Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
               
                17
КИНО ДА И ТОЛЬКО!

   Когда-то из всех искусств, по выражению небезызвестного оратора, важнейшим являлось кино.
И сегодня оно тоже весьма востребовано. Пусть это уже совершенно другое кино, но тем не менее…
Я уже рассказывал о работе в кино нашего Виталика Сидлецкого.
Напомню, то был фильм «Чёрная курица, или Подземные жители».
   Следующая картина, в которой мы приняли посильное участие, снималась режиссёром «Ленфильма» Семёном Арановичем осенью 1982 года. Сценарий написала Светлана Кармалита, на основе военной прозы Юрия Германа, известного советского писателя.
Картина называлась «Торпедоносцы».


Торпедоносцы.

    Речь в фильме шла о военных морских лётчиках Северного флота во время Великой Отечественной войны. Натурные  съёмки велись в районе посёлка Сафоново Мурманской области, где во время боевых действий и располагалась советская морская авиация. «Торпедоносцы»-самолеты,  которые боролись с фашистскими подводными лодками.  Да и с кораблями тоже.
На съёмках мы познакомились с творческой группой, с артистами, занятыми в картине. Это Родион Нахапетов, Станислав Садальский,Татьяна Кравченко, Алексей Жарков и другие интересные актёры.
Как мы попали в кино?
В наш ДК в августе, когда все коллективы самодеятельности отсутствовали, появилась ассистент режиссера Светлана Байкова- в поисках участников массовки и эпизодов. Мы разговорились с ней и пришли к согласию. И вот волнующий день съёмки. Ранним  утром
мы у гостиницы «Полярные Зори» в Мурманске сели в автобус Ленфильма. Со мной пришли наши студийцы
Юра Меркулов, Боря Шостак и Михаил- сотрудник уголовного розыска.
Дорога была недолгой. На КПП, которое стоит за Мурманском по пути в Североморск, серьёзные морские пограничники проверили списки с нужными печатями. Вскоре мы оказались на месте. Актёров тут же направили гримироваться и переодеваться. Нашу группу осмотрел сам Аранович. Они со вторым режиссером и асисстентами обошли меня буквально со всех сторон и о чем-то  тихо переговаривались.
 До меня долетало:
-Похож..
-Копия.
-Подстричь…
 Затем моих ребят направили подстригаться, а на меня стали примерять генеральскую шинель. Она оказалась впору. Я пока ничего не понимал. Дело в том, что работа вокруг просто кипела. Кто-то что-то носил, передвигал, отдавал команды и т.д. Бегали осветители, примчал старый грузовик…
Словом, процесс шёл вовсю. Мне предложили подстричься налысо.
Я, конечно понимал, что время действия – война, наши прически надо укоротить. Но чтоб так радикально! В общем, налысо я отказался стричься. Сослался на то, что у меня предстоят концерты и авторские вечера, что соответствовало действительности…
Отказал самому Семёну Арановичу- будущему Лауреату Государственной премии(именно за фильм «Торпедоносцы»). Повышенный интерес ко мне сразу пропал. Меня присоединили к моим ребятам, коротко подстригли, переодели в форму краснофлотцев.
Наш эпизод был такой.
К причалу подходит катер. С него моряки  начинают по сходням носить коробки с маргарином. Сверху за разгрузкой наблюдает начпрод младший лейтенант Неделькин. Время действия – раннее утро. Наплывает туман- спецы пустили дымы. Тут с причала на катер внезапно мчится герой Алексея Жаркова, увидевший на катере свою зазнобу Марусю(Татьяна Кравченко). Несколько коробок падают в воду, суматоха…
Свет прожекторов ярок, как солнце, дымы густы, оператор наготове.
Мы прошли эпизод без камеры. Режиссер остался доволен.
-Камера! Мотор!
Мы взвалили коробки и пошли. Голос высокого худощавого Неделькина  сверху,  с деревянного помоста:
-Осторожнее там!
И тут я автоматом отвечаю:
-Не волнуйтесь, утоварищ умладший лейтенант. Усе будет у порядке!..
…Тут вбегает Жарков, летят в залив коробки, суматоха, багры, встреча влюблённых.
Голос Семена Арановича:
-Снято! Спасибо, «Диалог!»!
   Я ожидал нагоняя за импровизацию. Но всё пришлось кстати и маститый режиссер пожал нам руки…
   Долго всматривались мы на премьере фильма в полумрак на экране. Видны лишь силуэты моряков, лиц  не разглядеть…
И только голос остался мой:
-Не волнуйтесь, утоварищ умладший лейтенант. Усё будет у порядке!..
Как говорила Фаина Раневская: «Плевочек в вечность»…
…Ещё два момента этих съёмок.
Первый.
