Право на льготы и социальные гарантии

Аникеев Александр Борисович
     "Первая награда за справедливый поступок - это осознание для себя его значимости!  Именно стремление к самоуважению часто порождает справедливые поступки, определяет для себя справедливые правила и служит первым мотивом для постоянного соблюдения этих правил. А несправедливые поступки постоянно вызывают чувство страха расплаты за них."
      Дэвид Юм.


           В современной России пока не происходят прогрессивные социальные преобразования в экономической, политической и правовой сферах в интересах всего народа. А если в обществе не меняются законы и юридические нормы социально-экономических взаимоотношений в сторону развития гуманизма, равноправия и социальной справедливости для всего населения, которые регламентируют данные отношения, то и говорить о каких-то прогрессивных сдвигах в сторону развития социальной справедливости не имеет смысла. Поэтому в капиталистическом обществе, то есть в обществе с монополией капитала и товарно-денежных отношений, в отличие от общества с монополией законов о социальных гарантиях по своему вкладу в экономику общества, люди разделяются на имущих и неимущих, то есть на обеспеченных всем необходимым для благополучной жизни, и на необеспеченных или малоимущих, даже имея относительно приличную зарплату.

          В России сложились такие условия формирования рыночных механизмов, которые  господствуют в государственном управлении и становятся не административными, а экономическими методами давления, что основано преимущественно на системе  налогов, штрафов и незначительных льгот, когда их роль давления на население резко возрастает, а социальных гарантий становится всё меньше и меньше. Жизнь людей сейчас зависит во многом именно от налогов и штрафов в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение, штрафы и некоторые льготы для определённой категории людей – вот основные функции Российского государства. А о социальных гарантиях хотя бы в социально-бытовой сфере жизни граждан России по количеству и квалификации их труда, или хотя бы доплат к зарплате пропорционально труду и  социально-бытовых условий жизни трудящихся, как это делается в социально развитых странах,  что-то мало слышно. А отсутствие таких гарантий создает и определённый негативный морально-психологический климат в обществе, что может служить причиной гражданского неповиновения, роста преступности и социальных беспорядков.


            Основные социальные гарантии и компенсации, которые должны быть предоставлены сотрудникам по ТРУДОВОМУ  КОДЕКСУ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ:

1. Предоставление и оплата больничного листа.
2. Предоставление и оплата ежегодного отпуска (28 дней).
3. Социальное страхование.
4. Оплата командировочных.
5. При разъездном характере работы оплата расходов на транспорт.
6. При совмещении работы с обучением. За время обучения должна быть выплачена компенсация.
7. Компенсация при вынужденном прекращении работы не по вине сотрудника.
8. Компенсация при понижении или переводе сотрудника на работу с более низкой зарплатой.
9. Компенсация, если произошел несчастный случай на производстве.
10. В определенных случаях прекращение действия трудового договора.
11. Если направили работника на повышение квалификации, то необходимо компенсировать ему отсутствие на рабочем месте.
12. Компенсация прохождения медосмотров.
13. Компенсация в случае, если человек стал временно нетрудоспособен.

        Также в ТК РФ (в ст. 170, 172) прописаны гарантии для работников, выполняющих государственные или общественные обязанности, например сдача крови или выступление свидетелем в суде.
         Всем гражданам России нужно помнить о том, что это обязательные гарантии и они не являются дополнительным социальным обеспечением. Если вы осуществляете деятельность в педагогической сфере, то тут нужно знать следующее: работники через каждые 10 лет непрерывной работы имеют право на год отпуска для написания учебной литературы. Им можно предоставить как полную, так и частичную зарплату на период отпуска, или отпустить педагога «ни с чем». Все это предоставляется по заявлению сотрудника и форма оплаты определяется по договору при соответствующей рекомендации совета педагогического коллектива.
          Хочется отметить, что социальная поддержка персонала может осуществляться за счет прописанного коллективного договора, в котором будут гарантированы безопасные условия труда. Там прописаны различные компенсации: что, для чего, почему. В каждой организации есть свое положение о социальной поддержке работников.
          Социальная поддержка персонала может осуществляться за счет прописанного коллективного договора, в котором будут гарантированы безопасные условия труда.


