыкальных интервалов в произведениях Иоганна Себастьяна Баха.
      Это справедливо и в отношении выдающихся творений других композиторов, где на соотношение  золотой пропорции приходится наиболее чувственное музыкальное звучание.
      Кинорежиссер Сергей Эзейнштейн сценарий своего фильма "Броненосец Потёмкин" сознательно коррелировал  с правилом золотого сечения, разделив ленту на пять частей. В первых трех разделах действие разворачивается на корабле, а в последних двух – в Одессе. Переход на сцены в городе и есть золотая середина фильма.
      Перечисление фактов и наблюдений можно продолжать долго...
      Но, вернёмся к температуре тела живых организмов. Она как раз и отвечает "золотой пропорции", если использовать абсолютную шкалу температуры Кельвина между температурой замерзания воды - 273,15 К - и температурой её кипения - 373,15 К. Конечно, вычисляется не точно 36,6 по Цельсию. Но близко. Как у курицы...  Для всех теорий подобное  несоответствие имеет место и право быть.
     Смотри работы Пола Фейерабенда...