(Попытка написать первую в жизни пьесу)
Действующие лица:
Александра Васильевна – мама Пети.
Тётя Лиза – мама Анюты, подруга Александры Васильевны.
Анна Михайловна - учитель.
Одноклассники:
Анюта - соседка Пети по парте.
Петя Иголев
Коля – друг Пети
Витька – переросток, второгодник и задира
Другие одноклассники.
Односельчане.
Комментатор.
(Действия происходят в южноуральском селе в начале мая 1946 года)
Действие первое
На сцене появляется старушка с колокольчиком и начинает громко звонить. Перемена. Из-за кулис с радостными криками выбегают третьеклассники. За ними выходят Анна Михайловна с худенькой Анютой – из-за левых кулис и Петя, Коля и Витька – из-за правых. Витька уединяется в сторонке. Сегодня он – «волк».
Учитель делит детей на две группы, размещая одну против другой. Взявшись за руки, они начинают игру, громко и дружно крича:
Дети слева. - Гуси! Гуси!
Дети справа - Га! Га! Га!
Дети слева: - Есть хотите?
Дети справа - Да! Да! Да!
Дети слева - Ну, летите.
Дети справа - Нам нельзя.
Дети слева - Почему?
Дети справа - Серый волк под горой зубы точит. Нас съесть хочет.
Дети слева - Ну, летите, как хотите.
Дети правой группы, с топаньем и визгом, устремляются к левой и в это время в неё вбегает Витька. Он пытается схватить Анюту, но девочка увёртывается, влетает в левую группу и, смеясь, замирает рядом с Петей. Неудача разозлила «волка», он сердито шепчет им: «Жених и невеста, тили-тили-тесто» и показывает кулак.
На сцену снова выходит старушка и звонит. Дети с учительницей уходят за кулисы. Но не все - трое из них остаются на сцене. Спрятавшись за занавес, Анюта прислушивается к разговору Пети и Коли.
Коля (пытаясь развеселить расстроенного чем-то друга). Хочешь, я угадаю, кто из наших девчонок тебе нравится больше? Дай правую руку. - Он сильно сжимает её кисть. - Какой палец больнее?
Петя. Мизинец.
Коля. А кто у нас в классе самая маленькая из девочек?
Петя. Анюта,
Коля (лукаво улыбаясь). Я угадал?
Петя (смутившись, тихо) Да.
Коля Она и Витьке нравится.
Петя (невесело вздохнув). Знаю…
Анна Михайловна (начиная урок). Петя, встань. Ребята, сегодня Петя Иголев учился с вами последний день.
Одноклассники (шумно, с удивлением). Как - последний? Почему?
Анна Михайловна. Завтра, ранним утром, их семья покинет село, в которое пять лет назад, из-под фашистских обстрелов и бомбёжек, её эвакуировали к нам. Петиного папу тоже эвакуировали на Урал, но позже. Приближая День Победы, он далеко от семьи, строил заводы, выпускающие оружие для Красной Армии. Сейчас Петиной семье разрешили объединиться.
Действие второе
У передней стены прихожей – с двумя окнами, зеркалом и рамками с фотографиями - стоят стол и скамья. Справа от них, в углу, на высоте роста взрослого человека - икона Божией Матери с младенцем.
Александра Васильевна (готовит детям постели). Ребятки, ложитесь спать, Постарайтесь скорее заснуть. Утром выезжаем из села до первых петухов. Я ненадолго наведаюсь к соседкам попрощаться.
Набегавшись за день, дети уснули быстро.
Вдруг вечернюю тишину нарушили взрывы снарядов и бомб. Перепуганный Петя соскочил с кровати, но, поняв, что это ему приснилось, тихо, стараясь не разбудить сестрёнку и двух братишек, подошёл к раскрытому окну, сел на переднюю скамью и облокотился на подоконник.
На улице – ни звука. Над селом повис безбрежный, цвета свёкольных чернил, усыпанный мигающими огоньками, небесный свод.
Неожиданно за палисадником раздались тихие шаги, слабо скрипнули раздвигаемые дощечки заборчика с потайным лазом, и через несколько секунд под окном остановилась маленькая фигурка… Анюты. Петя вздрогнул от её внезапного появления. Девочка, легко подпрыгнув, ухватилась за подоконник и в один миг оказалась в избе. Он еле успел отодвинуться в сторону.
Анюта. Меня тётя Шура послала узнать: спите вы или нет? – Она посмотрела на спящих ребят. - Оказывается, ты один не спишь. Об отъезде думаешь?
Петя (тихо, взволнованно). Д - да.
Сейчас, в последний вечер, они уже не скрывали друг от друга горечи от расставания.
Анюта. Скучно будет без вас.
Петя. И без вас, … без тебя … тоже.
Анюта (помолчав). Темно-то как.
Петя. Может, керосинку зажечь?
Анюта. Не надо. Ещё детишек разбудим ... Петь, ты нам, …мне … письма пиши, а вырастешь – приезжай.
Петя. И ты пиши. Не забывай … меня.
Анюта. (смеясь). Разве забудешь про то, как ты на уроках по военной подготовке, будто стреляя из пулемёта, «очередями» своей «трещётки» оглушал меня.
Петя (грустно улыбаясь). А мне на этих уроках очень хотелось, чтобы перевязывать «раненых», ухаживать за ними, ты училась только на мне. Я всегда радовался, если на прополках овощей или сборах пшеничных и ржаных колосков, оставшихся на колхозных полях после жатвы зерновых – ты работала рядом со мной.