          Женщины с детьми.

        Вы, наверное, знаете, что отказать женщине, имеющей ребенка, в работе – это как минимум незаконно. Есть еще несколько правил, касающихся этой темы:
1. Если соискательнице труда и ее ребенку не исполнилось 1,5 лет, то испытание при приеме на работу для нее не устраивается.
2. Если ребенок сотрудницы не достиг 3 лет либо она мать ребенка-инвалида, то вызвать ее на работу в ночную смену или сверхурочно вы можете только с ее письменного согласия.
3. Если работница находится в отпуске по уходу за ребенком, то имеет право выйти на работу на неполный день или выполнять работу дома, при этом пособие должно сохраниться.
4. Если ребенку работающей женщины нет еще 1,5 лет, то ей должны предоставляться, помимо основного перерыва на обед, еще и перерывы для кормления ребенка каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут. В случаях если детей двое и более – то не менее одного часа.
5. В период отпуска по уходу за ребенком закон требует сохранить за сотрудницей ее рабочее место без перерывов в трудовом стаже. .


            Конечно, есть некоторые льготы и малоимущим, которые являются социальной мерой, в чём и проявляется их общественная ценность.  Но в сегодняшней, весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы социальной защиты населения с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и материально поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные малоимущие слои населения.

           Эти льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, в развитии местного самоуправления и прочего, только воспользоваться ими многие не могут в силу юридической безграмотности большей части населения и чиновничьего беспредела...

            А некоторые льготы зачастую могут быть поводом, вызывающим упорную борьбу, доходящую до кровавых разборок. Примером того могут служить факты, связанные с Национальным фондом спорта, с Российским фондом инвалидов войны в Афганистане и им подобные разборки.
 
            В настоящее время как никогда важно требуется найти «лекарство» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом.

          Правовая наука пока не обращает особого внимания на институт социальных льгот и гарантий, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории таких правовых норм, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.


          Среди социальных проблем особое место занимает проблема по обеспечению населения социальными гарантиями и льготами, поскольку эта проблема носит юридический, политический, нравственный, социологический и экономический характер. Отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в сфере установления и реализации социальных гарантий и заслуженных льгот - одна из основных проблем в текущий период в России. Прежняя система социальных выплат и льгот, построенная на уравнительных принципах, доказала свою неэффективность.    Однако и действующая сегодня подобная система также не позволяет справедливо перераспределять материальные и финансовые ресурсы в пользу наиболее нуждающихся граждан в помощи государства.

         Гарантии и льготы предоставляются чаще всего по категорийному принципу, независимо от материального положения и потребностей их получателей. Отсутствует четкое разграничение полномочий и источников финансирования предоставления льгот между различными уровнями бюджетной системы страны, что приводит к размыванию ответственности и к дисбалансу между обязательными социальными расходами и возможностями их финансирования: региональные и местные бюджеты перегружены установленными федеральным законодательством социальными обязательствами, на погашение которых хронически не хватает финансовых средств.

         Нестабильность и противоречивость жизни в России, а соответственно и правовой системы, несомненно сказываются и на системе обеспечения населения по социальным гарантиям и заслуженныи льготам, которые во многом не упорядочены, противоречивы, не согласованы друг с другом. Такие условия в сфере льгот является следствием несогласованности политики и экономики государства в целом.

         Развитая система льгот в России только создает впечатление о повышенном внимании общества и государства к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так на самом деле потому, что система льгот практически восполняет (хотя далеко не в полной мере) крайне низкий реальный уровень пенсий, социальных пособий и оплаты труда. Гораздо дешевле для государства предоставить право за счёт налогов от трудоспособной части населения на бесплатный проезд на городском транспорте, установить бесплатный лимит на звонки сотовой связи, на электроэнергию, тепло и воду всем пенсионерам, чем повышать пенсию до уровня, позволяющего им безболезненно оплачивать всё это за её счет. А ведь ещё для пенсионеров есть дефицитные талоны на питание, на посещение бани и парикмахерской, которые выдают в собесах, а многие ли о них знают и кто ими пользуется?
 
         Реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. За 10 лет рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума.

         Специалисты Международной Организации Труда отмечают, что таких в России - 42,3%, а 10% и вовсе безработные. За последние годы неуклонно увеличивается численность инвалидов. В 1992 году их число составляло 3,98 млн. человек, к 2002 году оно возросло до 10,5 млн. человек. Особую озабоченность вызывает непрерывное увеличение численности детей-инвалидов: в 1992 году - 268,5 тыс., в 2002 - уже 675 тысяч. В сравнении с остальным населением социальный доход инвалидов ниже в 1,7 раза, трудовая занятость - в 5,5 раза. Только 14,8% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, не более 15% могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении, более 100 тысяч нуждаются в средствах передвижения. Финансирование закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» составляет всего 15% от требуемого .

          Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку).

          Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан. По оценкам Минтруда, численность получателей льгот составляет около 100 млн. человек, что требует более 250 - 300 млрд. рублей в год. Более 32 млн. граждан России пользуются льготами, установленными ФЗ «О ветеранах» из них: свыше 200 тыс. - инвалиды ВОВ, более 1 млн. - участники разных войн,  20 млн. ветеранов труда.  Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.

          Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы часто заключается в наличии значительного дисбаланса законодательных норм и финансовых возможностей. Существующий дисбаланс обязательств и выделенных финансовых средств может быть проиллюстрирован следующим образом. По прогнозам Министерства труда, всего на реализацию закона « О ветеранах» в 2002 необходимо было около 140 млрд. рублей, в том числе 13,9 млрд. руб. по федеральным полномочиям, а в федеральном бюджете на 2002 год общий объем финансовых расходов на ветеранские льготы составил 6,5 млрд. рублей. Потребность в средствах из федерального бюджета на реализацию этого закона в 2003 году составлял около 18,5 млрд. рублей.
 
           В различных правовых актах льготы именуются по-разному: льгота, субсидия, компенсация, социальная выплата, гарантия, привилегия и социальное пособие. В законодательной практике до сих пор нет четкого разграничения для выплат как по социальному обслуживанию, так и по социальным гарантиям и льготам.

           Существующая неоднородность правовой базы, устанавливающей право на получение льгот, также является одной из проблем права социального обеспечения, так как нормативные акты во многом противоречат друг другу. Нет единых критериев в предоставлении льгот: они предоставляются по принципу формальной принадлежности к той или иной социальной группе и профессии, некоторыми льготами пользуются и члены семей, зачастую трудоспособные, что приводит к неэффективному расходованию средств.

           Кроме того, и внутри одной социальной группы прослеживается неравенство по предоставлению льгот. Некоторые категории граждан, которые должны бы быть отнесены к имеющим право на льготы, таковыми не являются. Так, не все участники локальных военных конфликтов на территории бывшего СССР до настоящего времени имеют статус участников войны и в силу этого пользуются небольшим объемом льгот, установленных на уровне субъектов Федерации.

           Проблемой также является неопределенность порядка финансирования расходов по предоставлению тех или иных льгот. В результате остаются неурегулированными отношения между гражданами, получающими услуги от организаций, между этими организациями и бюджетами всех уровней. К примеру, в соответствии со ст. 34 Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пенсионеры и инвалиды, проживающие в этих районах, имеют право бесплатного проезда 1 раз в 2 года к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации. Однако указанная льгота на территории России зачастую не предоставляется, так как отсутствует механизм предоставления этой льготы. За истекший после принятия закона период ни федеральный бюджет, ни Пенсионный фонд не выделяли средств на реализацию этой льготы. Тем не менее, судебные органы разрешают иски пенсионеров в пользу последних,  взыскивая  суммы, требуемые истцами, с департаментов социальной защиты населения.

            При всей социальной значимости льгот, практически отсутствуют теоретические исследования по данному вопросу, а в тех немногочисленных работах, в которых эта проблема затрагивается, не сложилось единого понимания льгот. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась многими учеными-юристами.