 Позже я узнал, что, когда меня хотели подстричь налысо, то предполагали снять вместо Александра Филиппенко. Тот , оказывается, играл в фильме генерала, но из-за занятости в эти дни не мог присутствовать на съёмках. Тогда решили заменить его в сцене речи на грузовике дублером. Но снять –сзади. Со спины я очень на него похож.
Как хорошо, что я отказался от этой престижной  роли!
Зато в своей микророли сказал свое веское слово!..
Второй.
Эпизод  отснят, со всеми артистами мы перезнакомились, времени ещё около 11 утра. Мы уже никому не нужны. Что делать?
Миша- старший лейтенант уголовного розыска- предложил ехать домой самостоятельно, не дожидаясь группы, то есть, 20 часов.
Нас с ним подкинули на газике до поворота, где останавливался автобус «Североморск-Мурманск». Едем. КПП. Проверка документов пограничниками. Вернее, матросами, так как все они в чёрном. И тут я с ужасом вспоминаю, что оставил паспорт дома!..Михаил успокаивает: «Со мной не пропадёшь!». Он показывает свое удостоверение, а на меня кивает: «Этот задержанный гражданин- со мной!» .
Погранцы шлагбаум не открывают, а  нас препровождают на КПП  для уточнения момента. Мы объясняем про кино. Офицер  понятливо кивает. Уточнение заканчивается тем, что старший  тут же отпускает Михаила, после чего тот уезжает на автобусе. Я остаюсь стоять один. Слева-  караульное помещение, сзади-у входа- камера
предварительного заключении, с решётками на металлической двери.
-А этого куда, товарищ капитан?
-В КПЗ. Буду звонить в КГБ…
-Есть!
Вот это я попал! В лучшем случае сидеть за решёткой до вечера!
В худшем- до выяснения личности, суток трое…
И тут на мое счастье подошли ещё два автобуса, матрос-пограничник быстро направился для проверки документов, офицер отвлёкся, что-то крича в телефонную трубку…
 Я, недолго думая, выскочил из КПП и побежал в сопки, находившиеся рядом. Послышались крики, затем выстрелы из автоматов…
Петляя как в кино про шпионов, я мчался в сторону Североморска. Выстрелы стихли...
Я с ужасом осознавал своё незавидное положение. Мне нужно в Мурманск. Стало быть , придётся действовать незаконно, пересекая практически госграницу…
Я быстро перешёл североморское шоссе и по его другой стороне  двинулся обратно.
На той стороне трассы сплошь шли войсковые части, окружённые заборами с колючей проволокой. Между двумя такими заборами внезапно нашёлся проход, по которому я вышел прямо…в болото. Мне повезло. Несмотря на то, что денёк зачинался солнечный, было прохладно. Лед, появившийся ночью, сохранился .  Я, как разведчик-нелегал, двинулся в опасный путь по болоту…
Домой я- мокрый и весь в болотной тине- попал намного раньше автобуса «Ленфильма»- в 19 часов…
Такое было моё первое кино…
   Так что в Госпремии СССР, которой был в следующем году отмечен фильм, есть и наш, как вы понимаете, весьма  весомый вклад!
    *     *     *
   Потом были ещё работы, связанные с кино.
Наш Дима Калинин был приглашен в сериал «След»(210 серия). Там он сыграл отвратительного типа- старослужащего в Армии, наркомана, садиста и наёмного снайпера…Блестящая актёрская работа, но жуткая роль…
Потом был его эпизод в сериале «Неудачников нет». Ещё эпизод в другом сериале, где они участвовали вместе с солистами ансамбля ВДВ.
 А вот как Дмитрий попал на главную роль фильма «Посвящение». Они с друзьями-студентами ходили по киностудии «Мосфильм» в поисках подработки. Навстречу- режиссёр Константин Виноградский. Он хотел снять фильм для участия в конкурсе антинаркотической направленности. Дима воскликнул: «Так это ко мне!»(Ну вылитый я в молодости!). Тут же достал из рюкзака ноутбук  и накидал примерный сюжет. Режиссер был просто сражён. Так Дмитрий стал автором сценария и исполнителем главной роли фильма «Посвящение», премьера которого проходила аж в Московском Доме кино…
   …Ева Пьерова тоже случайно попала на съёмки пары сериалов…
   Ещё мы участвовали в разных телепроектах: «Большая стирка», «Пусть говорят!», «Суд идет», «Адвокатские истории»  и др.
   Инна Калинина участвует также в уникальном медийном проекте. Суть его такова- это радио в Интернете. В частности, там готовят любопытные радиоспектакли. Инна блестяще озвучивает различных персонажей. Лучше всего ей удаются отрицательные героини. И это- закономерно, поскольку сказывается специфика нашего комедийного театра.
А Дмитрий для этого проекта сейчас пишет в соавторстве с Никитой Муравьёвым музыкальную сказку.


                Продолжение следует