О социальных гарантиях, льготах и привилегиях

Аникеев Александр Борисович
      "Именно из-за постоянного недофинансирования для реализации разумных социальных проектов, что происходит из-за постоянных прений представителей власти по разным социальным продложениям, люди не имеют представления о том, какого благосостояния они могут достичь в будущем"
       /Ричард Фуллер/.



       СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ —  это система социально-экономических и прав и свобод обеспечивающая условия жизнедеятельности членов общества и социальных групп, реализуя удовлетворение  потребностей в их интересах, обеспечивая разнообразные связи и отношения, функционирование и развитие общественной системы в целом. 

       СОЦИАЛЬНЫЕ  ГАРАНТИИ ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере - право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях и др. Социальные гарантии выступают на практике как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции - Основном законе страны.

       СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА  — это законодательно и юридически оформленные права для граждан страны, конституционно обеспечивающие реализацию материальных, социально экономических и социально политических прав членов общества обязательные к исполнению. К основным социальным гарантиям во многих странах мира относятся: право на общественно необходимый труд с соответствующим вознаграждением для жизни достойной труда, право на достойное человека жилище, право на отдых по трудовому законодательству, право на достойное образование и медицинскую помощь и пр.
 
       СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОМ ОБЩЕСТВЕ - это материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества на определённом этапе его развития. К основным социальным гарантиям в социально справедливом обществе, при добросовестном труде и соблюдении социальной дисциплины, относятся: право на образование, право на медицинское обслуживание и право на труд с правом на достойные труда социально-бытовые условия жизни!  А  именно - на определённые нормы необходимого количества от общей массы производимых обществом средств для материально благополучной жизни, для нормального физического и физиологического состояния своего организма, для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития  в виде добротных метров жилья,  качественных продуктов питания и фактуры для одежды и быта относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количеству труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды по рангу службы штатного расписания и по форме одежды, или по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны. Дети должны иметь всё необходимое для нормального развития как грядущее будущее поколение страны за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

        Естественно, не забывая про коммуникационные средства для благополучного быта и межличностного общения в виде энергии, водопровода, санитарной канализации, средств связи, информации и транспорта, а также на средства необходимые для защиты интересов населения страны от посягательств кого-либо на право жить по своим законам.  И чем вам не коммунизм?

        Социальные гарантии это то, что написано в конституции  страны как основном законе общества и обязательно к исполнению для работодателя и чиновника всех государственных служб и учреждений во исполнение своих обязанностей перед обществом при процессуально-юридических нормах регламентирующих поощрения и наказания при исполнении ими своих обязанностей.  И если всё это прописано в ЗАКОНЕ, то обещать подобное  гражданам в качестве какого-то бонуса по меньшей мере бессмысленно - работник и так должен иметь право на все эти блага за свой обязательный и добросовестный труд на рабочем месте в экономике страны на благо всего общества.
        А всё то, что предоставляется сверх положенного по закону, относится к дополнительному социальному обеспечению или к так называемому мотивационному и компенсационному пакету социальных гарантий.

        Но много ли стран сегодня могут похвастаться подобным социальным законодательством и много ли есть политических партий, у которых в программах есть стремление к реализации подобных законов?  А в России вообще не видно стремления населения к подобным социальным реформам, иначе бы давно уже появилась общественная организация или партия с подобными целями…

        Как видите, есть разные понятия социальных гарантий, но все они сводятся к конституционным правам и обязанностям граждан в процессе их жизнедеятельности и чем сплочённее и дружнее живут члены общество, чем больше трудолюбия и дисциплины, тем больше в стране гуманизма и благополучия, равноправия и социальной справедливости, тем меньше нищеты и преступности,  меньше негативных явлений направленных против благополучия граждан страны.

        Даже право на труд, которое является одним из основных и фундаментальных прав человека, в России полностью обесценилось. И если в труде, как в общественно полезной деятельности людей, часто происходит реализация качеств и достоинств человека как личности, труд служит людям и как способность для производства средств для жизни, и как источник для приобретения этих средств для достойной труда жизни населения страны. К сожалению, провозглашенное в Конституции Российской Федерации право на труд носит формальный, декларативный характер. Реальное осуществление этого права на труд как права хотя бы на социально-бытовые условия жизни достойно труда на практике не гарантировано.
        Прежде всего потому, что рыночная экономика не может дать гарантированного обеспечения занятости каждому претенденту на занятость, фигурирующему на рынке труда. В такой экономике записанное в Конституции право на труд - это, по существу, право работника предлагать свою рабочую силу и профессиональное умение на рынке труда, а купит кто-нибудь его способность к труду или нет, это ещё вопрос. Занятость возникает не на основе конституционного права на труд, а через рынок, под влиянием стихийно действующих рыночных сил, в частности, под непосредственным воздействием рыночных экономических законов и прежде всего закона спроса и предложения. И пока экономика общества будет строиться на прибыли от продаж, а не от потребностей населения в средствах для жизни, пока будет монополия капитала и товарно-денежных отношений, а не монополия законов о социальных гарантиях для удовлетворения потребностей населения по количеству и квалификации труда, а не по неизвестно как добытым деньгам, до тех пор идеалы общества социального благополучия даже в социально-бытовой сфере будут недостижимы...



                ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.

        Ценность такой прогрессивной социальной программы трудно переоценить, но она пока не оценена и не поддерживается ни политическими партиями России, ни руководителями российского государства в страхе утратить свои буржуазные привилегии жить трудом своего бедного народа.  Многие считают, что работник должен иметь право только на положенную ему зарплату и пусть выкручивается как может, считая, что так делается везде и всё должно отдаваться на откуп  рыночному распределению.
 
        Между тем, во многих социально развитых странах Запада с партийно-парламентской демократией вопросу развития социальных гарантий уделяется большое значение и повышенное внимание политически активного населения. Там считается, что дополнительные социальные гарантии должны составлять не менее трети от зарплаты работника, в противном случае он их просто не заметит.  А к максимальной зарплате  уже через полгода персонал привыкнет, ибо в деньгах сытости не бывает, и ему скоро будет не хватать данного уровня дохода, а повышать сколько-нибудь значительно зарплату невозможно из-за лимита фонда заработной платы и ограниченности ресурсов.  Поэтому в развитых странах мира программы дополнительной поддержки и мотивации работников тщательно прорабатываются, планируются и отслеживаются по результативности экономики, ограниченности ресурсов и по уровню жизни населения. Ведь, как известно, несоответствие между товарной и денежной массами есть одна из излюбленных экономистами причин возникновения социально-экономических кризисов, а что такое несоответствие может и должно возникать как при простом сокращении товарной или денежной массы, так и при идеальном товарном производстве, это для экономистов большая новость! Да и понятно, какая выгода что-то производить, если не будет прибавочной стоимости.  Какой дурак будет продавать за ту сумму, которую потратил на производство…

       Но вернёмся к социальным гарантиям и льготам. Большим плюсом при трудоустройстве считается наличие дополнительного страхования жизни и здоровья населения. Не менее важно, например, даже предоставление такой мелочи, как место на парковке.  Зачастую в других странах, соискатель, узнав, что на предприятии не предоставляются дополнительные социальные гарантии, отказывается от работы.

       Хороший западный руководитель понимает, что для полной самоотдачи работника не должны беспокоить другие заботы. Если сотрудник знает, что ему предстоит отстоять в очереди в медицинское учреждение или придется искать какие-то продукты к семейному празднику, он не сможет работать в полную силу. Именно поэтому руководители и стараются компенсировать трудозатраты не только деньгами, но и дополнительными услугами в виде товарных заказов, услуг и бонусов.

      Важным моментом является забота о детях сотрудников. Во многих западных компаниях работающим родителям из числа персонала оплачивается детский сад или, довольно часто, открываются детские группы прямо на территории компании. Так у родителей и молодых работников, готовящихся создать семью, не болит голова, кто же будет смотреть за детьми, пока они делают карьеру.

      Во многих странах работники получают дополнительные бонусы в зависимости от должности и вклада в развитие фирмы. Например, именные, более удобные места на парковке могут предоставляться наиболее ценным сотрудникам и передовикам производства.  Кроме того, часто дополнительный соцпакет предоставляется в виде дополнительного льготного списка должностей, в котором работник выбирает именно те бонусы и услуги, которые ему нужны.

      Например, в такой ситуации, когда руководство решит поощрить сотрудников бесплатной путевкой в тренажерный зал, гипертоники или люди с больной спиной никакой выгоды не извлекут. А если будет выбор между походом в театр или кино, тренажером и массажем, то любой работник сможет выбрать то, что подходит именно ему. Это достаточно удобно для сотрудников, а значит, и работодатель получит свою выгоду в виде здоровых, отдохнувших и готовых продуктивно работать сотрудников.

