3. Как стать богатыми

Роман Дудин
    Что нужно человечеству, чтобы машины за него делали всю неинтересную работу, а человек мог только предаваться творчеству, науке, и саморазвитию? Нужен робот, который мог бы делать всё, чем его научат, плюс воспроизводить себе подобных. И тогда, если у меня будет такой робот, я сделаю копию, дам вам, потом сделаю ещё копию, она будет работать, а робот делать ещё копии, которые я буду использовать и раздавать. А вы будете делать то же самое, и так до тех пор, пока нужное количество рабочих мощностей не будет набрано. При это обучение уже готовых новым навыкам может продолжаться бесконечно, а роботов можно начать воспроизводить уже в тот момент, когда технологии позволят его собрать.
    Что нужно, чтобы сделать такого робота? Нам нужен конструктор, состоящий из определённого количества видов деталей, из которых можно собирать всё, что нам нужно
    Первый тип деталей, которые нам понадобятся – это рейки, которые будут крепиться друг к другу и на которые будет крепиться всё остальное. Они могут выглядеть по-разному, но суть их проста и ничего фантастического в концепции нет.
    Второй тип – сочленения реек. Они могут предусматривать жёсткую фиксацию одной детали относительно другой, или подвижную. Подвижная может предусматривать: сгиб, вращение или складывание. Т.е., если речь идёт о механической руке какого-то манипулятора, то она (в зависимости от назначения) она должна уметь сгибаться, вращаться, и телескопически складываться. Чуть посложнее, чем рейки, но тоже никакой фантастики.
    Третий тип деталей – это элементы трансмиссии, которые будут передавать энергию на движущиеся детали. Они могут быть отдельными элементами, или в каких-то случаях ими могут выступать сами рейки (если элемент корпуса состоит из нескольких параллельно идущих реек, то вращение одной относительно другой тоже может передавать движение). Или это могут быть провода, передающие ток на электромоторы, или трубки, передающие давление жидкости (в разных случаях по-разному), но суть тоже достаточно незамысловата: всё это обычные технологии.
    Четвёртый тип – это непосредственно сами моторы, которые создают движение. Они могут быть разных типов (рациональнее всего, наверно, будут электромоторы, но в рамках общей концепции, не обязательно).
    Пятый тип – это, соответственно, источники энергии (если речь об электромоторах, то это аккумуляторы, солнечные батареи, электродинамические тормоза и прочие устройства).
    На этом с силовой частью концепции пока что всё, теперь об интеллектуальной составляющей.
    Первое, что нам потребуется, это сенсоры: камеры, сканеры, микрофоны, всевозможные датчики там всякие, и прочие копеечные мелочи, которые устанавливаются на всех необходимых деталях в нужном количестве.
    Второе, это собственно, процессоры (описывать суть, думаю, не обязательно)
    Третье – это память, куда записываются все данные и где находятся все программы по работе конструкции (принцип тоже ничего нового не несёт).
    Будет ли вся электроника единым целым на одной материнской плате, или на разных, соединяемых между собой проводами или беспроводными сигналами – это уже технические детали, которые нам сейчас не первостепенны. Всё это по-любому очень дёшево в производстве и экономической проблемы представлять не должно.
    Все вышеперечисленные детали должны представлять собой стандартные элементы общего конструктора, детали которого имеют максимальную совместимость между собой. Так же каждый вариант детали должен быть представлен модельной линейкой разных их размеров, имеющих общий стандарт крепления их с остальными деталями, позволяя собирать одинаковые варианты разных размеров.
    Работа системы проста: «мозги» дают команду моторам, система приходит в движение (такова суть аппаратной части). Справиться с её реализацией на начальной стадии может и группа энтузиастов без помощи крупных корпораций. А дальше, по мере подключения к проекту новых участников, наращивать объём производства. Конкуренция не нужна – единый стандарт совместимости, и никакой войны форматов. Все делают одно дело – универсальные детали, которые полностью совместимы между собой. А если кто-то захочет добавить что-то своё, то он должен делать то, что дополнит общую систему.
    На этом с аппаратной частью всё, теперь программная часть. Основная задумка концепции в том, что каждую модель не нужно заново учить всему, для чего она предназначена, а только лишь тому, что ей недостаёт. Всё остальное она берёт от других моделей, которые уже обучены общим с ней функциям.
