Мысли... ч174

Новиков Борис Владимирович
Невроз, фрустрация, апатия, психопатия,  etc. – фантомная боль от неслучившегося: несозданного, несделанного, не сотворенного. От невстречи с самим собой, от неставшей действительной самости, от своей недействительности. А своя не случилась потому, что такова, – недействительна, – несвоя: твоя, ихняя, всехняя…
* * *
Чтобы жизнь человеческая была человеческой жизнью (а не прозябанием, выживанием, существованием etc.), мало, чтобы диалектическим было мышление. Диалектическими должны быть чувства и практики. Каждого, многих и всех. Это и есть человеческая, – действительная, – жизнь. Это и есть действительный гуманизм в форме практической всеобщности. И – диалектика как непосредственная творческая сила.
* * *
Собрание – исторически определенная превращенная форма совещания. «Когда собирать нечего – собирают собрание». Со-вещание – форма производства общественности  (всеобщее) и ее определенных форм – коллективности (общее) и личности (единичное). Что может быть лучше совещания?
Той же природы и сущности: со - знание, со - ображение, со - чувствие, со - радость, со - весть, со - бытие, со - творчество…
* * *
Постмодернистский плюрализм – это предпочтение диалектики бесчисленным «философским» диалектам. Наречиям. Укр.: говіркам …
А то и вовсе – сленгу, арго, офене. «Философским»… 
* * *
Творчество не «заменяет развитие», не «приходит на смену развитию» etc., но есть наиболее развитая форма развития, есть разумно постигаемая и практически используемая, осуществляемая  форма развития, есть способ существования действительного гуманизма, сущего в форме практической всеобщности.
* * * *
О цене отчуждения. Штрих к портрету.
Возможность распредмечивания - опредмечивания подменяется (и заменяется) внешним отношением: обладанием, – и его отсутствием, – на основании частной собственности: владением, использованием, распоряжением, присвоением etc., т.е. детерминируется, закрепляется, воспроизводится политическими, юридическими  и  идеологическими факторами. Отсюда: парадоксальность диалектики рабства - господства: раб – всегда господин своего господина; господин – всегда раб своего раба.
* * *
От девиантного мышления (ну от того самого, где знак умышленно уклоняется, намеренно уводится от встречи с обозначаемым, с референтом) –  до девиантных чувств, а от них – до девиантного поведения, до девиантных практик, до банализованной девиантности во всех, – без изьятия, – жизнепроявлениях человека и людей – даже не шаг, но меньше.
* * *
«Технично втирался в доверие». И стал в этом деле непревзойденным специалистом. PRщик по професии. Есть и факультативщики…
* * *
Устают не от вечности (вечность и усталость не корреспондируются), устают от длящегося свыше своей меры времени. От безвременья устают смертельно.
* * *
«Гноище превращенного хронотопа» (Подражание А.В.Б.).
* * *
Профессия?
Специалист по закрыванию чакр народного творчества. Это – если проморгали, и они, – чакры, – где-то раскрылись…
* * *
Раньше девушки (реже юноши) кокетничали, нынче юноши (реже девушки) пикетничают.
        Чаще – за деньги. Ну, в смысле: за бабло.
* * *
Власть – это всегда деформированное социальное взаимодействие, деформированное общественное отношение: воздействие. Именно поэтому она всегда: «над». Над кем-то. Одним. Многими. Очень многими… Поскольку власть, это прежде всего – общественное отношение, а уж затем – институт, право, идеология etc., то нет ничего глупее призыва: «учитесь властвовать собой »…
* * *
Непосредственная (определенная) форма пространства есть место.
Непосредственная (определенная) форма вечности есть время.
И основными формами бытия субстанции могут быть (были, есть, не пребудут лишь пространство и вечность, но отнюдь не «пространство и время». Ну, что тут непонятного?!!
* * *
Фальсификат (симулякр), – да не один: экономический финансизм, виртуальная, потребляющая, развлекающая (развращающая) «экономика», – вызывают к жизни соответствующие результаты (продукт): фальсифицированную мораль, фальсифицированное искусство, фальсифицированную науку, фальсифицированное образование, фальсифицированную политику, фальсифицированное все. И – всех.
