Модельер. Сценарий короткого метра

Андрей Турапин 3
МОДЕЛЬЕР
("Рисунки у пруда")

Идея и первый драфт - Елена Шатковская


1 ИНТ. ГОСТИНАЯ СТАРОГО МОДЕЛЬЕРА — ДЕНЬ
Панорама, Фотографии с модных показов, фотографии модельера с различными призами и звездами. Старый Модельер, безупречно одетый, гладко выбритый, какой-то даже «породистый», сидит в кресле и с улыбкой рассматривает фотографии. На одном из старых фото — красивая молодая женщина с лицом, которое отличают признаки поколения конца войны: открытым, весёлым, со взглядом, устремлённым в «светлое будущее»… На ней — изумительно элегантное платье, словно бы попавшее в её время из другой эпохи или другого мира…

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА
(за кадром)
Сегодня Ваше имя известно всей планете. У Вас звёзды занимают очередь на примерку, а модные журналы сходятся в жёстком клинче за право публиковать фото с Ваших дефиле… А с чего всё начиналось? Что это такое: стать и быть модельером в том ещё Советском Союзе?

СТАРЫЙ МОДЕЛЬЕР
Стать и быть, говорите…
(улыбается своим мыслям)
Я родился в простой рабочей семье, и, естественно, не в батистовой сорочке… Наверное самым ярким впечатлением от моего детства осталось изобилие серого цвета вокруг: дома, в школе, на улице, на заводе… Цвета, который долгие годы преследовал меня по ночам, злил и пугал, и, наверное, вызвал во мне наконец тот внутренний протест, который заставил по другому посмотреть на мир. Жили мы трудно: отец не вернулся с войны, мама пахала за двоих, да и мне в мои четырнадцать прихоидлось в полсмены работать на заводе… Только так мы с мамой могли хоть как-то прокормиться… Мама после основной работы шила на дому платья, я иногда помогал ей по мелочам: где-то что-то подшить или там сметать или застрочить… Она шила прекрасно, но я, глядя на придуманные ею фасоны для местных модниц, уже старался изобрести что-то своё, мне так хотелось в своём юношеском максимализме сделать так, чтобы мама и другие женщины вокруг меня всегда выглядели красивыми и счастливыми… Чтобы выглядели элегантно, и одежда не сковывала движений, лишая их природной грации и свободы… Чтобы платье не только скрывало недостатки, но и подчёркивало достоинства… Мама эти мои творческие изыски не одобряла, поэтому редкие свободные часы я проводил в парке, где и переносил, как мог, на бумагу свои смутные образы…

2 ИНТ. КОМНАТА НИКИТЫ.1947 год — ДЕНЬ
Комната в коммуналке, примерно 8 квадратных метров, темная и неуютная. В этой комнате Никита живет вместе со своей мамой. Из мебели одна кровать - мамина, и лавка на которой спит Никита, стул, маленький столик и подобие платяного шкафа. Мама Никиты сидит за швейной машинкой, выполняет заказ. В комнату вбегает Никита, бросает портфель, хватает кусок хлеба со стола и достает из комода бумагу и карандаш.

МАМА
Никита, ты чего куски сшибаешь, сядь за стол, поешь нормально… Как дела в школе?

НИКИТА
(уклончиво)
Нормально…
(скороговоркой)
Мам, я потом поем, пока пойду, погуляю,

МАМА
Тебе же через два часа на смену… А уроки когда будешь делать? Опять ты за свои рисунки! Ох, Никитка, не доведёт эта мазня тебя до добра! Пошел бы лучше вон с мальчишками в футбол погонял.

НИКИТА
(обнимает маму за плечи, целует)
Мамочка, я же тебе помогать хочу! Тебе, между прочим, тоже отдыхать нужно.

Видит ткань, из которой мама шьет платье, голубую, в желтый цветок. Никита с восхищением трогает ткань.

МАМА
Куда ты своими грязными руками, испачкаешь…

НИКИТА
Ладно, я побежал…

Никита, хватает со стола ещё один кусок хлеба и бумагу и выбегает из комнаты.

3 НАТ. ПАРК С ПРУДОМ — ДЕНЬ
14 летний МОДЕЛЬЕР - НИКИТА сидит на камне у пруда с листами желтой дешевой бумаги и карандашом. Это невысокий, худощавый мальчик. Он рисует модели женской одежды в стиле Баленсиаги. Он поглощен своими рисунками и не замечает ничего вокруг. Он придумывает платье из ткани, которую видел у мамы, голубую в желтый цветок.