Анюта. Ты помнишь, как поздней осенью, когда озеро покрывалось толстым слоем льда, а ветры сдували с него снег, мы на большой перемене чуть ли не всем классом бежали на озеро? Каждый находил у пробитой взрослыми проруби льдинку большого размера, вставал на неё, распахивал полы пальтишка и ветер разгонял нас так, что становилось боязно. Тогда я тоже старалась быть поближе к тебе.
Петя (повеселев). Конечно, помню. Как помню про наши, с друзьями, сборы грибов и ягод в бору, как с ними ходили за водой к далёкому Кубин-колодцу, стараясь быстрее пройти каменные стены пугающего крестами кладбищ, когда вёдра на коромыслах раскачивались так, что из них выплёскивалась вода.
Анюта (серьёзно). А помнишь, ты мне рассказывал про случай, как прошлой зимой к тому колодцу ходил один? При подъёме наверх заполненного ведра, оно зацепилось внизу за обледенелый сруб, а ты подумал, что за ведро ухватилась утопленница Иваниха, перед смертью получившая с фронта похоронку на мужа.
Петя (нахмурясь). Я тогда очень испугался! Домой, без воды, прибежал, как сумасшедший…
Анюта (легонько коснувшись его руки). Петь, а Петь, кого из девчонок тебе сегодня Колька наворожил?
Петя (вскинув от удивления брови). Кто тебе об этом сказал?! Ведь нас было двое!
Анюта. Сама видела. Так – кого?
Петя. Не скажу.
Анюта (притворившись обиженной). Ну и не говори. Сама догадалась.
Комментатор. Они шёпотом стали вспоминать, как по наказам матерей три учебных года сидели за одной партой, вместе готовились к урокам, вечерами носились со сверстниками по улицам, забывая об усталости и голоде. Сельские мальчишки и девчонки, завидуя дружбе Пети и Анюты, дразнили их «женихом» и «невестой», особенно Витька.
Потом, в шутку, так же, стали называть сына и дочь их матери.
Петя (дрожащим голосом). Анюта, на прощание я хочу подарить тебе самое дорогое, что у меня есть. Глядя на подарок, ты будешь чаще вспоминать обо мне, о нашей дружбе.
Анюта. Я о тебе и без подарка помнить буду.
Петя (протягивает ей свою матерчатую школьную сумку). В ней - коробок с разноцветными карандашами, грифельные доска и карандаш. С ними ещё папа в
церковную школу ходил. С их помощью ты, как и мы, тоже будешь учиться рисовать и писать в школе и дома. Ведь сейчас для этого почти невозможно купить писчую бумагу.
Анюта (осторожно кладёт бесценный подарок на стол, ласково глядит на друга). - Ты, поди, спать хочешь?
Петя. Не-е.
Анюта. Я тоже. Подожду тётю Шуру, чтобы тебе одному не скучно было.
Комментатор. Они долго вполголоса говорили и говорили, иногда перебивая друг друга, торопясь высказать всё то, о чём завтра, при взрослых, нельзя будет заикнуться или на откровения у них не останется времени.
Сейчас, в последний вечер, они уже не скрывали друг от друга горечи от расставания.
Под таинством ночи, они поклялись друг другу хранить дружбу всю жизнь. Обещания Пети и Анюты были искренними, но по-детски наивными – ведь обоим исполнилось только по десять лет.
Александра Васильевна (входя в избу и увидев сына не спящим, тихо засмеялась). Разве заснёшь, если невеста рядом.
Петя (укоризненно): Ма-а-ма-а!
Анюта (сконфузившись, схватила Петин подарок и побежала к дверям). До свидания.
Действие третье
Комментатор. Тёмное, прохладное утро. Ещё не видно зарниц. У ворот, урча мотором, ждал отъезжающих небольшой грузовичок с кузовом, покрытым тентом
и загружённый скудным домашним скарбом. Проводить Иголевых пришло
много сельчан и среди них – Петины одноклассники с Анной Михайловной.
Несколько женщин подали Александре Васильевне небольшие свёртки:
- Шура, я вам в дорогу немного пирожков с прошлогодней брусникой испекла. Помяните моего убиенного сыночка Егорушку.
- Поешьте и моих пирожков со щавелем.
- Васильевна, ехать вам далеко и долго, а потому в дороге вам пригодятся и мои картофельные оладьи…
Александра Васильевна (плача, поклонилась провожающим). Дорогие мои, почти пять лет мы прожили среди вас в тяжелейших условиях – голодали, мёрзли, болели. И, приютив нас, все эти годы, вы, как могли, поддерживали меня и моих детей. Я всегда могла рассчитывать на вашу помощь, получала её и никогда о ней не забуду. Как не забуду и о горе, собиравшем нас в каждой семье, в которую приходила похоронка с фронта. Пусть Господь хранит вас и ваших близких (и она перекрестила сельчан).
Комментатор. Прощались наспех – торопил, сигналя, водитель. Женщины и девочки плакали. Анюта, спрятавшись за спину матери, дрожала от холода и вытирала глаза рукавом платьица. Пете казалось, что отъезду их семьи радовался только Витька - он как-то ехидно улыбался.
Тётя Лиза (подталкивая дочь к Пете). Иди, простись с ребятками да беги домой, не то простынешь.
Петя протянул навстречу Анюте обе руки. Они не заметили, что стоят в свете фар и что на них с жалостью смотрят взрослые и дети. Красивое, бледное личико девочки было мокрым, а плечи, косички и крохотные серёжки в ушах, за которые любил дёргать Петя, вздрагивали.
Комментатор. Такой он и запомнил её на всю жизнь, как и те слова, которые она успела шепнуть ему на прощание: «Не забывай наш вчерашний вечер»…
Звук мотора удаляющейся машины слышался провожающим всё тише и тише, затем исчез.
Сцена пустеет. Занавес закрывается.
13.04.2017 г.