…Не надо удивляться тому, что при 300 (трехстах) сортах (марках, названиях) колбасы (любого потребительського товара для «пипляка» на витринах и полках) в рот взять ничего нельзя: мыло - мылом. И это – в очень лучшем случае.
…А чего вы ожидали, на что рассчитывали и надеялись, если … знак существует отдельно от референта ?!
Вас что, в детстве мамка не учила тому, что если оно не воняет вам в хлеву, то оно никогда не будет пахнуть на вашем столе?
Хотелось потребления, оторванного от производства? Pliez. Welkam. И – ни в чем себе не отказывайте.
* * *
Капитал есть форма и способ культурного поступательного развития: самовозрастание. Капитал есть форма самовозрастания культуры. Но: либо культурной (гуманистической) культуры, либо – не.
Как и все прочее в культуре, он может быть реальным и действительным.
Наиболее известной, изученной вдоль и поперек, исследованной формой реального капитала есть та, которая называется «самовозрастающая стоимость»; та, которой посвящено несметное количество исследований, включая и наиболее научно-добротное, – капитальное, –  из них: четыре толстенных тома «Капитала». Это – реальный капитал в его исторически определенной, – буржуазной, капиталистической, – форме.
Почему реальный, а не действительный?
Потому, что никакое это не самовозрастание, – как модус саморазвития, движителем которого есть взаимодействие, – но: модус такого типа развития, которое детерминируется, обусловливается, поддерживается деформированной формой взаимодействия – воздействием. На человека, людей, общество.
* * * *
Нравственный  капитал, эстетический капитал, экономический капитал, общественный капитал, человеческий капитал etc., etc…
Действительный капитал!
…Уже давно пора, отдав должное, рассматривать «Капитал» как опыт, – научно-безупречный, исключительно удачный опыт, – исследования реальной, исторически определенной и к тому же, – ключевое слово: «реальной», – сущей в определенной же – экономической ипостаси формы капитала.
* * *
Капитал …
Не следует забывать, что в истоках своих это слово (термин, вокабула, ноумен, имя, понятие, категория) отнюдь не означало «самовозрастающую стоимость».
В своем исходном, первозданном, – латинском, – происхождении (лат.: capitalis) оно означало и ныне означает:  «главный», «основной», «очень важный». И нефиг редуцировать это прекрасное содержание к одной - единственной и к тому же весьма антигуманной его исторически определенной форме. Надобно слово это «сиять заставить заново».
* * *
«Сталий розвиток …».
Це все-рівно , що «розвиток як посталість».
Або ж: «розвиток як поставання».
Або ж: «розвиток як процес».
Або ж: «розвиток як результат».
Розвиток може бути лише здійснюваною діалектичною суперечністю: постаючою посталістю і посталим (сталим) поставанням.
 * * *
До питання про філософську культуру. «Творчий потенціал» – без умов, засобів, способів etc. його актуалізації.
«Простір освіти» – без часу, аналіз – без синтезу, процес – без результату і т.д. – до безкінечності. Та тут вже мова навіть не про культуру філософську, – хоча б елементарну, – але про відверту глупоту: без берегів, войовничу, нахабну. А, що найсумніше – баналізовану.
* * *
Або он ще: «первісне суспільство»…
* * *
А, может, оно и не случайность: совпадение слов (вокабул, терминов, ноуменов, имен, понятий): мать (мама, матушка, мамуся, мамочка) и –  материя?
Хотя аплодисменты одной рукой не получатся, и мать без отца не состоится, она – наше все. Следовательно – субстанция. Наша субстанция.
* * *
«Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает » (Эрик Хоффер).