4 НАТ. ПАРК С ПРУДОМ — ДЕНЬ
К Никите сзади подходят два хулигана, мальчишки лет по четырнадцать, пятнадцать. Они через плечо заглядывают в его рисунки.

ХУЛИГАН
Ой, мама моя родная, вы только посмотрите: он платьица рисует! Ты что – девчонка сопливая? Может ты ещё и переднички носишь?
(громко смеется)

Второй Хулиган выхватывает у Никиты рисунки. Модельер пытается их отобрать, но парень намного слабее. Хулиганы прыгают вокруг с улюлюканьем и хохотом, и толкают Никиту. Он почти плачет. Этот дикий танец неожиданно обрывается звонким милицейским свистком.
Хулиганы бросают рисунки в пруд.

ХУЛИГАН
Попадись нам ещё в парке… Девчонка.

Хулиганы убегают.

5 НАТ. ПАРК С ПРУДОМ — ДЕНЬ
Никита вылавливает свои рисунки из пруда, вытирая слёзы обиды тыльной стороной ладони. Нему подходит милиционер.

МИЛИЦИОНЕР
Добрый день, старшина милиции Сафронов. Что тут случилось?

НИКИТА
Здравствуйте товарищ милиционер. Ничего не случилось.
(Никита прижимает к себе мокрую бумагу)
Просто мальчишки… Им не нравятся мои рисунки.

МИЛИЦИОНЕР
Покажи-ка мне эти свои рисунки…

Никита неуверенно протягивает мокрую стопку милиционеру. Тот с удивлением смотрит на рисунки, морщится.

МИЛИЦИОНЕР
Это что ещё за безобразие? Как советский мальчик может рисовать такое? Мы не буржуи какие-нибудь, и женщина у нас в первую очередь — товарищ, одеваться должна практично, что бы работать удобно было. А это — форменное безобразие, а не одежда… Ты, парень, разве не комсомолец?

НИКИТА
Комсомолец.

МИЛИЦИОНЕР
Тогда, я полагаю, тебе за такое нужно выговор влепить по комсомольской линии… Чтобы впредь не повадно, так сказать… В какой школе учишься?

НИКИТА
Товарищ старшина, я же просто хочу, чтобы все женщины были красивыми. Это разве плохо? Верните, пожалуйста, мои рисунки.

МИЛИЦИОНЕР
Советские женщины итак самые красивые. Им чужды украшательство и вещизм… Рисунки твои антисоветские, я вынужден ликвидировать,
(рвет рисунки)
Если еще раз увижу тебя за этим занятием в общественном месте — сам за ухо в школу притащу, пусть коллектив с тобой разбирается. Шёл бы лучше токарем на завод, там мастера из тебя эту дурь живо выбьют.

Никита уходит по тропинке вглубь парка.

НИКИТА
(себе под нос)
У нас итак сплошь и рядом — одни токари.

6 НАТ. УЛИЦА ГОРОДА С РАЗРУШЕННЫМИ ЗДАНИЯМИ — день
Никита грустно идет вдоль разрушенной стены, все вокруг серое и грязное. Тот самый серый цвет, что преследовал его всё детство… Никите навстречу идет человек.

НИКИТА
Извините, а который сейчас час?

ПРОХОЖИЙ
Пятнадцать минут третьего.

НИКИТА
Ой, я же на завод опоздаю. Спасибо!
(убегает)

7
ИНТ. КОМНАТА НИКИТЫ — НОЧЬ
Никита тихонько входит в комнату. Его мама спит. Он включает ночник. На столе записка «Сынок, меня попросили выйти на смену пораньше. Поешь!», тарелка с холодной кашей и стакан уже давно остывшего чая. Никита отпивает из стакана и ест пару ложек каши. Тихонько достает бумагу и начинает снова рисовать то же голубое платье в желтый цветок.

8 ИНТ. УТРО. КОМНАТА НИКИТЫ.
Мама просыпается и видит, что Никита уснул прямо за столом на своих рисунках.

МАМА
Никита просыпайся, ты что, так и не ложился? Сынок, перестань мучить себя этими глупостями… Все равно никто такое носить не станет, да и шить это ни одна фабрика не возьмется. Тебе учиться сейчас нужно!

Никита просыпается, трет глаза.
 
НИКИТА
Доброе утро мама.

9 ИНТ. УТРО. КОМНАТА НИКИТЫ.
Мама уже одетая собирается уходить. Никита тоже уже одетый завтракает вчерашней кашей с чаем.