            Даже в  Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 4 октября 2000 г. высказывались различные взгляды на понятие социальных гарантий и льгот, их значение, соотношение с другими видами социального обеспечения. В законодательстве о социальном обеспечении также не содержится легального определения льгот. Поскольку льготы — это, прежде всего, элемент социально-обеспечительного правового регулирования, то выработать такое определение важно не столько с теоретической, сколько  с практической точки зрения, поскольку четкое определение льгот в социальном обеспечении и критериев их предоставления позволит не допускать необоснованного расширения объема прав некоторых категорий граждан и послужит средством увеличения уровня материального обеспечения, предоставляемого за счет общества в действительно необходимых случаях.


                Проблемы льгот, привилегий и поощрений в законодательстве РФ.

         Под социальными льготами и привилегиями, правами и гарантиями понимается правомерное облегчение положения определённых групп граждан, позволяющие им более полнее удовлетворить свои социальные потребности и интересы, что выражается как в предоставлении дополнительных, особых прав и преимуществ, так и в освобождении от некоторых обязанностей.

        А поскольку в законодательной практике России нет четкого разграничения социальному обслуживанию по льготам и гарантиям, то в различных правовых актах льготы именуются по-разному: льгота, субсидия, компенсация, социальная выплата, гарантия, привилегия или социальное пособие.

       В настоящий период система социального обеспечения в России не соответствует социальной справедливости, поскольку посредством основных ее видов не в полной мере реализуется принцип равноправия и социальной справедливости по потребности от заслуг и возможностей общества, а ведь только по этим принципам могут создаваться дополнительные возможности для развития социальной экономики.

       Некоторый компенсационный характер, который присущ льготам в праве социального обеспечения, состоит в восполнении некоторых возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей членов общества, находящихся в неравном положении с другими гражданами в силу биологических, физиологических, социально-экономических и прочих причин.  Дополнения к общим правилам при предоставлении льгот гражданам, находящимся по тем или иным причинам в трудной жизненной ситуации, полностью согласуются с принципом социальной справедливости.
   
        Следует учитывать и то обстоятельство, что в буржуазном классовом обществе, во-первых,  социальные гарантии и льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов господствующего класса облегчением условий их жизнедеятельности и совсем не осуществляется в рамках интересов всего населения, что никак не развивает равноправие и социальную справедливость в обществе.  А при установлении льгот и привилегий российские представители законодательной власти ставят своей целью социально защитить и улучшить своё положение, перевести процесс удовлетворения своих потребностей на более благоприятный режим в своих интересах.

       Цели здесь имеют первостепенное значение, но, конечно, не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы и привилегии. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасность государства и т.д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

        Во-вторых, правовые льготы и привилегии представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации и не имеют обязательный характер. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к злоупотреблению в практической деятельности и открывает лазейку для административных преступлений.   Льготы и привилегии – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

          В-третьих, такие правовые льготы и привилегии выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы и привилегии в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе к злоупотреблениям.

         Правовую льготу ни в коем случае не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение граждан страны.
         Вместе с тем, если льгота – правомерное облегчение, то привилегия очень часто отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц за счет других.


               Понятие, признаки и функции правовых льгот.               

         В общественном сознании привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.

         Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных; создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».

          Всем памятна «борьба с привилегиями» в конце 80-х – начале 90-х годов. Система привилегий получила, к сожалению, широкое распространение не только в годы застоя и деформации социализма, но и еще в большей степени в нынешний период. Речь идет о льготах, с помощью которых создаются условия повышенной комфортности жизни для избранного круга «наиболее ответственных» лиц, вычлененного по признаку их принадлежности либо приближенности к власть предержащим. В этом случае льготы не базируются на объективных основаниях, а превращаются в обычные привилегии, существование которых противоречит идее формирования правового социально справедливого государства и подрывает как принцип равноправия граждан, так и принцип социальной справедливости, под лозунгом которой они обычно устанавливаются. Между тем масштабы и характер сегодняшних привилегий мы, возможно, ещё не осознаем в полной мере, а демонтаж их, по существу, еще и не начинался.