      Очень важно наладить и здоровое питание работников, ибо плохо питающийся работник - плохой работник. Если в России зачастую в офисах и на производстве нет не только оборудованной столовой, но даже и просто отдельной комнаты со столом и стульями, при этом на рабочем месте обедать запрещается, то как тут быть сотруднику? Ехать домой или обедать в столовой не всегда есть возможность.   А вот в зарубежных компаниях руководители законодательно должны  устраивать комнаты-столовые с холодильником и микроволновкой, чайником, кулером с водой и набором посуды, иначе за нарушение санитарно-бытовых норм руководителя накажут.  Поэтому у сотрудников есть выбор - кто-то приносит обед с собой, кто-то ходит в магазин, столовую или домой. В других компаниях решение находят в заказе доставки еды в офис - часть расходов или полностью заказ оплачивается из доходов фирмы.


           Здоровье.

      Очень многое об отношении руководителя к работникам говорит наличие дополнительного социального пакета. Но еще более важно присутствие в этом пакете медицинских услуг. Это важно не только для работника - он заботится о своем здоровье и сможет не переживать в случае болезни, тем более если он иногородний и приписан к отдаленной поликлинике.
      Наличие дополнительной медицинской страховки или медицинских услуг важно и работодателю. Не секрет, что компании теряют огромные средства из-за болезни работников. Особенно это сказывается зимой во время эпидемий - работать надо, а 20-30 процентов сотрудников либо лежат дома и в больнице, либо больные приходят на работу. А это влияет на продуктивность как их собственную, так и их коллег.

      Большое внимание должно уделяться здоровью работников.  В некоторых учреждениях, когда кто-то подхватывает вирусную инфекцию, тем более в сезон, когда бушуют эпидемии гриппа и других заболеваний, ему настоятельно рекомендуется не приходить на работу. В таком случае, даже без предоставления больничного листа, работник получает 2-3 дня оплачиваемого отгула. Это более выгодно, чем платить больничные половине коллектива, которую он может заразить, придя на работу в таком состоянии. Кроме того, каждый месяц выделяется определенная сумма на обслуживание в медицинском центре «Диагност» и каждый работник может взять туда бесплатный талончик. Также при острых болях дают талоны на стоматологическое обслуживание и есть предприятия со своим стоматологическим кабинетом либо за счёт предприятия, либо оно арендует помещение стоматологу на договорных условиях.


              Мотивационный или дополнительный пакет.

           Все то, чего нет в законе, – это и есть дополнительные социальные гарантии. Сюда можно отнести подарки, которые  предприятие дарит детям сотрудников на Новый год, а также работникам на определенные календарные праздники. Подарки от компании на день рождения, свадьбу, при рождении ребенка и т.п. Билеты в театр и кино тоже могут стать мотивацией сотрудника. Есть такой вариант, как доплата за стаж работы. Также можно предложить в качестве дополнительных социальных гарантий компенсации расходов. Например, оплата сотовой связи или бензина (ГСМ). Если организация наделяет сотрудников подобными гарантиями, то текучка кадров становится меньше, а сплоченность коллектива, наоборот, выше.
           Назначать ли дополнительные гарантии или обеспечивать сотрудников только тем, что прописано в законе, – это только решение администрации или коллектива. И принимать его нужно, исходя из того, какие цели преследуются и кто какими возможностями располагает. Ведь мотивация сотрудников, несомненно, очень важна для организации.

            Но кроме мотивационного и компенсационного пакета социальных гарантий есть ещё так называемые правовые льготы, привилегии и иммунитеты.

            Правовая льгота - это правомерное облегчение положения членов общества, позволяющее полнее удовлетворять собственные потребности в их интересах и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

            Признаки правовых льгот:
            Во-первых, они связаны с более полным удовлетворением потребностей граждан страны, облегчением условий жизнедеятельности в их интересах, что обязательно должно осуществляться в рамках и общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);
            Во-вторых, они представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);
            в-третьих, в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.

                Правовые льготы выполняют две основные функции:
          во-первых, компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц);
          во-вторых, стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).


                Правовые привилегии

         Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

                Особенности привилегий заключаются в следующем.

         Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (ст. 7); постановлении Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1583 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» (ст. 1) и др.
           Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т. п.
           В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т. п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
           В-четвертых, привилегии, являясь исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).
           В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнять» их фактическое неравенство, с другой же, посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.
           В любом обществе, где присутствует власть, т. е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц для осуществления некоторых непростых функциональных обязанностей.
           В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.
           Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируются с ЧРЕЗМЕРНЫМ получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов. Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных; создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».


                Правовой иммунитет.

            Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
            Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
            Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по реализации тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
            Во-вторых, они призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
            В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
            В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
            В-пятых, представляют собой формы проявления определённого юридического порядка социальных связей при их дифференциации.

            Вместе с тем правовые иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
            Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т. п., освобождение от ответственности).
            Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.
            В-третьих, круг лиц, на которых распространяется иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. Например, российское законодательство к числу подобных лиц относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.

            Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве. Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосударственные и внутригосударственные; в зависимости от их характера — на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т. п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет, — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно- процессуальный и свидетельский иммунитет и т. д.

                -----------------


      В Российской Федерации с самого начала рыночного реформирования сложилась противоречивая ситуация, как в плане решения неотложных, крайне обострившихся социальных проблем, так и в плане экономического и социального развития общества в целом. С одной стороны, нарастающее давление факторов, диктующих необходимость незамедлительного, максимально возможного повышения уровня социальной защищенности населения (инфляция, стремительное увеличение материально необеспеченных групп населения, интенсивный рост безработицы и ряд других факторов). С другой стороны, финансовые потери государства от приватизации, многолетний экономический кризис с его катастрофическими финансово-экономическими и социальными последствиями (падение промышленного и сельскохозяйственного производства и, в связи с этим, резкое сокращение поступлений в государственный бюджет). Указанные факторы в своей совокупности предельно ограничивали экономические и финансовые ресурсы государства, необходимые для улучшения социальной защиты населения, финансового обеспечения реализации социальных программ.

      Однако вместо того, чтобы методами пропаганды и агитации  организовать население для производства необходимых каждому продуктов питания, для строительства жилья, для производства необходимой  одежды, для развития средств связи, информации, транспорта, энергетики, армии, здравоохранения, образования и прочего с обеспечением населения всем необходимым от производимой массы средств для жизни по количеству и квалификации труда, правительство занялось торговлей оставшихся ресурсов, а не налаживанием производства и справедливого распределения для ликвидации нищеты.  Когда члены правительства вместо организации производства средств для жизни и налаживания справедливого распределения производимых средств для жизни по количеству и квалификации труда провели инфляционные действия и обесценили сбережения народа, фактически ограбив народ и лишив его всяких социальных гарантий.  Когда правительства просят у более богатых стран деньги, чтобы потом поделить их между собой, прокрутив в банках у прикормленных банкиров, то разве такое правительство должно быть на службе у народа?

     В новых условиях начало процесса становления системы социальных гарантий в России было положено принятием 12 декабря 1993 года Конституции (Основного закона) Российской Федерации, в которой изложены основные права российских граждан, в таких жизненно важных областях, как трудовые отношения, сфера занятости, область пенсионных и других видов социального обеспечения, область государственного социального страхования и здравоохранения, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и иных нетрудоспособных лиц, область образования и культуры.  Только оказалось, что на всё это у государства на социальные гарантии в области трудовых отношений,  пенсионного  обеспечения, образования и здравоохранения до сих пор нет денег, а на организацию буржуазных развлечений их почему-то всегда хватает…


     Наглядное свидетельство формального характера провозглашенного в Конституции права на труд при отсутствии гарантий занятости - постоянное наличие в стране безработицы, вызванной экономическими причинами.
     В Российской Федерации государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, но одним из условий, предъявляемых законодательством к лицу, претендующему на пособие, является документальное подтверждение определенного стажа работы и заработка, величина которого влияет на размер пособия. Те же, кто в силу обстоятельств не имеют регулярной занятости, а их число постоянно увеличивается, лишены возможности получать пособие по безработице.  Размер минимального пособия по безработице оторван и от величины прожиточного минимума. Негативное влияние на материальное положение безработных и членов их семей оказывают и другие факторы, такие, как продолжительность безработицы и сроки выплаты пособий по безработице.

     Пенсионное обеспечение тоже занимает важное место в системе социальных гарантий. Оно непосредственно затрагивает экономические интересы почти 40 миллионов российских граждан, находящихся на пенсии, а в перспективе и десятки миллионов потенциальных пенсионеров. В отличие от права на труд, реальное осуществление которого не гарантировано ни Конституцией, ни федеральными законами, право на пенсионное обеспечение российских граждан гарантировано, но  как оно осуществляется на практике?

