Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
                22
            Меня вербует КГБ.

   Первые гастроли за границу и последующие поездки за рубеж случились уже после окончания перестройки и последующих громадных геополитических сдвигов.
А мы вспомним сейчас о первых выступлениях для иностранцев, начиная с участников праздника стран Северного Калотта , куда,кроме нас,  входят все северные государства- Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания и др. Есть на эту тему у меня и стихи

         ШАПКА


                Калотт –шапочка  Земли
              ( Из  скандинавского  фольклора )

Что  за  шапка  белая
Мехом  оторочена,
Серебристой  ниткою
По  краям  прострочена ?
Посредине  камушки
Дивным  светом  льются,
Зелёные,  синие,
Горят   и  шибко   жгутся ?!

То  не  белые  меха ,
А  снега, снега,  снега !
Не  камушки  сини –
Льдины ,  льдины,  льдины !
И  в  купели  ледяной
Морж  ныряет  озорной.
…Под  нею  вечно  зябко…
Вот  это  шапка !

 Это было ещё в конце семидесятых. И в этой связи хочу раскрыть страшную государственную тайну. Поскольку дело происходило в СССР, которого –увы- нет почти 27 лет, то меня за это уже не осудят…Да и никаких подписок о неразглашении я не давал…
Так вот, уже после первых выступлений для иностранцев на наш театр и, естественно, на меня обратило своё пристальное внимание одно компетентное ведомство. А тут ещё новый контакт- с польской молодёжью. Эта группа туристов прибыла в наш город по линии Интерклуба. Хотя и соцстрана, но, очевидно, на встрече тоже имелись глаза и уши всесильного ведомства. Нас на вечер-встречу с собратьями по социалистическому строительству пригласили толи горком, толи обком комсомола. Интернациональная вечеринка дружбы проходила  в кафе «Юность», которое было весьма популярно и располагалось почти напротив здания облисполкома-обкома КПСС.
Я пришёл на мероприятие не один, а со своей девушкой. Поляки-весёлые, но трезвые, тут же нас рассадили в разные места. Через минуту мою подругу уже обнимали приезжие студенты, а меня с двух сторон прижимали крутобёдрые молодые хохотушки-полячки. Словом, обстановка была настолько раскрепощённая, что, если бы не опыт выступлений перед публикой, вполне можно было бы растеряться. Дружная компашка ритмично качалась из стороны в сторону, взявшись за руки и подняв их вверх, что-то пела, хохотала…Нашим же участникам в тёмных пиджаках и строгих  галстуках пришлось волей-неволей сделать приятные мины…Тут я вспомнил несколько выражений на польском, специально заученных к этой встрече. « Добрый ветшур, панстфо! А може споткатч з паней коло палацу?»( Добрый вечер, панове! Может, встретимся с пани около Дворца?» польск.)
 И даже исполнил небольшой, но яркий номер « Телефон» на польском…
Успех был приличный. После чего полячки вообще приобняли меня с двух сторон и что-то пшекали мне в уши, касаясь их жаркими полными губками…
В общем, встреча прошла весело и я её до сих пор вспоминаю с теплотой. Хотя чисто исторически эти братья-славяне ещё те братья: много раз на нас нападали, в Москве всякие их лже-Дмитрии распоряжались, как у себя дома, вместе с Наполеоном сюда тоже лезли, бузили, гадили, подличали множество раз, вторую мировую войну вообще они начали, поделив  с Гитлером часть Чехословакии…
…Но тогда я мыслил, глядя на развесёлые лица социалистических друзей , примерно так. Вот живут же люди- танков у них в разы меньше нашего, чугуна выплавляют совсем мизер, государственность теряли много раз, какое-то время были даже частью Российской империи, а умеют радоваться как дети. И мы за их духами «Быть может» гоняемся, а не они за нашим тройным одеколоном…
Короче, если судить с определённых позиций, у меня начались контакты с иностранными гражданами.
А тут ещё к нам в проектный институт «Мурманскгражданпроект», где я ,тайно чертыхаясь, сидел за кульманом день-деньской, вдруг понаехали! Финские спецы. В актовом зале была устроена выставка их и наших проектов. Помогали общаться переводчики. С нашей стороны уже упоминавшийся мной Хуго Эдуардович Хулко- русский финн. А от приезжих- приятная девушка Катя Лаукканен…Вообще, по-моему, её имя было Кайя, но к ней все обращались на русский лад. Многие архитекторы, конструкторы и инженеры института часто заглядывали в актовый зал на четвёртом этаже, дивились на выставку и на гостей «оттуда»…
Слово за слово(на финском, вроде «Пальонко келло он?»- который час?) , я разговорился с Катей. Она совсем не походила на скандинавских неприглядных мымр. Говорила по-русски отлично, с едва заметным акцентом. Но акцент этот, скорее всего, выдавал в ней складную девушку из Вологодчины. Это и понятно- её профильный педагог в Ленинградском госуниверситете, который она окончила пару лет назад, была родом с русского Севера…
Мне было интересно немного попрактиковаться в финском, да и просто общение с милой девушкой тоже было приятно…
Выставка продлилась что-то с неделю.
За это время я выучил много новых слов и выражений, рассказывал о нашей студии, о своём увлечении поэзией и даже набрался нахальства пригласить Катю в гости!
Она приехала. Я жил тогда в семейном общежитии на улице Инженерной,10. Это была трёхкомнатная квартира, одну из комнат занимал я. Со мной была та самая девушка, с которой я приходил к полякам. Мы показали фото наших спектаклей, афиши, угощали гостью варениками, пили чай с брусникой…Я читал стихи…
Короче, было интересно. Когда иностранные спецы уезжали, я подарил Кате дорогую для меня книгу стихов Сергея Есенина, так как и она увлекалась русской поэзией. Каково же было моё изумление, когда через месяц мне пришла бандероль из-за рубежа, в которой оказался уникальный том под названием «Поэзия Европы». Там были опубликованы стихи лучших поэтов современности из разных стран. Слева на странице- стихи в оригинале, на странице справа- перевод на русском.
Уникальный подарок для любителя поэзии и изучателя разных языков…
   Да, в этой связи, что немаловажно, должен сказать читателям, что моя мама Зоя Семёновна была учительницей иностранных языков. Я с детства дома понимал немецкий, мы часто на нём общались, и пытался учить английский…Когда мы жили в Чувашии, я неплохо изъяснялся с местными жителями- чудными, добрыми людьми, на их языке…
В общем, это у меня в генах – тяга к языкам. Выдающихся успехов, правда, я в этом деле не достиг, но  я  большой любитель что-нибудь сказануть, когда вижу группу интуристов «Guten Tag, Kinder!»(Здравствуйте, дети! Нем.) И сегодня в моей библиотеке самоучители испанского, латышского, турецкого, финского и др., словари русско-французского, русско-японского, русско-греческого всякие разговорники и т.д.
Всего этого, естественно, не предполагали компетентные товарищи.
Но налицо подозрительные факты- гости из-за границы, вечеринки, бандероли с Запада…
В советские времена это было уж слишком!
И вот в один прекрасный(так обычно говорится!) рабочий день, когда я, сидя за кульманом, искусно изображал бурную проектную деятельность, а на самом деле сочинял очередные стихи или сценку, раздался  телефонный звонок…
Нет, не на сотовый! И не на планшет! Тогда об этих гаджетах, которыми сегодня легко управляется любой детсадовец , никто в мире и не помышлял! Служебный телефон зазвонил. Я сидел рядом с аппаратом(хитрая тактика, чтоб можно было по-тихому позвонить во время рабочего дня  по делам театральной студии) и тут же снял трубку. Суровый голос вахтёра  сообщил, что ко мне пришли… Странно, я просил своих не приходить в институт, чтоб не было лишних нареканий…Я спустился вниз. Там меня поджидал молодой человек лет 25-26. Внешность и не вспомнить. Позже я узнал, что в те органы специально отбирают сотрудников с самой обычной, неприметной внешностью. Он пригласил меня поговорить пару минут на улице. Мы вышли на крыльцо. Погода была летняя. Пришедший незнакомец показал там свои красные корочки, из коих следовало, что он старший лейтенант КГБ. Офицер поинтересовался- удивлён ли я его приходом?
Я ответил, что внимание столь компетентных органов ко мне, простому инженеру, конечно, для меня большая честь…
-Так уж и простому?.. Вы ведь ведёте театральную студию, печатаетесь в газетах, общаетесь с иностранцами…
- Да, общался несколько раз. Они приезжали в нашу страну с вашего разрешения…
-Ну да, ну да, с нашего…А как вообще Вы относитесь к нашей организации?
-Уважаю и очень ценю вашу сложную работу. Один из моих любимых героев- Штирлиц!
-Полковник Исаев…
-Да, Герой Советского Союза…В общепите- обслуживание вне очереди…
-Шутите?
-Абсолютно серьёзно!
-А не хотите нам помочь?
-В каком плане? Вести подрывную деятельность в Копенгагене?
-Если у вас ещё будут контакты с иностранными гражданами  или организациями, кое о чём нас информировать.
-О чём конкретно?
- Чем интересуются? О чём вы с ними  говорили? Какие планы? Круг их знакомств?.. Это же несложно…