* * *

«[ 3. Истинное как принцип и его раскрытие. ] – Впрочем, не трудно видеть, что наше время есть время рождения и перехода к новому периоду. Дух порвал с прежним миром своего наличного бытия и своего представления, он готов погрузить его в прошлое и трудится над своим преобразованием. Правда, он никогда не пребывает в покое, а вовлечен в непрерывное движение вперед. Но как у младенца при рождении после длительного спокойного питания первый глоток воздуха обрывает прежнюю постепенность лишь количественного роста, – совершается качественный скачок, – и ребенок появился на свет, так образующийся дух медленно и спокойно созревает для новой формы, разрушает одну частицу здания своего прежнего мира за другой; о неустойчивости последнего свидетельствуют лишь отдельные симптомы. Легкомыслие, как и скука, распространяющиеся в существующем, неопределенное предчувствие чего-то неведомого – все это предвестники того, что приближается нечто иное. Это постепенное измельчение, не изменившее облика целого, прерывается восходом, который сразу, словно вспышка молнии, озаряет картину нового мира.
Однако совершенной действительности в этом новом так же мало, как и в новорожденном младенце; и существенно не упускать этого из виду. Первое выступление есть лишь его непосредственность или его понятие. Как здание не готово, когда заложен его фундамент, так достигнутое понятие целого не есть само целое. Там, где мы желаем видеть дуб с его могучим стволом, с его разросшимися ветвями, с массой его листвы, мы выражаем неудовольствие, когда вместо него нам показывают желудь. Так и наука, венец некоторого мира духа, не завершается в своем начале. Начало нового духа есть продукт далеко простирающегося переворота многообразных форм образования, оно достигается чрезвычайно извилистым путем и ценой столь же многократного напряжения и усилия. Это начало есть целое, которое возвратилось в себя из временной последовательности, как и из своего пространственного протяжения, оно есть образовавшееся простое понятие этого целого. Действительность же этого простого целого состоит в том, что упомянутые формообразования, превратившиеся в моменты, снова, но в своей новой стихии, развиваются во вновь приобретенном смысле и формируются.
В то время как первое явление нового мира, с одной стороны, есть лишь свернувшееся в свою простоту целое или его общее основание, для сознания, напротив того, еще не потеряно воспоминание о богатстве предшествующего наличного бытия. Во вновь появляющемся образовании оно не находит раскрытия и различения содержания; но еще в меньшей мере оно находит то развитие формы, благодаря которому с несомненностью определяются различия, и в их прочные отношения вносится порядок. Без этого развития наука лишена общепонятности и кажется находящейся в эзотерическом владении нескольких отдельных лиц; – в эзотерическом владении: ибо она имеется налицо всего лишь в своем понятии или налицо имеется лишь ее "внутреннее"; – нескольких отдельных лиц: ибо ее неразработанность делает ее наличное бытие единичным. Лишь то, что вполне определено, есть в то же время экзотерическое, понятное и годное для того, чтобы быть изученным и стать достоянием каждого. Рассудочная форма науки – это всем предоставленный и для всех одинаково проложенный путь к ней, и достигнуть при помощи рассудка разумного знания есть справедливое требование сознания, которое приступает к науке, ибо рассудок есть мышление, чистое "я" вообще; и рассудочное есть уже известное и общее для науки и ненаучного сознания, благодаря чему последнее в состоянии непосредственно приобщиться к науке». /Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, Предисловие, С.-П., 2002. стр. 6-7/.
***
Сучасність – це хронотоп (місце і час), де і коли минувшина стрічається з  майбуттям.   
***
«Наука есть истинная форма бытия истины» (Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, Предисловие).
* * * *
Рассудок – форма существования репродуктивных (наличных, определенных) форм духовной жизни. Это – духовная основа социализации. Это настолько справедливо, – истинно, – что можно сделать вывод: рассудок – это не только духовная форма обмирщения науки , но и условие производства  самое общественности, коллективности и личности. Разумеется, речь идет о рассудке как о моменте развития духа, о ступени развития духа в его определенности, наличности, непосредственности. Однако, ни в коем случае – не о рассудке абсолютизированном, т.е. о духе, редуцированном к определенности, к наличности, к непосредственности. О духе, отрицающем саму возможность развития (эволюции, генезиса) рассудка в разум, т.е. отрицающем развитие самое духа.
Впрочем, здесь уже речь идет не о рассудке, но о рассудочности.
