2017 г.
Из цикла "Окно в Прибалтику"
Сегодня (13.09.2017) в Литве произошло позитивное событие – на железнодорожную станцию Вильнюс впервые прибыл электровоз ЧС4Т с пассажирским поездом Москва-Калининград «Янтарь». Электровоз принадлежит Белорусской железной дороге БЧ ( «Беларуская чыгунка»). До сих пор электровозная тяга в Литве не использовалась никогда. Причина тому – в Литве очень небольшая протяженность электрифицированных железных дорог. До 2017 года она составляла всего 122 км на участке Науйойи Вильня-Вильнюс-Каунас и небольшом ответвлении на Тракай (российская колея 1520 мм). На этих участках осуществляется движение пригородных пассажирских электропоездов. Первые электрички в Литве начали курсировать только с 1975 года. Грузовые же поезда и пассажирские поезда дальнего следования, проходящие через Литву, «таскали» тепловозы. После восстановления независимости Литвы железнодорожный транспорт остался наиболее взаимосвязанным с транспортной системой стран бывшего СССР. И хотя стремление политиков оторваться и отрезаться от этой системы очень велико, с экономикой приходится считаться. Наладить эффективное и быстрое железнодорожное сообщение с Западной Европой по европейской колее (1435 мм) пока не удается. Проект Rail Baltica ещё очень далёк до завершения, его осуществление зависит от всех трех стран Балтии и главное – от Польши, которая не торопится модернизировать свою часть дороги, а Латвия и Эстония ещё и не начинали строительства. (О проекте Rail Baltica, пожалуй, стоит рассказать отдельно, поэтому я в настоящей статье не стану касаться этого вопроса).
В настоящее время в Литве очень сократилось пассажирское международное железнодорожное сообщение. В 2015 г. были сняты удобные и комфортные поезда местного формирования Вильнюс-Москва-Вильнюс и Вильнюс-Санкт-Петербург-Вильнюс. Некоторое время литовские вагоны подцепляли к калининградским транзитным поездам, но теперь и от этого отказались. Сейчас через Литву курсируют транзитные поезда российского формирования Калининград-Москва и Калининград-Москва «Янтарь», Калининград–Санкт-Петербург, Калининград–Адлер и Калининград-Челябинск (сезонный, курсирует только летом). Для того, чтобы попасть в Санкт-Петербург калининградцы делают изрядный круг через Беларусь (Молодечно-Полоцк-Витебск), в то время, как до возникновения границ и визового пространства поезд курсировал по гораздо более короткому пути через Латвию, которую теперь поезда объезжают. Ну, а Литву никак не объехать, через Литву проходят важнейшие IXB и IXD транспортные коридоры (Кена-Клайпеда, Кена-Калининград) (Кена – пограничный пункт Литва-Беларусь). Транзитное движение из России осуществляется следующим образом – из Калининграда до пограничной станции Нестеров (Россия)-Кибартай (Литва) поезда дотаскивают российские тепловозы, там их меняют на литовские, которые тянут поезда до Вильнюса, а в Вильнюсе поезда уже подцепляют к тепловозам Белорусской «чыгунки». На все эти перецепления тепловозов тратится немало сил и времени.
Поскольку участок пути от станции Науйойи Вильня до границы Литва- Беларусь (станция Кена) не был электрифицирован, как и белорусский участок до ст. Молодечно, на этом сравнительно небольшом участке применялась тепловозная тяга. В 2014 г. было начато осуществление проекта электрификации этого участка пути с литовской и белорусской стороны, и вот, наконец, сегодня первый электровоз из Беларуси прибыл в Вильнюс. Сегодня же испытали и первый пробный электропоезд Минск-Вильнюс. До сих пор на этом очень популярном маршруте между двумя столицами курсировали дизель-поезда литовского и белорусского формирования, а теперь поедут литовские двухэтажные электрички производства чешского предприятия Шкода Вагонка, которые могут развивать скорость до 160 км/час. До сих пор условия движения не позволяли развивать таких скоростей.
Почему я придаю такое значение этому событию? На фоне разрушительной деятельности – закрытия маршрутов, разборки целых железнодорожных линий, прочих безобразий, наделанных исключительно из политических соображений, любое созидание радует. О закрытии ж.д. маршрутов я уже упомянула. Но закрытый маршрут нетрудно восстановить. Куда страшнее, когда разбираются железнодорожные линии. Так было уничтожено железнодорожное сообщение с Друскининкай, когда разобрали ветку из Друскининкай и Марцинконис на Поречье. А ведь это сообщение было открыто ещё в 1934 г. в довоенной Польше, которой принадлежал Друскининкай. Разобрана и другая железнодорожная ветка на Беларусь – Пабраде –Лынтупы. Не избежали такой же участи и внутренние линии – Алитус-Варена. В 2008 г. с какого-то бодуна был демонтирован 19 –километровый участок Мажейкяй-Ренге (Латвия). Этот демонтаж вызвал международный скандал – Польша и Латвия пожаловались в Еврокомиссию с требованием не только восстановить упомянутый участок, но и оштрафовать виновников (по последним данным Европейская комиссия назначила за это штраф Литовским железным дорогам в размере 27 873 000 евро). Дело в том, что по этой линии осуществлялись поставки продукции Мажейкского нефтеперерабатывабщего завода (который сейчас принадлежит польской нефтеперерабатывающей компании „Orlen Lietuva“) в соседние страны Балтии. Разборка участка уменьшила конкурентоспособность и этого предприятия, и латвийских железнодорожных перевозчиков. Дорога ещё пока не восстановлена.
Открытие электрифицированного участка дороги возможно откроет перспективы для появления новых пассажирских маршрутов и, конечно, повысит скорость и экологичность железнодорожного транспорта. А самое главное, еще раз продемонстрирует преимущество созидания перед разрушением.
Примечание
21.01.2024
Весной 2020 г. пассажирское железнодорожное сообщение между Литвой и Белоруссии было остановлено. К сожалению,по политическим причинам восстанавливать его не собираются.
Другие рассказы этого цикла в сборнике "Окно в Прибалтику"
Коллаж автора.