      Государственные пенсии устанавливаются и почти регулярно выплачиваются, но как они индексируются по инфляции?  Следовательно, главная проблема в сфере пенсионного обеспечения граждан российского государства заключается не в наличии социальных гарантий, а в том, как они осуществляются на практике, какова степень их реализации. Анализ таких параметров,  как соотношение между величиной пенсии и прожиточным минимумом,  соотношение между размерами начисленной пенсии и величины заработной платы, предшествовавшей выходу на пенсию, свидетельствуют о том, что практическое осуществление социальных гарантий в данной сфере является крайне неудовлетворительным и, как следствие, крайне низким является уровень пенсионного обеспечения.

     В Конституции Российской Федерации зафиксировано право каждого человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, которые необходимы для жизни в условиях современного общества. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

     Но проведенный анализ реализации социальных гарантий в области образования показал, что такая важная социальная гарантия как бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования, высшего (на конкурсной основе) в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях фактически перестала существовать. За образование приходится платить, причем большие деньги, что является непреодолимым препятствием на пути его получения детям из малообеспеченных семей.

     Тяжелое социально-экономическое положение работников отрасли образования способствует снижению престижа педагогического труда, что, безусловно, сказывается на профессиональном потенциале педагогических работников. В ходе анализа выявлены многочисленные проблемы как в сфере образования отдельных его уровней, (дошкольного, общего среднего образования, среднего профессионального, высшего профессионального образования), так и в сфере обеспечения педагогического состава учреждений по обеспечению населения достойным образованием, достойными их уровню и социально-бытовыми условиями жизни.

     В статье 41 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, причем медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.  Но необходимо помнить и о том, что медицинские работники должны быть материально заинтересованы в своём добросовестном и необходимом обществу труде, а значит тоже должны иметь определённые социальные гарантии и льготы за свой добросовестный труд, а не только зарплату, которая сегодня не даёт им никаких социальных гарантий.
     Негативная трансформация социальных гарантий в сфере здравоохранения, утверждение платной медицины в сочетании с явно недостаточным финансовым обеспечением данной сферы - все это крайне отрицательно сказывается на здоровье нации. Реализация социальных гарантий в данной сфере осуществляется на весьма низком уровне, абсолютно недостаточном для удовлетворения потребностей граждан в достойной медицинской помощи, особенно вне крупных городов и административных центров.

     Основной причиной, препятствующей полной реализации системы социальных гарантий в Российской Федерации, выступает как недостаточное финансовое обеспечение, так и нежелание формировать развитие необходимых производств для покрытия материального дефицита. А дефицит государственного бюджета на эти цели,  эмиссия  денег и сопутствующая ей инфляция, рост внутреннего и внешнего государственного долга, нежелание помочь убыточным и малорентабельным, но необходимых для населения страны предприятиям, трата значительных сумм на непроизводственные расходы и потери от бесхозяйственности и неорганизованности служат непреодолимым препятствием для проведения продуктивной социальной политики в нашем обществе. Сегодня у многих руководителей утрачено умение убеждать и организовывать население для труда на улучшение своего благосостояния, утрачено и стремление населения для организованной борьбы за улучшение своего благополучия.

     Но поскольку доминирующим направлением в развитии социальных гарантий в России является прямое бюджетное финансирование, а не организация и развитие экономики по производству средств для жизни необходимых для удовлетворения социальных потребностей населения, то и система социальных гарантий не может быть эффективной. А пока роль бюджета, как основного экономического фактора государства, в настоящее время, как никогда велика, то именно бюджет является главным и основным источником развития системы социальных гарантий, а не производимые средства для жизни, что и определяет капиталистическая форма хозяйствования в государстве.  Представляется необходимым вернуться к вопросу о целесообразности не только использования прогрессивной шкалы налогов, предусмотрев необходимый вычет из дохода, который соотносится с принятым минимальным уровнем  заработной  платы или же с прожиточным минимумом, но и в вопросах планирования производства базовых средств для жизни с целью их распределения по количеству и квалификации труда, а не по неизвестно как добытым деньгам разных недобросовестных граждан.  Необходимо выявлять и имеющиеся в стране потенциальные возможности существенного улучшения процесса реализации социальных гарантий для населения.


         ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ГАРАНТИЙ  В РФ.

      Актуальность темы такого исследования в Российской Федерации определила сложившаяся к настоящему времени как крайне противоречивая ситуация в понимании самого термина СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, так и почти полное отсутствие каких-либо социальных гарантий. С одной стороны кажется, что экономика страны после длительного структурного кризиса вступила в полосу подъема, так как вроде бы растут объемы производства, величина валового внутреннего продукта, ликвидирован бюджетный дефицит, увеличивается национальный доход - главный источник материального благосостояния граждан. С другой стороны сохраняется сложное положение в социальной сфере общества, ибо социальный уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок.  Существует и продолжает углубляться имущественное неравенство, поляризация в доходах различных социальных групп населения, усиливается расслоение общества на богатых и бедных, а значит растёт преступность и социальная напряжённость.