***
Деградация: от «деструкции» М. Хайдеггера до «деконструкции» Ж. Деррида. «Философия» ухудшения плохого.
***
Извращенное совокупление «текстов» (знаков без референтов) порождает «контекст». Способ существования последнего, – во всех смыслах – последнего (укр.: упослідженого), –  дискурса. Дискурсу рекурс без надобности: обходится же знак без обозначаемого…
И кто хуже: «танцоры», или «хореографы с постановщиками», «музыканты с искусствоведами», или же «продвинутая» публика, пришедшая на зрелище? Ну, учитывая, что аплодисменты одной рукой не очень получаются, – «обое рябое».
Что это? Так, опыт лаконичного этюда. Постмодернистской «методологии».
***
Реальность: вначале было дело.
Виртуальность: вначале были деньги.
Действительность: вначале было слово.
P.S. Сказанное не касается субстанции: у нее нет начала. И конца, разумеется. 
***
Телеграфный столб – идеально отредактированная цветущая яблоня (вишня, ель, сосна etc.).
***
Афоризм – хорошо продуманная докторская диссертация по философии.
***
Осуществленная, –  непосредственная, – цель, есть непосредственная форма бытия культуры: либо, – непосредственная, наличная, социальная реальность, либо, – непосредственная, наличная, – действительность. 
***
Целесообразность есть осуществляющееся диалектическое противоречие, есть единство целеполагания и целеосуществления, опосредуемых целью – чувственно - духовной формой [будущего] результата. 
***
Целеполагание может быть [и есть] лишь духовно-чувственным.
Цель – лишь духовной.
Целеосуществление – духовным; чувственным; практическим. Или – в любой комбинации этих способов.
Оптимальное (в см. идеальное) целеосуществление – духовно-чувственно-практическое.
***
Целесообразность есть контролируемое (человеком, людьми, человечеством) становление. 
***
Результат есть социальная (культурная) форма бытия ставшего; целесообразность (целеполагание и целеосуществление) есть социальная (культурная) форма бытия становления. 
***
Социализация индивида, – в предельно, чудовищно сжатой форме, – воспроизводит весь путь становления (и ставших форм) культуры – и в ее процессе, и в ее результате, т.е. в ее развитии. Особенно наглядно, концентрированно и убедительно это представлено в образовании. И – в воспитании. То есть – в педагогике. 
***
«Нетерпение требует невозможного, а именно достижения цели без обращения к средствам» (Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, Предисловие).
***
«Отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже оставленные духом, как этапы пути, уже разработанного и выравненного; таким образом, относительно познаний мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагоги¬ческих успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира. Это наличное бы¬тие уже приобретенное достояние того всеобщего дух а, кото¬рый составляет субстанцию индивида и, таким образом являясь ему внешне, – его неорганическую природу. – В этом аспекте образование, если рассматривать его со стороны индивида, со¬стоит в том, что он добывает себе то, что находится перед ним, поглощает в себя свою неорганическую природу и овладевает ею для себя. Со стороны же всеобщего духа как субстанции образо¬вание означает только то, что эта субстанция сообщает себе свое самосознание, т. е. порождает свое становление и свою рефлексию в себя». (Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, Предисловие).
***
Что есть мир превращенных форм?
А это где и когда «изображая жертву», «изображая страсть», «изображая мудрость», «изображая демократа», «изображая гения», «изображая …».
Словом, изображая жизнь. Жизнь – образ … А, поскольку образ – без прообраза (денотата), то: жизнь – безобразие. 
***
«Правильно назвать – правильно понять» (Наполеон). 
***
«Философия по существу своему относится к стихии всеобщности» (Г.В.Ф, Гегель, Феноменология духа, Предисловие).
***
Что есть система? Упорядоченное, – структурированное, – множество, упорядоченная целокупность в отличие от таковой неупорядоченной; от навала, от кучи, от нагромождения, «агрегата сведений» (Гегель) etc.
Система есть противоречивое единство элементов и связей (структуры) между ними как осуществляющееся диалектическое противоречие.   
***
Протосистема (познания и знания истинного) описывает, предсистема классифицирует, система объясняет.