МАМА
Никита, я побежала, смотри, в школу не опоздай. Вечером, если вдруг я на работе задержусь, отдай Антонине Михайловне её платье, то, голубое, что в шкафу висит. Я его погладила, поэтому доставай аккуратно.

Целует сына, он кивает головой. Мама уходит.
Никита смотрит на свои рисунки, идет к шкафу, достает из него голубое платье, вешает на дверцу шкафа. Долго смотрит на готовое платье и свой рисунок, они очень разняться. Он прикидывает, что нужно изменить. Никита снимает платье с вешалки, кладет на стол и и уверенно начинает переделывать платье, отрезая значительные куски.

10 ИНТ. КОМНАТА НИКИТЫ — ДЕНЬ
Никита сидит на стуле и ждет маминого возвращения. Открывается дверь, входит мама. Она принесла хлеб и пачку чая.

МАМА
Никита, поставь-ка чайник, я очень устала и есть хочу. Антонина Михайловна еще не приходила?

НИКИТА
Нет еще.

Бежит ставить чайник
Мама снимает кофту, вешает на стул. В это время стук в дверь. Мама открывает дверь, в комнату входит Антонина Михайловна с дочерью. Антонина Михайловна - женщина лет 40, молодящаяся и для советского времени довольно элегантно одетая. Ее дочь - Валюша, девочка лет 13, с длинными косами и большими голубыми глазами.

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Здравствуйте. Надеюсь мое платье готово? Уверена, получилось чудесно как всегда, но позвольте всё же примерить.

Никита возвращается в комнату с горячим чайником в руках.

МАМА
Конечно! Может чайку? Никита, налей гостям чай.

Никита возбужденно смотрит на маму не выпуская чайника из рук. Мама открывает шкаф и чуть не садится на пол.

МАМА
Что это?
(почти шепотом)
Никита, что это?

Мама медленно достает из шкафа платье с открытыми плечами без рукавов и с пышной юбкой. Антонина Михайловна всплёскивает руками.

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Это что — мое платье? Да вы с ума сошли! Вы что о себе возомнили? Вы вообще за кого меня принимаете?

МАМА
Антонина Михайловна, простите, это какое-то недоразумение! Я все переделаю.

НИКИТА
Вы примерьте и увидите, как оно Вам подойдёт!

МАМА
Никита, замолчи! Антонина Михайловна, я Вас уверяю, я все переделаю, совершенно бесплатно…

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Конечно: бесплатно!
(кричит)
Да и переделывать тут нечего, верните мне деньги за испорченный материал. Немедленно!

МАМА
Но у меня нет денег. Позвольте, я перешью… Все получится… Дайте мне два дня!

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Я даю Вам два дня. Через два дня Вы вернете мне деньги за материю или целый кусок точно такой же ткани. Где Вы его возьмете — меня не интересует. Пусть вон сынок подсуетится, коли он у вас такой умный! Валя, за мной!

Антонина Михайловна уходит. Валюша несколько секунд смотрит на платье, на Никиту и его маму. Видно что ей платье очень нравится.

ВАЛЮША
(берет платье в охапку)
Не переживайте вы так, все сладится… Только… можно я возьму платье? Спасибо…

Валюша выбегает в след за Антониной Михайловной. Мама садится на стул, она плачет закрыв лицо руками.

МАМА
Никита, что же ты натворил… Мало того, что заказчика потеряла, так она ж теперь всем растрезвонит да так, что ко мне никто не придет больше шить. А уж если милиция прознает, что я на дому шью, ты даже не представляешь что тогда будет.

НИКИТА
Прости мама, я не хотел тебя обидеть. Я думал, тебе понравится.

МАМА
Рисовал ты свои каракули — так и рисовал бы. Зачем чужое-то брать?.

НИКИТА
(наливает маме чай, ставит стакан перед ней, обнимает за плечи)
Мама я же хотел тебе помочь, правда. Ну, честное комсомольское… Выйду на недельку-другую сверхурочно, поднакопим деньжат… Выкружимся как-нибудь…

Мама смотрит на него, печальная улыбка скользит по губам. Она обнимает сына.

МАМА
Художник ты мой… От слова «худо»…

11 ИНТ. КВАРТИРА ВАЛЮШИ — ДЕНЬ
Квартира явно богаче Никитиной комнатки. Антонина Михайловна врывается в квартиру распахивая дверь, кидает сумочку на кресло.

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Нет, где это видано! Я что ей, профурсетка какая?!

