История одной гравюры

Вячеслав Прытков
                И С Т О Р И Я      О Д Н О Й      Г Р А В Ю Р Ы.

«Что  видит – сам  всё  изучает.
Доступно  всё  его  уму,
Всё  мощный  дух  его  вмещает!
ЦАРЮ, РОССИЯ, своему.
Обязана  ты  новой  славой
И  тем, что  вся  Европа  льстит
Забытой  некогда  державе,
И  преклоняется  и  чтит!»
                Йохан  Стейнграхт 


Заканчивался  1716  год, когда  российский  царь  Пётр  I  во  второй  раз  приехал  в  Голландию. Со  времени  первого  его  визита  двадцать  лет  назад  многое  изменилось, как  в  самой  России, так  и  в  стране, которую  он  полюбил  во  время  своего  посещения.
Столичный  город  Амстердам  вырос  и  далеко  шагнул  за  пределы  многочисленных  каналов, веером  расходящихся  от  центра. Царя  поразило  многообразие  городского  люда  на  тесных  улочках, огромное  число  арок  мостов, перекинутых  через  каналы, а  в  порту, где  кипела  работа  и  днём  и  ночью, выросшее  число  торговых  кораблей, как  у  причалов, так  и  в  доках. Казалось, не  счесть  всех  портовых  товарных  складов, протянувшихся  почти  до  центра  богатых  кварталов  города. От  внимательного  и  пристального  взгляда  Петра  не  укрывалась  незамеченной  любая, даже  маленькая  деталь  изменений, произошедших  за  годы  его  отсутствия  в  этом  городе. Поражало  упорство  и  трудолюбие  голландцев, отвоёвывающих  у  моря  всё  новые  и  новые  участки  земли, пригодной  для  проживания – польдеров.
В  Походном  журнале, фиксирующем  этапы  путешествия  по  Голландии  в  1716  году, есть  такая  запись – «…Его  Величество  всё  был  в  Амстердаме  и  смотрел  всяких  художеств, между  тем  же  часть  изволил  бывать  на  Астинской  и  партикулярной  верфях  и  в  протчих  домах…»
Радовали  царя  частые  встречи  с  друзьями  и  знакомыми, обретёнными  во  время  первого  приезда. Ещё  вчера  Пётр  I  гостил  у  своего  старого  друга – голландского  купца  Христоффела  Брантса, тот  ранее  жил  в  России  и  сблизился  с  царём. В  гости  к  нему  царь  приехал  со  свойственной  ему  особенностью – без  предупреждения, чем  застал  ничего  не  ведавшего  Брантса  врасплох. Однако, вскоре  всё  утряслось. Христоффел  не  поскупился  на  пышное  застолье  и  порадовал  Петра.
Тот  же  журнал  от  13  (24)  декабря  кратко  сообщал: «… Его  Величество  был  в  Адмиралтействе  и  кушал  у  Галанца  (голландца)  Вилима…» Под  именем  Вилим  имелся  ввиду  секретарь  и  казначей  Адмиралтейства  Якоб  де  Вельде – знакомый  Петра  I   ещё  во  время  первого  посещения  Амстердама. Обед  у  Вельде  действительно  удался  на  славу. Пётр  I , любивший  много  и  вкусно  поесть, с  удовольствием  испробовал  настоящий  голландский  хютспот – пышное  блюдо, включавшее  варёное  ассорти  из  кусочков  каплуна, ягнёнка, телятины, говядины, колбасы, свиных  ножек, бараньих  и  свиных  голов, с  добавлением  цикория  и  артишоков, пряностей, яичных  жёлтков, кислого  вина  и  топлёного  масла, поданное  с  жареными  каштанами. Да  и  бокалов  вина  анжуйского  и  бордо  осушил  немало. С  Якобом  договорились  встретиться  вечером  по  адресу  Херенхрахт, 333  в  его  знаменитом  Кунсткабинете, известном, как  Музеум  Вильдеанум.
Коллекция  редкостей, собранных  де  Вельде, пользовалась  большой  популярностью  и  славой. Не  зря  ведь  говорили: «Кто  не  видел  этого  несравненного  кабинета, тот  не  бывал  в  Амстердаме.» Пётр  I  постарался  побывать  у  Якоба  в  тот  же  день, что  и  в  прошлый  визит – в  канун  дня  рождения  коллекционера.
Царь  гордо  вышагивал  своими  огромными  ногами  по  улицам  Амстердама, и  свита, его  сопровождавшая, едва  поспевала  за  ним. Херенхрахт  являлся  жилым  «каналом  господ», проложенным  после  1612  года  и  соединялся  с  рекой  Амстел  на  юго – востоке  и  с  другим  каналом  Броуверсхрахт – на  севере. На  набережные  канала  выходили  величественные  здания, одно  краше  другого. Здесь  жили  богатые  и  состоятельные  люди, которые  при  строительстве, наверное, вступали  в  соревнование  друг  с  другом, кто  построит  дом  лучше  и  красивее. Фасады, украшенные  оригинальными  фронтонами, геральдическими  барельефами  и  необычными  завершениями, приковывали  взоры  царя. Те  же, кто  жил  вдоль  каналов  Синхелхрахт  и  Принсенхрахт  такой  роскоши  не  имели. За  домом  Якоба  де  Вельде  на  канале  стояло большое  строение, прилепившееся  к  задней  стороне  домов  335  и  337. В  нём  и  разместил  Вельде  свою  знаменитую  коллекцию.