       Во всех социально и индустриально развитых государствах мира названные явления практически исключены на основе существующих в каждом из них системы социальных гарантий, чего абсолютно не наблюдается в Российской Федерации, особенно такая позиция, как право на труд с правом на жизнь достойную труда. В Конституции - Основном законе страны – декларируются такие права граждан, как право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение в старости и т.д. Однако провозглашенные в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного содержания социальных гарантий, процесс их девальвации, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для граждан России. Поэтому сейчас главная проблема заключается в обеспечении (материальном, финансовом, законодательном, экономическом и т.д.) претворения этих социальных гарантий в жизнь общества, максимального повышения эффективности их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России, ибо СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ на практике должны быть как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции как Основном законе страны.


        Между тем в Германии уже давно систематизированы объективные и субъективные факторы, обусловливающие необходимость социальных гарантий в рамках страны, раскрыта структура системы социальных гарантий, определены этапы ее становления в исторической ретроспективе, охарактеризованы формы и виды, методы и механизм их реализации. Определены этапы, временные и пространственные границы процесса социального законодательства, в ходе которого создавались законодательные основы формирования и функционирования системы социальных гарантий. Этот процесс в Германии происходит в течение длительного периода, начиная с принятия первых социальных законов в 90-х годах 19 столетия, в частности, закона о государственном пенсионном обеспечении, принятый в 1890 году, и продолжающий развиваться в наши дни.

        На основе анализа рыночных отношений граждан Германии раскрыто негативное влияние монополии капитала и рынка на процесс формирования системы социальных гарантий. Роль такой монополии и рынка связана, прежде всего, с распределением доходов и средств для жизни в обществе. Рынок оказывает отрицательное воздействие на формирование социальных гарантий для различных социальных групп населения. Длительный исторический опыт рыночного хозяйствования практически во всех странах мира свидетельствует о том, что рынок сам по себе не способен обеспечить справедливое распределение средств для жизни, определяя только пропорциональное распределение денежных доходов и средний рост материального благосостояния лиц наемного труда, а не благополучия всего населения. Распределительная функция рынка по своему содержанию и конечным результатам отрицательна по отношению к социальной справедливости в распределении базовых средств для жизни. Более того, рынок сам является определяющим фактором огромного дисбаланса в доходах различных социальных групп, экономического и социального неравенства, расслоения общества на богатых и бедных, наличия в обществе обширных массивов бедности и нищеты на фоне относительно небольшого количества очень богатых людей. А бедность является фундаментальной составляющей любой экстремальной ситуации (болезнь, инвалидность, старость, безработица, и т.д.), что требует незамедлительного  улучшения медицинской помощи и усиления социальной защиты для соответствующих категорий населения.

        Установлено, что процесс становления системы социальных гарантий в Российской Федерации имеет существенную, рельефно выраженную специфику, заметно отличающую его от аналогичного процесса в развитых странах Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона. В России резкое отставание становления системы социальных гарантий напрямую связано с переходом экономики страны к свободному капиталистческому предпринимательству и рынку, непосредственно обусловлено негативными факторами развития в стране монополии капитала, которые продолжают оказывать сильное негативное влияние на формирование и функционирование системы социальных гарантий и социальной защиты населения.

        До сих пор не определены потенциальные источники развития процесса реализации социальных гарантий, а ведь к их числу относятся и изменение налоговой системы, и возврат к прогрессивной шкале подоходного  налогообложения, и пресечение утечки валютных средств из России за рубеж, и целенаправленное использование доходов от приватизации в интересах финансирования социальной сферы, и планирование производства и распределения базовых средств для жизни по потребностям населения от количества и квалификации их труда. 
        Кроме этого требуется всемерное сокращение непроизводительных расходов финансовых и материальных ресурсов, прежде всего на содержание многократно разросшегося государственного аппарата и привилегий новой российской буржуазии, рациональное использование бюджетного профицита, направление значительной его доли на финансирование системы по реализации социальных гарантий; отказ от  экономически  невыгодных для государства и населения страны так называемых соглашений о разделе продукции; введение государственной  монополии  на производство и реализацию алкогольной продукции. Реализация указанных мер должна привести к аккумуляции в руках государства значительных финансовых и материальных ресурсов,  которых будет достаточно для успешного выполнения государством своих социальных обязательств перед народом России.


