Лестница в Вене... заяц Дюрера

Ольга Сергеева -Саркисова
  Человек за жизнь проходит сотни лестниц, в основном обычных и мало интересных, и не помнит их. Но как всё меняется, когда он видит перед собой нечто необычное, например - тёплый коричневый комочек,... заяц, присевший на ступеньки галереи Альбертино в Вене.
 Это именно вас встретит премилый пушистый коричневый "Заяц" Альбрехта Дюрера - известного западноевропейского художника раннего Возрождения, гравёра, живописца, основоположника акварели в Европе, и пригласит вас, возможно, на чашечку кофе после прогулки по галерее.
    Это самый знаменитый "Заяц" в мире, который недавно отметил свой юбилей 500 лет! Кто ещё может этим похвастаться? Он так хорошо написан, что его без конца  изображают на всём, как портрет Моцарта, особенно в Нюрнберге, родине Дюрера. Говорят, что и пятьсот лет назад он был там самой популярной картинкой, жил в каждом доме, почти, как икона. Его и сегодня успешно тиражируют на всём - шкатулках, картинках, тарелках, блокнотах, сумках и продают не только на родине Дюрера, но и во всей Германии. Все витрины  магазинов в пряниках и шоколаде в виде Зайца, бесконечные вышивки с "пушистым", не говоря об игрушках. Здесь культ зайца.
   Галерея Альбертина начинается с лестницы, с красивой лестницы, незабываемой, как и "театр с вешалки", как известно с изображением "Зайца" Дюрера. Работа принадлежит к анималистическому жанру.  Мы видим просто Зайца - русака, которых полно и сегодня в Германии, а пятьсот лет назад их можно было встретить повсюду. Возможно, это божество для них? -Нет. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, как всегда считалось раньше, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, трусости, малодушия, бегства от грехов и не символ любви, и так далее. Это всего лишь зверёк сам по себе, увиденный художником без символов, словно впервые встретил его в лесу. Но как -то по неизвестным причинам он стал пасхальным символом сам по себе ... и его печатают на открытках и пряниках к празднику, хочет он этого или нет.
«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных работ художника. Уже в XVI веке, особенно около 1600 года, появилось большое число повторений рисунка Дюрера. В настоящее время известно 13 вариантов «Зайца», в том числе три свободные вариации, представляющие модель в другом ракурсе. Кроме того, его изобразили в бронзе около дома, где родился и жил художник в Нюрнберге в очень многодетной семье, состоящей из восемнадцати детей не считая взрослых. Он был двенадцатым, а некоторые считают, что третьим  ребёнком в семье. Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Его отец был ювелиром, который приехал в Германию из Венгрии. Свою фамилию, которая в переводе означала «дверь», он перевел на немецкий язык. Так сначала появился Тюрер, а затем более привычное и благозвучное - Дюрер. Так отец открыл "дверь" своему сыну в мир искусства прямо  на Олимп. Фамилия оказалась пророческой.   
    Нюрнберг - очень красивый город, какой - то вертикальный, много высоких зданий и узеньких улиц, в нём приятно жить, гулять по его незабываемым улицам, любоваться яркими рисунками орнаментов домов, их фахверковым стилем, отдыхать у Фонтана "Супружеская карусель" или "Брачная карусель" - совершенно выдающееся произведение Юргена Вебера. Это настоящая анатомия супружеской жизни, брак в деталях и в фас, и в профиль. Как и в любой семейной жизни здесь есть всё от весёлого до грустного, комического и даже трагического, всё многообразие отношений, которые возникают в семье между мужчиной и женщиной за долгие годы их совместной семейной жизни. Здесь есть о чём поразмыслить... и помечтать.
Приятно посидеть в кафе, ресторанчике или у речки Пегниц, которая делит город на две части. Всё располагает к спокойному созерцанию, почти к медитации, и только иногда вспоминаешь здесь ужасное слово "фашизм"...- именно здесь проходил известный на весь мир Нюрнбергский процесс- "Суд истории",судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников, международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции. Главный обвинитель на суде от СССР был Р.А. Руденко. Сколько погибло людей - детей, женщин, стариков и наших солдат. Сколько моих родных и близких унесла эта война. Бабушка, дедушка, дядя и его жена с дочкой, родные моего мужа  были замучены в лагере смерти... Слёзы подступают к горлу, но и сегодня фашизм всё ещё ползёт по земле, строит свои планы.Но, вернёмся к великому художнику Дюреру.