Я представил на минуту, как это будет выглядеть в случае с Катей…
«Знакома с главным инженером нашего института, они говорили об особенностях скального грунта за Полярным кругом. Очевидно, выяснялась возможность сделать подкоп под здание УВД…
Интересовалась ранним творчеством одного рязанского поэта-фамилию не запомнил…Возможно- диссидент с неустойчивыми политическими взглядами…
Предпочитает  ленинградское мороженое- скорее всего, для маскировки…
Не замужем…Очень странно при её привлекательной внешности…
В  ближайших планах- отъезд в Хельсинки…С какой целью- выяснить пока не удалось…»


-И как вы это себе представляете? Сообщить вам по рации?
- Вы просто позвоните вот по этому номеру. Из телефона-автомата…Держите!
-Благодарю покорно! Если замечу что-то подозрительное, например, незнакомца в рыбном магазине «Нептун» с нераскрывшимся парашютом, я лучше подбегу  к  Управлению, это же рядом и доложу вашему генералу лично!..
-Я вас понял, «простой» инженер. Отказываетесь помочь своему родному государству! Ну-ну…
-Если моя Родина будет в опасности, я обязательно встану на её защиту! Это серьёзно…
-Только запомните- с нами лучше дружить!.. Ну и как там, в Европе, с поэзией дела обстоят? Или наш Есенин всё-таки лучше пишет?..
-Это, товарищ старший лейтенант, кому что нравится: кому поп, кому попадья,  кому  попова дочь, а кому и ВАРЕНИКИ(!!!) со сметаной…Разрешите идти?
- Артист!
…Я вернулся в кабинет, спрятался за кульманом. Но стихи уже в голову не лезли. Меня потряхивал лёгкий озноб от мысли, что бы они за такой диалог со мной сделали всего каких-нибудь тридцать лет назад…

                Продолжение следует