        Существующая в настоящее время в России социальная система, выполняя определенную положительную роль, вместе с тем не свободна от ряда существенных недостатков. Зафиксированные в Конституции страны социальные гарантии во многом носят формальный, декларативный характер. Социальные гарантии либо вообще не исполняются, либо степень их реализации неудовлетворительна, что обусловливает низкий уровень социальной защищенности граждан Российской Федерации.

        Хотелось бы, чтобы результаты данной статьи послужили базой для дальнейшего изучения теоретических и научно-практических проблем, связанных с улучшением реализации в России социальных гарантий.

        Сформулированные здесь практические рекомендации на анализе зарубежного опыта могут быть реализованы в управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений по организации труда и социальной защиты населения.

        Подводя итоги необходимо отметить, что в методологическом плане развития социальных гарантий населения исходным пунктом выступает политическая и социально-экономическая активность населения. В любом обществе в любой исторически определенный период времени вся масса населения по своему социально-трудовому статусу подразделяется на три фундаментальные, конституирующие его группы. Первая из них - трудоспособная, экономически активная, производительная часть населения. Вторая - еще нетрудоспособные (дети несовершеннолетнего возраста). Третья - уже нетрудоспособные (пожилые). Вторая и третья группы вместе взятые составляют экономически не активную, непроизводительную часть населения. Наличие в составе общества этих непроизводительных групп, а только потребляющих, предопределяет необходимость государственных социальных гарантий, главное предназначение которых - обеспечить относительно нормальные условия жизни всех указанных групп на основе равноправия и социальной справедливости от количества и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны трудоспособной части населения при распределении базовых средств для жизни относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды  по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, сохраняя рынок вне социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм для нормального развития членов общества.

        Однако отсутствие  в обществе необходимой законодательной базы и населения способного организоваться для реализации этих целей, такие социальные гарантии автоматически лишаются поддержки для незамедлительного претворения в жизнь. Действие факторов, объективно и субъективно обусловливающих необходимость внедрения таких конституционных социальных гарантий, и, следовательно, становление системы таких гарантий, совершенно не определено ни во времени, но в пространстве. Такая рассредоточенность возникновения крупномасштабных социальных проблем, требующих законодательного решения на высшем государственном уровне, с неизбежностью обусловливают длительность глобального процесса становления прежде всего социальных групп с такими целями, а их в России до сих пока не наблюдается ни в среде народа, ни в среде правительственных органов.  Подчеркну особо: именно социальных групп с такими целями, которые бы имели свою структуру развития с прогрессивными формами и видами социальных гарантий, с методами  и механизмами их реализации. В условиях рыночной экономической системы капиталистического типа эта проблема может решаться только на основе партийно-парламентской демократии и государственного социального страхования на основе планирования социальных гарантий от количества разных групп населения и экономических возможностей общества удовлетворять хотя бы социально-бытовые потребности населения по количеству и квалификации труда на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое обеспечение для достойной труда жизни!


       А ведь ещё более 150 лет назад Энгельс совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

       Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни для обеспечения социальных гарантий для населения оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями средства для своей жизни и планомерно их расходующих, как и свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу, что необходимо для благополучного продолжения жизни общества.  Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для удовлетворения своих личных потребностей. Именно поэтому их общая масса должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качеством от результатов уровня или степени мастерства своего труда. Формы такого распределения будет изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
       Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения своих потребностей. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде базовых средств для жизни необходимых каждому, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты сверх необходимых каждому для благополучной жизни. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социальное и справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)


       А теперь представьте, что в одном издательстве позднего Маркса переводит человек с буржуазным мировоззрением, когда всё в экономике должны решать только деньги, пусть и пропорционально труду, а в другом издательстве его переводит человек с социалистическим мировоззрением, который считает, что в экономике общества всё должен решать социально ориентированный ЗАКОН на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, то есть каждый материально должен жить от результатов квалификации и количества своего труда, а не количества денег в кармане.  И как они будут переводить Маркса? В одном обществе у такого переводчика материальная помощь будет оказываться деньгами без каких-либо гарантий на реальную помощь, а у другого переводчика конкретными материальными средствами нужными в данный момент для оказания действительно необходимой помощи для счастливого продолжения жизни! И что справедливее?  Выбирать вам, господа россияне...

      Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни по формированию социальных гарантий для нормальных и благополучных социально-бытовых условий населения страны до гениальности простое!
      От каждого по способностям каждому по необходимости от достойных Человека норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость! И чем вам не нравится такой социализм???


