Пигмалион русского балета

Владимир Руссь
                ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
                (1872-1929)
                Театральный и художественный деятель


000
В Дягилеве несомненно жила та природная властность, тот проникающий в самую суть вещей, ум, часто и без всякого знания этих вещей, то же умение угадывать людские слабости и на них играть, что составляет основной характер преобразователя России.
(А.Н. Бенуа)
000
В нем было что-то от Петра (Первого. – В.Р.) – это все же несомненно.
(А.Н. Бенуа)
000
В нём проявлялась какая-то душевная пустота и вообще отсутствие поэтических запросов. В нем эта черта была стихийная, примитивно-дикарская. Никто его этому не учил.
(А.Н. Бенуа)
000
В целом жизнь этого фантастического человека получила отпечаток несколько озадачивающего безумия.
(А.Н. Бенуа)
000
Глубоко русский человек, соединивший в себе характерные особенности русской культуры.
(А.Н. Бенуа)
000
Дягилев был большой чаровник, настоящий шармёр.
(А.Н. Бенуа)
000
Дягилев был особенно чужд литературе и философии, а тем паче философии религиозного оттенка.
(А.Н. Бенуа)
000
Дягилев был природным вождём, и не случись так, что жизнь случайно сблизила его с художниками, быть может, он свой дар проявил бы на более широком и значительном поприще, нежели балет и даже нежели вся область искусства.
(А.Н. Бенуа)
000
Дягилев обладал великим шармом какой-то «романтической бескорыстности». Он был великим мастером создавать атмосферу заразительной работы, и всякая работа под его главенством обладала прелестью известной фантастики и авантюры.
(А.Н. Бенуа)
000
Наш героически отважный «вождь».
(А.Н. Бенуа)
000
Периоды лени и апатии сменялись в Сергее приступами чрезвычайной деятельности, и только тогда он начинал чувствовать себя в своей настоящей стихии. Тут ему уже мало было преодолевать трудности, естественно возникавшие на пути осуществления задачи; он любил себе такие трудности создавать искусственно – дабы их с удвоенным рвением преодолевать.
(А.Н. Бенуа)
000
При всей своей безудержной энергии, он был сентиментален.
(А.Н. Бенуа)
000
При всём своём уме, при всех своих талантах, среди которых одним из главных была какая-то страстная, не знавшая устали работоспособность, Дягилев был совершенно по-ребячески тщеславен и честолюбив.
(А.Н. Бенуа)
000
Сергей Дягилев ни в какой художественной области не был исполнителем, и всё же вся его деятельность прошла в области искусства, под знаком творчества, созидания.
(А.Н. Бенуа)
000
Сергей Павлович соединял в себе черты известной распущенности в духе… Потёмкина, с чертами… Петра Великого.
(А.Н. Бенуа)
000
«Славный малый», здоровяк-провинциал, пожалуй, «не очень далёкий», немного terre a terre (приземленный. фр.), немного примитивный, но в общем симпатичный.
(А.Н. Бенуа)
000
Творчество… есть основа и смысл его существования.
(А.Н. Бенуа)
000
У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, его хотение.
(А.Н. Бенуа)
000
Умение скрывать свои сердечные дела было доведено у Серёжи до виртуозности.
(А.Н. Бенуа)
000
У него были полные, румяные щёки и сверкавшие белизной зубы, которые показывались двумя ровными рядами между ярко пунцовыми губами. Каждый раз, когда он смеялся, вся «внутренность» его «пасти» раскрывалась «настежь». Смеялся же Серёжа по всякому поводу.
(А.Н. Бенуа)
000
Человек страстный, с некоторым сентиментальным уклоном.
(А.Н. Бенуа)
000
Дягилев – человек большой воли, способный перешагнуть через трупы, идя к своей цели.
(С.М. Волконский-внук)
000
Дягилев был прирождённый диктатор, фюрер, вождь.
(З.Н. Гиппиус)
000
Он был человек по-своему сильный, упорный в своих желаниях и… совершенно в себе уверенный. Если эта самоуверенность слишком бросалась в глаза – тут уж дело ума, в котором ему, при его хорошей образованности, не было никакой нужды: его заменяла разнородная талантливость и большая интуиция.
(З.Н. Гиппиус)
000
У него была исключительная зрительная память и удивлявшее нас всех иконографическое чутьё.
(И.Э. Грабарь)
000
Царь балета.
(Т.П. Карсавина)
000
Его полуприкрытый, влажно-блестящий глаз, глядящий вниз, напоминал португальскую устрицу.
(Ж. Кокто)
000
Лицом он походил на бульдога, а когда улыбался – на юного крокодила с торчащим клыком. Когда он закусывал и жевал губу, это было признаком удовольствия, страха, гнева.
(Ж. Кокто)
000
Он обладал замечательным умением не только вызывать скандалы, но и улаживать… инциденты.
(М.Ф. Кшесинская)
000
У него были пышные волосы с седою прядью на лбу, за что он был прозван «шиншилла».