ВАЛЮША
Мам, ну может ты хотя бы померишь?

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Да ты с ума сошла! Меня ж засмеют. Как я на учёный Совет в этом пойду!

ВАЛЮША
Но вот именно сейчас же никто не видит, только ты да я. Ну примерь, мамуль, ну, пожалуйста!

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Если ты думаешь, что я такое носить стану…

Берет платье, уходи в соседнюю комнату. Валюша подходит к столу, наливает стакан воды. На столе лежит томик Чехова, Валюша пролистывает несколько страниц. Из соседней комнаты выходит Антонина Михайловна. Она в очень красивом платье, которое подчеркивает ее достоинства и скрывает недостатки, кажется, это совсем другая женщина.

ВАЛЮША
(в изумлении откладывает томик Чехова)
Мама, какая ты красавица! Я никогда тебя такой не видела! Ты очень, очень красивая!

Видно, что Антонина Михайловна сама в восторге от своего преображения.

АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА
Знаешь это платье удобнее, чем я ожидала. Смотри как удлиняет ноги… Но… куда я в таком пойду? До первого милиционера, который арестует за неподобающий вид.

При этом она не может перестать крутиться перед зеркалом.

Валюша тем временем вытаскивает из маминых волос пару шпилек и локон волос падает на плечи, что делает её еще женственнее.

ВАЛЮША
А если к этому платью заказать жакет, то плечи и руки прикроешь, а захочешь, откроешь
(они вместе смеются)

12 НАТ. У ПОДЪЕЗДА НИКИТЫ — ДЕНЬ
Никита возвращается с завода уставший и грустный. У подъезда его ждет Валюша с сумкой.

ВАЛЮША
Здравствуй! А я к твоей маме, но ее нет дома. Я деньги за платье принесла. Можно к тебе подняться?

НИКИТА
(Удивленно смотрит на Валюшу)
Пойдем

13 ИНТ. КОМНАТА НИКИТЫ — ДЕНЬ
Никита и Валюша входят в комнату. Валюша ставит сумку на пол и кладет деньги на стол.

ВАЛЮША
Ты знаешь, моей маме очень понравилось платье, это ведь ты сшил?

Никита молчит, он стесняет смотреть на Валюшу, потому что она ему очень понравилась. Валюше тоже трудно говорить, Никита ей тоже нравится.

ВАЛЮША
А ты можешь мне тоже сшить платье?

НИКИТА
Я больше ничего шить не буду. Советская женщина «…прежде всего товарищ и должна одеваться практично», а я такого сшить никогда не сумею.

ВАЛЮША
Но я не хочу быть твоим товарищем, я хочу быть другом… если позволишь, конечно…

Она мило улыбается, берёт Никиту за руку.

ВАЛЮША
У тебя есть еще идеи платьев?

Никита вскакивает, суетясь бросается к шкафу, достаёт из него стопку рисунков и выкладывает на стол перед Валюшей.

НИКИТА
Может ты чая хочешь? У нас есть.

ВАЛЮША
(звонко смеётся)
Нет спасибо, я пила уже. Какие у тебя красивые рисунки! И ты все это можешь сшить?

НИКИТА
Конечно, только у меня ткани нет.

ВАЛЮША
(подскакивает, берет сумку)
Так я же тебе принесла. Мама ведь теперь ещё и жакет к платью хочет…

Валюша вытаскивает ткани на стол. Они с Никитой весело рассматривают рисунки и ткани. Потом долго глядят друг на друга, держась за руки.

СТАРЫЙ МОДЕЛЬЕР
(голос за кадром)
И я рассказал ей всё то, что носил в себе последние годы, свою мечту о красивых и счастливых женщинах в моих платьях. А Валюша рассказала мне о себе и своей семье. Никогда и ни с кем мне не было так легко и весело, как с ней. В тот момент окружающий мир куда-то пропадал, и я видел только ясные Валюшины глаза и ощущал её нежную руку, лежащую в моей руке! Только благодаря этой девочке я нашел в себе силы, чтобы снова начать рисовать, а позже и шить свои платья.

14 ИНТ. ГОСТИНАЯ СТАРОГО МОДЕЛЬЕРА — ДЕНЬ

СТАРЫЙ МОДЕЛЬЕР
С тех пор мы не разлучались никогда. Валюша — мой самый верный друг и помощник. А это — она в том моём самом первом платье, которое я сшил для неё в далёком 1947-м году…

В кадре крупно — та самая фотография, которая была в самом начале фильма…

ТИТРЫ: КОНЕЦ.