Гоголь. Начало

Нина Ватрушкина 2
Фильм «Гоголь. Начало» мне понравился. Мои коллеги отнеслись к нему резко отрицательно, справедливо аргументируя, что это не Гоголь, не Диканька и не «тиха украинская ночь».

Я попытаюсь разобраться, чем мне понравился этот первый из 4-х фильмов о моем любимом писателе.

Когда-то существовало литературное кино. Например, фильм режиссера Пырьева «Братья Карамазовы» по Достоевскому (1968 год) или «Анна Каренина» Александра Зархи по Толстому (1967). К тексту близко, авторские характеристики неприкосновенны, внешний колорит соблюдается. Но прошло полвека, язык выразительных средств в кинематографии изменился.
 
Интересными для меня оказались поиски образов гоголевской мистики, национального колорита Малороссии.

Из села Сорочинцы Полтавской губернии Николай Гоголь уехал в Петербург в 20 лет и попал поначалу в чуждую ему культуру. Под псевдонимом В. Алов он публикует первую поэму «Ганс Кюхельгартен». Это был 1829 год, время господства художественного стиля романтизм, зачинателем которого была Германия. Критика разнесла поэму в «пух и прах», Гоголь скупил весь тираж и сжег.

В фильме «Гоголь. Начало» этот болезненный этап первого творческого опыта показан достаточно выспренно, что характерно для героев романтизма.

Далее начинающий писатель обращается к матери, продолжающей жить в Малороссии, просит присылать ему образцы народного фольклора, всевозможные предания, сказки, украинские песни, колядки и шутки. Мария Ивановна Косяровская, мать писателя, собирала для него описания костюмов, обычаев, церемоний сватовства, свадебных, крестильных, поминальных и других обрядов и игр, что в последующем вошло в произведения классика. Первым опубликованным и признанным произведением стала повесть «Майская ночь или утопленница».

Авторы фильма «Гоголь. Начало» (режиссер Егор Баранов) отправили молодого писателя в родные места в качестве «писарчука» при опытном петербургском сыщике Якове Петровиче Гуро (Олег Меньшиков). Там происходит серия убийств. Николай Гоголь действительно некоторое время служил писарем в Третьем отделении Его Императорского Величества канцелярии, но расследованием в Малороссии не занимался.

Имеют ли право кинематографисты на такую варварскую интерпретацию? Имеют. Они создают свой вариант фантастического исследования рождения таланта.

Казаки, ведьмы, русалки, утопленницы закружили голову зрителя, спецэффекты повергли кого в шок, кого в уныние. Красная свитка ожила, майская утопленница (здесь дочь мельника) пришла на любовное свидание. Ну, это примета времени – сегодня без сексуальных сцен никуда.

Ключом к этому феерическому действию стал сам экранный Гоголь. В «нужный момент в нужном месте» он падает в обмороки, в состоянии которых видит знаки или лица, способствующие расследованию и становлению творчества. Николай Васильевич Гоголь с детства крепким здоровьем не отличался, в конце жизни, как мы с вами помним, переживал мучительный душевный кризис, во время которого сжег второй том «Мертвых душ». На основе этих объективных данных авторы проекта и построили такой нездоровый мифический образ главного героя.

Исполнил его актер Александр Петров. Со своей ролью, на мой взгляд, он справился. Только жаль актера, непрестанно падающего с грохотом, бьющегося о реквизит, которого давят, душат, таскают. Наверно, за эти муки и позволили актеру сыграть ночную сцену с партнершами (Лизой – актриса Таисия Вилкова и утопленницей Оксаной – актриса Юлия Франц).

Чего принять в фильме лично я не могу, так это полное отсутствие украинского колорита, который так заманчив в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» режиссер А. А. Роу. Да и как его создать в искусственной Диканьке, построенной в Псковской губернии? Натура, правда (леса), великолепная.

«Гоголь. Начало» - это первый их 4-х фильмов, созданных на основе творчества Н.В. Гоголя. Впереди «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». А потом сотканный из всего этого сериал на ТВ. Пока планируется все показать зрителю этой осенью. «Время покажет».

Роль Якова Петровича Гуро исполняет блестящий Олег Меньшиков, он же Фандорин. Но именно эта роль пока остается загадкой, иначе почему бы Олег Меньшиков появился в начале XIX века в красном пальто, потом исчез, чтоб явиться во весь последний кадр фильма «Гоголь. Начало». Такой вот знак вопроса в конце.