Собрание  Музеума  действительно  было  уникальным, да  и  выросло  значительно  с  момента  первого  посещения  царём: книги  и  картины, античные  бюсты  и  геммы, монеты  и  медали, морские  навигационные  инструменты – всё  это  занимало  просторные  залы, удобные  для  обозрения. Петра  охватило  необычайное  волнение  от  увиденного  у  Вельде, он  почти  потерял  дар  речи, рассматривая  редкости, переходя  от  одних  экспонатов  к  другим в  сопровождении  хозяина.                «Зело  дивлюсь  я  всему  этому, друг  мой, Якоб, - наконец, произнёс  царь, - просить  буду, продать  мне  хоть  что – то  из  коллекции  твоей?»                «Всемилостивейший  Государь, коллекция  сия  собиралась  мною  долгие  годы, и  поклялся  я  сохранить  её  в  целости  для  своей  родины, а  посему, никак  не  могу, Государь,» - ответствовал  Якоб.                «Жаль, зело  любо  мне  она  стала.»               
При  этом  разговоре  Петра  I  c  Якобом  присутствовала  дочь  коллекционера – Мария  де  Вельде – талантливая  девушка, занимавшаяся  рисованием, гравёрным  делом, музыкой  и  созданием  театральных  драм.                «Я  помню, мефрау, мы  вместе  учились  грыдорованию  у  господина  Андриана  Шхонебека, который  был  принят  мною  на  русскую  службу», - обратился  Пётр I  к  Марии.                «Да, Всемилостивейший  Государь, совершенно  верно. Мне  запомнилась  Ваша  работа  на  религиозную  тему, награвированная  иглой  и  крепкой  водкой. Её  оценил  мастер  Шхонебек, но  сейчас  я  хочу, Всемилостивейший  Государь, подарить  Вам  картину, писанную  мною  для  Вас  на  память  о  том  первом  посещении  нашего  музея  в  1697  году».
Царь  очень  обрадовался  подаренному  портрету, на  котором  Мария  изобразила  его  и  отца, сидящими  в  Кунсткабинете, и  отблагодарил  художницу, вручив  ей  украшение.
Позднее  Мария  де  Вельде  создаст  гравюру  с  этого  портрета, её  рисунок  поместят  в  иллюстрированном  описании  античных  гемм  коллекции  Якоба  де  Вельде  «Gemme  Selectae  Antiquae  e  Museo  Jacobi  de  Wilde». Каталог  с  описанием  этих  гемм  Пётр  I  возьмёт  с  собой  в  Петербург, где  хранил  его  в  своей  библиотеке.
С  1690  по  1720  год  в  книге  посетителей  Кунстмузея  Якоба  де  Вельде  оставили  свои  отзывы  более  700  человек. Есть  в  ней  и  запись, сделанная  рукою  Петра  I : “ Пётр, бывая  здесь  ради  некоторых  предгредущих  дел  1697  месяца  декабря  в  13  день  по  старому  стилю.”
УВИДЕННОЕ  НАСТОЯЩЕЕ  ЦЕННОЕ  СОБРАНИЕ  ДРЕВНОСТЕЙ  И  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ИСКУССТВА  ПОДВИГЛО  РУССКОГО  ЦАРЯ  ПЕТРА  I  НА  СОЗДАНИЕ  В  РОССИИ  ПОДОБНЫХ  МУЗЕЕВ  И  ГАЛЕРЕЙ, О  ЧЁМ  ОН  И  НАПИСАЛ  В  КНИГЕ  ПОСЕТИТЕЛЕЙ. ГРАВЮРА  МАРИИ  ДЕ  ВЕЛЬДЕ  «ПЁТР  I  В  КАБИНЕТЕ  ГОЛЛАНДСКОГО  СОБИРАТЕЛЯ  РЕДКОСТЕЙ  ЯКОБА  ДЕ  ВЕЛЬДЕ, НАХОДЯЩАЯСЯ  В  МУЗЕЕ  АМСТЕРДАМА, ВСЕГДА  НАПОМИНАЕТ  О  БОЛЬШОМ  ИНТЕРЕСЕ  ЦАРЯ  К  ИСКУССТВУ  И  ЖЕЛАНИИ  ШИРОКОГО  РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ЕГО  В  РОССИИИ.

Примечания:
Андриан  Шхонебек, родился  в  1661  году  в  Роттердаме, в  1697  году  познакомился  с  Петром  I  у  Якоба  де  Вельде. Обучал  Петра  гравёрному  делу, под  его  руководством  царь  создал  гравюру, изображающую  торжество  христианской  религии  над  мусульманской  в  виде  ангела  с  крестом  и  пальмой  в  руках, попирающего  полулуние  и  турецкие  бунчуки. Шхонебек  был  принят  на  русскую  службу  «грыдоровать  для  царя  гистории, персоны, ланшапы, городы  и  пр.»
Й. Стейнграхт  - поэт, работал  в  Ост – Индской  компании, произведения  свои  напечатал  в  Лейдене. Приводится  отрывок  его  большого  стихотворения  «Царь  в  Зеландии».
Мефрау  -  обращение  к  незамужней  женщине  в  Голландии.

13  сентября  2017  г.                Вячеслав  Прытков.