        В литературе есть и другая точка зрения на соотношение понятий «льгота» и «привилегия». Так, М.Н. Козюк, критикуя позицию авторов, которые определяют льготы как правомерное преимущество, а привилегии – как противозаконное, пишет, что «привилегия – разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, когда преимущество устанавливается, как правило, исключительной нормой и когда законодатель вольно или невольно допускает чрезмерное улучшение положения субъектов общества».

        Однако «чрезмерность улучшения положения субъекта», по сути дела, и дает основание для оценки подобной «разновидности льгот» как неправомерной, нарушающей правовую меру, а значит, и противоречащей принципам равноправия и социальной справедливости. 


               Проблемы льгот и поощрений в праве.
 
       Поэтому понятие «привилегия» используется чаще всего в негативном смысле. Его далеко не случайно не употребляют в этой связи и законодатели, обозначая данный феномен термином «льгота».

       Категорию «льгота» нужно отличать и от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает, кроме льгот, и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 5 июля 1995 г., именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей, но часто эти льготы являются источником злоупотреблений.

       Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

        С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических, вредных для здоровья условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.).

       С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.   Правовые льготы, призванные достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

        Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.


               Понятие, признаки и функции правовых льгот.

        В этом смысле льгота – особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

        В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно ст. 16 «потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав»; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь.

        Подобные льготы не нарушают основного правила рынка – равенства правового положения сторон, а наоборот, наполняют его реальным содержанием, не позволяя стать фикцией.

         Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев наряду с компенсационной они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.
 
        Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т.д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Поощрение специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.


                Проблемы льгот и поощрений в праве.

        Существуют ли проблемы в сфере установления и действия льгот и каким образом необходимо их разрешать, повышая эффективность данного юридического средства?
       Одна из главных проблем – отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти, социального расслоения людей. Противоречивость и нестабильность жизни в России соответственно правовой системы не могут не оказать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены и не согласованы.
    
         Зачастую льготы используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются расширить свою социальную базу, привлечь на свою сторону электорат. Так, в Башкортостане еще Председателем Верховного Совета был подписан документ о том, что все госслужащие имеют право взять на 10 лет под 8% ссуду, равную 120-месячным окладам. Это было принято перед выборами Президента Башкортостана и соответствующим образом сказалось на результатах голосования.

         Вместе с тем не следует забывать, что смена социального строя связана, как правило, и со сменой системы льгот (одни отменяются, другие устанавливаются), которая призвана содействовать проведению конкретной политики. А это значит, что льготы – это не только средство улучшения условий жизни, но и метод политической борьбы. Многие хотели бы «выйти» из общих рамок, добиться исключения из правил и обладать более свободным и облегчённым статусом. Поэтому льготы – предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений, что часто выражается в тех или иных исключениях. На сегодняшний день лоббирование ярко выражено в президентских и правительственных структурах, так как именно здесь сосредоточена реальная власть.

         Негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления российского федерализма: «парад суверенитетов», сепаратистские тенденции, региональные привилегии, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ. Известно, что республики пока имеют более значительные льготы, нежели края и области. К тому же некоторые из членов Федерации (Татарстан, Башкортостан и др.) уже сейчас путем заключения отдель ных договоров с общефедеральными властями так начали делить полномочия, что получают односторонние налоговые и бюджетные преимущества, устанавливая для себя «особый льготный статус».


        В целях совершенствования, оптимизации института правовых льгот, важно своевременно реагировать на происходящие в обществе перемены и проводить своего рода «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах льгот, подвергнуть их тщательному анализу и экспертизе для того, чтобы выявить как эффективные, так и необоснованные льготы для совершенствования самой системы и отменить необоснованные исключения, которые не оправдали себя на практике..

       Так, в районах Крайнего Севера действуют льготные надбавки к заработной плате и районные коэффициенты. Правонарушители, как и законопослушные граждане, получают зарплату с учетом северных надбавок. Взыскание же штрафов и сумм причиненного ущерба производится без учета данных доплат, что не стимулирует правомерное поведение и не является действенным методом против правонарушителей.

        Нуждается в корректировке и пенсионное законодательство, которое пока не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве. По оценкам печати, до 30% работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных, а не во вредных условиях, что противоречит условиям справедливости.