 Дюрер первые навыки в рисовании получил от отца ювелира. Тренировался на всём, и на своих автопортретах. Первый нарисовал в тринадцать лет. Много путешествовал, любил Италию особенно Венецию, был красив и заботился о своём внешнем виде, своих красивых кудрявых волосах, руках, и имел собственного парикмахера. На живописных портретах он пишет себя богатым, знатным бюргером в красивых одеждах, полным достоинства. Свои работы он продавал дорого, и советовал другим художникам поступать так: «Хороший художник должен дорого продавать свои работы. Слишком высокой цены не бывает», — говорил Дюрер. Это и понятно, ведь речь идёт о душе художника...здесь торг неуместен...
 Мой любимый его автопортрет тот, где он напишет себя с распущенными волосами, придерживающий красивой рукой(какие красивые у него пальцы!) халат, отороченный  мехом, зимой было холодно в помещениях и многие спасались такими красивыми и тёплыми халатами часто поверх одежды, как в Германии, так и в России. Скорее всего он писал его зимой, судя по одежде. Он изображён строго в анфас, что допускалось только при изображении Христа и в дальнейшем будет писать его, уже наделяя своими чертами, взяв на себя этим большую ответственность перед людьми, Богом и вечностью. "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет", - гласит надпись на картине. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник подобен Богу, так как является творцом, возможно, хочет провести параллель с создателем. Дюрер был первым художником в Германии, которому был установлен памятник - было за что.
Вот и бронзовый "Заяц", которого так любят горожане, пригрелся на солнышке у дома художника около крепостной стены, все подходят к нему погладить нос на счастье   или другую часть тела, и сделать фото. Я тоже гладила этого зайца и надеялась на удачу, хотя надеяться нужно только на себя.
   Но это не копия Зайца Дюрера, милого и пушистого, это совершенно иной Заяц - скорее монстр, который вырывается из ящика и там ещё много других зайчат. Образ своеобразный, мягко говоря. Взглядом это чудовище косится на соседний дом, а рядом притаился позолоченный крошечный зайчик — уже копия работы Дюрера, которого монстр, по- видимому, собирается сожрать. Скульптура создана как пародия на знаменитую графическую работу уроженца Нюрнберга Альбрехта Дюрера «Молодой полевой заяц". Гигантский злобный заяц был установлен к 500- летию дома художника. Это работа авангардиста — анималиста Юргена Герца под названием «Дань уважения Дюреру». Название -то можно дать любое...
 Но это ещё не всё - дизайнер Оттмар Хёрль создал  инсталляцию "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге в 2003, усадив на площади 7000 зайцев из пластика зелёного цвета, это напоминало поле грядок или огромный огород. Потом этих зайцев продавали по 20 евро.
 Художник -маньерист Ханс Хоффман любил копировать произведения Дюрера, который был для него кумир. Он был его последователем - усердно копировал его картины. Часто его работы продавали, как оригиналы Дюрера, в том числе и «Зайца». Он изображал его то в лесу, то в саду, и рисовал несколько другой ракурс и сопутствующую компанию- то в кругу насекомых, то улиток и растений. Совершенно потрясающе рисовал кошек не только на бумаге и картоне, но и на ткани.  В Германии он пользовался большой популярностью, как мастер натюрморта.   
 Но и Королевский монетный двор не мог остаться равнодушным тоже к самому известному "Зайцу" мира работы Дюрера,он выпустил юбилейную монету "Молодой заяц Дюрера" на британских Виргинских островах из серебра в 2011 г номинал-10 долларов, затем в 2016г. тоже из серебра с его изображением на реверсе- "Заяц", украшенный 26 кристаллами Сваровски и королева на аверсе, достоинством в десять евро.Вот такая получилась "красная цена" зайца. Так Заяц остался вечно молодым, благодаря монетам.