     Где налажена такая система, то общество стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при формировании необходимых условий развития образования для повышения квалификации, создавать необходимое для развития медицины, а также спорта для сохранения здоровья! И только при таком принципе система может быть саморазвивающейся!

      А в СССР только деньги платили пропорционально труду и то не всем, без всяких социальных гарантий...  А социальные гарантии это значит, что при каждом рабочем месте общественно необходимого труда должны быть необходимые человеку социально-бытовые условия для жизни по нормам для достойной человека жизни и процессуально-юридические нормы закона для наказания любого за нарушение этих норм проживания! А социал-коммунистическое правительство должно следить за исполнением такого закона!
      И что в этом утопичного, если во многих социально развитых странах мира это уже давно реальность?

        Система социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с Конституцией всем без исключения гражданам  страны с целью оказания эффективной социальной помощи и поддержки со стороны государства, начала складываться в европейских странах и США в конце 19 - первой трети 20 века. В этот период в указанных странах прошла волна становления социального законодательства, заложившего правовую основу введения государственных социальных гарантий. Три фактора сыграли в этом решающую роль: развитие производительных сил, организованное партийное движение трудящихся масс за свои экономические и социальные права и развитие демократического партийного парламентаризма с целью достижения всё большего гуманизма, равноправия и социальной справедливости в обществе по складывающимся в нём национальным традициям.

        Зафиксированное в Конституции правовое положение о социальных гарантиях, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере - право на труд с соответствующим за него вознаграждением и социальными гарантиями при защите от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и  муниципальных  образовательных и медицинских учреждениях с целью увеличения производительности труда и обеспечения здорового трудоспособного долголетия, когда на пенсию провожают не по возрасту, а по медицинским показаниям, чтобы быть здоровым человеку было намного выгоднее, чем быть больным. В своей совокупности социальные гарантии выступают на практике как социальные обязательства государства перед обществом по реальному осуществлению прав граждан, изложенных в Конституции - Основном законе страны.

        Именно в труде, как общественно полезной деятельности людей, происходит реализация качеств и достоинств человека как личности, труд служит источником средств к существованию и развитию для большинства населения в любой стране мира.  Но, к сожалению, провозглашенное в Конституции Российской Федерации право на труд без права на жизнь достойную труда носит рабский, декларативный характер прежде всего потому, что рыночная экономика не может дать гарантированного обеспечения ни полной занятости, ни каких-либо социальных гарантий каждому в силу того, что деньги при товарном производстве определяют каждому частный характер приобретения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тех, ко достаточно денег не имеет, работая не меньше других, а именно в этом капиталистическая, товарно-денежная сущность несправедливости капитализма!  При капитализме, записанное в Конституции право на труд - это, по существу, только право работника предлагать свою рабочую силу и умение на рынке труда. Реализация права на труд возникает не на основе права на жизнь достойную труда, а конституционное права на продажу своего труда через рынок рабочей силы и трудовых навыков, под влиянием стихийно действующих рыночных сил, в частности, под непосредственным воздействием рыночных экономических законов, прежде всего, закона спроса и предложения способностей к труду.

       Создание комплексной, хорошо организованной и эффективно функционирующей системы социальных гарантий для населения, посредством которой реализуются социальные гарантии в нашей стране, предполагает тщательное изучение опыта функционирования такой системы в социально развитых странах и его практическое использование в условиях рыночной экономики России, в этой связи внимание привлекает так называемая скандинавская модель, наиболее полно воплощенная в Швеции и в Финляндии, а также в Канаде. Такое внимание представляется вполне закономерным, поскольку в этих странах сделано многое для достижения социального благополучия ее граждан.

       Картина социальной жизни при шведской модели вполне достаточна для определённого вывода – несомненно, что мы имеем дело с образцом того, что принято называть «социально ориентированной рыночной экономикой» — той самой, к созданию которой стремится, при многочисленных расхождениях, некоторые политические партии России. Поэтому наше государство должно быть той организацией,  которая сформирует социальные гарантии и обеспечит их реализацию, создаст эффективно функционирующую систему социальной защиты населения в общенациональных масштабах, придаст ей всеобщий общественный характер, сделает социальные гарантии неотъемлемым атрибутом жизни общества, высшим достоянием российской нации. Но обеспечение высокого уровня жизни и социальной защищенности всех членов общества невозможно без организации населения для реализации этой цели и без победы партии с такими целями в парламентской борьбе и в нелёгком труде народных масс в достижении своего благополучия и счастья!

       По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и для её популяризации у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию - Аникеев.Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!