          Было бы полезно систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля за соблюдением, включая льготы для высших должностных лиц. В этом деле есть уже определенные наработки.

        Например, издан сборник нормативных актов «Льготы в России» (М., 1993), в котором делается первая попытка систематизировать нормативный материал о льготах для различных социальных категорий граждан: для семей, имеющих детей; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; участников войны в Афганистане и других военных действий за пределами России; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС. Кроме того, в последнее время изданы такие сборники нормативных актов, как «Льготы и компенсации пострадавшим от репрессий» (М., 1996); «Переселенцы. Федеральная миграционная программа» (М., 1995) и др. 
        «Надлежит также продолжить работу по кодификации соответствующего нормативного материала на основе субъектного подхода, взяв в качестве примера удачный опыт систематизации льгот для военнослужащих, инвалидов Отечественной войны».

         Важно поддержать льготы материальными и юридическими гарантиями, ввести в действие механизм их реализации. Законодатель, устанавливая определенные льготы для конкретных субъектов, должен одновременно возлагать обязанности (активные и пассивные) на тех, кто призван обеспечивать претворение в жизнь данных преимуществ. Непременным условием действенности реализации льгот будет и фиксация мер юридической ответственности для обязанных лиц.

         Кроме того, с одной стороны, требуется дальнейшая дифференциация льгот, более глубокая их специализация. С другой стороны, отдельные льготы нуждаются в унификации. В то же время надо видеть пределы и первого, и второго процессов, ибо излишние выделения и уравнивания, связанные со льготами, могут привести к социальной несправедливости.

        В целях повышения эффективности правовых льгот и гарантий их надо сочетать с духовными ценностями. Ответы на вопросы: «Что привлекает молодежь в армию и какие причины являются препятствием к службе?», полученные в ходе социологического исследования, показали, «что стимулы, которые были заложены соответствующим указом о профессиональной армии – более высокая заработная плата, различные льготы, – пока срабатывают слабо. По всей видимости, эти стимулы должны быть дополнены чем-то еще, гораздо более значимым и весомым: воспитанием чувства гордости за свою Родину, например. Сейчас этот мотив, как явствует из опросов, лишь на пятом месте».

       Требуется учитывать и временной «износ» данных юридических средств. Так, пенсионные льготы, если они остаются на одном и том же уровне, со временем теряют свою компенсационную силу. Чтобы этого не произошло, их необходимо периодически пересматривать.

       Каждая льгота должна быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой. Льготы – дорогостоящие меры. Поэтому за их установлением и реальным осуществлением должен быть надлежащий контроль. В современных условиях требуется все больше гласности в работе государственного аппарата (в силу его безграничного роста) и прозрачности процессов распределения благ, в том числе и посредством льгот.

       Именно через продуманные эффективные льготы можно влиять на развитие тех или иных отношений в выгодном для общества и государства направлении, содействовать процессу реформирования экономики (льготы-стимулы) с одновременным усилением социальной защищенности личности (льготы-компенсации).
       От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.


                Признаки и функции правовых поощрений.

       Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.  Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

       1. Оно часто связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить – означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.
       Нередко в самом содержании нормативного либо правоприменительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, чем еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Российской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федерации» и т.п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
         Заслуга – это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.

       Заслуга характеризуется следующими чертами:
       а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;      
       б) это добросовестное отношение лица к своему долгу. «Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта»;
       в) она связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата. Подобные «услужные» акты «выходят по своей добродетельности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность», или избыток «добродетельности». В данном случае имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. Речь идет о поведении, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т.д.).

       Так, в ст. 13 («Поощрения государственного служащего») Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения»;
       г) она является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

       2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

      3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение – разновидность одобрения. Если последнее – родовое понятие (более широкое), то первое – видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения – юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

      4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

      5. Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

      Правовые поощрения выполняют контролирующую, мотивационную, коммуникационную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции. Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.

      Мотивационная функция поощрения  побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.

      Коммуникационная функция  поощрительных  мер содержит в себе определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту или лицам заслуживающим поощрение и служит способом связи между ними.