(М.Ф. Кшесинская)
000
Дягилев – «барин», человек обеспеченный, собиратель иностранных новейших мастеров, человек у которого есть нюх и вкус, хотя и воспитанный исключительно на западных мастерах.
(М.В. Нестеров)
000
Дягилев – Явление чисто русское, хотя и чрезвычайное. Испокон веков в Отечестве нашем не переводились Дягилевы.
(М.В. Нестеров)
000
Новгородский денди Серебряного века, лорнированный дядька нашего искусства, какую дьявольскую энергию таил он в себе! Обольститель, безумный игрок, сладострастник нюха.
(М.В. Нестеров)
000
С Дягилевым не уснёшь…
(М.В. Нестеров)
000
Гениальный импресарио.
(Прозвище)
000
Шиншилла.
(Прозвище)
000
Он покинул Россию для всемирной славы России.
(А.М. Ремизов)
000
После Дягилевских вечеров громко хочу говорить по-русски.
(А.М. Ремизов)
000
Человек одарённый всеми дарами: певец, музыкант, художник, писатель.
(А.М. Ремизов)
000
Подозрительный аферист, ловко обделывающий свои делишки.
(Современники)
000
Активный и нетерпеливый человек.
(В. Федоровский)
000
Дягилев был прирождённым организатором, руководителем с наклонностями диктатора и знал себе цену.
(В. Федоровский)
000
Мечтать для него означало действовать.
(В. Федоровский)
000
Мощно сложенный, высоколобый, с зорким и проницательным взглядом, он гордился своим сходством с Петром Великим и обладал такой же диктаторской душой.
(В. Федоровский)
000
Обладавший сложной и противоречивой натурой, он умел лавировать среди интриг, зависти, клеветы и сплетен, которыми изобилует артистическая среда.
(В. Федоровский)
000
Обольстительный, вкрадчивый, то жестокий и эгоистичный, то сердечный и преданный, внезапно становящийся безразличным, требовательный и капризный, смелый до дерзости и безрассудства, милый и ласковый, он приобретал друзей и поклонников, но не способен был внушить простое чувство симпатии.
(В. Федоровский)
000
Одна из самых загадочных и привлекательных фигур русского балета.
(В. Федоровский)
000
Он открывал таланты, и инстинкт никогда его не подводил.
(В. Федоровский)
000
Он терпеть не мог выходов в свет и посещение чужих спектаклей рассматривал как скучную повинность.
(В. Федоровский)
000
Пигмалион русского балета.
(В. Федоровский)
000
Предвосхищая моду, сам он никогда ей не следовал.
(В. Федоровский)
000
Среди всех талантов Дягилева был удивительный дар делать рекламу.
(В. Федоровский)
000
Художественный абсолютизм заставлял его постоянно думать об Искусстве.
(В. Федоровский)
000
Дягилев решил, что мы живём в век «Александрийской культуры» и потому должны исповедовать «Эроса» и что в настоящее время, если искусство можно, так сказать, делать, то только в балете, потому что все в жизни искусства – пластика.
(Ф.И. Шаляпин)
000
От Дягилева, несмотря на не сходящую с лица его улыбку, веяло каким-то холодом и огромным самомнением.
(С.А. Щербатов)
000
Фигурой он был, несомненно, очень яркой и блестящей, благодаря всесторонней талантливости. Музыкально богато одаренный, чуткий к красоте во всех ее проявлениях, знаток пения, музыки, живописи, большой любитель театра, оперы и балета, ловкий инициатор и организатор, неутомимый работник, умеющий привлекать к работе людей, ими пользоваться, брать от них, что надо, находить и развивать таланты, привлекая – завораживать, столь же беспощадно расставаться с людьми, как и эксплуатировать их, – он был настоящим вождем и руководителем с диктаторскими наклонностями. Зная себе цену, он не терпел ничего и никого, что могло стать ему поперек дороги и с ним конкурировать. Обходительный и вкрадчивый, жестокий и неприятный, сердечный, преданный и внезапно неверный, требовательный и капризный, смелый до нахальства и заносчивости и задушевно ласковый, он мог иметь поклонников, друзей и врагов. Фигура сложная и яркая, – он умел лавировать среди интриг, зависти, нареканий и сплетней, которыми всегда насыщен художественный мир.
(С.А. Щербатов)
000
Элегантный, не совсем, но почти «барин», с примесью чего-то другого, коренастый, с огромной, не по торсу головой, с тяжелым и довольно грубым лицом, чувственными губами, красивыми умными глазами и классической «дягилевской» не то подкрашенной, не то природной прядью белых волос у лба в темных волосах, дававший ему особый шарм и стиль. Лицо его было из тех, которые меняют весь свой характер от улыбки; она была ласковой и чарующей, и недобрые глаза, прищуриваясь, делались мягкими, добрыми, ласковыми, но… вкрадчивыми и неверными.
(С.А. Щербатов)
000
Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих, большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов, и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел мое настоящее назначение – меценатство. Все данные, кроме денег, - mais sa viendra;.
000
Я вижу будущее через увеличительное стекло.
000
Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе.