Моя дорога. Глава I

Кристина Заяц
           Денис помнил себя где-то с четырёх лет. Воспоминания эти были немного смутными и расплывчатыми, но при этом добрыми и светлыми. Словно нежно-желтые лучики солнца прикасались к его душе, озаряя светом всё вокруг. Это была ранняя весна его жизни. Если быть точнее, март месяц. Уже не начало, скорее середина или конец. Всё впереди. И зелёная листва, и цветы, и ягоды, и тепло… Кажется, что так будет всегда. Маленький Денис ещё не подозревает о том, что когда-нибудь наступит осень и зима, ему кажется, что весна будет длиться вечно. Когда он смотрит на родителей и других взрослых людей, мальчик думает, что они всегда были такими серьёзными, скучными и блеклыми. И его никогда не коснётся рука старости, болезни или других испытаний. Он всегда будет жить весной, наслаждаться пением птиц и пьянящим воздухом. Каждый день приносит новые открытия, как интересно исследовать жизнь, и познавать её тайны, законы и особенности.

           В свои четыре года Денис кажется себе взрослым, и когда смотрит в зеркало, удивляется своему отражению. Перед ним стоит очаровательный малыш, любимец всей семьи. Золотисто-рыжие, растрёпанные волосы завиваются, а большие, вдумчивые голубые глаза улыбаются. Стоит уголкам рта немного приподняться и эти озорные, искрящиеся глаза смеются. Кажется, что они готовы смеяться каждому пустяку, просто потому, что на душе тепло и солнечно. Это душевное солнце льётся на окружающих ручейком и все ему умиляются. На круглых, румяных щеках играют ямочки, а светлые, длинные ресницы часто хлопают. Высокий лоб хмурится, когда мальчуган о чём-то задумывается и на лице, словно появляется тень от тучки. Но вот она улетает и снова светит весенне, мартовское солнце.

           Это самое начало пути. Перед мальчиком расстилается широкая дорога. Куда она его приведёт? Какие ему предстоят повороты, подъёмы, спуски, остановки? Этого никто не знает. Родители мечтают о достойной, благополучной жизни для сына. Но лишь создатель может видеть наши судьбы наперёд. А сейчас дорога поросла едва заметной мартовской травой и до того влечёт вдаль своего путника, что ему хочется по ней не идти, а бежать вприпрыжку.

           С первых дней жизни Денис познал лучшее, что в ней есть, - любовь. Его полюбили родители, бабушка, дедушка и старшая сестра Даша. И он всем своим маленьким сердцем ответил им взаимностью. Малыш плавал в этом тёплом, ласковом море взаимной любви, плескался и кувыркался в нём. Он ещё не мог оценить своего счастья, так как не знал ничего другого, ему казалось, что так живут все и любят друг друга всем сердцем. Как сладко было вечером засыпать и как радостно просыпаться утром. Радость охватывала сердце, когда начинался каждый новый день.

          Это была середина восьмидесятых, жизнь в городе Киеве текла спокойно и размеренно. Семья Дениса не была ни богатой, ни бедной. Денег хватало на необходимое. Папа мальчика был инженером, мама – учительницей, а бабушка пела в хоре. Жили они в трёхкомнатной, довольно просторной квартире.

          На выходных бабушка пекла пироги. На всю жизнь этот аромат домашней выпечки запечатлелся в сердце Дениса, как запах счастья. Он крутился вокруг бабушки, когда она замешивала тесто, наблюдал, как оно подходит. Тайком пробовал его в сыром виде. И с большим нетерпением ждал, когда оно превратится в аппетитные румяные пирожки. Бабушка начиняла их капустой, мясом, творогом, но Денис больше всего любил с корицей. Вечером вся семья собиралась около телевизора и ела пироги. Денис любил забраться на колени к дедушке и задавать ему вопросы. Дед всегда мог найти ответ, и мальчику казалось, что он знает абсолютно всё.

          Денис с большим интересом знакомился с миром, жизнью и уголками уютной квартиры. Однажды, засовывая руку в чёрную, металлическую вазу, которая неприятно царапала кисть, он нашел там иностранную жвачку. Настоящую, ароматную и невероятно вкусную. Тогда дети не были избалованы, и обыкновенная жвачка казалась пределом мечтаний, так как очень редко удавалось её получить. После этого случая мальчик каждый день подходил к волшебной вазе и искал там что-нибудь вкусное, но доставал лишь пуговицы, нитки, этикетки. Но он, не теряя надежды, продолжал свои поиски. Ещё Денис любил исследовать бабушкины сумочки за диваном. Там он находил золотые нитки, ткани, косметику, бусы и другие женские безделушки. Доставал, внимательно рассматривал и аккуратно клал на место. Ещё его почему-то влекло к бару. Там стояли красивые бутылки со спиртными напитками. Мальчик любил открыть одну из них, понюхать, и если запах нравился, лизнуть горлышко. Особенно ему нравилась одна бутылочка с горьковато-миндальным ароматом и сладеньким напитком. Ещё Денис любил выйти на просторный балкон, особенно его радовало, когда залетала синичка или воробей. Мальчик пытался поймать несчастную птицу, но ему это не удавалось. Был ещё в доме предмет, мимо которого малыш не мог пройти равнодушно. Это было старое пианино. На нём никто не играл, оно стояло просто, как стол, стул или шкаф. Но интуиция подсказывала Денису, что в нём есть какой то секрет, какие то скрытые возможности. Однажды, открыв крышку пианино, мальчик обнаружил клавиши. Он прикоснулся к одной из них и услышал необычный звук, прикоснулся к другой и снова удивился немного другому звучанию. В эти мгновения своего первого знакомства с инструментом, мальчик ещё не подозревал, что он станет для него верным другом и эта дружба озарит его жизнь.

          Денис горячо любил всех членов своей дружной семьи, но сестру он просто обожал. Даша уже училась в первом классе и казалась брату очень взрослой. Глядя на неё, он был уверен в том, что нет в мире девочки красивее. Особенно ему нравилось, когда мама заплетала Даше русые волосы в две длинные косички и сестра надевала школьную форму - коричневое платье с чёрным фартуком. Девочка долго вертелась перед зеркалом, а брата распирала гордость за неё. У Даши были такие же смеющиеся голубые глаза, как и у Дениса. Но порою в них появлялось что-то не по детски серьёзное и женственное. Иногда казалось, что это смотрит не ребёнок, а маленькая женщина, от неё исходил какой то шарм, удивительный в её возрасте. Тоненькая, изящная и нарядная она уходила в школу, а брат ждал её возвращения. У Даши не было секретов от него, и вернувшись домой, она подробно рассказывала малышу о всех событиях школьного дня. Денис с жадностью слушал. Он не мог дождаться когда сам пойдёт в школу.

          У них с сестрой было немного игрушек. Несколько кукол, слоник, зайчик, ёжик, машинки и солдатики. Но они с таким упоением играли, что забывали обо всём на свете. Довольно много времени ребята проводили во дворе. У каждого из них были свои друзья. Денис даже немного ревновал сестру к сверстникам, но когда они возвращались домой, быстро остывал, так как чувствовал, что она принадлежит ему гораздо больше, чем этим взрослым мальчишкам и девчонкам со двора. Она его, только его сестра. Иногда к Даше приходила в гости подруга Аня, приносила какие то очень красивые иностранные игрушки, и девочки с упоением играли с ними. А Денис, затаив дыхание наблюдал.
 
         Во дворе под ёлкой жил придуманный мальчиком медведь. В один пасмурный день, когда сестра была в школе, а друзья сидели дома, Денис на мгновение почувствовал себя одиноким и придумал себе этого медведя, которому всегда можно рассказать о том, что накопилось в душе. Это был его маленький секрет.

          В садик Денис не ходил. А когда с ним некому было остаться, его отводили к кому-нибудь из соседей. Это было довольно интересно. Больше всего он любил оставаться с Ирой, взрослой девочкой лет пятнадцати. У неё была красивая шкатулка с заколками и украшениями, у которой мальчик мог сидеть часами, как завороженный, перебирая и рассматривая безделушки. А у соседа Кости были большие, деревянные счёты, как в магазине. Денис с удовольствием считал на них голубей и воробьёв, собравшихся у окна.

          Однажды в семье было решено нанять для Даши учительницу музыки, чтобы она подготовила её на будущий год к музыкальной школе. Девочка была рада этому решению и с нетерпением ждала первого урока. В назначенное время в квартиру пришла молодая, симпатичная женщина. Сняв изящное голубое пальто, она осталась в красивом, длинном, обтягивающем, вязанном платье. От неё исходил приятный, нежный аромат. Подкрашенные светлые волосы волнами спадали на плечи, подчёркивая её женственность. Входя, она представилась:
- Меня зовут Ольга Ивановна. Кто будет моим учеником?
- Я, - поспешила ответить Даша и тоже представилась.
А маленькому Денису так хотелось добавить: «и я!», но он сдержался, немного покраснев. Учительница посмотрела на него с такой безграничной добротой, что сразу покорила его сердце.

          Гостью провели в комнату, где стояло пианино. Она была просторная и уютная. Стены покрашены в желтый цвет с золотыми вкраплениями. Мягкий, коричневый диван и два  кресла занимали довольно много места, посередине находился журнальный столик, а у стены стояла изящная, лакированная стенка.
- Как у Вас хорошо! Входя в новый дом, всегда чувствуешь энергетику его хозяев.
- Очень рада, что Вам у нас нравится, - ответила мама, взяла любопытного Дениса за руку и увела из комнаты. Он хотел возразить, но мама сказала, что занятиям не надо мешать. Ему было до того интересно, что он пошел на маленькую хитрость. Прошел с начала в детскую, а убедившись в том, что мама уже на кухне, вернулся к заветной двери, и, прислонив к ней ухо начал вслушиваться. Нежный, мелодичный голос Ольги Ивановны рассказывал азы музыки. Когда её пальцы прикасались к клавишам, сердце мальчика начинало трепетать. В конце занятия, заметив, что ученица устала и начала немного скучать, Ольга Ивановна произнесла:
- Тебе придётся проделать большую работу, если ты действительно хочешь хорошо играть. Порою будет и сложно, и нудно. Но, поверь мне, оно того стоит. Сейчас я сыграю одно из моих любимых произведений, и ты в этом убедишься.

           И учительница начала играть «Мелодию любви» Фредерика Шопена. Денис закрыл глаза, и ему показалось, что его душа парит в голубом небе с белыми, пушистыми облаками, и от каждого нового звука поднимается всё выше и выше. Блаженство, трепет, восторг посетили его в эти мгновения. Музыка проникала глубоко в сердце и заставляла мальчика чувствовать что-то новое и невероятное. Слушая мелодию, он словно прожил маленькую жизнь, познал и счастье, и боль, и радость, и печаль, и добро и зло… Это была любовь, большая, редкая любовь к музыке, которую ниспослал Денису Бог. Мальчику суждено было полюбить эти звуки фортепиано на всю оставшуюся жизнь. Именно с этой секунды начинались его отношения с музыкой. Она затмила всё, что он в этой жизни знал и любил. Струны души звучали в такт мелодии и трепетали.

          Даша, слушая мелодию не почувствовала ничего подобного, для неё это была просто красивая музыка, не затронувшая души. Ольга Ивановна, играя, тоже парила в небе, и спустившись с него вместе с окончанием мелодии, спросила ученицу:
- Так ты хочешь так играть?
Девочка в ответ лишь пожала плечами, но тут распахнулась дверь, и в комнату ворвался Денис с горящими глазами и воскликнул:
- Я хочу! Я хочу так играть!

         Учительница улыбнулась, ей было приятно встретить того, кто способен разделить её пристрастие к музыке. Она ласково смотрела на мальчика и словно чувствовала в нём большой творческий потенциал.
- Я понял, Вы – добрая волшебница! Мне рассказывали сказки о Вас! Вы научите меня так играть?

           Тут в комнату вошла мама, взяла Дениса за руку и строго сказала:
- Я же тебе говорила не мешать занятиям!
Мальчик нахмурился, покраснел и еле сдержался, чтобы не ответить грубо.
- Извините, он у нас такой любопытный, - обращалась мама к Ольге Ивановне.
- Он нам совсем не помешал, мы как раз заканчивали.
- Мама! Я тоже хочу заниматься! – поборов смущение, выпалил Денис.
- Ты ещё маленький. Немного подрастёшь и будешь тоже брать уроки.
- Никакой я не маленький! Я уже взрослый!

           Все рассмеялись, а обиженный мальчик убежал в свою комнату. Когда же Ольга Ивановна одевала пальто в прихожей, он не выдержал и подошел её проводить.
- Вы ещё придёте к нам?
- Приду, обязательно приду, Солнышко! – ласково ответила учительница и посмотрела на мальчика своими добрыми, лучистыми глазами.

          Вечером, дедушка как обычно принёс свежий, ещё тёплый «украинский» хлеб. Детям дали горбушку напополам. Она была такая ароматная, мягкая и воздушная, что Денис таял от удовольствия. Они с сестрой сидели на кроватях в своей комнате, жевали хлеб и беседовали перед сном. Мальчик говорил только об Ольге Ивановне и музыке. У него было такое впечатление, словно его мучила жажда и вдруг ему дали глоток чистой родниковой воды. Он испытал блаженство, но теперь ещё сильнее хотел утолить свою жажду и вволю напиться живой воды. Сестра не разделяла его энтузиазма, и вскоре сказала, что будет спать. А Денис в эту ночь долго не мог уснуть. Его переполняли эмоции, он пытался восстановить в памяти услышанную мелодию и ему это удавалось.

          В следующий раз, когда пришла Ольга Ивановна, и началось занятие, Денис снова подошел к двери и стал с замиранием сердца прислушиваться. Но мама заметила его, строго взяла за руку и увела в детскую комнату со словами:
- Сколько тебе говорить, не мешай им заниматься!

          Мальчик плакал от обиды, ему так хотелось слышать звуки музыки, и как учительница объясняет её азы. Несколько раз он пытался прокрасться к заветной двери, но мама его не пускала. Тогда у Дениса в голове созрел коварный план. Перед следующим занятием, он прошел в желтую комнату и спрятался за диваном. Этого никто не заметил, и счастливый мальчик прослушал почти всё занятие до конца. Даша в отличие от брата не получала удовольствия от него и, утомлённая, ждала когда же оно закончится. Ольга Ивановна, заметив это, в конце урока решила  её подбодрить исполнением ещё одного любимого произведения. На этот раз она заиграла Моцарта. Музыка захватила Дениса, он чувствовал как она проникает в душу и перед ним открывается бесконечный мир. Мальчик, забыв обо всём, встал и с полуприкрытыми глазами подошел к пианино, к миру музыки, он делал смелые шаги, чтобы поскорее попасть в него и остаться там на всегда. Мальчик ступал тихо, но он громко дышал. Начиналась его творческая жизнь, богатая и непредсказуемая. А пианино продолжало издавать волшебные звуки, пронизывающие всё существо. И так хотелось, чтобы музыка не утихала, чтобы мелодия не заканчивалась. К счастью она оказалась длинной. Это была вечность или краткий миг, это было счастье… Когда пальцы Ольги Ивановны остановились и перестали бегать по клавишам, наступила тишина. Тишина, наполненная восторгом двух душ. Когда их глаза встретились, они красноречиво обменялись впечатлениями. И мальчик прошептал:
- Сыграйте ещё!

             И снова зазвучала музыка.

            Когда мама вошла в комнату и увидела сына около инструмента, она удивилась и хотела возмутиться, но Ольга Ивановна опередила её.
- У мальчика такая тяга к музыке. Не нужно её отбивать. Пусть он присутствует на уроках, раз ему так хочется.
- Но он же будет Вам мешать.
- Нет, нет, я не буду мешать! – воскликнул Денис.
- Ты будешь сидеть тихо? – спросила мама.
- Да!

           Теперь мальчик жил от занятия к занятию. Денис впитывал, как губка всё, что рассказывала и показывала Ольга Ивановна. А когда никто не видел, он подходил к инструменту и начинал пробовать играть. В отличие от сестры, ему это легко давалось. Однажды мама услышала, как он играет, и подумала, что Даша делает успехи. Вошла в комнату, чтобы похвалить её, и, увидев сына, играющего с закрытыми глазами, очень удивилась. Минуту она смотрела на него, но мальчик ничего не замечал, он был поглощён звуками музыки. И у него было такое просветлённое, счастливое лицо, что мама не стала ему мешать, тихонько закрыла дверь и ушла. Вечером, она рассказала об этом мужу, и родители порадовались тому, что у сына обнаружился интерес к музыке.

           На одном из занятий разучивали песенку из мультфильма «Чебурашка» и у Даши очень долго ничего не получалось. Тогда Денис набрался смелости и робко спросил:
- Можно я попробую?
- Попробуй, - ответила Ольга Ивановна.
 
             И мальчик заиграл. Учительница и сестра онемели от удивления. Денис не сделал ни одной ошибки и проиграл всю мелодию до конца с лёгкостью и мастерством. Ольга Ивановна начала ему давать разные задания, и он справился со всеми. После занятия учительница сказала родителям, что у Дениса большой потенциал и незаурядные способности. С ним нужно заниматься.

            Приближался Новый Год, - любимый праздник всей семьи. Папа принёс большую, пушистую, ароматную сосну. Её поставили в комнате, достали из кладовой ёлочные игрушки и поручили детям нарядить её. В гости пришла Дашина подружка Аня, и они втроём занялись этим. Игрушки лежали в большой коробке, и доставая каждую из них, Денис внимательно рассматривал, а потом они с сестрой и Аней решали куда её повесить. Разноцветные шарики, шишки, колокольчики, сосульки приводили мальчика в восторг. Но больше всего ему понравилась маленькая птичка, совсем как живая. Её дети прикололи на верхнюю ветку и дружно признали, что она лучшая из игрушек. В другой коробке ребята нашли яркий, блестящий, искрящийся дождик и щедро украсили им ёлку. Когда же работа была закончена, уже наступил вечер. Папа вошел в комнату, удовлетворённо рассмотрел ёлку, и похвалил детей. Затем зажгли фонарики и выключили свет. Ёлка засияла и заискрилась, как в сказке.

           До праздника оставалось два дня, и дети провели их в сладком, трепетном ожидании подарков и добрых чудес. Тридцать первого числа родители готовили праздничную еду, а дети крутились рядом на кухне и помогали. Вечером, когда стол был накрыт, все начали наряжаться. Даше  недавно купили новое чёрное, короткое, обтягивающее тоненькую фигуру платье. Когда она его надела, все признали, что оно ей очень идёт. Мама накрутила девочке длинные, густые волосы на бигуди, приколола к ним жемчужную заколку и разрешила одеть своё ожерелье. Красивые, нарядные и счастливые все собрались у стола провожать старый год. Денис ещё никогда не видел столько вкусной, праздничной еды. Салат «Оливье», «Шуба», холодец, рыба, колбаса… У мальчика просто разбегались глаза. А самым приятным было то, что в этот вечер ему ничего не запрещали и он ел всё, что хотел, совсем как взрослый. Родители пили шампанское, а детям наливали лимонад в красивые бокалы. Звучали оптимистичные тосты. По телевизору показывали музыкальный концерт. Но больше всего Денис обрадовался, когда бабушка принесла в комнату «Киевский» торт. Мальчик с интересом разглядывал красивые цветочки на нём, а когда попробовал один из них, обнаружил, что они ещё и вкусные.

             В одиннадцать часов детей отправили спать. Они начали капризничать. Тогда папа сказал:
- Послушным детям Дед Мороз положит под ёлку подарки. А ещё вас ждёт сюрприз.

            Услышав это, Денис с Дашей покорно встали из-за стола и нехотя поплелись в свою комнату. Утром Денис проснулся первым, в праздничном, восторженном настроении. Сначала не мог понять от куда в сердце такая радость, а вспомнив о празднике, сразу разбудил сестру, и они помчались к ёлке. Там их ждали игрушки и новогодние наборы конфет.

           В это утро на завтрак была не каша, как обычно, а праздничная еда. Когда все собрались за столом, папа объявил детям:
- Вчера я обещал вам сюрприз. Вы идёте в театр на балет «Щелкунчик».

           Даша ахнула от восторга, а Денис ещё ничего не понял, но по реакции сестры догадался, что есть повод для радости. Когда мама налила в красивые красные чашки с золотыми ободками чай, мальчик распечатал свои конфеты и начал их с удовольствием перебирать. Выбрал лимонные леденцы и съел несколько штук с чаем. А Даша спросила папу:
- Когда мы пойдём в театр?
- Представление начинается в двенадцать часов. Так что допивайте чай и собирайтесь.

          Денис плохо понимал, что такое театр, но Даша, как могла, объяснила ему. Когда детей привели к большому, величественному зданию, они посмотрели на него с восхищением. К театру сходились и сходились люди. Среди них были и дети, и взрослые. У всех радостные, праздничные лица. Всеобщее волнение усиливало трепетные чувства мальчика. Он ждал и предвкушал что-то совсем новое и неизведанное. Оказавшись внутри театра, около гардероба, мальчик внимательно смотрел вокруг, словно старался запомнить на всю жизнь.  Дениса с сестрой папа повел по большой лестнице наверх. Их места были на балконе. Усевшись в удобном кресле, мальчик с восхищением смотрел на красивый потолок, великолепную люстру... Он чувствовал, что принимает участие в чём-то грандиозном. Публика прибывала и прибывала. Нарядные, счастливые люди занимали свои места, и с интересом смотрели на пока ещё пустую сцену. Они чего-то ждали, ждал и Денис. Он обратил внимание на то, что около сцены, в низине собрались люди. Это был оркестр. Мальчик ещё не знал, что это такое, но интуиция подсказала ему, что это участники предстоящего представления. Он внимательно смотрел на музыкальные инструменты, не понимая, для чего они предназначены. Когда же занавес открылся, и зазвучала музыка Чайковского в исполнении оркестра, за которым Денис наблюдал, он всё понял. Это такие же волшебные предметы, как его пианино. Они созданы для того, чтобы звучала музыка. Тем временем на сцене началось представление. Нарядные балерины танцевали под сказочную музыку. Даша с восхищением и трепетом наблюдала за ними. Ещё никогда она не видела ничего прекраснее. Чем дольше она смотрела, тем отчётливее понимала, что хочет так танцевать. Денис тоже не без удовольствия посматривал на сцену, но всё его внимание было сосредоточено на оркестре. Ему казалось, что он попал в волшебный лес звуков. Каждый инструмент звучал по своему, и в сочетании с другими рождалась невероятная музыка. Открытие, что играть можно не только на пианино, взволновало мальчика. Денис ещё очень смутно представлял себе будущее, но он твёрдо знал, что оно будет заполнено музыкой.

           Дома Даша объявила родителям, что хочет заниматься танцами и мечтает стать балериной. А ошалевший от счастья Денис твердил, что будет играть на музыкальных инструментах так, как те удивительные люди под сценой в театре.
   
           Продолжение следует