 Заяц, это не волк, конечно. Помните, в Канаде выпустили монету в 2017 году весом в один килограмм чистого золота с изображением волка, и всё с той же королевой. Судя по всему она оказалась большой любительницей природы, зверей и их покровительницей. Достоинство этой монеты 2.500 долларов. Надо отметить, что и олени тоже "засветились" рядом на монете с самой "долгоиграющей" королевой- бабушкой Елизаветой II (прожила 104 года!), и бобры.
 Австрия выпустила красивую монету в 5 евро  из меди с изображением зайчика, а на аверсе номинал - цифра 5, на фоне 9 гербов федеральных земель Австрии в 2016 г. На реверсе- зайчик Дюрера, 3000 экземпляров. Очень красивые монеты.
Монета выпущена в продолжение серии "Шедевры искусства"
Рисунок  "зайца" хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа (1519—1580), в 1588 году стал собственностью императора Рудольфа II и находился в императорской сокровищнице, с 1783 года — в придворной библиотеке...ну, и на ступеньках Альбертино. Последним частным владельцем рисунка был герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого легла в основу собрания венской Альбертины.
  Рисунок показывают народу раз в десять-пятнадцать лет в залах музея, и по юбилейным датам. Эта акварель была дорога художнику, так как мы видим его подпись, бренд- AD. Это была одна из первых работ подписанная художником, значит, он её ценил. Дважды он судился, так как были желающие присвоить авторство работ Дюрера себе.
Художник изобразил "Зайца" мастерски. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху, он словно рассматривает его. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция тела - хорошо сложенный скелет, чувствуется знание анатомии животных, мы словно видим зверька насквозь. Каждый волосок выписан пером очень тщательно.   
Откуда же взялся этот зайчик? Говорят, что он подобрал его, гуляя в лесной местности, где набирался здоровья после тяжёлой болезни. Почти как наш дед Мазай подбирал и спасал косых весной во время наводнения, собирал в лодку, подвозил к берегу и выпускал, советуя не попадаться ему зимой. Этот герой из деревенской истории Николая Некрасова - вот добрейший сюжет для установки памятника Доброте, и для детей пример благородства. Кстати, у зайцев отличное зрение и они совершенно не косые, откуда прилепилась к ним такая кличка -"косой"? Никто не знает.
 Скорее всего своего зайчика Дюрер встретил и подобрал летом или весной, судя по его шубке. Зимой она намного светлее, белая и только кончики ушей чёрные. Заяц тоже был болен или ранен, раз попал в его руки. Я знаю, что они бегают довольно быстро до 70 км в час. Видимо что - то общее объединило их души. Он принёс его в мастерскую, вылечил его, приручил, а потом рисовал. По отражению переплёта окна в глазу "Зайца" видно, что он жил в мастерской художника и они находили общий язык. Так эта дружба пережила века и стала брендом на все времена. В день рождения зайца хочется пожелать ему дальнейшей жизни в памяти людей, и в искусстве.
   Дюрер был избранным художником. Всю жизнь искал совершенство и красоту, но считал, что только Богу известно, что это такое. Он же постиг эту формулу другими, "неисповедимыми" путями, так как сам был художником от Бога. Оставил человечеству свои восхитительные рисунки, полотна и труды по геометрии. Вы только представьте, что эти работы он создавал пятьсот лет назад! Он был посвящённым, так как ему были подарены ум, красота и талант, что даётся далеко не каждому. Как говорится,- "Бог его поцеловал". Ведь не зря он пережил семнадцать своих братьев и сестёр, и две страшные эпидемии чумы не коснулись его прекрасных черт своим дыханием смерти, а красота Дюрера была свидетельством его избранности, и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.
Ну, и кроме всего, сама судьба приготовила ему подарок...Счастливый случай. В семье из 18 детей, двое любили рисовать- Альбрехт и Альберт. Но средств, чтобы отправить их учиться в Академию художеств в Нюрнберг у отца не было, он и так работал по 18 часов и ещё дополнительно брал любые работы, чтобы прокормить семью. Тогда мальчики решили спросить у судьбы, и в воскресный день бросили монету, решив, что, кто выиграет- поедет учиться, а второй будет работать в шахтах, и платить за образование брата, а потом, когда тот выучится, поедет второй, на тех же условиях. Счастье улыбнулось Альбрехту. Четыре года брат оплачивал обучение, а сам работал в опасных шахтах.
 Работы Альбрехта стали сенсацией в Академии, он достиг большого успеха и превзошёл многих своих учителей. Он стал хорошо зарабатывать. Вернулся домой, чтобы отпустить брата на учёбу, чтобы исполнилась и его мечта... Сидя за столом со всей роднёй, Альбрехт произнёс слова благодарности брату, который помог ему исполнить его мечту.- "Теперь твоя очередь учиться."
- "Нет, брат, слишком поздно, посмотри какие у меня стали руки за четыре года на этой шахте, все пальцы были переломаны минимум один раз, сейчас ещё артрит на правой руке, я не могу держать даже бокал с вином, и тем более не смогу красиво провести линию даже на пергаменте или холсте, ручкой или кистью". В дань уважения
 Альберту за всю его жертву, Альбрехт нарисовал загрубевшие руки своего брата, направленные в небо, сложенные как для молитвы. Назвал эту работу "Руки". Это великолепный рисунок ... он всегда его целовал, и помнил о том, кому обязан за то, что стал художником.
 Не знаю насколько это правдивая история, если оба его брата (которые остались в живых после эпидемии чумы из всех 18 детей) были младше его?
И в истории искусства набросок,эскиз, рисунок все же считаются подготовительным материалом перед работой над центральной частью «Алтаря Геллера», для доминиканского монастыря, который Дюрер создал в сотрудничестве с Маттиасом Грюневальдо, и который был уничтожен пожаром в 1729г, но сохранилась хорошая копия. Этот рисунок законченная работа и ею украшают дома миллионов людей, — в качестве религиозных икон. Свои руки он рисовал для картины апостола в алтарь.Они узнаваемы,если сравнивать с другими портретами. И рисовал их, пользуясь отражением зеркала.
Картина «Руки молящегося» Альбрeхта Дюрeра и сегодня одна из самых популярных в мире.   
А за своими руками он тщательно следил, ухаживал, ведь это его главный инструментарий. Эти руки много раз тиражировались, и даже они изображались на монетах, надгробиях, на обложке Библии, сувенирной продукции. "Руки молящегося» изображены на надгробии Энди Уорхола.Это урок доброты и нравственности,о котором не стоит забывать.Такую монету хочется всегда носить с собой, чтобы помнить о многом...
  А сегодня, путешествуя по разным странам, мы неожиданно получаем привет от Дюрера. Например, в Афинах на торце гостиницы Vienna вы встретите красивый мурал с изображением рук брата, которые так любил Альбрехт Дюрер и создал в 1508г.  знаменитый рисунок, с которым он никогда не расставался. Художники арт-стрита взяли за основу его рисунок и уже с другой интерпретацией сделали своё послание в мир в 2011 году. «Мы намеренно решили перевернуть руки, — признается Манолис Анастасакос в интервью радио Athens Voice. — Кажется, что это руки Бога, который молится за всех нас. Он не возводит их к небу, но опускает к земле. В утренние часы тон неба иногда совпадает с цветом здания, и руки будто бы становятся его продолжением».  Авторы: арт-группа Kretsis Crew, Павлос Цаконас и Манолис. Молись за нас!

Едем с мужем на машине, я взглянула на небо и ахнула... прямо перед нами в небе из облаков плыл пушистый заяц...
- Посмотри какой зайчик- сказала я.
- И правда,...красивый такой!
- Это заяц Дюрера... он привет прислал нам...
- И правда, очень похож...
- Только цвет не бежевый, а белый с серым, такую шубку зайцы носят зимой, а у Дюрера явно заяц из другого сезона...- сказала я.
Мы ещё долго рассматривали на небе привет от Дюрера в виде зайчика.
13.09.2017 
Фото; Портрет Дюрера, монета с изображением его зайца и королевы, вся в камнях Сваровски, тарелка фарфоровая с вариантом зайчика-излюбленный сюжет в Германии и Австрии.