Ч. 12 Боялся не дожить до тюрьмы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/12/1059

По возвращении на базу, Андерсон вызвал к себе старпома, командиров электромеханической и штурманской боевых частей. Предупредив их о секретности, он сообщил о задаче, поставленной перед подводной лодкой правительством.

Предстояло провести подготовку к переходу с соблюдением абсолютной секретности. Для этого составили план дезинформации. Установку нового гидролокационного и навигационного оборудования командование объяснило участием «Наутилуса», совместно с другими подводными лодками в арктических учениях в районе Гренландии и Шпицбергена.

Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что план дезинформации был тщательно продуман, и выполнить его было очень нелегко. Первой специальной аппаратурой, доставленной на подводную лодку, стала инерционная навигационная система N6A, по сложности сравнимая с электронным мозгом.
 
Её разработали в компании «Норт америкен авиэйшн» для управляемой межконтинентальной ракеты «Навахо». Она накапливала  информацию о курсе, скорости и многих других факторов, снабжая сведениями о местонахождении подводной лодки в любой момент.

Инженеры компании смонтировали аппаратуру быстро, и не привлекая внимания. Андерсон написал, что когда он в первый раз увидел этот массив электроники с печатными золотыми платами, то подумал, что эта штука работать не будет. Но он ошибся.

Кстати, вспомнилось. В наших корабельных ракетах и в другой аппаратуре тоже широко применялись драгоценные металлы и искусственные драгоценные камни. Долгое время их никак не учитывали, пока, наконец, по требованию военной приёмки, не ввели в формуляры записи о наличии этих ценностей и их количестве.

Когда началась смутная пора перестройки, некоторые  ушлые технически грамотные проходимцы машинами увозили куда-то технику, где в спокойной обстановке извлекали драгметаллы и драгоценные камни. Потом всё это оказывалось за рубежом.
 
На «Наутилусе» установили дополнительный компас и доработали два других для плавания в северных широтах. Доктор Лайен и его сотрудники смонтировали шесть новых усовершенствованных эхоледомеров.

Необходимые карты Арктики получили через штаб ВМС, чтобы не вызвать ненужного любопытства в гидрографическом департаменте, зачем на подводной лодке понадобились такие карты. Интересно, что кроме авиационных карт и одной русской карты с указанием глубин, в гидрографическом департаменте иных источников информации не оказалось.

Жаль, что Андерсон не сделал никаких уточнений в отношении «русской карты». В советское время все подобные карты были секретными. 25 апреля Андерсон получил приказ выйти в море. Покинув пролив Лонг-Айленд, достигли нужных глубин, подводная лодка погрузилась и взяла курс на Панаму.

Во время плавания обнаружилась микро течь забортной воды в одном из главных конденсаторов. Но точное место течи выявить не удалось. Однако эта течь оказалась лишь маленькой неприятностью. Большой – случившийся пожар в машинном отделении. Там вспыхнула изоляция турбины высокого давления левого борта. В течение нескольких лет она постепенно пропитывалась маслом.
 
Дым заполнил отсеки подводной лодки. Когда матросы ножами и плоскогубцами отрывали изоляцию, вспыхнуло пламя, высотой в метр. Его сбили огнетушителями. Люди задыхались, но продолжали срывать тлеющую изоляцию. Андерсон приказал всплыть, чтобы проветрить помещения и моряки смогли бы отдышаться на палубе. Им повезло, что был штиль.

Случись такая вещь подо льдом – это была бы трагедия. В Сан-Франциско по требованию командира из кораблестроительного управления на лодку доставили специальные дымонепроницаемые дыхательные аппараты.

 Новую обшивку для турбин поставили быстро, работали круглосуточно, а, вот, место течи не нашли.

Из Сан-Франциско перешли в Сиэтл. В пути командира подводной лодки осенило. Он решил не искать место течи, а ликвидировать её, как их ликвидируют в автомашинах, заливая в радиаторы специальную жидкость.

В Сиэтле,  по приказу командира электромеханической боевой части, шесть матросов в гражданской одежде, чтобы не привлекать внимание, разошлись по разным заправочным станциям и скупили, наверно, всю жидкость, которая там была.  На корабле залили в систему и течь прекратилась. Хорошо работала голова у командира лодки.

Подводную лодку поставили в док, а командир, в гражданской одежде, с фальшивыми документами на имя Чарльза Хендерсона, вместе с д-ром Лайенем на самолёте вылетел на Аляску.

Они добрались до маленькой деревушке Коцебу, названной так в честь российского мореплавателя, а там наняли частный одномоторный самолёт Сессна 180, на котором вылетели на разведку к Берингову проливу.

Когда они на этом маленьком, как стрекоза, самолёте осматривали лёд, Андерсон сказал Лайену: «Док, секретность этой операции нас угробит, мы не доживём до тюрьмы!» Тот ответил, что раньше он раньше он думал, что такое бывает только в книжках.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/15/1989