      С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

      Гарантирующая функция поощрения создает благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивает реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.

      Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов права.

      Воспитательная функция – поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.
       Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как вознаграждение и убеждение. Термин «вознаграждение» в словарях русского языка толкуется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги.  Награда выступает составной частью поощрения, государственная же награда, как сказано в Положении о государственных наградах Российской Федерации, «является высшей формой поощрения граждан».

      Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее – за услуги, которые тоже являются полезными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.

      «Поощрение, создавая в сознании отдельных граждан и их коллективов убеждение в правильности и полезности определенного варианта поведения, служит в известном смысле средством убеждения. Что же касается убеждения, то оно не в состоянии выполнить функций поощрения в строгом значении этого слова».

       Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.п.; в зависимости от характера – на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования – на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т.д.: в зависимости от применяющих их субъектов – на государственные (президентские, правительственные, министерские и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания – на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); в зависимости от иерархии – на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом – на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).


       Следует отметить, что такие высшие формы поощрения в Российской Федерации, как ордена и медали, не имеют пока законодательной основы, ибо их вручение производится в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ. Как и многие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России регламентируется «указным» правом. Поэтому назрела необходимость принятия Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации».

       Одно из важнейших условий эффективности наград – своевременная их выдача. Данное положение сегодня далеко не всегда учитывается при вручении поощрений. Так, согласно ст. 11 Положения о золотой и серебряной медали «За особые успехи в учении» и похвальной грамоте «За особые успехи в изучений отдельных предметов», утвержденного Приказом министра образования РФ 24 февраля 1995 г., подобные поощрительные меры «вручаются награжденным выпускникам вместе с документами об образовании по окончании итоговой аттестации». Однако, как отмечается в прессе, золотых медалей в последние годы не всегда хватало на всех выпускников школ.
       Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.
       Думается, это далеко не всегда может считаться правильной практикой, ибо она вносит больше неясности, чем «экономии», в изложение юридических предписаний. К тому же иногда законодатели бывают просто непоследовательными в проведении данной «экономии».

       В частности, в одном и том же Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» применяется разный подход к изложению различных санкций – мер поощрения и наказания, относящихся непосредственно к урегулированию деятельности государственного служащего. Так, в ст. 13 законодатель, излагая модель заслуженного поведения, фиксирует вместе с тем, что «виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». А в ст. 14 («Ответственность государственного служащего») он закрепляет не только модели правонарушений, но и конкретные меры дисциплинарного взыскания, которые возлагаются на нерадивого государственного служащего. То же самое имеет место и в проекте Трудового кодекса Российской Федерации, в ст. 91 которого сказано, что «виды поощрений работников за труд определяются в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия», а в ст. 92 перечисляются модельные меры дисциплинарного взыскания.

       Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима.
       Важно также провести определенную работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев заметил, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».

       Существует потребность в проведении тематической инкорпорации типа: «Поощрения в России», «Поощрения в сфере военной службы», «Поощрения в трудовой сфере», «Государственные премии РФ» и т.п.

       Задача состоит не только в том, чтобы повышать эффективность уже действующих правовых форм поощрения, но и в том, чтобы искать дополнительные стимулирующие резервы. В частности, следует поддержать мнения, высказанные в литературе, что давно назрела потребность в подготовке Общего положения о Почетных грамотах, о нагрудных знаках, о присвоении звания почетного гражданина города, района в РФ, о конкурсе на лучший законопроект и других нормативных актов.


              Поощрительные санкции.

       На региональном уровне можно шире и более четко применять как государственные, так и негосударственные меры поощрения. Например, за ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, рациональное ресурсопользование и т.д.

       Таким образом, анализ института поощрений показывает, что целый ряд связанных с ним вопросов нуждается в дополнительной проработке и упорядочении применительно к современным условиям России.

       Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. Есть как сторонники, так и противники использования данного термина. Хотя указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.
       Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и на позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». «Санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, социальной группой отклонения от норм...».
       Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное... Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена), формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами».

       Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «поощрительные санкции встречаются почти во всех областях права».