***
Человек потребляет. А «пипл хавает».
Человек творит, а «пипляк вытворяет».
Человек продает (обменивает), а «пиплу втюхивают».
Человек наслаждается, а «пипляк тащится» («зависает», «оттягивается», «отрывается»).
… Расчеловечивание («пиплизация») в непосредственных формах.
***
Современная реклама, – везде: в интернете, на ТВ, радио, в газетах, в вагонах общественного транспорта, на улице etc., – банальный пример абсолютного доминирования деформированной формы взаимодействия – воздействия. На ТВ любая передача, фильм и т.д.  – это (по времени) жалкие врезки, вкрапления в рекламу … Леня Голубков мутировал в Васю Кондора (коршуна, ястреба, словом – в падальщика, в стервятника). А мы тогда во что? Мутировали?!   
***
Что значит констатация: предыстория полностью исчерпала (актуализировала) свой созидательный потенциал и безвозвратно утратила историческую перспективу?
Только то, что она (ее фасад) держится на «приборах»: «искусственные легкие», «искусственные почки», «искусственное сердце» …
Скупка «мозгов», использование чужой (ибо по бросовым ценам) рабочей силы, силовой отъем (перераспределение) чужих природных ресурсов etc., etc. Словом, пациент держится исключительно на донорах. Все остальное: миф, блеф, наваждение, фикция, дериват, виртуал, симулякр, превращенка. Словом: text…
 **
Орудие, техническое устройство, узел, механизм, агрегат, машина, система машин, автомат и т.п. материальные составляющие производительных сил своей главной, – для человека, – функцией (кроме многих прочих) имеют: экономию времени. Функцию производства свободного времени.  Субстанциальной предпосылки времени творчества, т.е. производства основного богатства: богатого, целостного, – действительного, – человека. Производства и воспроизводства действительного гуманизма в форме практической всеобщности.      
***
В нынешних докторских диссертациях науки ровно столько же, сколько натуральных продуктов (свежих мяса, яиц, цельного молока) в нынешней докторской колбасе. (Навеяно А.В.Б.).
Вариант: – Что общего между нынешними докторской диссертацией и докторской колбасой?
– И в той, и в другой начисто отсутствует натуральный продукт.   

***
«И так во всем. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Еванг. от Матфея).
***
Творец всегда переполнен собою.
***
Полноценная культура всегда избыточна.
***
Дайджест – перелицованная доксография, заемный ум, цитатничество. 
***
Миф спонтанный – недомысел. Вымысел.
Наука – мысль. Промысел.
Миф неспонтанный – измышление. Умысел.
***
В философии, в науке вообще, в искусстве – живут. Даже не так. Живут не «в них», но «ими».
«…Занимаются» всем этим либо по недомыслию, либо только по предварительному сговору, т.е. по злому умыслу и замыслу (Навеяно А.В.Б.).
***
«Оставьте их. Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Еванг. от Матфея).
***
Чтобы на планете Земля в результате рукотворного термоядерного Апокалипсиса не осталось ничего живого (включая вирусы, бактерии, микробы etc.), словом, не осталось ничего выжившего, надобно чтобы прежде сложилась (среди homo sapiens) критическая масса выживших из ума. Начальников и подчиненных.   
***
Что такое «универсальный человек»? Это полностью обобществленный человек. И – человеческое (человечное) общество.
Это – универсальный уникум и уникальная универсальность. Место и время (хронотоп) их встречи – коллективность.   
***
Индивидность есть персонифицированная унифицированность, есть полностью отредактированный человек. Как телеграфный столб – тщательно отредактированная цветущая вишня (ель, сосна etc.).
***
Корпоративность – то же самое (см. выше), применительно к коллективности.
***
«Философия» – это отоваренная философия, философия на потребу, философия на продажу (продажная философия), философия  «на вынос». Ногами вперед…
***
Аномия – это не только (а, может, и не столько) неуважение, игнорирование etc. регулируемых правом норм, но: «голосование ногами» против их несовершенства, форма развития самого права, форма перманентного совершенствование самое «писаных» законов, норм, правил etc.