Отстраниться от зла

Виктор Балдоржиев
(Записки ненужного человека)

Многие поступки можно и надо прощать другим. Но ни одного неправильного поступка нельзя прощать себе. Почему я об этом заговорил?
В последнее время я оказался в ситуации, когда необходимо объясниться, то есть придать ясность ситуации. Меня стали спрашивать: почему я не выступаю вместе с другими литераторами или даже бригадами (?!) литераторов в аудиториях читателей? Попытаюсь ответить.
В силу своего возраста я – человек проигравшей стороны. Родился и полжизни прожил в СССР с непоколебимой уверенностью, что страна моя – гарант человечества и всего человеческого. Всю сознательную жизнь, иногда, конечно, ошибаясь, я бился с несправедливостью, которая мешала развитию моей страны, моих земляков. По крайней мере, я так думал в те годы и продолжаю так думать сегодня.
И сейчас я продолжаю ошибаться в том, что, даже проиграв сражение из-за проходимцев и прогнивших наследников большевиков, моя страна, приватизированная кучкой дельцов, пусть не остаётся, но всё ещё может претендовать на гаранта нравственности человечества. (Кому известно, назовите другого гаранта?)
Хорошо, что невозможно быть совершенно правым. Потому и пишу, что - ошибаюсь, ибо в глазах другого мира мы - исчадие зла. Где середина?

Мне трудно разговаривать с людьми, которые вдруг решили спуститься со своего исторического пика развития и заняться у его подножия чем-то невразумительным. Теперь я с недоумением и болью смотрю на оставленные высоты, которые кажутся уже недосягаемыми. Зачем? Как? Заново? Кто?
И ещё: мне стыдно перед теми, кто младше меня, за проигранное сражение и отданные высоты. Мне стыдно за повальное враньё и расчеловеченного человека. В общей беде страны есть и моя вина. Это главная причина того, что я уединился и отказался от активной общественной жизни и выступлений перед аудиториями. Что я могу сказать обществу, которое молчаливо ждёт очередного лицемерия? Лицемерить?
Всякое выступление – это эмоции, надрыв сердца. Здесь таится слабость добра. Как в нашей ситуации можно обойтись без эмоций? Без эмоций могут выступать только равнодушные и расчётливые персонажи, тут, несомненно, сильная сторона зла. Но охватить ситуацию и объединить все стороны может только нравственно-эмоциональное видение, тогда как практический ум всегда делит целое на части, заставляя их враждовать. Больному сердцу и эмоциональному уму трудно осилить рационалистов…
Войне между добром и злом не будет конца. Каждый человек участник этой войны. Соглашаться с действующей властью и выступать с её одобрения на её праздниках и в её аудиториях, вместе с её активистами, для меня означает одно – быть на стороне зла. Это простительно тем, кто не понимает ситуации. Но непростительно мне – взрослому, человеку с эмоциональным охватом и видением ситуации.
Выход? Отстраниться от зла и не участвовать в её делах.
Кому необходимо, тот всегда может поговорить со мной. На страницах социальных сетей, сайтов, блогов, а также организовать встречу.
Если каждый отстранится от зла, то вопрос о спасении страны отпадёт сам по себе, как ненужный. Страна начнёт дышать и развиваться. В этом у меня нет никакого сомнения.
Видимо, на эту тему и надо говорить с людьми, но совершенно в другом формате, где присутствие лицемерия и лжи должны быть совершенно невозможными.

Виктор Балдоржиев,
писатель.

P. S. Стихи, посвященные писателю

Мой товарищ, не стой на перроне:
Больше нет для тебя поездов,
И холёный, в купейном вагоне
О стране не напишешь стихов…

Как ты же заработал известность,
Проискав по теченью исток?
А состав, сотрясая окрестность,
Мчится с лесом твоим на восток.