Загадка актинидии

Николай Руденец
               
 
            На весенней городской выставке растении для садоводов – любителей мое внимание привлекла торговая палатка, обставленная горшками с малораспространенными растениями.  Заинтересованные садоводы  толпились около палатки и расспрашивали симпатичную продавщицу о товаре.
           - Расскажите об актинидии? Я дачник с почти десятилетним стажем, но  о ней никогда ничего не слышал! – поинтересовался пожилой мужчина. 
           - Обидно, что об этом интересном и полезном растении многие не знают,  -  посетовала реализатор. – Большинство увлекаются  виноградом, хотя он  многим  противопоказан, в отличие от актинидии, с которой только лимонник китайский конкурирует по  лечебным и полезным свойствам. В ней много витамина   С, а у некоторых сортов самый лучший показатель каротина. У всех актинидий гармоничный комплекс необходимых человеку аминокислот и солей. Она усиливает иммунную систему и потому рекомендована всем: диабетикам и гипертоникам, старикам  и детям, теряющим зрение и ослабленным…   Кроме того, актинидия - красивая декоративная лиана. Ежегодно плодоносит, у нее сладкие, нежные, ароматные ягоды. Она теневыносливая...
           Женщина с таким неподдельным  восхищением  рассказывала об актинидии, что многие, несмотря на высокую цену, стали покупать у нее горшочки с  черенками этой культуры, на которых  уже зеленело   по два – три  листочка.
           Я  тоже не устоял, решил приобрести один саженец.  Однако при покупке выяснилось, что актинидия – двудомное растение, поэтому пришлось взять два,  мужское и женское.  К растениям прилагалась ксерокопия журнальной статьи  с описанием актинидии и ухода за ней.
            - Посадите актинидию  с любовью, и она через два – три года отблагодарит вас
хорошим и полезным урожаем, - напутствовала меня продавщица.
            Дома, после внимательного прочтения статьи, я приступил к посадке саженцев. Поскольку актинидия теневынослива, я определил ей место с северной стороны моего одноэтажного дома, с таким расчетом, что когда  её лианы  дотянутся до крыши,  там света будет достаточно. Для этих целей я вбил два кола и  от них протянул шпалеры к крыше.  Только после этого рядом с ними выкопал метровые ямы под саженцы, несмотря на то, что в статье рекомендовались меньших  размеров.  Добросовестно я отнесся и к подготовке почвы. На дно ям набросал толстые старые палки и битый кирпич. Потом внес по ведру перегноя и, приготовив смесь из дерновой и лиственной почвы, крупнозернистого песка и перепревшего навоза, заполнил ее  ямы доверху. Хорошо пролив отстоянной водой  посадочные места, осторожно пересадил  в них из горшков саженцы. Закончил посадочные работы уже в сумерках.
             Утром я первым делом выглянул в окно, чтобы полюбоваться саженцами.  И остолбенел  -  они  исчезли! Увидев жену,  занимавшуюся прополкой в огороде, я, подумав, что она  по ошибке выполола и черенки, кипя от негодования, подскочил к ней и спросил о саженцах. Супруга удивилась не меньше моего. Не найдя объяснения загадочному исчезновению актинидии, мы   удрученно переглянулись.
             И тут, мне бросилось в глаза, что вся  поверхность почвы там, где вчера торчали саженцы, - в  кошачьих следах. Я знал, что коты любят валерьянку, но о том, что и актинидия им по вкусу, не слышал. Ничего об этом не сообщалось и в статье. Удивило и то, что коты,  вместо того чтобы только объесть  листья, с корнем повыдергивали саженцы, не оставив от них и следа!
              - Сходи еще раз на выставку и отчитай продавщицу, за то, что она не предупреждает покупателей о кошачьей любви к актинидии! – предложила жена.
              Реализатор  узнала меня сразу. Поинтересовалась:
              - Посадили?
              - С такой любовью, что волдыри натер, - показал я ей свои ладони, - и все котам под хвост!.
              Продавец  всплеснула руками и, извинившись за свою забывчивость, сказала, что, к сожалению, уже ничем мне помочь не сможет, так как все саженцы распроданы. Утешила, что на следующий год специально для меня привезет особый сорт актинидии,  у которой женские цветки оплодотворяются  собственной пыльцой и плодоносят.
               Но после случившегося я засомневался в целесообразности размещения на своем  участке актинидии, из-за боязни  его превращения  в заповедник  котов со всей округи.