Объективно необъективная реальность

Дина Мильнер
Осмысляю по-новому поговорку "красота в глазах смотрящего" , в том смысле что "каждый видит только то, что он видит", а не то, что есть на самом деле.
Хотя, если начать думать про то, что такое "есть на самом деле" или пресловутая объективная реальность, то приходишь в тупик.


Очень хилое определение, за которое я всегда хватаюсь -  "то, что видят многие - это объективная реальность". Но тут же сваливается куча примеров, по которыми это определение рушится и летит в пропасть. И еще вспоминается отрывок из лекции Черниговской:
"Мозг может играть и обманывать. Вот мы с вами видим на столе стакан. Мозг нам подсказывает, что это стакан. Он так решил. И для нас это реальность. А человек с галлюцинациями видит на столе зелёных чертей и слышит голоса — ему тоже мозг это говорит. И это его реальность. И нет никакого способа доказать, что это не так."


То есть, продолжая мысль, а может быть это мой мозг создал такую реальность, в которой многие люди считают, что небо голубое, а трава зеленая? А на самом деле небо малиновое, а трава желтая.  Ну и тут мы опять упираемся в то самое «на самом деле» и зависаем.

Есть области, где вещи более конкретны и измеримы, а есть – где полный швах. Например внешность. Или искусство. Или исполнение произведения искусства.

Вот например. Ко мне раз в месяц приходит убираться женщина и у нас с ней сложилась игра-ритуал: когда я перехожу в другую комнату, чтобы ей не мешать, я сажусь за инструмент и играю часок, пока она не закончит уборку. И ей хорошо, говорит, музыка, весело, и мне хорошо. Шучу теперь,  что, по крайней мере, раз в месяц теперь точно попрактикуюсь.


Но в шутке лишь доля шутки: в последнее время реально играю раз в месяц, когда она приходит. И вот в один из ее приходов она наблюдательно заметила, мол, мне кажется вы сегодня как-то не очень уверенно и хорошо играли. Я отвечаю, что да, не практиковалась давно, еще решила новое произведение  «с листа»  сыграть, а «с листа» всегда будешь запинаться и не очень хорошо играть.

Сегодня я снова села за инструмент. Может быть даже месяца полтора не подходила. Сначала играла на слух – Эйнауди, красивую музыку из кинофильмов, арию Марии Магдалены, еще по мелочи. Играю и думаю, надо же, в этот раз пальцы так неплохо бегают, учитывая, что давно не садилась. Обычно как деревянные, а тут прямо красота.

Потом еще сходу пару вещей по слуху подобрала.Ай, думаю, какая молодец. Не каждый даже после муз училища, вот так вот сядет и сходу  на слух сыграет.

Потом начала колупать Чайковского. Ну так, местами  не очень.
Женщина открывает дверь и говорит: «Я закончила»
И продолжает так искренне, видно, что от всей души: «Что-то вы сегодня так плохо играли»
«Плохо? - так же искренне изумилась я, - да вы что, я сегодня отлично играла, особенно учитывая, что за инструмент полтора месяца не садилась»
«Ну не знаю… А мне показалось, что вы в ноты постоянно не попадали, правда уже в конце -  хорошо» (это про Чайковского, в котором я запиналась)
«Да вы что, вот в конце я, наоборот, играла плохо!» - еще больше изумляюсь я
«Да? Ну не знаю, вообще, у меня слуха нет и, может быть я не разбираюсь…»

Вот как?  А вы говорите «объективная реальность». Какая, к бабушке, объективная?
Нет ее. Не-ту. Права Черниговская. У всех свои персональные зеленые черти на столе пляшут.