       Далеко не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументированно обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм.

       О положительных (поощрительных, наградных) санкциях пишет П.А. Сорокин: «Если бы, например в России, где шаблоны «должного» поведения фиксированы в «Своде законов», вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, как исходящие от государственной власти, так и от общественного мнения, – то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в межиндивидуальном поведении членов государства...».

       Идея поощрительных санкций все больше поддерживается и представителями других наук. «С точки зрения политологической, – подчеркивает, в частности, Л.С. Мамут, – санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные)».

       «Поощрительные санкции (данный вид признается не всеми, поскольку о поощрительных нормах права стали писать совсем недавно) выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение».
       Думается, что в юридической науке подобное понимание санкции,  при всей условности термина «поощрительная», необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых, которые высказываются за выделение в нормах права специальных поощрительных санкций.

       В зарубежной правовой литературе также получила признание данная точка зрения: «Слово «санкция» предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрения, стимулирование) менее широко известна, так как такая литература пугает криминальной стороной... Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы».   «Иногда право, – отмечает П. Сандевуар, – использует в качестве санкционирования норм технику вознаграждения».

       В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция – это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, но и превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.
       Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

       Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей и благ, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.
        И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия: и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация «негативного» характера – указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата – содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо).
        Как считает B.C. Жеребин, «сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия правовых норм».

       В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: «действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата.

       В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции – соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

       Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в книгу Почета; на доску Почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, и т.п.

       За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».  За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации».

       Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме повышаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

       В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»); в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 13 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т.д.

       В некоторых нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[32] о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое положение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

       В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

       Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.


      Научная и практическая значимость проблемы льгот и социальных гарантий, актуальность и не разработанность в науке права социального обеспечения и предопределили здесь выбор данной темы.  Предметом исследования являются такие понятия и явления, как равноправие и социальная справедливость, правовая природа льгот и социальных гарантий, их функции и решение проблем реализации.

       Целью написания статьи является комплексное рассмотрение правового регулирования льгот, оценка состояния развития системы льгот и социальных гарантий в праве социального обеспечения, эффективность этой формы удовлетворения жизненно важных потребностей граждан страны как субъектов права социального обеспечения, определение перспективных направлений реформирования системы льгот и социальных гарантий для совершенствования социального законодательства.

        Теоретической основой послужили труды представителей юридической науки в области общей теории права, конституционного, административного и гражданского права. Кроме того, использовались научные труды по социологии и философии.  Исследовательскую базу также составляет дореволюционное, советское и российское законодательство, законодательство зарубежных стран, международные акты в сфере социального обеспечения при комплексных исследованиях проблем механизма правового регулирования льгот и социальных гарантий, их реализация по понятиям принципов равноправия и социальной справедливости.


      А вам какое право больше по душе, буржуазная право обирать других посредством накопления своего капитала, или свобода каждого равноправно пользоваться производимыми в обществе средствами для своей благополучной жизни от количества и квалификации своего труда на благо общества или по заслугам перед ним?

     Если в основном законе общества будет сказано, что с правом на труд у каждого обязательно должно быть гарантированное право на социально-бытовые условия жизни достойно количества и квалификации труда, а именно на определённое и необходимое количество для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития от общего количества производимых в обществе средств для жизни во всех регионах страны в виде добротных метров жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количеству труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны без каких либо привилегий, то какое здесь может быть разночтение Закона? А рынок может какое-то время сохраняться вне социальной сферы и на средства для жизни, которые производятся сверх необходимых норм потребления.  И что здесь не понятно?  Разве в таких условиях добросовестный труженик останется обездоленным?

       В процессе развития экономики такой порядок должен распространиться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, медицины и спорта для сохранения здоровья! А ведь только при таких условиях социально-экономическая система может быть саморазвивающейся!

     Дети должны иметь всё необходимое для нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость. Естественно, не забывая про образование, медицинскую помощь и про военные средства защиты общества от посягательств кого-либо на нашу свободу жить по своим законам!

     Выбирать вам, уважаемые соотечественники, как жить дальше...

    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и для её популяризации у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!