    Первое, что для этого будет нужно – это маленькие программки, которые управляют конкретными движениями отдельных узлов разных элементов. Таких, как сгибание или вращение самых элементарных частей. Библиотеки этих программ будут постоянно обновляться, пополняться и совершенствоваться, записываясь на носители памяти и распространяясь между моделями.
    Далее идут программы, управляющие этими движениями в рамках одной макрокоманды. Это означает, что если мы уже научили механическую руку что-то хватать-держать-отпускать, то для того, чтобы научить всего робота что-то таскать с места на место, нам не надо заново писать отдельную программу, которая задаст каждое движение для этой операции. Нам нужно взять готовую программу для манипуляции взятой в руку вещью, программу для перемещения робота, и написать программу маршрута, по которой он будет таскать вещи. Если кто-то пишет более совершенную программу, позволяющую лучше адаптироваться к форме каких-то объектов, и более уверенно хватать и держать предметы разной формы, или более устойчиво двигаться, то заменяемые программы апгрейдятся, а программа маршрута остаётся. Так работает совершенствование программной составляющей концепции.
    Если нам нужно научить робота чистить картошку, но при этом он уже умеет в руках держать нож и картофелину, то нам нужна программа, которая научит его отличать очищенный участок от неочищенного, а все остальные действия он должен сообразить из того, что уже умеет, и записать, после чего эти навыки станут доступны всем другим роботам, способным выполнять подобные движения и имеющие с этим роботом обмен информацией. Если робот запрограммирован методом проб и ошибок отбирать самые эффективные движения, то, как только один из роботов научится чему-то новому, то можно считать, что теперь это умеют все ему подобные.
    Работать над интеллектуальностью системы, позволяющей автоматически совмещать нужные программы в единое целое – задача программистов. И вся иерархия программ должна представлять собой тот же самый принцип конструктора, что и применяемый в аппаратной его части.
    Третья часть – это обучение роботов сборке из готовых деталей новых роботов, способных к самостоятельному функционированию. Если роботы смогут это делать, значит, они уже смогут себя воспроизводить из заготовок. Потом идёт обучение обслуживанию заводов, производящих эти детали. А потом обучение процессу добыче материалов, необходимых для этого производства. Принцип тот же самый, что и с картошкой – научить робота понимать, что и где искать. Как только все составляющие этого процесса будут освоены, мы получим роботов, способные воспроизводить себя полностью автономно от человека.
    После того, как работать человеку на производстве роботов будет уже не нужно, он может переключиться на обучение их всему тому, в чём они бы его могли заменить. И когда ему останется заниматься только той работой, которую может выполнять только человек (такая всегда найдётся), задачи людей будут иметь только две категории: отдыхать и работать в своё удовольствие. Такой работы хватит на всех и возможностей отдыхать хватит на всех тоже. Экономика новой концепции это выдержит.
    Разумеется, устройства должны быть защищены от использования их во вред другим людям злоумышленниками, несанкционированного взлома, «восстания машин», и прочих опасностей (от вполне реальных до пугающих насмотревшихся разных фильмов обывателей). Это отдельная тема, которую я, конечно, обязательно разберу, если найдутся желающие поддержать то, что я уже разобрал.
    Эту идею я хотел запатентовать где-то в начале двухтысячных, но потом понял, что патентовать тут нечего – всё настолько просто и пространно, что формулу изобретения не из чего собирать. И мне не нужна никакая интеллектуальная собственность в данном изобретении – пусть все пользуются, и никто никому за это ничего не платит. Только проблема в другом. Такая система кое-кому не нужна. Потому, что если люди смогут обладать такими роботами, то они смогут обеспечивать себя во всём от и до сами. И тогда они станут независимыми от тех, кто им это всё предоставляет в строго дозированных количествах за ту цену, которую хочет Да и постоять за себя смогут оказаться в состоянии, если кто-то придёт отжимать их права и свободы. А разве это нужно тем, кому может быть хорошо лишь тогда, когда другим плохо? Так что они скажут нет, а вслед за ними это будут повторять все те, кем они управляют. Вот это проблема. А остальное решаемо.