Православие свобода или рабство?

Андрей Новоселов
  Над Россией нависла реальная угроза православного экстремизма. Пока это еще отдельные выступления в рамках отдельных митрополий по разным поводам: прокат ли сомнительного фильма, постановка ли спорного спектакля, вроде «Тангейзера», открытие ли модернистской выставки. Но вот борьба за правообладание Исакиевским собором в Санкт-Петербурге уже показала, что иерархи РПЦ могут собрать значительные массы народа для давления на власть и общественное мнение. И дело реально идет к тому, что руководство РПЦ однажды начнет всероссийские акты неповиновения вплоть до отстранения властей и смены государственного строя.
  Когда человек протестует против повышения цен и выходит на улицу, он прекрасно знает свое личное финансовое положение, а, стало быть, полностью отдает отчет в своих поступках. Когда же человек протестует против «Тангейзера», он вообще не понимает, что такое «Тангейзер» - бульдозер или танковый гейзер. Таким образом, человек используется вслепую и по чьему-либо тайному распоряжению. И в этом суть «черносотенства» - православного экстремизма. Видимо это имел ввиду журналист Владимир Познер, в свое время сокрушавшийся о том, что Россия когда-то встала на путь православия.
   Давайте же попытаемся понять, действительно ли православное христианство призывает к экстремизму? Конечно, людям нерелигиозным, далеким от Церкви, возможно, будет трудно осмыслить положения Евангелия. Но поскольку речь может зайти о жизни или смерти, как страны, так и их собственной, то рано или поздно им придется это сделать.
   Итак, пружины тайного управления массами людей, считающих себя православно-верующими, заводит следующее миропонимание. Господь Бог создал людей, коим обещал рай после их смерти, если они будут исполнять его заповеди. Для этого Его Сын Иисус Христос был распят ради спасения людей, то есть получения ими Царствия Божия (рая). Религия, созданная после распятия – христианство, и должна подготовить человека к достойной смерти.   
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;  ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11, 29-30) – этой фразой Иисус Христос и устанавливает религиозное рабство, предлагая последователям принять звание «раб Божий». Но рабство – это в нашем понимании такое состояние, когда думать не надо, а надо только лишь исполнять. Но поскольку прямых указаний, что именно делать, от Господа человеку не поступает, то он, ощутив потребность в приказах, обращается за таковыми к Его посредникам, служкам Божьим. А те, в свою очередь, могут уже изобретать распоряжения от имени Бога по своему усмотрению, как приближающих человека к спасению души, так и отодвигающих его от оного. И это прекрасная почва для взращивания религиозного экстремизма, поскольку экстремизм – это когда одни (меньшинство) думают, организовывают и ни за что не отвечают, а другие (большинство) слепо исполняют и собственной головой расплачиваются за последствия.
  И вот этим рабам-экстремистам Иисус Христос обещал Свое Царство? Да ничего подобного.  «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:31) И здесь, в этой фразе Христа, ключевое слово «наследуйте». Сколько было случаев в России, когда друзья организовывали бизнес, записывая его на одного из них. Затем создавали мощное производство, а потом формальный владелец предприятия неожиданно умирал. И все сотворенное совместным многолетним трудом отходило вдове и детям покойного, оставляя партнеров, вложивших в предприятие свою душу, ни с чем. Закон, возможно, не всегда справедлив, но это закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф. 5:17) – сказал Христос, в том числе имея ввиду закон о наследовании, действие которого распространяется и на Небеса. Царствие Божие можно, оказывается, только наследовать, но никак не заработать, заслужить или купить. Не могут по закону рабы участвовать в наследовании, поскольку работают не из любви, а за жизнь, мзду или миску похлебки. Наследовать могут только родственники, зачастую не имевшие никакого личного отношения к объекту наследования.
  Вот здесь и заключено лукавство иерархов РПЦ, которые, выражаясь словами евангелиста, «взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52). Они очень много рассуждают о рабстве Божием, ни словом не обмолвившись, что раба не только на Земле, но и на Небесах никогда не приглашают в покои Господина, если, конечно, речь не идет о влажной уборке. Христу, как и любому Хозяину, не нужны рабы для общения и совместного управления Небесным имуществом. Рабы нужны только для тяжелой работы за обещанный им динарий. Так кто же тогда наследники?
  Вот, что говорит Христос своим апостолам, своим первым последователям и послушным рабам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Ин. 15:14-15) И далее: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27)  Таким образом, Господь сначала возводит рабов-последователей своих в ранг друзей, а потом называет и братьями. По свидетельству святых отцов это относится не только к апостолам, но и ко всякому человеку, имеющему в себе силы назвать себя во всеуслышание родным братом Христа. Какая еще религия способна провозгласить своих адептов братьями Бога? И кто в этом мире может иметь более свободы и власти, чем близкие родственники Творца мира? А потому православие – это, на самом деле, религия Вселенской свободы, но никак не гнусного рабства. Хотя главная свобода – свобода выбора – никак не ограничивает человеку возможность добровольно отказаться от родственных связей с Богом, отказаться от Небесного наследства и остаться навечно рабом. Это его право. Рабом, если честно, быть удобнее. Никто тебя не дергает, не поднимает среди ночи. Отработал положенное время, выполнил заданную норму и все, можешь предаваться простым радостям, на которые родственникам хозяина просто не хватает времени. И, самое главное, рабу разрешено не думать, не принимать решения, а значит и не нести личной ответственности, что тоже, согласитесь, комфортно. Но тем, кому рабство противно по сути, тем кто выполняет свой долг осознанно и безо всяких нормативов, Господь и предлагает войти в Свой ближний круг. Кстати, выражение «всевидящий Большой Брат» относится именно ко Христу, но никак не к всемогущей тайной полиции, описанной Джорджем Оруэллом.  Полиция – это для рабов. И христианское обращение «братья и сестры» также адресуется к ближнему кругу Христа, но никак не к рабскому сообществу, поскольку у истинных рабов братьев не бывает. Ибо раб – это всего лишь вещь, необходимая в хозяйстве, но никак не объект братской любви.
  Много ли добровольных рабов в РПЦ? Можно посчитать поштучно на каких-либо протестных «молитвенных стояниях», предварительно спросив: «а что вы тут делаете?» и не получив вразумительного ответа. Можно зайти в храм в великий праздник или же просто в воскресение и посмотреть, сколько народу упадет на колени при возгласе священника «Святая святым!», поскольку родственникам Бога вставать на колени в праздник запрещено, если это не предусмотрено конкретной службой, что подтверждено отцами Шестого (Трулльского) Вселенского собора. Оставшиеся же на ногах будут или родственниками Христа, или окажутся просто посторонними скучающими зеваками.
  «Много званых, да мало избранных» (Мф. 22:14) – сказал Господь о своих родственниках. Видимо, Бог Сам избирает Себе родных? И да, и нет. Каким образом избирает, к примеру, человек себе друзей или, в другом случае, девушка жениха? Ну, наверное, лишь из числа тех, кто приходит к ним в дом. Из тех, кто нравится, но отказывается наносить визит, как ни старайся, ни друга, ни жениха не получится. Или ректор ВУЗа может избрать себе студентов лишь из числа тех, кто добровольно пришел и сдал вступительные экзамены. Все прочие оказываются вне его выбора. А, значит, в основе любой избранности лежит, прежде всего, свободное волеизъявление будущего избранника, его личные симпатии и усилия в достижении цели. Сам Бог избирает себе родных лишь из числа тех, кто сам избрал Его себе Богом. И стать братом Христу, стать Его избранником, можно лишь предварительно выбрав Его своим Братом. Впрочем, это необходимое условие, но, как показывает жизнь, ни в коем случае не достаточное.
  Итак, тело Православной Церкви разделено на две части: сознательных рабов и не менее сознательных братьев Христа, что, опять-таки, подтверждено словами Спасителя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21) И в этом соотношении рабов и братьев заключена, на самом деле, будущая судьба России. Если количество рабов, управляемых не верой, но идеологией, собравшихся не из любви, а за динарий, внутри РПЦ будет абсолютным, то «черносотенство» и религиозный экстремизм с последующей попыткой  установления псевдоправославной фашистской диктатуры будут неизбежны. Если же количество христиан, о которых Спаситель говорил: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13), окажется достаточным, чтобы русское общество стало приличным, подобно тому, как становится съедобной пища, в которую добавили щепотку соли, то шансы России не исчезнуть с карты планеты обретут силу. И в этом совершенно нет сомнения.